Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Чудодейственные средства физической культуры: растирание, душ, массаж

Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппарата

Наконец настало время изучить и как следует освоить чудодейственные средства физической культуры, которые ока­жут вам огромную помощь в борьбе за здоровье. Они пригодятся вам для профилактики и лечения ОРВИ, пневмо­нии, бронхиальной астмы и других заболеваний у ваших детей. С пользой для себя их могут использовать и взрослые.

Растирание тела сухим банным полотенцем

1. Исходное положение (Исходное положение) ребенка — стоя, лицом к родителю и упираясь руками в его грудь или плечи (в зависимости от роста ребенка); родителя — держа руки чуть шире плеч и захватив кистями концы полотенца, свернутого валиком, положив его сзади на область шеи и плеч ребенка. Энергично растирать справа налево и обратно, одновременно медленно перемещая полотенце вниз до стоп, затем обратно вверх (5 раз).

При растирании шеи, в локтевых сгибах, под мышками, в области грудных желез, паха и под коленями, где кожа особенно нежная, силу нажима уменьшать; места на коже с явлениями диатеза и нейродермита следует обходить.

2. Исходное положение ребенка — стоя спиной к родителю, упираясь прямыми руками в стену (или стоя, прижавшись спиной к груди родителя); родителя — держа за концы полотенце, свернутое. валиком, прижимая его к предплечьям ребенка снизу. Энергично растирать справа налево и обратно, одно­временно медленно перемещая валик вниз до стоп, затем вверх (5 раз).

3. Исходное положение ребенка и родителя — то же, что и в приеме 2. Энергично растирать бока ребенка (от под мышек до бедер), затем поочередно ноги (5 раз).

Продолжительность растирания (все три приема) — 1 мин.

Своевременная смена нательного и постельного белья

После каждого растирания ребенка следует одеть в чистое сухое белье. Если ребенку предписан постельный режим (а так же ночью), необходимо постоянно следить, чтобы простыня, пододеяльник, наволочка тоже были сухими. Как только они станут из-за чрезмерной потливости ребенка влажными, надо произвести либо полную смену постельного белья, либо перевернуть одеяло и подушку сухой стороной и постелить свежую простыню.

Комфортный душ

Комфортный душ (приятной для человека температуры) помимо гигиенической играет и закаливающую роль. Приме­нять его следует во все периоды болезни. Продолжитель­ность — 5—8 мин.

«Зона комфорта» для каждого человека индивидуальна, причем она меняется даже в течение одних суток. Поэтому температуру воды необходимо каждый раз подбирать опыт­ным путем. Делать это надо в считанные секунды. Во время процедуры голову (кроме лица) не мочить.

Контрастное обливание

Во время этой процедуры один или несколько раз меняется температура воды — от комфортной или терпимо горячей до предельно холодной. Контрастное обливание — прекрасное за­каливающее средство. Для людей, страдающих аллергией, и в частности бронхиальной астмой, оно незаменимо!

Массаж лица

Это средство помогает купировать отек слизистой носог­лотки, очистить придаточные пазухи носа (гайморовые, ре­шетчатые и фронтальные) от патологического содержимого, нормализовать дыхание. Для предупреждения и ликвидации приступа бронхиальной астмы массажу отводится одна из ведущих ролей.

1. Исходное положение ребенка — лежа на спине (в случае большой сла­бости), сидя на стуле или стоя; родителя — сидя на стуле или стоя, лицом к ребенку. Объект для воздействий — крылья носа. Массаж выполняется круговыми движениями средних фаланг согнутых указательных пальцев, нежно, с частотой вращений до 250 об/мин. При этом ребенок вдох делает через рот, а выдох через нос. При обильном насморке следует прерывать процедуру, чтобы высморкаться. Продолжительность масса­жа — 1—1,5 мин.

Можно использовать и самомассаж. Самомассаж прово­дится боковой поверхностью основных фаланг больших пальцев (рис. 1а).

2. Исходное положение ребенка — то же, что и в приеме 1; родителя — сидя на стуле или стоя сзади больного. Объекты для воздействия: участок лица под глазами (от носа до ушей) и лоб. Под глазами массируют ладонями, средними, безымянными пальцами и мизинцами обеих рук (рис. 16). Лоб массируют так же, только четырьмя пальцами обеих рук (рис. 1/в). Массаж проводят комбинационно: поглаживание {нежно), хле­сткое растирание, поглаживание (нежно). Продолжитель­ность — 30 сек.:поглаживание — по5 сек.(по10—12 движений), растирание — 20 сек. (60 движений). Аналогично проводится и самомассаж.

3. Исходное положение ребенка и родителя — то же, что и в приеме

4. Объект для воздействия: лоб. Проводят растирание поду­шечками четырех пальцев правой руки быстрыми круговыми движениями (до 300 об/мин), одновременно перемещая их справа налево. Левая рука, убрав волосы со лба, поддерживает голову пациента (рис. 1 г). Продолжительность: 30 сек.

orvi_image01

Аналогично проводится и самомассаж.

