Организация лечебной физкультуры
Рубрика: Организация лечебной физкультурыКак часть комплексного лечения и реабилитации больных Лечебная физическая культура (ЛФК) обеспечивается необходимыми штатами и материальной базой.
Врач в Лечебной физической культуре (ЛФК). Специалисты такого профиля подготавливаются из врачей-педиатров, имеющих достаточный клинический опыт, в ординатуре при кафедрах спортивной медицины и лечебной физкультуры, на курсах первичной специализации в институтах для усовершенствования врачей и, как исключение, на рабочих местах в отделениях лечебной физкультуры областных многопрофильных детских больниц и врачебно-физкультурных диспансеров. Согласно действующим штатным нормативам врач по Лечебной физической культуре (ЛФК) может работать в детской больнице, детской поликлинике, детском санатории, врачебно-физкультурном диспансере.
Он ведет больных лечебно-профилактического учреждения, санатория или поликлиники по разделу «Лечебная физическая культура (ЛФК)», с этой целью организует врачебный прием и осмотр назначенных на Лечебную физическую культуру (ЛФК) ребят и обеспечивает своевременное и высококачественное ее проведение инструкторами и другими сотрудниками отделения. Кроме того, врач по Лечебной физической культуре (ЛФК) периодически консультирует лечащих врачей по вопросу об особенностях использования средств лечебной физкультуры у конкретных больных в данном отделении. Вместе с ними он уточняет показания к назначению лечебной физкультуры в той или иной фазе заболевания, осуществляет постоянный контроль за влиянием на организм больного назначенных средств и при необходимости обеспечивает коррекцию методики. Важнейший раздел работы составляют врачебно-педагогические наблюдения, проводимые во время занятий с больными. Основная их цель — оценка соответствия применяемых средств, их дозировки и методики применения задачам лечения и индивидуальным особенностям больных. Все свои наблюдения за состоянием больного ребенка, назначения и результаты врачебно-педагогических наблюдений вносятся в историю болезни и в специальную карту больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры (см. документация). Врач по Лечебной физической культуре (ЛФК) непосредственно руководит работой инструкторов и массажистов, доводит до их сведения назначения, проводит совместный разбор больных, обращая внимание на их индивидуальные особенности. Вместе с заведующим отделением, а при отсутствии последнего самостоятельно проводит работу по повышению квалификации врачей, медицинского персонала по Лечебной физической культуре (ЛФК). Определенное время отводится для санитарного просвещения по Лечебной физической культуре (ЛФК) среди больных ребят и их родителей. Врач обобщает результаты своей работы и участвует в научно-практических исследованиях, проводимых в его учреждении.
Врач-заведующий отделением лечебной физкультуры организует всю работу по лечебной физической культуре в отделении, больнице, поликлинике, санатории или другом лечебном учреждении, в составе которого имеется такое специальное отделение. Он непосредственно подчиняется главному врачу и его заместителю по медицинской части, обеспечивая вместе с ними наличие необходимой материальной базы, подготовку и укомплектование кадров для полноценного и эффективного применения лечебной физкультуры при лечении больных ребят. На основании изучения состава больных заведующий отделением лечебной физкультуры распределяет сотрудников отделения, планирует рабочее время, организует дежурства персонала. Вместе с заведующими другими отделениями он добивается выделения и оборудования кабинетов и залов лечебной физкультуры, прогулочных и игровых площадок, кабинетов для лечебного массажа. Важнейшей обязанностью Руководителя указанного отделения являются анализ качества лечения и реабилитации больных, оценка полноты охвата лечебной физкультурой ребят с заболеваниями и травмами. С этой целью он проводит обходы больных (самостоятельно или вместе с заведующим профилированным отделением), оценивает своевременность назначений лечебной физкультуры и их реализацию. Для улучшения качества и эффективности применения средств лечебной физкультуры заведующий отделением в течение лечебного курса вместе с лечащим врачом или врачом по Лечебной физической культуре (ЛФК) осматривает больного, оценивает показания и противопоказания к применению тех или иных средств, определяет методику и особенности ведения ребенка, внося в историю болезни соответствующую запись. Ценным разделом работы заведующего отделением являются тематические обходы с участием всех сотрудников отделения лечебной физкультуры, на которых проводится разбор больных и обосновывается частная методика занятий при данном заболевании. Заведующий отделением планирует работу всех сотрудников, в том числе и повышение их квалификации. В его обязанности также входит ведение учета всех видов деятельности отделения и составление отчета.
Методист по Лечебной физической культуре (ЛФК) — инструктор с высшим образованием, окончивший институт физической культуры, замещающий должность врача (по Лечебной физической культуре (ЛФК)). В некоторых лечебных учреждениях, реабилитационных центрах, клиниках медицинских институтов и врачебно-физкультурных диспансерах, где имеется необходимость постоянной разработки и усовершенствования методик лечебной физкультуры, руководства работой инструкторов в области техники и методики физических упражнений, а также проводится обучение инструкторов, эти специалисты незаменимы. Используя знания средств физической культуры и педагогическую подготовку, методист по Лечебной физической культуре (ЛФК) творчески подходит к подбору средств последней, разработке различных форм их применения, способам организации ребят на занятиях. В обязанности методиста входят: определение методики исходя из особенностей больного, разработка схем применения лечебной физкультуры для нозологических форм, типичных для данного учреждения, а также примерных комплексов упражнений и конспектов занятий для каждого периода заболевания или травмы, контроль за работой инструкторов лечебной физкультуры и медицинских сестер по массажу и гимнастике, работающих с детьми раннего возраста. Методист по Лечебной физической культуре (ЛФК), творчески обобщая имеющийся опыт работы инструкторов с больными, совершенствует имеющиеся частные методики и создает новые для больных с патологическими состояниями, по отношению к которым общепринятый подход к назначению лечебной физкультуры еще не разработан. Основным разделом работы методиста является непосредственное проведение занятий и некоторых других форм лечебной физкультуры с больными, требующими индивидуальных творческих решений.
