Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при пневмонии

Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппарата

Лечебная физическая культура (ЛФК) назначается при всех формах пнев­моний у ребят раннего возраста. Противопоказаниями являются выра­женный токсикоз, тяжелое общее состояние, высокая температура. В разгаре клинических проявлений ведущими задачами лечебной физ­культуры являются компенсация дыхательной недостаточности и улуч­шение эмоционального тонуса, успокоение ребенка. С этой целью при­меняется общий массаж туловища и конечностей (прием поглажива­ния) и принимаются меры против охлаждения. Положение во время процедуры — лежа на спине и на боку, при этом обнажается только массируемый участок тела. Массажные движения производятся плав­но, в медленном темпе.

Лечебный эффект может быть достигнут с помощью массажа конечностей и живота, что технически легче выполнимо. Действие поглаживающего массажа на дыхание — рефлекторное, этим объяс­няется выбор рефлексогенных зон, обеспечивающих общее воздействие на ЦНС и дыхательный центр.

Урежению и углублению дыхания и нормализации его ритма спо­собствуют пассивные гимнастические упражнения для рук и ног в мед­ленном темпе. Действие физических упражнений на ритм дыхательных движений связано, вероятно, с межцентральными отношениями, воз­никающими в коре головного мозга, когда при одновременном возбу­ждении моторной части дыхательного центра и двигательных клеток коры возникает феномен преобразования ритма. Клинические наблю­дения показывают, что эффект физических упражнений тем более вы­ражен, чем спокойнее ребенок. Этот эффект усиливается при повыше­нии эмоционального тонуса ребенка и исчезает при его беспокойстве, плаче. Преобразование ритма дыхания, его урежение и углубление до­стигаются также активными с помощью упражнениями для конечно­стей, выполняемыми в медленном темпе. У ребят первых месяцев жиз­ни при сохранившихся рефлексах Моро, Таланта и т. п. они могут быть использованы для рефлекторных упражнений с соблюдением ме­тодических приемов, обеспечивающих медленный темп и облегчение дыхательных движений.

Нередко тяжесть состояния больных пневмонией ребят раннего возраста усугубляется нарушением функции желудочно-кишечного тракта, в особенности нарушением моторики и развитием метеоризма. Из средств лечебной физкультуры, обеспечивающих нормализацию моторики и уменьшение метеоризма, применяется массаж живота, включающий все приемы, а у ребят первых месяцев жизни — приемы поглаживания и поверхностного плоскостного растирания. Массаж со­четают с пассивными и активными с помощью упражнениями для ног и поворотами туловища на бок (табл. 11).

По мере улучшения состояния ребенка и перехода пневмонии во вторую стадию, обратного развития, занятия лечебной физической культурой (ЛФК) имеют целью обеспечение стойкой компенсации дыхательной недоста­точности и постепенное восстановление функции внешнего дыхания, ускорение рассасывания патологических очагов и легких, улучшение функции других систем, нарушенных пневмоническим процессом (сер­дечно-сосудистой, пищеварительной), а также постепенное восстано­вление психомоторной сферы больного. Занятия проводятся индиви­дуально, в них включают избирательный массаж грудной клетки (все приемы), активные и активные с помощью упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, активные гимнастические упражнения в соответствии с уровнем психомоторного развития ребен­ка, а также упражнения и приемы стимуляции и тренировки утра­ченных или отстающих в развитии двигательных навыков. Длитель­ность занятий с 5 —8 мин в остром периоде увеличивается до 10 — 12 мин.

В периоде остаточных явлений лечебная физическая культура (ЛФК) проводится интенсивно и длительно, обеспечивая физиологические предпосылки для морфофункционального восстановления дыхательной системы и предупреждая возможный рецидив. Применяются все упражнения и приемы массажа, соответствующие возрастным особенностям ребен­ка; упражнения по игровой методике. Для развития отстающих движе­ний используются пассивные упражнения, упражнения с помощью и различные приемы стимуляции с предшествующим массажем со­ответствующих мышц. Включаются упражнения в целостных движе­ниях соответственно умениям ребенка (ползание, переход в положение сидя и стоя, ходьба, бросание). Для активизации репаративных процес­сов в легких — избирательный массаж грудной клетки. Длительность занятий — 15 — 20 мин.

Таблица 11

Примерное содержание занятий лечебной физической культурой (ЛФК) с ребенком 3 мес в периоде разгара клинических проявлений пневмонии

Исходное

положение

Описание упражнения, массажного приема

Коли­

чество

Примеча­

ние

Лежа на спине

Массаж рук (поглаживание)

6 — 8 раз

Темп медлен­

То же

Массаж ног (поглаживание)

6-8 »

ный

Оголять

»

Массаж живота (поглаживание,

10-12 »

только мас­

Лежа на правом

плоскостное поверхностное рас­тирание)

Массаж спины (поглаживание)

6-8 »

сируемую

область

боку или сидя на руках у матери То же

Рефлекторное разгибание спины

1-2 »

Лежа на левом

Массаж спины (поглаживание)

6-8 »

боку

То же

Рефлекторное разгибание спины

1-2 »

*

Лежа на спине

Массаж рук (поглаживание)

6-8 »

»

Массаж ног (поглаживание)

6 —8 »

То же

Рефлекторное упражнение для стоп,

4 —6 »

»

массаж стоп (растирание, похло­пывание)

Массаж ног (поглаживание)

6-8 »


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.