Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Туризм

Рубрика: Всем

Под туризмом понимают теорию и практику раз­ного рода походов, восхождений на горы и путеше­ствий с целью спортивного соперничества, активно­го отдыха, образования и воспитания. Для путеше­ствий в отпускное время с использованием обще­ственного или личного транспорта, в которых главное место занимают беседы и отдых, все боль­ше подходит слово туризм. Туризм-составная часть физической культуры и спорта, поскольку он служит проявлению здорового образа жизни, раз­витию, совершенствованию и сохранению физиче­ской работоспособности и всесторонней подготов­ки. В туристической деятельности в центре внима­ния находятся различные формы планомерных и организованных туристских походов, велотуриз­ма, путешествий на лодке и лыжных походов. Кро­ме того, туризм тесно связан с культурными ценно­стями. Особенно важное значение туризма заклю­чается в организации досуга для молодежи.

Различные формы туризма являются предпочти­тельным средством организации рационального до­суга, активного отдыха и проявления здорового образа жизни для широких слоев населения самых различных возрастов.

Оздоровительная ценность. Туристская деятельность связана с переменой мест, организуется при любой погоде и предъявляет человеку самые разнообразные требования. Одновременно действуют 3 важнейших фактора: чередование окружающей среды (обста­новка), климатических условий и видов деятельно­сти. Регулярная туристская деятельность и участие в туристических состязаниях являются эффективной компенсацией труда, вызывают у человека радость жизни, служат закаливанию и повышают физиче­скую жизнедеятельность организма. Образовательная (познавательная) ценность. Во вре­мя своих путешествий и походов как по своей стра­не, так и в других странах туристы знакомятся со страной и ее людьми, их жизнью, видят их стре­мление к миру и мирному труду, знакомятся с на­циональной культурой. Они расширяют и углу­бляют свои знания в области ботаники, зоологии, геологии, географии, метеорологии и астрономии, сельского и лесного хозяйства, истории культуры и искусства. Правильно организованное путеше­ствие или поход вносят важный вклад в развитие общеобразовательной подготовки. Благодаря по­стоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному уча­стию в разного рода играх на местности и турист­ских состязаниях расширяется кругозор каждого участника.

Воспитательная ценность. Туризм оказывает боль­шую помощь в изучении истории и формировании мировоззрения, ведет к уважению и активной защи­те природных богатств. Поскольку туристская дея­тельность проводится большей частью в коллекти­ве, когда один зависит от другого и в обязательном порядке требуется тактичность, внимательное отно­шение друг к другу, когда собственные интересы нельзя ставить выше интересов коллектива, то все это предоставляет большие возможности для ин­тенсивного воспитания в духе коллективизма и для формирования таких ценных черт характера, как воля, уверенность в себе, выдержка, самостоятель­ность, решительность, готовность прийти на по­мощь и т.д. Успех воспитания зависит от того, на­сколько глубоко было событие (переживание) и насколько велика степень сложности в данном ту­ристическом походе.

Охраняемые законом объекты. Заповедники не являются объектами экскурсий или организации от­дыха; не разрешается производить в них какие-ли- бо изменения, рвать растения, беспокоить, ловить или убивать зверей, сворачивать с намеченных тро­пинок (дорог), ставить палатки, разжигать огонь или загрязнять местность.

Заповедные зоны и природные памятники. Речь идет о        местах, которые из-за своей красоты особенно пригодны для отдыха населения, из-за своего своеобразия достойны сохранения и заботы. По этой причине такие места рекомендуются для эк­скурсий и походов. Палатки и кемпинги разре­шаются только в указанных местах. Искажения ландшафтов и засорение территории запрещены. Памятники природы. В качестве памятников при­роды следует рассматривать поставленные под ох­рану краеведческие и научно важные объекты при­роды, как, например, деревья, минералогические образцы, геологические раскопки, а также заповед­ники. Им нельзя причинять вред; уничтожать, раз­рушать или изменять ландшафт также запрещено. Все объекты обозначены табличками.

Туристские места расквартирования. В настоящее время развернулась широкая сеть хорошо оборудо­ванных молодежных туристских баз, временных турбаз, кемпингов и туристских станций. Благодаря огромной поддержке государственных органов, сеть туристских баз постоянно расширяется, чтобы удовлетворить растущие потребности населения. Для облегчения формальностей с заявками созда­ны передаточные станции районного и областно­го масштабов. Для лучшего ориентирования соз­даны также единые вывески туристских маршру­тов.