Инструктор по Лечебной физической культуре (ЛФК) — медицинский работник, непосредственно осуществляющий врачебные назначения по Лечебной физической культуре (ЛФК) больным ребятам. Подготовка инструкторов для детских больниц, поликлиник, санаториев и других учреждений производится из лиц, имеющих среднее медицинское образование или окончивших техникум физической культуры, на курсах первичной специализации и усовершенствования медицинских кадров. Подобные курсы организуют областные или городские отделы здравоохранения, исходя из реальной потребности медицинских учреждений, поручая их проведение врачебно-физкультурным диспансерам. Распространенной формой подготовки инструкторов является обучение на рабочих местах в отделениях лечебной физкультуры детских больниц и диспансеров. В программу курсов или подготовки на рабочем месте включаются необходимые разделы теории лечебной физкультуры, клиники, этиологии, патогенеза и лечения наиболее распространенных заболеваний и травм, изучение общих основ лечебной физкультуры и частных методик. Особое внимание при подготовке инструкторов уделяется освоению техники использования средств лечебной физкультуры, методики массажа, закреплению навыков и умений. После успешной сдачи установленного экзамена или зачета инструктору, окончившему курсы, выдается соответствующее удостоверение. В служебные обязанности инструктора входит оформление принятых на лечение больных, ежедневное осуществление всех форм лечебной физкультуры и создание условий для самостоятельных занятий. Он содержит в образцовом порядке кабинет, оборудование и пособия, а также другие помещения для проведения лечебной физкультуры, следит за санитарно-гигиеническим их состоянием, сохранностью инвентаря и пособий. Инструктор по Лечебной физической культуре (ЛФК) проводит постоянную работу по повышению собственного мастерства, участвует в обходах больных, работе семинаров и конференций.
Получив назначение, инструктор знакомится с ребенком, выясняет его состояние, степень предшествующего двигательного опыта, устанавливает контакт с больным. На основании врачебных назначений он составляет конспект занятий, а приступив к ним и наблюдая за индивидуальной реакцией на упражнения и занятие в целом, уточняет конспект, приводя в соответствие средства лечебной физкультуры с возможностями ребенка. Помимо занятий, инструктор проводит утреннюю гимнастику либо организует ее осуществление другими медицинскими работниками. Все виды работы инструктора регистрируются в специальном журнале и фиксируются в карточке больного, куда заносятся наблюдения за реакцией ребенка на занятия. Работа инструктора должна четко планироваться. В плане предусматривается ежедневно регламентированное время для выполнения назначений в отделениях, им обслуживаемых, для составления конспектов, ведения документации, санитарно-просветительной работы. Планируется также повышение квалификации и другие разделы. Во всех разделах работы инструктор получает помощь от врача и заведующего отделением лечебной физкультуры. Методическое руководство работой инструкторов возлагается на методистов отделения лечебной физкультуры врачебно-физкультурных диспансеров.
Материальная база. Проведение лечебной физической культуры с больными детьми требует определенной материальной базы, обеспечивающей условия применения ее средств и оптимальный эффект.
Кабинет лечебной физкультуры — специально оборудованное помещение для малогрупповых и индивидуальных занятий с больными детьми. Он открывается в каждом отделении, где в комплексной терапии больных применяется Лечебная физическая культура (ЛФК). В соответствии с гигиеническими требованиями такой кабинет должен иметь хорошее естественное освещение, окна, защищенные решеткой или жалюзи, легко обрабатываемый нескользкий пол палубного типа с ковровым покрытием. Общая площадь кабинета устанавливается из расчета 4 м на одного занимающегося ребенка, т. е. должна составлять не менее 20-24 м2.
Отделение лечебной физкультуры развертывается в санаториях, реабилитационных центрах и крупных детских больницах и поликлиниках. В состав отделения входит гимнастический зал для групповых занятий площадью от 40 до 60 м2, кабинеты лечебной физкультуры для малогрупповых и индивидуальных занятий, один из которых оборудуется для ребят дошкольного возраста. Кроме того, в отделении лечебной физкультуры предусматриваются комнаты для проведения массажа, подсобные помещения, душевые, кабинеты врачей, инструкторов, заведующего отделением и лаборатории функциональной диагностики в соответствии с профилем лечебного учреждения. В последние годы в связи с развитием реабилитационного направления в педиатрии на базе отделений лечебной физкультуры, объединяемых с физиотерапевтическими и отделением функциональной диагностики, развертываются отделения или блоки реабилитации. В этом случае для увеличения пропускной способности отделения расположение залов, кабинетов и других функциональных подразделений должно учитывать поток больных.
