Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ЛФК при бронхиальной астме

Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппарата

Лечебная физкультура при болезнях органов дыхания.

Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях органов дыхания обусловлено прежде всего тем, что импульсы от рецепторов мышц, поступая в высшие отделы центральной нервной системы, оказывают свое влияние на силу, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; это в свою очередь отражается и на функциях дыхательного аппарата. Таким образом, при помощи физических упражнений можно влиять не только на состояние нервной системы, но через нее и на нарушенные функции аппарата дыхания. При помощи систематических физических упражнений имеется возможность переводить поверхностное дыхание в более глубокое, улучшать ритм дыхания при инспираторной и экспираторной одышке, увеличивать вентиляцию и газообмен легких, снижать и ликвидировать гипоксемию. Физические упражнения, вызывая усиление крово- и лимфообращения, содействуют более быстрому и полноценному рассасыванию образовавшегося экссудата в легких и плевральной полости, противодействуют развитию склеротического процесса в легких и спаечного процесса в полости плевры, а также предупреждают развитие у больных тяжелых осложнений (абсцесс, нарушение кровообращения и т. д.).

Таким образом, своевременное применение физических упражнений способствует восстановлению нарушенных функций системы дыхания, тем самым обеспечивая сохранение трудоспособности больных.

Бронхиальная астма.

Лечебная гимнастика прежде всего облегчает состояние больного во время приступа. Под влиянием систематической тренировки дыхания больной правильно дышит и во время приступа, что облегчает ему переносить последний. Дыхательные упражнения, осуществляемые больным путем вдыхания воздуха через нос, а выдыхания через рот, рефлекторно уменьшают спазм и бронхиол (носолегочный рефлекс). Гимнастические упражнения, способствующие поступлению в кровь большего количества адреналина, уменьшают, а иногда ликвидируют спазм бронхов и бронхиол.

Показания к лечебной гимнастике. Клинические наблюдения показывают, что проведение простых гимнастических и дыхательных упражнений в период предвестников приступа предотвращает его или ослабляет его течение.

Лечебное действие гимнастики сказывается и в укреплении легко возбудимой нервной системы больных бронхиальной астмой. Воздействуя на нервную систему больных физическими упражнениями, добиваются снятия патологических кортико-висцеральных рефлексов и восстановления нормальной регуляции аппарата дыхания. Этому помогает и психотерапевтическое воздействие, оказываемое на больного во время проведения лечебной гимнастики. Лечебная гимнастика оказывает на больного и десенсибилизирующее влияние.

Кроме того, лечебная гимнастика предупреждает раннее развитие эмфиземы легких, постепенно развивающейся у больных бронхиальной астмой. Лечебную гимнастику следует вводить в комплекс лечения больных возможно раньше; наличие приступов бронхиальной астмы не является противопоказанием к назначению лечебной гимнастики.

Методика лечебной гимнастики. Лечебную гимнастику применяют в стационаре, поликлинике и специализированных лечебных учреждениях. Отличительной чертой методики лечебной гимнастики является применение после приступа специальных дыхательных упражнений, способствующих выдоху, а в межприступном периоде — специальных дыхательных упражнений с произношением звуков — букв в сочетании с простыми гимнастическими упражнениями. Повседневная тренировка дыхания обеспечивает больному умение управлять своим дыханием. Наиболее выгодными исходными положениями для тренировки дыхания и осуществления гимнастических упражнений являются положения сидя и стоя.

ЛФК при бронхиальной астме

В занятие лечебной гимнастики следует включать простые гимнастические упражнения для конечностей и туловища, а также ходьбу. Упражнения, вызывающие значительное учащение и задержку дыхания, а также упражнения со значительным мышечным усилием для больных бронхиальной астмой не подходят.

Тренировку дыхания осуществляют специальными дыхательными упражнениями с произношением на медленном выдохе звуков — букв. Эти упражнения способствуют не только выработке у больного умения управлять своим дыханием, улучшению вентиляции легких, но оказывают на занимающегося и психотерапевтическое воздействие.

ЛФК при бронхиальной астме

Наиболее пригодными для произношения при выдохе являются в начале занятий согласные буквы: С, 3, Ш, Щ, а затем согласные буквы Ж, Р и гласные У, Е, И, А (основные буквы для тренировки дыхания).

Обычно в начале тренировки произносят букву в течение 5—7 секунд, доходя в дальнейшем до 15—20 секунд.

Когда больной овладеет своим дыханием (произношение отдельных букв в течение 15 секунд), переходят к последовательной тренировке дыхания в виде произношения на одном выдохе комбинации из двух, а затем — трех букв. Когда больной освоит произношение на одном выдохе трех букв, переходят к произношению на выдохе гласной буквы с прерыванием произношения в середине выдоха. Например, БрУУУ, ПрУУУУ; ШрОООО; ТрОООО и т. п. Из приставок, облегчающих произношение гласных букв, можно применять приставки (произносимые кратко): Бр, Вр, Гр, Др, Жр, Кр, Пр, Шр, Хр. На последнем этапе тренировки дыхания используют произношение какой-либо буквы с усилением ее в середине упражнения; например, ссссССССсссс, ШрииииИИИииии; ДрааааААААаааа и т. д. Для разнообразия занятий можно проводить не четырехкратное повторение одной буквы, а однократное произношение разных букв, например СССС, 3333; ШШШШ или БриИИИИ, БрЕЕЕЕЕ, ДрОООО, ПрУУУУ или комбинации из согласных и гласных букв, например ГраАААА, ЖЖЖЖ, ПрИИИИ, РРРР.

При проведении специальных дыхательных упражнений не следует форсировать вдоха и особенно выдоха. При воспроизведении звука — буквы последнюю следует произносить медленно до тех пор, пока хватит дыхания. Больных нужно приучать к вдыханию и выдыханию через нос (использование носолегочного рефлекса), а также к втягиванию живота (при выдохе).

В процессе тренировки дыхания у больных постепенно улучшается функция диафрагмы, брюшного пресса и увеличивается жизненная емкость легких. В зависимости от состояния больного в основную часть занятия можно включать 6—12 упражнений, причем дыхательные упражнения должны занимать не менее 50—60% всех упражнений. Занятия следует проводить вне палаты, в хорошо проветренном помещении, а в теплое время года — у открытого окна или в саду.

Дозировка упражнений. Каждое упражнение следует повторять не более 3—4 раз, причем применяют только медленный темп выполнения, за исключением упражнений для мелких и средних мышечных групп, когда допустим средний и быстрый темп. Длительность пауз отдыха 20—60 секунд.

ЛФК при бронхиальной астме

Самостоятельные занятия больных. При лечении больных в стационаре и поликлинике очень важно, чтобы после усвоения специальных дыхательных и гимнастических упражнений они повторяли их самостоятельно несколько раз в день, особенно при появлении предвестников астматического приступа. В стадии ремиссии болезни, когда налицо имеются только явления хронического бронхита, для поддержания функции аппарата дыхания и противодействия развитию эмфиземы легких целесообразно проводить самостоятельно занятия лечебной физкультурой на свежем воздухе. Рекомендуют ближний туризм, прогулочную езду на велосипеде, дозированную греблю, плавание, катание на коньках, ходьбу на лыжах, игру в волейбол, теннис.

Выбор упражнений и их дозировку осуществляют с учетом возраста, функциональных возможностей, условий труда и быта, а также склонностей больного.

Клиническое течение бронхиальной астмы у детей имеет свои характерные особенности, лечебную физкультуру у них проводят по особой методике.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.