Молодежные туристские базы. Это государственные организации с помещениями для ночлега, пребыва­ния и питания, а также учреждения для культурной, спортивной и туристской деятельности. Подача за­явок и их распределение гарантированы принятым законом.

Турбазы. В качестве временных турбаз служат горные и туристские хижины, пионерские лагеря и другие сооружения, в которых туристам предо­ставляется возможность ночлега.

Кемпинги. Места для кемпингов и палаток-ограни­ченные площадки, выбранные естественными усло­виями для отдыха и предоставленные в распоряже­ние отдыхающих местными Советами, предприя­тиями, другими учреждениями или отдельными владельцами для использования и разбивки пала­ток, спальных вагонов и пр. и оснащенные необхо­димым оборудованием с точки зрения техники безопасности и санитарии. Выбор и сооружение площадок для кемпингов, а также требования к противопожарной охране указаны в специальных законах.

Туристские путешествия характеризуются главным образом пассивным перемещением с использова­нием технических достижений для удобства тури­стов. Эти путешествия служат знакомству и развле­чениям, дают сведения о стране и о людях и обеспечивают отдых. Постоянное повышение жизненного уровня трудящихся ряде стран, а также все растущее сближение народов ве­дут к значительному подъему международного ту­ризма. Одновременно растет внутренний туризм; все большей популярностью пользуются кемпинги и другие виды отдыха вне города. Государственные органы и общественные организации предприни­мают большие усилия, чтобы удовлетворить расту­щие потребности населения. Это находит отражение прежде всего в растущем строительстве турист­ских отелей, мотелей, домов отдыха, площадок для кемпинга, в увеличивающемся ассортименте ту­ристских товаров, а также в улучшении и расшире­нии запросов в туристских походах и путешествиях. Туристские походы. Эту форму туризма характери­зуют активная деятельность и простой, здоровый образ жизни. Походы пешком могут иметь как спортивный, т. е. связанный со спортивными упраж­нениями и соревнованиями на местности, так и эстетически-созерцательный или поучительный характер. Туристский поход пешком, по воде, на велосипеде, мотоцикле или на лыжах требует отка­за от многих удобств. Здесь нужно учитывать борь­бу с непогодой, физические нагрузки и трудности, обусловленные местностью. При этом турист повы­шает свою физическую работоспособность, посред­ством наблюдений и исследований углубляет свои краеведческие познания, познает страну и людей и формирует свою личность в коллективе. Туристские походы пешком. Общее. Пеший поход- самый старый вид путешествия. Особое значение он приобретает от того, что может использоваться в качестве активного отдыха широкими слоями на­селения всех возрастов при любой погоде и в лю­бое время дня. По этим причинам он служит важным средством образования, воспитания и оз­доровления в общей спортивной программе. В со­ответствии с доминирующими признаками разли­чают спортивные походы, эстетико-познавательные походы и экскурсии. Цель спортивного похода определяется преодолением пути от 20 до 60 км в день со скоростью от 5 до 7 км/час и с перепадом высоты от 500 до 1500 м. Эстетико-познавательный поход осуществляется со средней скоростью 4—5 км/час и вызывает эффект психологического расслабления. Он зачастую комбинируется с эк­скурсией или учебным походом. При этом прово­дятся наблюдения или исследования естествоведче­ского, хозяйственного, культурного или историче­ского характера с целью дальнейшего образования и воспитания.