Физкультурные площадки, дорожки, мини-стадионы устраиваются на открытом воздухе с учетом возрастного состава больных и задач лечебного учреждения. На них устанавливается стационарное оборудование: лесенки, бревна, стенки и другие предметы, используемые во время занятий и игр.
На территории санаториев организуются волейбольные, баскетбольные, теннисные площадки, размеры которых могут быть уменьшены, но с сохранением стандартной разметки. Физкультурные и спортивные площадки на открытом воздухе представляют прекрасную возможность для активизации двигательного режима больных, комбинированного воздействия на детский организм закаливающих естественных факторов и физических упражнений и игр.
Бассейны для лечебного плавания создаются в современных детских поликлиниках и во многих учреждениях санаторного типа. Ванна имеет размеры от 6 х 10 до 15 х 25 м и отвечает всем санитарно-техническим и гигиеническим требованиям для закрытых бассейнов. Дополнительно устраиваются поручни и дорожки с понижающимся уровнем дна, обеспечивающие безопасность. Для некоторых категорий больных оборудуются механические подъемные устройства с целью перемещения ребят с суши в воду и обратно. Температура воды в бассейне для лечебного плавания — 25—26°С.
Специальное оборудование кабинетов и отделений лечебной физкультуры: гимнастические стенки, скамейки, топчаны, ковры для упражнений в исходных положениях лежа, наклонные плоскости, наклонные лесенки, следовые дорожки, ребристые доски, подвесная дорога, аппараты для механотерапии, баскетбольные корзины, сетки, столы для настольного тенниса, зеркала, кубы, валики, а также приборы и инвентарь, создаваемые в учреждениях в зависимости от особенностей больных (станки, ходилки, стульчики для больных с параличами и т. п.). Пособия для отделений лечебной физкультуры весьма разные мячи разных размеров, гимнастические палки, кольца, булавы, набивные мячи, скакалки, флажки, мелкие резиновые, деревянные, пластмассовые и другие игрушки, позволяющие проводить упражнения с предметами, стимулировать тонкие движения кисти, способствующие развитию конкретных двигательных навыков и умений.
Документация по Лечебной физической культуре (ЛФК) необходима для обоснованных, согласованных действий всех участников лечебного процесса, достоверного учета и отчетности. К ней относятся история болезни, карта больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры, журнал учета работы этого кабинета. Врач оформляет записи назначений по Лечебной физической культуре (ЛФК) и текущих наблюдений, а инструкторы и методисты — схемы и конспекты занятий с больными.
История болезни — основной медицинский документ, ведущийся в стационарных лечебных учреждениях, в который заносятся все данные о состоянии больного ребенка и его изменениях, проводимом лечении, исследованиях и их результатах, лечебных и диагностических процедурах, консультациях специалистов и т. д. Лечащим врачом в нее вносится запись о назначении лечебной физкультуры (как правило, в план лечения и в графу назначений). Специальной записью или штампом отмечается, что больной ребенок принят на лечение в кабинет (отделение) лечебной физкультуры, а после каждого занятия ставится отметка о его проведении. Если лечащий врач считает необходимым проконсультировать больного ребенка с врачом по Лечебной физической культуре (ЛФК) в отношении назначения средств лечебной физкультуры, их дозировки и формы применения, то в историю болезни вносится запись, отражающая содержание этой консультации.
Карта больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры ведется сотрудниками отделения лечебной физкультуры. В паспортной части карты записываются краткие сведения о ребенке: фамилия, имя, даты рождения, поступления в больницу, санаторий, начала лечения в поликлинике, назначения лечебной физкультуры, предварительный и окончательный (клинический) диагноз. Подробные записи в карте раскрывают содержание работы по Лечебной физической культуре (ЛФК). В первичной записи должно содержаться обоснование назначений по Лечебной физической культуре (ЛФК), т. е. жалобы, анамнез, субъективные и объективные данные, послужившие основой диагноза и соответствующих задач лечебной физкультуры в комплексной терапии. В нее же вносятся и данные о статусе больного ребенка, состоянии его важнейших систем и описывается двигательная функция, особенности психомоторного развития. Назначения, касающиеся лечебной физкультуры, в карту вписывают подробно, давая необходимые методические указания для инструктора. Эти записи делает врач или методист по Лечебной физической культуре (ЛФК). Они же вносят в карту данные о результатах наблюдений за изменением состояния больного ребенка, врачебно-педагогических наблюдений и функциональных и иных исследований, необходимых для полноценного использования средств лечебной физкультуры. При длительном нахождении ребенка на лечении в нее записываются этапные эпикризы, а при выписке — выписной эпикриз. Инструктор, ведущий больного, вносит в карту по форме 42а записи о каждом занятии и результатах наблюдений за реакцией ребенка на эти занятия, в первой записи инструктора обязательно указывается краткое содержание намеченного занятия или его схема с соответствующими индивидуальными особенностями. Карта лечащегося в кабинете лечебной физкультуры является основным документом для последующего составления отчета и анализа работы.
