Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физическая культура при последствиях болезней и травматических повреждений спинного мозга

Рубрика: Методики и упражнения лечебной физкультуры

Принципиальные различия между методикой лечебной физкультуры при последствиях повреждений головного и спинного мозга невелики.

Основные проявления двигательных расстройств в виде параличей и парезов спастического и вялого характера в основном сходны. Отражения травмы или заболевания спинного мозга на расстройстве функций многих других органов и систем здесь также имеют значительное место. Различен характер изменений психики больных, особенно на поздних сроках лечения.

У больных с тяжелым повреждением спинного мозга могут возникать на поздних сроках лечения (годы спустя) различные так называемые «психозы», которые осложняют установление рабочего контакта с ними. У них длительнее протекает весь лечебный процесс, на протяжении которого приходится не раз менять методику лечебной физкультуры. Методические задачи поэтому можно оставить те же, что и для больных с последствиями заболеваний и повреждений головного мозга.

Частная же методика лечебной физкультуры имеет ряд своих существенных особенностей, па которых мы кратко и остановимся. Как уже было сказано выше, в зависимости от уровня повреждения спинного мозга симптомы будут различные; в частности, различен и характер параличей и парезов: в одних случаях это будут спастические формы, в других — вялые.

Одной из задач применения физических упражнений при вялых формах параличей является возбуждение, а затем укрепление тонуса мышц, а при спастических формах — торможение и ослабление чрезмерно повышенного тонуса мышц. При столь различных задачах, естественно, что виды и характер применяемых физических упражнений и дозировка их будут существенно отличаться (по С. И. Уаровой-Якобсоп, с изменениями и добавлениями В. Н. Мошкова и нашими).

Приводим основные различия применения физических упражнений при вялых формах параличей и при спастических формах (по С. И. Уаровой-Якобсоп, с изменениями и добавлениями В. Н. Мошкова и нашими).

imag48

В процессе заболевания или повреждения спинного мозга различают три периода: острый (до 1—2 месяцев), подострый, или субхронический (до 1,5—2 лет), и хронический (свыше 2 лет). Методика лечебной физкультуры должна планироваться в соответствии с клиническими проявлениями болезни в зависимости от уровня повреждения спинного мозга и общим состоянием больных по этим трем периодам.

Для практической работы по лечебной физкультуре следует придерживаться трех основных двигательных режимов.

К первому режиму относятся больные, вынужденные лежать из-за своего тяжелого общего и местного состояния. Они должны выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику в палате из исходного положения лежа. В гимнастику включаются доступные упражнения для конечностей, туловища и головы с условием выполнения упражнений на выдох, а также специальные упражнения в глубоком и полном дыхании. Эти занятия проводятся утром, до завтрака, второй раз занятия проводятся инструктором днем, до обеда, в вечернее время, перед ужином проводятся третий раз занятия по комплексу утренней гигиенической гимнастики (занятия третий раз проводит медицинская сестра).

Ко второму режиму относятся больные, способные передвигаться в колясках. Кроме утренней гигиенической гимнастики, они дважды и день должны заниматься в кабинете лечебной физкультуры и дополнительно самостоятельно выполнять заданный инструктором специальный комплекс.

Они должны два раза в день заниматься в кабинете лечебной физкультуры, совершать дозированные прогулки по территории лечебного учреждения и добавочно выполнять самостоятельно 3—4 раза в день специальные упражнения по заданию инструктора. По мере изменения состояния больных они переводятся соответственно на другой двигательный режим.

Обучение ходьбе. В связи с развитием у данных больных параличей и парезов нижних конечностей (особенно при вялых формах) у них резко нарушается функция опоры. Возникает необходимость в развитии опорной функции нижних конечностей. Методика обучения ходьбе разделяется на два периода.

Первый период характеризуется преимущественно проведением подготовительных упражнений в палате.

Второй период — специальными упражнениями в ходьбе с применением съемных гипсовых сапожков, туторов, костылей, «манежиков» и с помощью медицинского персонала.

Приводим последовательное усложнение исходных положений и упражнений.

При вялых параплегиях:

  1. Лежа на спине.
  2. Лежа на боку.
  3. Лежа на животе.
  4. Стоя на четвереньках.
  5. Ползание на койке.
  6. Переползание по-пластунски па полу.
  7. Стоя на коленях с опорой руками.
  8. Ходьба на коленях под горизонтальной лестницей.

9.           Переход из положения сидя в положение стоя с опорой о гимнастическую стенку.