Историческое развитие. Поход как средство физиче­ской закалки, духовного обогащения и дальнейшего образования берет свое начало у гуманистов XV-XVI вв. Филантропы XVIII в., и прежде всего Зальцман и Гутс-Мутс, предпринимали со своими учениками длительные походы в сочетании с физи­ческими упражнениями на местности. При жизни Ф. JI. Яна эти походы служили в период освободи­тельной войны (1813-1814 гг.) патриотическому во­спитанию и предварительной военной подготовке молодежи. В середине XIX в. развитие железнодо­рожного транспорта вызвало массовый подъем ту­ризма, что в свою очередь определило создание разных союзов й объединений. До 1930 г. в Герма­нии возникло около 200 туристских союзов. Материальное обеспечение. Одежда и снаряжение туриста зависят от времени года, требований ту­ристского маршрута, вида путешествия, вида ноч­лега, продолжительности похода и от способов ре­шения возникших в пути задач. Туристская одежда и снаряжение должны отличаться целесообраз­ностью, изяществом, прочностью, легкостью, удоб­ством, воздухопроницаемостью и доступностью к транспортировке. Если нужно готовить пищу са­мим, то следует иметь при себе кипятильники, ка­нистры, посуду и продукты питания. При пригото­влении пищи обязательно следует учитывать прави­ла противопожарной охраны. Для планируемого ночлега нужно взять с собой легкую палатку и ин­вентарь, а также надувной матрац или матрац из губчатой резины, спальный мешок или одеяло. Эти вещи распределяются среди всех членов группы или же железной дорогой доставляются на место ночле­га. В зависимости от цели, вида и задач похода ру­ководитель обязан заранее подобрать снаряжение, карту путешествий, компас, перечень молодежных туристских баз, указатель дороги, туристскую лите­ратуру, сигнальный свисток, карманный фонарь. Для организации отдыха можно предусмотреть также спортивный инвентарь, пневматические ружья, музыкальные инструменты и др. Для транс­портировки личного снаряжения лучше всего под­ходит рюкзак. Он должен быть легким, прочным, водонепроницаемым, вместительным, снабжен не­сколькими отделениями и карманами, широкими ремнями и лямками, нижняя часть его оборудована кожей и искусственной кожей. Его следует упаковы­вать таким образом, чтобы мягкие и легкие пред­меты лежали внизу и сбоку рюкзака, тяжелые-сверху. Предметы, которые должны быть всегда под рукой (свидетельство о принадлежности к обществу и др.), размещаются во внешних карма­нах рюкзака.

Правила. В общих Правилах спортивного туризма (имеются в виду пешие походы) указываются виды путешествий, которые могут привлекаться для классификации туристов. Сюда входят много­дневные походы с дневным переходом от 15 до 40 км, этапные, базовые, звездные и смешанные по­ходы, если они соответствуют спортивным требо­ваниям, а также марш-броски свыше 20 км. Кроме того, Правила содержат указания для организато­ров по проведению массовых спортивных походов и директивы для участников. Так, например, каждый спортсмен-турист должен иметь при себе удостоверение на право участия в походе, куда вно­сятся отметки об уплате членских взносов и освиде­тельствовании врача, а также стартовую книжку. Возрастные классы. Различаются следующие воз­растные категории соответственно для женщин и мужчин: школьники I (от 7 до 10 лет), школьники II (от 11 до 14 лет), молодежь (от 15 до 20 лет), сениоры I (от 21 до 30 лет), сениоры II (от 31 года до 40 лет), сениоры III (от 41 до 50 лет), сениоры IV (от 51 года до 60 лет), сениоры V (от 61 года и старше).

Спортивная классификация. В зависимости от клас­сификации спортсменов-туристов различаются зва­ния спортсмена-туриста и альпиниста III, II и I классов и класс мастеров. Предпосылками для присвоения звания могут быть квалификация ин­структора походов, описание содержания турист­ского маршрута, выполнение условий, ограни­ченных временем и пространством. Спортивные достижения выражаются в баллах; 1 км пути, 100 м преодоленного подъема или 200 м спуска равны, к примеру, 1 баллу. Другими факторами, которые могут быть пересчитаны в баллы для об­щего результата, являются, например, вес рюкзака, погодные условия и количественный состав группы. Нормы равны: для класса III-300 баллов, для класса II — 500 баллов, для класса 1-700 баллов и для мастера-1200 баллов.

Техника. Различают походы с остановками на базе и этапные походы. В первом случае предприни­маются походы в окрестные места с одного места (базы), в другом случае туристы продолжают путе­шествовать во все новые места. При этом все сна­ряжение нужно брать с собой. Походы с останов­кой на базе в организационном отношении проще и предъявляют туристам незначительные требова­ния.

Цель походов может быть самой разнообраз­ной: революционные памятники и памятники на­циональной культуры, знакомство с красотами окружающей природы, предприятиями и т.д.