Журнал учета работы кабинета лечебной физкультуры ведется старшим инструктором или старшей сестрой отделения лечебной физкультуры под наблюдением врача. В журнале учета в специальных графах указывается ежедневно суммарно каждый вид деятельности кабинета. Занятия регистрируются по каждому отделению. Утренняя гимнастика регистрируется как по общему охвату (всех ребят), так и по отделениям. Вносятся также данные о самостоятельно выполняемых назначениях и о количестве ребят, с которыми проводится Лечебная физическая культура (ЛФК) в режиме дня (игры на прогулках, походы, экскурсии и т. п.). В конце месяца данные по каждой графе суммируются и передаются заведующему отделением или заместителю главного врача по медицинской части.
Назначение по Лечебной физической культуре (ЛФК) в виде краткой записи вносится как в историю болезни, так и в карту. Оно отражает врачебное резюме, в связи с чем Лечебная физическая культура (ЛФК) назначена: по поводу заболевания, в связи с отставанием в психомоторном развитии, для решения частных задач лечения, в качестве средства неспецифической стимулирующей терапии и т. д. — и по возможности четко ставит перед инструктором задачи. В зависимости от опыта работы последнего, а также от состава больных данного учреждения в назначении либо указывается, что Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится по методике, разработанной для определенного периода данного заболевания, либо задачи лечебной физкультуры перечисляются подробно. В этой же части назначения указываются индивидуальные особенности ребенка и течения заболевания, которые учитываются при занятиях. Основную часть врачебного назначения по Лечебной физической культуре (ЛФК) составляет указание о средствах последней, подобранных врачом (методистом) для решения намеченных задач. Принято сначала указывать средства, предназначенные для частных лечебных задач (специальные упражнения, приемы массажа, приемы стимуляции и т. п.), затем средства для решения общетерапевтических задач (прикладные и общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры, общий массаж). В этом разделе назначений указываются исходные положения, темп, ритм, используемые приемы отягощения и облегчения, влияющие на величину физической нагрузки. Рекомендуемые средства могут включаться в различные формы, поэтому в назначениях указывается, в какой именно форме используется Лечебная физическая культура (ЛФК) применительно к данному больному. Важной частью назначения является определение предполагаемой общей физической нагрузки, ограниченной длительностью занятия и других форм лечебной физкультуры, подбором упражнений и другими факторами.
Приводим схему назначений по Лечебной физической культуре (ЛФК) (табл. 1). Эти назначения лечащий врач или врач по Лечебной физической культуре (ЛФК) записывают в историю болезни и карту больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры, в произвольной форме, придерживаясь приведенной в табл. 1 структуры его написания.
Например, Лечебная физическая культура (ЛФК) ребенку 3 лет по методике, разработанной для периода репараций D-резистентного рахита, с учетом резкого отставания в психомоторном развитии: использовать простые виды гимнастических упражнений для конечностей с предшествующим массажем (прием поглаживания), упражнения для стимуляции отстающих двигательных навыков (поворотов туловища и ползания на животе и четвереньках), упражнения для коррекции рахитического кифоза грудного отдела и деформации грудной клетки. Избирательный массаж (все приемы) области живота, спины, ягодиц. Гимнастические упражнения в соответствии с имеющимся уровнем психомоторного развития.
Физическая нагрузка — ниже средней интенсивности, исходные положения только горизонтальные, темп — медленный. Длительность специального занятия 12—15 мин.
Лечебная физическая культура (ЛФК) в форме специальных занятий, проводимых индивидуально. В периоды бодрствования — выкладывание на живот с валиком под грудью, упражнения в стимуляции ползания в сочетании с поглаживающим массажем спины и живота.
Лечебно-педагогическая документация. К ней относятся методические разработки занятий (и других форм) по Лечебной физической культуре (ЛФК).
Диагноз заболевания, период, особенности течения, определяющие методику занятий. Сопутствующие заболевания или состояния, обусловливающие видоизменение типовой методики. В особых случаях (недостаточный опыт инструктора, редкое заболевание) краткое перечисление задач лечебной физкультуры. Дополнительные задачи, не связанные с заболеванием Специальные, для решения частных задач: упражнения, вид, локализация, особенности выполнения; массаж, вид, прием, место приложения Общеразвивающие физические упражнения Упражнения прикладного характера Упражнения для развития основных движений Подвижные игры, общая характеристика или конкретная игра
Специальное занятие, способ и место его проведения. Утренняя гимнастика, место ее проведения. Регламентируемые элементы лечебной физкультуры в режиме дня. Самостоятельно выполняемое назначение и его краткое содержание или ином заболевании или травме, конспекты специальных занятий, комплексы физических упражнений для утренней гимнастики. Правильный подход сотрудников отделения лечебной физкультуры к ведению лечебно-педагогической документации позволяет не только полноценно решать поставленные задачи, но и добиваться максимальной эффективности от совместного действия медицинских, педагогических и психологических средств, объединяемых в различных формах лечебной физкультуры.