  1. Ходьба под лестницей (помогать передвигать ноги).
  2. Ходьба на костылях с помощью методиста.
  3. Самостоятельная ходьба па костылях.

При спастических параличах:

  1. Лежа на спине, боку, животе.
  2. Стоя на четвереньках.
  3. Стоя на коленях.
  4. Сидя.
  5. Стоя с поддержкой.
  6. Ходьба с поддержкой с обеих сторон.
  7. Ходьба с одним костылем и поддержкой методиста.
  8. Самостоятельная ходьба на костыле.
  9. Упражнения в переползании по-пластунски.

10.          Ходьба под горизонтальной лестницей.

11.          Упражнения в приседании и вставании у гимнастической стенки.

12.  Ходьба с палкой и без палки.

13.  Ходьба по лестнице.

В случаях, когда двигательные расстройства поражают и верхние конечности:

  1. Лежа на спине.
  2. Лежа на боку здоровой руки.
  3. Сидя.
  4. Вставать и садиться с помощью методиста.
  5. Ходьба с поддержкой методиста.
  6. Ходьба с одним костылем (в здоровой руке) и с помощью методиста.
  7. Упражнения у стенки в разных положениях (сидя, стоя, приседания).
  8. Упражнения на четвереньках и на коленях.
  9. Самостоятельная ходьба вдоль стенки.
  10. Ходьба самостоятельно на костылях и с палкой.
  11. «Ходьба» на ягодицах.

Приводим примерные упражнения для больных с повреждением конуса и конского хвоста (по В. Н. Мошкову с нашими изменениями) для субхронического периода:

imag47

imag46

При вялых параличах, связанных с поражением поясничного отдела спинного мозга и конского хвоста, в позднем периоде физические упражнения следует применять по такому плану:

а) тренировать скелетную мускулатуру верхних конечностей
и туловища (мышцы грудной клетки, спины и живота);

б) тренировать область тазового пояса—мышцы ягодиц (обычно
резко атрофированные) и промежности;

в) тренировать мускулатуру нижних конечностей как разнообразными упражнениями в воздушной и водной среде (ванны, бассейны, река, море), так и пользуясь туторами.

Для упражнения мышц спины, кроме указанных выше упражнений, применяется с успехом переползание по-пластуискн — подтягивания за канат, лежа на полу (на ковре) на спине и животе.

Упражнения для мышц ягодиц довольно ограничены. Мы рекомендуем так называемое «хождение иа ягодицах». Больной надевает трусы с подшитой ватой в области ягодиц, садится на пол, вытянув йоги и руки, и рывкообразно передвигается вперед, назад (труднее), сидя на набивном мяче, руки на бедрах, старается вращать мяч под собой.

В результате систематического применения физических упражнений совместно с другими видами лечения (грязь, ванны, электролечение) у больных с повреждением спинного мозга (без полного перерыва его) на ранних сроках лечения отмечаются значительные улучшения функций всех систем организма. Характер у больных изменяется — они становятся более жизнерадостными.

Некоторая группа больных с грубыми повреждениями спинного мозга, вплоть до полного анатомического перерыва его, несмотря на применяемое комплексное лечение, в первые два года лечения не получает успешных результатов. Эти больные переходят в категорию поздних хроников, в отношении которых существует иногда предвзятое мнение о стабилизации у них и необратимости процесса, вследствие чего они зачисляются в группу неизлечимых больных с бесперспективным прогнозом. Между тем, наш опыт длительного комплексного лечения (6—7 лет) таких больных — участников Великой Отечественной войны показал, что значительная часть и этой группы больных может достигнуть и улучшения при дальнейшем систематическом применении средств комплексного лечения, в том числе особенно средств лечебной физкультуры.

Поздний, хронический, период является самым сложным и наиболее ответственным. Процесс дальнейшего восстановления функций на основе глубокой качественной перестройки нервно-гуморального механизма в этом периоде протекает крайне медленно, характеризуется он малозаметными, но объективно существующими изменениями (микросдвиги), которые, постепенно и медленно накапливаясь, впоследствии как бы «вдруг» проявляются уже явно заметными улучшениями.

В этом периоде процесс продолжает быть подвижным в положительном направлении при условии активных мероприятий как со стороны обслуживающего персонала, так, главное, и со стороны самих больных и в отрицательном направлении (пролежни, уро-сепсис) при условии пассивности больных и отсутствии необходимых мероприятий.

Главной задачей методиста и врача является установление контакта с больными, постоянное поддерживание в них уверенности в конечном успехе и систематическая мобилизация их активности для занятий.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.