На основании карты и туристской литературы разрабатываются туристские маршруты. После их разработки составляется план похода. Он содержит цели на день, спортивные упражнения на местно­сти, игры, посещения и др. с указанием точного времени. При этом нужно учитывать уровень под­готовки и возраст участников, состав группы, осо­бенности маршрута, почвенные условия и нагрузку в предыдущие дни.

Следующие нормы нагрузки характеризуют от­правные точки при разработке карты туристского маршрута:

Возраст в

годах

1-дневный поход, км

многоднев­ный, км

скорость,

км/час

багаж,

кг

Дети

10-12

10-12

8-10

3

3

Дети

12-14

12-18

10-15

3-4

4

Молодежь

15-18

15-25

12-20

4

5-7

Взрослые свыше 18

20-40

15-30

4-5

6-10

Спортсмены-

туристы свыше 18

20-60

15-30

5-7

6-10

Самый экономичный темп путешествия равен 4 км/час. При длительных нагрузках темп должен оставаться по возможности постоянным, т.к. по­стоянное чередование темпа и частые остановки быстро утомляют туристов. Плохие почвенные ус­ловия, ночные и горные переходы требуют надбав­ки в 20% к обычному времени. Паузы для отдыха назначаются по просьбе участников. В много­дневных переходах в каждые 3-й или 4-й день дол­жен назначаться день отдыха.

Общие расходы на путешествие слагаются из платы за проезд, платы за ночлег, питание, из рас­ходов на посещения и культурные мероприятия и т.п., а также из расходов на предметы снаряже­ния. На непредвиденные расходы следует заплани­ровать 10% от общей суммы.

В чисто воспитательных целях следует придержи­ваться одного принципа: жить дешево и просто, но не терпеть нужду!

До начала путешествия среди участников группы распределяются обязанности. Прежде всего следует подумать о следующих функциях: староста группы, хозяйственник, ответственный за культмассовую работу, ответственный за спортивные мероприятия, санитар, редактор.

Староста группы является заместителем руководи­теля группы и отвечает за воспитательную и поли­тическую работу в группе.

Хозяйственник заботится о питании, размещении, групповой кассе и снаряжении. Кроме того, вводят поочередное дневное дежурство.

По местности группа путешествует в непринуж­денном порядке, но при этом не растягиваясь дале­ко и не теряя друг друга из вида. Какую-то мест­ность или населенный пункт рекомендуется прохо­дить замкнутой группой. Во время похода рекомен­дуется петь туристские, молодежные песни, ко­торые поддерживают ритм движения и подбадри­вают участников. В походах особенно внимательно следует работать с молодежью, формировать у нее социалистическое мировоззрение, развивать такти­ческое мышление, усиливать общую физическую работоспособность, прививать специальные во­енные знания, а также развивать и совершенство­вать способности и навыки. Во время походов ре­комендуются следующие виды спортивных упраж­нений и мероприятий: элементарные упражнения, как, например, ходьба, бег, ползание, прыжки, бро­сания, метания, лазание и плавание; упражнения на наблюдательность: упражнения на развитие зрения и слуха, целеуказание, описание местности, набро­ска плана местности, выслеживание и разведка, оценка дальности расстояния и высоты на глаз, оценка местности; упражнения по использованию местности: маскировка и прикрытие, подкрадыва­ние, ложные маневры; упражнения на ориентирова­ние: развитие элементарного умения ориентиро­ваться, упражнения с картой, с компасом, планом; упражнения на развитие чисто туристских рабочих навыков: приготовление пищи, разбивка палатки; прикладные упражнения, как, например, спор­тивный туризм, туристские состязания, игры на местности.

Методический принцип применения спортивных упражнений на местности гласит: через самостоя­тельность в элементарных упражнениях к самостоя­тельности в прикладных упражнениях! Туристы должны проявлять собственную инициативу в туристских состязаниях, и прежде всего в играх на местности. При этом весь ход упражнений не мо­жет быть разработан заранее во всех подробностях, как в других видах спорта, поскольку часто изме­няются почвенные и климатические условия и усло­вия самой местности. Несмотря на это, в основе каждого упражнения должен быть план, который определяется целью подготовки. Во время похода следует учить не только новое, но и повторять уже заученное. При этом руководитель похода руковод­ствуется особенностями местности, где проводятся состязания и упражнения, т.к. они весьма измен­чивы.