Схема занятия лечебной физкультурой — один из основных документов, позволяющих обобщить накопленный опыт по применению лечебной физкультуры при определенных нозологических Формах. Схемы занятий используются инструкторами лечебной физкультуры и методистами при подготовке конспектов и другой лечебнопедагогической документации, относящейся к занятиям с больным. Схема занятия представляет собою план последовательного использования в этом занятии средств лечебной физкультуры, направленных на решение типичных для данного заболевания (травмы) лечебных задач без индивидуализации, требующей учета конкретных особенностей больного ребенка. Представляя собою итог собственного опыта врачей, методистов и инструкторов по Лечебной физической культуре (ЛФК) лечебного Учреждения и изучения литературы, схема позволяет предусмотреть наиболее полный набор средств. Образно говоря, она является канвой, на которой инструктор или методист в дальнейшем вышивают индивидуальный узор. Методика работы над схемой следующая: для каждой части занятия формулируется целевая установка, учитывающая физиологические особенности двигательной деятельности ребенка и лечебно-воспитательные задачи, разрешаемые в ней. Следующий раздел схемы раскрывает подробное содержание каждой части занятия по подбору средств — видов физических упражнений, упражнений прикладного характера, специальных, спортивных и др., а также подвижных игр. Затем в схеме приводится ориентировочная продолжительность каждой части занятия (в мин.). Последний раздел схемы характеризует методические особенности проводимого занятия по частям. К ним относятся указания о темпе и ритме, сочетании движений с дыханием, на какие элементы упражнения следует обратить внимание и т. д.
Образец схемы занятия лечебной физкультурой представлен табл. 2.
Схемы занятий лечебной физкультурой составляются врачом, методистом и опытными инструкторами для каждого заболевания соответственно профилю данной больницы, санатория или отделения поликлиники. При хорошо поставленной работе отделения лечебной физкультуры типовые схемы занятий составляются также для каждого из периодов заболевания с вариантами для больных каждого возраста (раннего, дошкольного, школьного).
Конспект занятия лечебной физкультуры — основной рабочий документ для проведения лечебной физкультуры с больными детьми. Он составляется инструктором для всех занятий с больными детьми, проводимых любым способом. Для составления конспектов и ведения другой лечебной и лечебно-педагогической документации в рабочем времени инструктора предусматривается ежедневно до 2 ч. Хорошо продуманный и тщательно составленный конспект — гарантия планомерного применения у больного намеченных врачом средств. В работе над конспектом инструктор использует назначения врача по Лечебной физической культуре (ЛФК), схему занятий, разработанную для данного заболевания, карты больных, лечащихся в кабинете лечебной физкультуры, список ребят, на нее назначенных.
Конспект занятий составляется для одного или нескольких больных, в зависимости от того, каким способом оно будет проводиться. Инструктор лечебной физкультуры должен хорошо представлять особенности каждого ребенка на основе как медицинской документации, так и личных наблюдений и бесед с лечащим врачом и врачом по Лечебной физической культуре (ЛФК).
Хотя конспект составляется в произвольной форме, выработанной в результате личного опыта и опыта работы отделения лечебной физкультуры, однако некоторые части такого конспекта обязательны. К ним относятся наименование, список больных с указанием диагноза и возраста, перечисление задач лечебной физкультуры (в том числе индивидуальных), специальных, общих и дополнительных средств для решения последних. Основной частью конспекта является описание самого занятия в той последовательности, в какой оно проводится. Описание занятия дается в виде таблицы с указанием порядкового номера, исходного положения, характеристики каждого упражнения, числа его повторений. Для приемов массажа и подвижных игр отмечается время их выполнения (табл. 3). Разработка конспектов занятий — весьма важный раздел работы инструктора, позволяющий гибко индивидуализировать подбор намечаемых лечебных средств. Для этого составлению конспекта должен предшествовать анализ проведенных занятий, в результате которого выясняются полнота решения лечебных задач, активность участвующих в занятии ребят, затруднения в выполнении упражнений, неблагоприятные реакции и т. д.
Таблица 2. Образец схемы занятия лечебной физкультурой при (нозологическая форма)
Часть
занятия |
Целевая
установка |
Содержание |
Длительность, мин | Методические
указания |
Вводная |
||||
Основная |
||||
Заключитель ная |
Таблица 3
Конспект занятия по Лечебной физической культуре (ЛФК) (схема)
Больные: —————————————————————————
Возраст от_____ до________ Место проведения______________________
Способ проведения —————————————————————
Общие лечебные задачи ———————————————————
Индивидуальные задачи———————————————————
Средства лечебной физкультуры___________ Специальные——————
Общие
Дополнительные (индивидуальные)
Содержание занятия
Исходные
положения |
Описание
упражнений |
Количество
повторений |
Примечание |
Сидя, лежа, стоя, в ходьбе |
Кратко, в доступной форме | Сочетание упражнений с дыханием, темп и т. д. |
Комплекс утренней гимнастики составляется инструктором по Лечебной физической культуре (ЛФК) либо методистом для использования Дежурным медицинским персоналом и воспитателями при проведении Утренней гимнастики с больными в лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, реабилитационных центрах. Систематическое проведение гигиенической гимнастики требует отбора упражнений из числа хорошо усвоенных и знакомых всем ребятам и соответствующих
решению лечебной задачи повышения неспецифической сопротивляемости, организации ребят, плавному переходу от сна к бодрствованию. Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, обеспечивающем работу большинства мышечных групп. Подбор конкретных упражнений зависит от возраста ребят, развития движений и общих лечебных задач. Как правило, комплекс утренней гимнастики начинается с ходьбы, быстрой ходьбы, иногда возможно включение легкого бега и поскоков, также заканчивающихся ходьбой. Затем проводятся общеразвивающие упражнения, охватывающие мышечные группы, начиная с верхних конечностей, затем грудной клетки, брюшного пресса, спины, нижних конечностей. В комплексы гимнастики вводятся дыхательные упражнения и упражнения на координацию. Утренняя гимнастика заканчивается ходьбой с постепенным замедлением.
