Лечебная физкультура при пневмонии
Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппаратаЛечебная физическая культура (ЛФК) назначается при всех формах пневмоний у ребят раннего возраста. Противопоказаниями являются выраженный токсикоз, тяжелое общее состояние, высокая температура. В разгаре клинических проявлений ведущими задачами лечебной физкультуры являются компенсация дыхательной недостаточности и улучшение эмоционального тонуса, успокоение ребенка. С этой целью применяется общий массаж туловища и конечностей (прием поглаживания) и принимаются меры против охлаждения. Положение во время процедуры — лежа на спине и на боку, при этом обнажается только массируемый участок тела. Массажные движения производятся плавно, в медленном темпе.
Лечебный эффект может быть достигнут с помощью массажа конечностей и живота, что технически легче выполнимо. Действие поглаживающего массажа на дыхание — рефлекторное, этим объясняется выбор рефлексогенных зон, обеспечивающих общее воздействие на ЦНС и дыхательный центр.
Урежению и углублению дыхания и нормализации его ритма способствуют пассивные гимнастические упражнения для рук и ног в медленном темпе. Действие физических упражнений на ритм дыхательных движений связано, вероятно, с межцентральными отношениями, возникающими в коре головного мозга, когда при одновременном возбуждении моторной части дыхательного центра и двигательных клеток коры возникает феномен преобразования ритма. Клинические наблюдения показывают, что эффект физических упражнений тем более выражен, чем спокойнее ребенок. Этот эффект усиливается при повышении эмоционального тонуса ребенка и исчезает при его беспокойстве, плаче. Преобразование ритма дыхания, его урежение и углубление достигаются также активными с помощью упражнениями для конечностей, выполняемыми в медленном темпе. У ребят первых месяцев жизни при сохранившихся рефлексах Моро, Таланта и т. п. они могут быть использованы для рефлекторных упражнений с соблюдением методических приемов, обеспечивающих медленный темп и облегчение дыхательных движений.
Нередко тяжесть состояния больных пневмонией ребят раннего возраста усугубляется нарушением функции желудочно-кишечного тракта, в особенности нарушением моторики и развитием метеоризма. Из средств лечебной физкультуры, обеспечивающих нормализацию моторики и уменьшение метеоризма, применяется массаж живота, включающий все приемы, а у ребят первых месяцев жизни — приемы поглаживания и поверхностного плоскостного растирания. Массаж сочетают с пассивными и активными с помощью упражнениями для ног и поворотами туловища на бок (табл. 11).
По мере улучшения состояния ребенка и перехода пневмонии во вторую стадию, обратного развития, занятия лечебной физической культурой (ЛФК) имеют целью обеспечение стойкой компенсации дыхательной недостаточности и постепенное восстановление функции внешнего дыхания, ускорение рассасывания патологических очагов и легких, улучшение функции других систем, нарушенных пневмоническим процессом (сердечно-сосудистой, пищеварительной), а также постепенное восстановление психомоторной сферы больного. Занятия проводятся индивидуально, в них включают избирательный массаж грудной клетки (все приемы), активные и активные с помощью упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, активные гимнастические упражнения в соответствии с уровнем психомоторного развития ребенка, а также упражнения и приемы стимуляции и тренировки утраченных или отстающих в развитии двигательных навыков. Длительность занятий с 5 —8 мин в остром периоде увеличивается до 10 — 12 мин.
В периоде остаточных явлений лечебная физическая культура (ЛФК) проводится интенсивно и длительно, обеспечивая физиологические предпосылки для морфофункционального восстановления дыхательной системы и предупреждая возможный рецидив. Применяются все упражнения и приемы массажа, соответствующие возрастным особенностям ребенка; упражнения по игровой методике. Для развития отстающих движений используются пассивные упражнения, упражнения с помощью и различные приемы стимуляции с предшествующим массажем соответствующих мышц. Включаются упражнения в целостных движениях соответственно умениям ребенка (ползание, переход в положение сидя и стоя, ходьба, бросание). Для активизации репаративных процессов в легких — избирательный массаж грудной клетки. Длительность занятий — 15 — 20 мин.
Таблица 11
Примерное содержание занятий лечебной физической культурой (ЛФК) с ребенком 3 мес в периоде разгара клинических проявлений пневмонии
Исходное положение |
Описание упражнения, массажного приема |
Коли чество |
Примеча ние |
Лежа на спине |
Массаж рук (поглаживание) |
6 — 8 раз |
Темп медлен |
То же |
Массаж ног (поглаживание) |
6-8 » |
ный Оголять |
» |
Массаж живота (поглаживание, |
10-12 » |
только мас |
Лежа на правом |
плоскостное поверхностное растирание)
Массаж спины (поглаживание) |
6-8 » |
сируемую область |
боку или сидя на руках у матери То же |
Рефлекторное разгибание спины |
1-2 » |
|
Лежа на левом |
Массаж спины (поглаживание) |
6-8 » |
|
боку То же |
Рефлекторное разгибание спины |
1-2 » |
* |
Лежа на спине |
Массаж рук (поглаживание) |
6-8 » |
|
» |
Массаж ног (поглаживание) |
6 —8 » |
|
То же |
Рефлекторное упражнение для стоп, |
4 —6 » |
|
» |
массаж стоп (растирание, похлопывание)
Массаж ног (поглаживание) |
6-8 » |