Велотуризм. Историческое развитие. Велосипед был изобретен в XIX в. Когда в 1888 г. ирландец Дан­лоп изобрел пневматическую шину, велосипед бы­стро превратился в основное средство передвиже­ния и стал излюбленным спортивным снарядом в широких слоях населения. Наряду со спортивны­ми соревнованиями, велообщества с самого начала развивали велотуризм.

Материальное обеспечение. Для велотуризма подхо­дит любой безопасный при движении велосипед, ес­ли он соответствует велосипедисту. Туловище вело­сипедиста лишь немного наклонено вперед. Но он сидит на велосипеде не так, как на стуле, он вклю­чает в работу все группы мышц. Высота седла уста­новлена, как у велосипедиста-шоссейника. Седло не должно быть слишком широким или слишком уз­ким. Лучше всего подходит спортивное седло.

Боли в плечевых суставах свидетельствуют о не­правильном положении велосипедиста. В таком случае руль следует установить немного выше.

Для шин больше всего подходит легкий прово­лочный бандаж на легком металлическом ободе. К снаряжению велосипеда относятся также 2 надежных, действующих независимо друг от дру­га тормоза, безупречно работающая система осве­щения, инструменты для ремонта, воздушный на­сос и багажник. Для того чтобы не нагружать самого велосипедиста, предпочтение отдается рюк­заку. При себе всегда нужно иметь перевязочный материал, лейкопластырь и английские булавки. Весной и осенью велосипедист одет, как правило, в спортивную куртку с капюшоном и длинные брю­ки. Для летних месяцев рекомендуются короткие штаны (шорты) и спортивная рубашка, в прох­ладные дни-пуловер. Не следует забывать дожде­вую накидку. Нижнее белье должно быть воздухо­проницаемым, но не слишком тонким. Вообще нужно одеваться теплее обычного, чтобы не про­студиться.

Туфли велосипедиста-легкие спортивные полу­кеды на прочной подошве. Не рекомендуется ис­пользовать гимнастическую или легкоатлетическую обувь, так как тонкая подошва быстро стирается. Техника. Тот, что хочет получить удовольствие от велотуризма, должен познакомиться с его техни­кой. Сюда, кроме ухода за велосипедом, относятся рациональное планирование велопохода в разное время года, правильное распределение сил в пути и организация поездок, которые богаты развлече­ниями. На обычном велосипеде, при нормальных условиях езды, т.е. по хорошей дороге без подъе­мов, велосипедист-турист может проехать макси­мальное расстояние со средней скоростью в 15-18 км/час. Решающим фактором является то, что его работоспособность постепенно и систематически повышается. Чтобы быстрее попасть в район вело­туризма, можно некоторые расстояния проехать по железной дороге.

Велосипедисты должны ехать друг за другом по­одиночке. Они должны использовать специальные велодорожки. На шоссе без этих велодорожек сле­дует придерживаться правой крайней стороны. Вне населенных пунктов велосипедисты могут исполь­зовать расположенные рядом с полотном железной дороги боковые полосы, если они не мешают дви­жению пешеходов. В более многочисленных груп­пах расстояние между велосипедистами достигает длины полтора колеса, при спусках с горы расстоя­ние увеличивается до 3 или 5 колес. Легкие подъе­мы следует преодолевать относительно быстро и мощно.

Водный туризм. Коллективные поездки организуют­ся спортивными союзами или обществами. Руково­дители берут на себя решение вопросов о выборе пути следования, размещения участников во время ночевки, заранее узнают о времени шлюзования и др. Коллективные поездки по своему ценному воспитательному значению стоят на первом месте. Особая форма групповых поездок-лодочный ла­герь на воде. Из одного постоянного места (лодоч­ного дома или палаточного городка) туристы пред­принимают выезды на лодках в различных напра­влениях.

Водный туризм предполагает прежде всего зна­ние техники управления лодкой. Каждый участник водного турпохода должен уметь плавать; в груп­повых выездах среди участников должны быть опытные спасатели. Знание Положений и законов о          водных путях и охране природы берется на воору­жение участниками водного туризма.