Комплексы утренней гимнастики разрабатываются для каждой возрастной группы больных, меняются через 10—12 дней. Оправдала себя трансляция гимнастики по радио с хорошим музыкальным сопровождением, предварительно записанная на пленку или пластинку.
В этом случае медицинские работники могут уделить внимание правильности выполнения некоторых упражнений, организационной работе. Их роль в проведении гимнастики может ограничиться показом упражнений или их элементов, наблюдением за больными детьми и т. д. Описание утренней гимнастики дается в виде таблицы (аналогично занятию по Лечебной физической культуре (ЛФК)), в которой последовательно указываются порядковый номер упражнения, исходное положение, описываются упражнения, количество их повторений и даются дополнительные указания для медицинского работника, проводящего зарядку.
Методические разработки других форм лечебной физкультуры, так же как и методические разработки некоторых занятий, отличаются от конспектов и схем более подробным описанием действий инструктора лечебной физкультуры на каждом этапе ее проведения, повременной разбивкой прогулки, игры или занятия по частям. В разработках, осуществляемых методистами или сотрудниками отделений лечебной физкультуры ведущих учреждений (детских, врачебно-физкультурных диспансеров и детских отделений врачебно-физкультурных диспансеров, специализированных центров реабилитации и т. д.), указываются цели, используемые средства, пособия, снаряды, действия инструктора или другого персонала, ожидаемые действия больных ребят и т. д.
Планирование работы по Лечебной физической культуре (ЛФК) — раздел деятельности кабинетов и отделений лечебной физкультуры, предусматривающий регламентацию действий всех сотрудников подразделения для решения лечебных и реабилитационных задач. Кроме того, планирование обеспечивает целенаправленность, последовательность и систематичность как применения средств лечебной физкультуры у больных, так и работы инструкторов, методистов и врачей. Ежедневная работа персонала отделения и кабинетов лечебной физкультуры планируется в соответствии с табельными обязанностями, перечисленными в соответствующих должностных инструкциях. Учитывая конкретный состав больных, инструктор лечебной физкультуры ведет рабочую тетрадь (дневник), в которой планирует все формы деятельности: специальные занятия, утреннюю гимнастику, руководство самостоятельно выполняемыми индивидуальными назначениями и т. д. Такое планирование позволяет инструктору точно распределить свое время, обеспечивает систематичность и последовательность применения лечебной физкультуры у больных ребят. В дневнике инструктора предусматривается время для каждой формы работы по Лечебной физической культуре (ЛФК), ведения документации, санитарного просвещения, бесед с родителями, повышения квалификации и т. д.
Конкретное планирование работы врача и методиста по Лечебной физической культуре (ЛФК) предусматривает обходы больных, проведение врачебно-педагогических наблюдений, функциональных исследований, работу с инструкторами, ведение документации, повышение профессионального уровня и т. д. Важнейшим разделом конкретного плана является ежедневная и последовательная работа с больными детьми — оценка степени решения поставленных лечебных задач, особенности частной методики, эффективность лечебной физкультуры у каждого курируемого больного и т. д.
Особым видом планирования работы врачей, методистов и инструкторов является, перспективное планирование, учитывающее периодизацию лечебного применения средств лечебной физкультуры. В процессе комплексного лечения и реабилитации часть лечебных задач оказывается решенной ранее других, в то же время в связи с изменением течения болезни возможно более усиленное внимание к решению отдельных задач, а также возникновение новых. Периодизация лечебного курса и перспективное планирование отражают эти изменения, а также учитывают возрастающую адаптацию организма ребенка к физической нагрузке, изменения лечебно- охранительного режима и его двигательного содержания. Весь курс лечебной физкультуры для каждого больного делится на три периода: вводный, основной и заключительный. Вводный период состоит из 3 — 5 занятий, во время которых уточняются как задачи лечения, так и соответствие подобранных средств возможностям больного ребенка. Инструктор совместно с врачом определяет уровень двигательных умений, характер и тип психомоторных нарушений. Во вводном периоде решаются в первую очередь задачи компенсации нарушенных функций, адаптации организма ребенка к новым условиям. Если ребенок находится в санатории, реабилитационном центре или на лечении в поликлинике, то цель вводного периода — адаптация ребенка к детскому коллективу. В основном периоде лечебного курса, занимающем большую часть пребывания ребенка в данном учреждении, должны быть решены все лечебные задачи, соответствующие возможностям выбранных средств и установленному лечебному (реабилитационному) потенциалу. В стационаре основной период начинается с момента стихания острых явлений или обострения, в поликлинике — с момента отработки методики занятий. Возможности использования средств лечебной физкультуры расширяются на этапах выздоровления и остаточных явлений, что предусматривается соответствующими разделами ее плана в основном периоде лечебного курса. Заключительный период необходим для завершения лечения и для планового перехода к обычному физическому воспитанию. При стойких органических и функциональных изменениях заключительный период курса лечебной физкультуры обеспечивает переход к новому этапу лечения или реабилитации в условиях другого лечебно-профилактического учреждения или домашних.
На основе периодизации лечебного курса врач разрабатывает перспективный план-схему на весь период пребывания ребенка в данном лечебном или санаторном учреждении, предусматривающий очередность решения лечебных задач, постепенное расширение двигательного режима, критерии перевода с одного’ этапа на другой и т. д.