При массаже лица маленькие дети часто выражают про­тест. В этом случае нельзя проводить массаж насильно. Родители должны приучать ребенка к этой процедуре посте­пенно, продолжительность приемов вначале должна быть самой минимальной. Можно заинтересовать ребенка, проводя массаж на себе. Следует также помнить, что кожа лица очень нежная, поэтому надо стараться щадить ее и обходить бо­лезненные участки. Иногда у детей во время массажа может возникнуть нестерпимое ощущение жара, в этом случае сле­дует немедленно прекратить процедуру. Возможно также легкое головокружение, однако бояться этого не надо.

Массаж грудной клетки

Этот вид массажа благотворно влияет на состояние брон­хов, легких и сердца. Он необходим во все периоды болезни, но особенно полезен для предупреждения или купирования приступа удушья у страдающих бронхиальной астмой.

Исходное положение ребенка — стоя согнувшись под прямым углом (у скамейки, стула), упор на кистях или предплечьях, в случаях сильного недомогания — стоя на четвереньках в постели или лежа на спине или груди; родителя — стоя сзади ребенка (при выполнении поглаживания и «гусенички») или стоя сбоку от ребенка (при выполнении растирания лопаточной и поясничной областей спины перекрестно, поколачивания, рубления, пощи­пывания, похлопывания). Если ребенок лежит, родитель дол­жен действовать по обстановке. Объекты для воздействия: шея, плечи, грудь, живот (в области диафрагмы), спина, поясница.

Поглаживание. Выполняется ладонями обеих рук продоль­но и поперечно, вначале нежно, затем с некоторым усилием и вновь нежно, стремясь согреть ребенка и вызвать равно­мерную розовую окраску кожи (рис. 2 а,б). Продолжитель­ность 2 мин. в начале процедуры и по 1 мин. при чередовании с другими приемами.

Растирание лопаточной и поясничной областей спины перекрестно. Чтобы растереть левую лопатку и поясницу ребенка, родитель должен стоять слева, при растирании правой лопатки и поясницы — справа. Прием выполняется ладонями, с усилием, вращательными движениями (250—300 об/мин) (рис 2 в). Продолжительность 1 мин. (по 30 сек. с каждой стороны).

Поколачивание. Выполняется на противоположной от мас­сажиста стороне грудной клетки (сверху, сбоку, снизу), по­лураскрытыми кулаками (со стороны ладони), движением вверх-вниз в лучезапястном суставе (200 уд/мин) (рис. 2 г). Продолжительность 1 мин. (по 30 сек. с каждой стороны).

orvi_image02

Рубление. Выполняется на противоположной от массажи­ста стороне грудной клетки (сверху и сбоку), краем кисти, пальцы при этом слегка разведены и расслаблены, предплечья согнуты под прямым углом (рис. 3 а). Работают обе руки, причем ладони обращены друг к другу, движения ритмичные (250—300 уд/мин). Продолжительность 1 мин. (по 30 сек. с каждой стороны).

Пощипывание. Выполняется на противоположной от мас­сажиста стороне грудной клетки, от шеи до поясницы и от грудины до границы на спине, отстоящей от позвоночника на 1,5—2 см, всеми пальцами, двумя руками поочередно (150 по­щипываний в 1 мин.) (рис. 3 б). Продолжительность 1 мин. (по 30 сек. с каждой стороны).

orvi_formula03

Похлопывание. Выполняется на противоположной от мас­сажиста стороне спины и грудной клетки (сверху, сбоку и снизу) ладонями, сложенными лодочкой, двумя руками, поочередно (200 хлопков в 1 мин.) (рис. 4 а). Продолжитель­ность 1 мин. (по 30 сек. с каждой стороны).

«Гусеничка». Этот прием представляет собой растирание спины и нижнего участка шеи (от поясницы вверх) подушеч­ками обоих больших пальцев, расположенных параллельно, по линиям, отстоящим от позвоночника на 1—1,5 см; другие пальцы, «переступая» как ножки гусеницы, направляют дви­жение (рис. 4 б). Выполнять 10—12 раз, с достаточным давле­нием пальцами, до появления пунцовых полос на коже.

orvi_formula04

Растирание подошв догоряча

У ослабленного и больного человека ноги, как правило, чрезвычайно потливы. Родители, помня, что влага губительна для организма, должны почаще менять детям носки. Это хорошее средство, но его недостаточно. Нужен также массаж стоп и особенно подошв. Выполняется он следующим образом: у лежащего под одеялом ребенка на 1—1,5 мин. обнажите одну стопу и ладонью, подушечками пальцев, краем ладони, пальцами, сложенными в кулак, выполните поглаживание, расти­рание и снова поглаживание. Стопа согревается. То же выполните на другой ноге.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.