Отдельные дневные этапы характеризуются сту­пенью трудности водного пути, климатическими ус­ловиями и уровнем мастерства водных туристов. При большом количестве участников дневная нор­ма прохождения водного пути на складной байдар­ке или на гребной шлюпке равняется от 30 до 40 км.

Историческое развитие. Туристские походы на каноэ и лодках были известны еще в 50-х гг. прошлого столетия. Гребцы заботились о развитии водного туризма начиная с 1885 г., и в 1908 г. в Берлине был основан Союз гребцов-туристов. Путешествия на каноэ стали очень быстро распространяться пос­ле изобретения и усовершенствования складной байдарки.

Материальное обеспечение. Из многочисленных ви­дов лодок для предусмотренного похода выбирают наиболее подходящую. Не рекомендуется использо­вать чисто спортивные лодки, т. к. они не обеспечи­вают достаточного удобства, места для багажа и, кроме того, не всегда отвечают предъявляемым требованиям.

На каноэ можно плыть также по узким водото­кам, по которым невозможно проплыть на гребных шлюпках. На неуправляемых лодках, как байдарка или канадское каноэ, трудно преодолеть препят­ствия.

Складная байдарка, значительно усовершенство­ванная в последние годы, сделала доступным во­дным туристам поход по горным потокам. В на­стоящее время она является самым распростра­ненным видом благодаря своей относительно низ­кой закупочной цене.

Гребная шлюпка, обусловленная высокой заку­почной ценой, является наиболее распространенной в спортивных обществах. Предпочтительнее всего академическая одиночка, поскольку на ней можно пройти по водному пути шириной в 6 м и посколь­ку требуемое в целях воспитания выносливости рас­пределение труда имеет больше преимущества, чем односторонняя нагрузка в распашной гребле. Для водного туризма больше подходят двойки и четвер­ки, чем одиночки и восьмерки. Широкая лодка- просторная и устойчивая и имеет поэтому ценные преимущества.

На больших озерах и в прибрежных водах больше всего используют учебные (клинкерные) лодки.

При благоприятных условиях ветра туристы охотно пользуются парусными лодками. Для складных парусных лодок имеется специальное па­русное оборудование различной конструкции. Ту­ристские походы на парусных лодках предприни­маются преимущественно на больших озерах или на море. Для турпоходов по озерам, прибрежным водам и на море требуются удостоверения о техос­мотре.

В снаряжение каждого каноэ и каждой лодки вхо­дят : 2 довольно длинных стропа, которые одновре­менно могут служить бечевой тягой, комплект ин­струментов, материалы для ремонта и запасные части. Помимо того, в лодке имеются 2 крючка для весел. Туристы на разборных байдарках ис­пользуют специальные тележки для перевоза лодок. Для их транспортировки хорошую услугу оказы­вают простые ремни с петлями (для четверки 2 штуки). Обязательно нужно брать с собой в по­ход дорожную аптечку. Личное снаряжение должно соответствовать целям и не быть слишком гро­моздким. Для лучшего сохранения одежды и ценных предметов хорошо’зарекомендовали себя синтетические мешки. В любой поездке долж­ны быть обязательно палатки и палаточные при­надлежности, надувной матрац и спальный ме­шок.

Техника. Многочисленные группы должны придер­живаться определенного туристского порядка. Все лодки должны оставаться на расстоянии слышимо­сти. При сильном течении следует учитывать Пра­вила поведения на воде. На берег нужно высажи­ваться против течения; нужно принимать во внима­ние, что направление течения не всегда соответ­ствует направлению реки (воронки). Очень опасны наклонные течения в местах с препятствиями. Не­льзя разворачивать лодку к течению ее широкой частью. При прохождении шлюзов следует избе­гать мест скапливания шлаков, не следует держать­ся вплотную друг к другу и подходить близко к большим судам.

Важный фактор-распределение времени. В поход отправляются ранним утром, отдыхают в самые жаркие обеденные часы и заканчивают каждый дневной этап в такое время, чтобы установка лодок, разбивка палаток, покупки и приготов­ление пищи производились до наступления тем­ноты.