Эффективность лечебной физкультуры. Качество лечебных и реабилитационных мероприятий определяется прежде всего возможностью оценки эффективности как отдельных средств комплексной терапии, так и лечения в целом. Возможность такой оценки становится реальной при конкретизации лечебных задач, так как при этом возникают критерии определения эффективности по достижению поставленной цели. Наиболее важным критерием остается, безусловно, положи- тельная динамика клинической картины болезни или травмы. Отсюда следует, что эффективность лечебной физкультуры также устанавливается с учетом динамики болезни на основании данных постоянного клинического наблюдения. Следовательно, к объективным показателям эффективности избранного лечения относятся улучшение общего состояния, исчезновение жалоб, субъективных и объективных показателей остроты процесса, нормализация температуры, постепенная нормализация отклонений, регистрируемых в отдельных системах и органах, нормализация роста и развития ребенка в целом. Более точное представление о положительных клинических сдвигах врач может получить путем объективной их регистрации по отдельным группам поставленных лечебных задач; например, в периоде развития воспалительных изменений в легких и постановки задачи уменьшения воспаления либо ускорения обратного развития воспаления на основании уменьшения клинических и рентгенологических признаков пневмонического процесса; при постановке лечебной задачи ускорения консолидации костных отломков при переломе костей — на основании клинических, рентгенологических и иных признаков развития костной мозоли и т. п.
Другим важным критерием эффективности лечебного применения средств лечебной физкультуры является положительная динамика функциональных показателей. Это особенно ценно для лечебной физкультуры, воздействие которой на функцию пораженных органов и систем ярко выражено. С упомянутой точки зрения, эффективность оценивается по динамике функциональных показателей, регистрируемых в покое на разных этапах лечения, и (что еще очень важно) по динамике этих же показателей при различных нагрузках. В последнем случае врач получает объективные данные о расширяющемся диапазоне функциональных возможностей больного организма и о тренирующем действии средств лечебной физкультуры. Интегральным показателем восстановления ряда функциональных систем является показатель физической работоспособности, определяемый как прямыми методами, так и косвенно с использованием непредельных нагрузок.
Определение влияния на больного однократно проведенного занятия — специфический для лечебной физкультуры метод оценки эффективности. Врачебная оценка самого занятия (как и других форм) и исследование некоторых объективных данных, полученных у больного, позволяют с большой достоверностью судить о правильности подбора средств и сдвигах в организме больного ребенка. Эффективность занятия оценивают, включая методические особенности проведенного занятия, соответствие подобранных средств и физической нагрузки намеченным лечебным задачам, функциональные сдвиги и их соответствие предполагавшимся.
Врач или методист по Лечебной физической культуре (ЛФК) получают необходимые данные во время так называемых врачебно-педагогических наблюдений. Прежде чем делать выводы о соответствии применяемых средств намеченным задачам, а также возможностям больного организма, оценивается педагогическая сторона занятий лечебной физкультурой. Разумеется, что неправильная методика проведения занятия, использование средств, хотя и применяемых для лечения подобных больных, но не соответствующих возрасту или подготовленности ребят не могут дать ожидаемого лечебного эффекта. Оценке подлежат конспект занятия, построение последнего, плотность, физиологическая кривая. Перед посещением занятия и проведением наблюдений врач убеждается в наличии конспекта предстоящего занятия, проверяет правильность его составления. Во время самого занятия следует убедиться в соответствии проводимых упражнений плану-конспекту, при отклонениях от него установить, насколько они оправданны. Построение занятия оценивается врачом с медико-биологических позиций, а методистом — и с педагогических. Важно, учитывает ли инструктор особенности детского организма при выполнении физических упражнений, соблюдается ли деление занятия на вводную, основную и заключительную части, как изменяется физическая нагрузка в каждой из них. Кроме непосредственных наблюдений, для оценки этих моментов используются хронометраж и данные так называемой физиологической кривой. Хронометраж учитывает общее время занятия, время, затраченное на каждое упражнение, и паузы, ими не занятые, а также на объяснения последующих заданий и т. д. При хронометраже удобно пользоваться заранее подготовленной или отпечатанной типографским способом картой хронометража (табл. 4).
Наблюдая занятия лечебной физкультурой с больными детьми, важно определить, насколько методические приемы организации ребят на занятии, способы обучения двигательным действиям, команды и сам подбор упражнений соответствуют возрастным особенностям, как инструктор индивидуализирует подход к разным ребятам.
Документальной основой для суждения о правильности построения занятия служат, помимо хронометража, расчет плотности и физиологическая кривая. Под плотностью понимают относительную целесообразность использования времени, отводимого на занятие по Лечебной физической культуре (ЛФК). Особенно важна моторная плотность урока, под которой подразумевают чистое время выполнения физических упражнений ребенком по отношению ко всему времени занятия, выраженное в процентах. Плотность во многом зависит от организации занятия, поэтому инструктор до его начала должен подготовить инвентарь, продумать способы организации ребят, расстановку оборудования и снарядов. Оптимальной для занятий можно считать плотность не ниже 60%. Она увеличивается при индивидуальных занятиях и уменьшается при групповых.
