Основные методы исследования и оценка физического развития человека
Рубрика: Врачебный контрольОБЩИЕ ДАННЫЕ
Изучение физического развития человека имеет большое практическое значение, так как многие его показатели являются весьма важными критериями эффективности занятий физическими упражнениями. Особенно важна оценка физического развития детей и подростков — это позволяет объективно судить об их росте и развитии, особенностях телосложения, осанки, развитии мускулатуры, половом созревании и др., решать вопросы профессиональной и спортивной ориентации и физических нагрузок.
Под физическим развитием человека надо понимать тот комплекс морфологических и функциональных свойств организма, который определяет запас его физических сил и структурно-механические свойства — массу, плотность и форму тела, а у детей и подростков, кроме того, процессы их роста и формирования. Рост и развитие организма человека характеризуются скоростью этого процесса и его длительностью.
Известны 2 периода повышения скорости роста тела в длину. Первое увеличение скорости роста приходится на период с 4 до 7 лет, оно не особенно заметно, но помнить о нем надо. Второе — очень выражено у девочек с 10—11 до 13 лет, а у мальчиков — с 13 до 15 лет и носит название пубертатного скачка. В эти периоды усиленного роста имеющиеся нарушения аппарата движения могут, при неблагоприятных условиях, быстро прогрессировать, поэтому в это время контроль за физическим разитием детей должен быть особенно тщательным.
Программа исследования физического развития включает: антропометрические и соматоскопические признаки (антропометрия -совокупность методов и приемов измерения человеческого тела, соматоскопия — совокупность методов описания особенностей строения тела человека).
Индивидуальная оценка физического развития должна основываться на числовых антропометрических данных, характеристике описательных признаков, учете конституции и медицинском освидетельствовании в целом. Только при таком всестороннем заключении о физическом развитии можно сделать достоверные выводы о допустимых физических нагрузках, степени пригодности данного индивидуума к военной службе или определенной профессии, а у детей и подростков — о степени соответствия своим стандартам физического развития.
Особенности телосложения человека определяются его конституцией (от лат. constitutio — устройство), но до настоящего времени еще нет общепринятой формулировки этого понятия, хотя известно более 50 ее классификаций. В медицинской практике принята классификация М. В. Черноруцкого (1938).
Различаемые по морфологическим признакам три типа — астенический, нормостени- ческий и гиперстенический — характеризуются не только внешними морфологическими признаками, но и функциональными свойствами. Коротко можно сказать: у гиперстеников относительно длинное туловище и короткие ноги, а у астеников относительно длинные ноги и короткое туловище. Нормостенический тип занимает среднее положение и характеризуется относительно пропорциональными размерами тела. Установлено огромное влияние внешних условий жизни людей на их физическое развитие. За последние 60-70 лет (до 80-х годов) произошло значительное увеличение длины, массы тела и других показателей физического развития у детей и подростков.
Современные подростки выше своих сверстников начала века на 10 см и более. Это явление получило название акцелерации (ускорения). Истинные причины акселерации еще неизвестны, но большинство ученых считают, что научно-технический прогресс вызвал значительные изменения в социальных и природных условиях жизни людей, нарушил устойчивый в течение тысячелетий ритм жизни, связанный с временем суток и сезонами. Человечество избавилось от тяжелого физического труда; механизация и автоматизация производства привели к узкой профессиональной специализации и слабой двигательной активности, труд стал более интенсивным и эмоционально напряженным. Благоприятными признаками акселерации являются более позднее наступление климакса, увеличение продолжительности жизни, более легкое течение некоторых инфекционных заболеваний (дифтерия, скарлатина), более совершенное интеллектуальное развитие, увеличение физической крепости и средних показателей двигательных умений у учащейся молодежи, рост спортивных рекордов.
Исследования физического развития проводят при дневном освещении, температуре воздуха 18-20° С, на полностью обнаженном человеке.