Каноисты, гребцы и парусники через свои спор­тивные союзы могут сдать на значок туриста раз­личной ступени. Следует лишь документально под­твердить, что турист прошел определенное количе­ство километров и участвовал в туристских похо­дах от союза. Это отмечается в книжке туриста. Лыжный туризм. Свежий воздух особенно ценен и полезен зимой. Прогулки на лыжах за пределы города приносят людям здоровье и бодрость; при этом человек движется интенсивнее, чем летом. Прогулки в заснеженные районы открывают перед туристами все красоты природы. Это основная при­чина того, что прогулки зимой более полезны и ценны для здоровья, чем летом.

Материальные предпосылки. Туристские лыжи дол­жны равным образом соответствовать как рав­нинным прогулкам, так и подъемам и спускам. Для этой цели больше всего подходят туристские лыжи и беговые лыжи. В продаже имеются лыжи с пла­стиковой окантовкой и без нее. Беговые лыжи имеют горизонтальное стяжное крепление или спе­циальное рабочее крепление. К лыжным палкам особых требований не предъявляется.

Для лыжного туризма рекомендуются туристские ботинки с относительно гибкой подошвой (пяткой). В качестве верхней одежды можно использовать за­уженные книзу брюки или брюки по колено с шер­стяными чулками до колена (гольфами) и лыжную спортивную куртку без меховой подкладки, а также рукавицы из кожи или парусины. В холодные вет­реные дни рекомендуется носить длинные кальсоны и прилегающее нижнее белье.

Рюкзак крепится ремнями для того, чтобы он не мешал во время спусков.

Туристская группа должна состоять не более чем из 15 человек. Туристский маршрут и расписание сдаются на хранение в исходном пункте. Вся группа постоянно идет по одной лыжне. 4 опытных лыж­ника образуют стартовую команду, которая про­кладывает лыжню; они идут впереди основной группы на несколько шагов и чередуются каждые 2-3 мин в прокладывании лыжни. Самые слабые участники, идущие во главе основной группы, опре­деляют темп бега. Замыкающий группу — опытный лыжник. О задержках во время пути следует немед­ленно информировать впереди идущих. В любых обстоятельствах вся группа остается в поле зрения друг друга. Во время коротких остановок рюкзаки из-за опасности замерзания снимать не следует; их просто подпирают лыжными палками. Время отды­ха зависит от погоды. Во время отдыха лыжи сни­маются. В походах с детьми нужно отдыхать в отапливаемых помещениях и употреблять горячие напитки. К цели путешествия следует добираться до наступления темноты. Об опозданиях по непред­виденным обстоятельствам и о прекращении похо­да следует информировать в исходный пункт. Участников, получивших травмы, не следует оста­влять одних.

Во время спусков следует соблюдать осторож­ность. Перенапряжения во время подъема легко могут привести к падениям во время последующего спуска. Чаще всего вся группа съезжает по лыжне, проложенной руководителем группы. Нужно на­помнить, что лыжня после каждого лыжника стано­вится более скользкой, а значит, спуск становится быстрее. Если спуск слишком быстрый, то тогда прокладывают лыжню сбоку по рыхлому снегу. Не обгонять! Поэтому некоторые опытные лыжники спускаются первыми. Промежутки между спусками должны быть достаточно большими, для того чтобы упавший лыжник успел сойти с лыжни. За­мыкает группу также опытный лыжник, который в случае необходимости может оказать помощь. Более длинные спуски следует поделить на от­дельные отрезки; чем труднее для обозрения мест­ность, тем короче должны быть эти отрезки. Спус­ки в темпе можно проводить лишь на коротких и знакомых склонах. Во время спуска следует учитывать вес рюкзака. Нередко перед лыжниками- туристами возникают замерзшие водные потоки. Лучше всего их обойти, чтобы не подвергать себя лишней опасности. Если же в групповых походах вынесено решение о преодолении этого препят­ствия, то во главе группы должен идти руководи­тель и на каждом шагу проверять лыжной палкой прочность льда. Если имеется канат, то им нужно застраховаться. Могилы и ямы объезжаются на­клонно в шаговом положении. Через глубокие ямы переходят лыжами параллельно яме, точно так же преодолеваются низкие ограды и поваленные де­ревья. При пересечении болотистых мест на лыжне часто появляется вода. Если набойки на ботинках промокли, их не следует приподнимать, чтобы они не поржавели.

Ночные походы необходимы, т, к. они готовят к умению оказать помощь в ночное время. Такие походы требуют высокого технического мастерства и безупречной дисциплины всех участников.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.