Физиологическая кривая — так принято называть графическое изображение изменений частоты сердечных сокращений во время разного рода физкультурных занятий и спортивных упражнений. Она дает некоторое представление об интенсивности выполняемой ребенком работы. Теоретической основой такого представления являются многочисленные данные об энергетическом обеспечении мышечной деятельности и сдвигах вегетативных функций. При мышечной работе, соответствующей возможностям организма ребенка, вегетативные сдвиги и их показатели изменяются однонаправленно: увеличиваются частота сердечных сокращений, скорость кровотока, минутный объем крови, потребление кислорода, минутный объем дыхания, частота дыхания и т. д. Одинаковая направленность и параллелизм вегетативных сдвигов нарушаются при патологических состояниях детского организма, а также при развитии утомления. Частота сердечных сокращений — более лабильный показатель по сравнению с другими функциональными характеристиками, поэтому в периоде врабатывания другие функциональные показатели могут отставать от частоты пульса. Таким образом, суждение о соответствии пульса (физиологической кривой) другим физиологическим сдвигам в детском организме наиболее достоверно на фоне средней интенсивности физической работы при сохранившейся адаптации сердечно-сосудистой системы к нагрузке. Частота сердечных сокращений при нагрузках средней интенсивности колеблется от 120—130 до 150—160 в 1 мин. При пульсе до 120 в 1 мин физическая нагрузка считается ниже средней интенсивности, а при увеличении частоты сокращений сердца более 160 в 1 мин — выше средней интенсивности. При учащении пульса до 170—180 в 1 мин нагрузка достигает субмаксимальной и максимальной интенсивности. Подсчет пульса для построения физиологической кривой проводится на лучевой артерии либо на шейных артериях отрезками по 10 с. Частота сердечных сокращений определяется сразу после выполнения ребенком какого-либо упражнения, что дает возможность практически иметь представление о реакции организма во время нагрузки. Пальпаторная оценка и подсчет пульса во время физической работы требуют от врача определенных навыков. Конечно, наиболее объективны данные о частоте сердечных сокращений, получаемые с помощью пульсотахометра или электрокардиографа. Данные заносятся в рабочую табличку, где отмечаются время измерения пульса и частота, которая здесь и приводится.
Частота сердечных сокращений во время занятий лечебной физкультурой
Для построения графика физиологической кривой (рис. 4) пользуются таблицей.
На основании графика физиологической кривой можно сделать вывод (при соответствии нагрузки возможностям больного ребенка) о правильности распределения нагрузки во вводной, основной и заключительный частях, об ее интенсивности. Для решения вопроса о том, насколько эти данные достоверны, необходимы наблюдения за реакцией ребенка на занятие и регистрация возможных внешних признаков утомления, к которым относятся изменения окраски кожных покровов (побледнение и его степень, покраснение и его выраженность, синюшность, локализация, интенсивность), появление потливо’- сти, изменения координации движений, нарушения дисциплины, отказ ребенка от выполнения упражнений и т. д. Сравнение данных о частоте сердечных сокращений и наблюдений за внешними признаками утомления, а также результатов других исследований позволяет сделать вывод и об интенсивности физической нагрузки, и о ее соответствии возможностям детского организма и лечебным задачам..
Важным разделом врачебных наблюдений за однократно проведенным занятием является оценка соответствия используемых инструктором средств лечебным задачам. Оценка проводится путем сопоставления зарегистрированных упражнений и других средств (см. табл. 4) с назначенными средствами лечебной физкультуры либо с теми, которые рекомендуются в соответствующих руководствах для решения аналогичных лечебных задач.
Методически правильно построенное занятие, средства лечебной физкультуры, соответствующие лечебным задачам, правильно подобранная нагрузка могут обеспечить требуемую эффективность занятий. Объективно судить о такой эффективности можно не только на основании длительных клинических и клинико-функциональных наблюдений, но и по результатам некоторых функциональных изменений с сразу после занятий лечебной физической культурой (ЛФК). Естественно, что такие исследования должны быть доступны для проведения в условиях обычного кабинета или отделения лечебной физкультуры.
К таким функциональным исследованиям, проводимым при заболеваниях органов дыхания, относятся спирография, пневмотахометрия, выполняемые в покое перед занятием, сразу после его окончания и через 15—20 мин. Улучшение бронхиальной проходимости, рост резервных показателей дыхания, нормализация его, повышение коэффициента использования кислорода и другие благоприятные изменения могут свидетельствовать об эффективности проведенного занятия. Наоборот, отсутствие ожидаемых сдвигов требует от врача выяснения причин неэффективности и, если при последующих наблюдениях он убеждается в том, что это связано с неправильным выбором средств или дозировкой нагрузки, следует произвести оперативную коррекцию методики лечебной физкультуры.
При заболеваниях сердечно-сосудистой системы наиболее информативными видами исследования являются электрокардиография, электрофонокардиография, в некоторых случаях дополняемые исследованием реакции на дозированную нагрузку.
Для суждения о влиянии занятия лечебной физической культурой (ЛФК) на опорно-двигательный аппарат применяют исследования тонуса мышц до и после занятия, скорости двигательных реакций, а также другие электрофизиологические исследования.
Функциональные исследования, проводимые для оценки эффективности лечебной физкультуры, подбираются в зависимости от характера пораженной системы, наиболее выраженных патологических сдвигов и возможностей отделения (кабинета) функциональной диагностики.