Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Закаливание водой

Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппарата

Многолетний опыт использования прекрасного закаливаю­щего средства — воды (холодной и горячей) показывает, что с ее помощью можно в физическом воспитании больных творить настоящие чудеса. Причем творить их вы будете сами в собственной ванной комнате.

Пусть сегодня ваш ребенок умывает лицо только теплой водой, я верю, что через 5—6 месяцев ему будет доступно 4-минутное общее обливание тела холодной водой из-под крана. А респираторная инфекция уже не будет пугать вас. В деле же предупреждения и купирования приступов бронхи­альной астмы именно холодная вода сыграет одну из самых заметных ролей среди средств физической культуры.

Закаливающие мероприятия должны гармонично войти в программу регулярных занятий физкультурой.

Первый месяц. Закаливающие процедуры ограничиваются комфортным душем (5—8 мин.). Во время процедуры следите, чтобы ребенок не прикасался обнаженным телом к предметам, имеющим комнатную температуру (например, кафельная сте­на). Иначе он может простудиться.

С третьей недели надо начинать умывание холодной во­дой.

Второй месяц. Закаливающие процедуры дополняютс контрастным обливанием ног ребенка. После комфортног душа сильным напором холодной воды поочередно облив ются правая и левая ноги (по 5 сек.). Затем следует включить терпимо горячую воду и разогревать ею ноги до состоянц блаженства. Если этого не произойдет, нужно, чтобы ребено принял горячий душ и таким образом обрел комфортно состояние. Затем снова холодное обливание ног. Повторит так 4 раза. Если при этом ребенок чувствует прилив энергии, то все манипуляции в ванной заканчиваются холодным об­ливанием, в противном случае — горячим.

Цель контрастного обливания ног — постепенно, к концу месяца, достичь однократного обливания каждой ноги холод­ной водой по 1 мин. Для этого нужно достичь суммарного времени обливания холодной водой каждой ноги в течение 60 сек. в комбинации вначале 4 раза по 15 сек., затем 3 раза по 20 сек., 2 раза по 30 сек. и 1 раз 60 сек.

Третий месяц. Область контрастного обливания увеличи вается. После комфортного душа следует включить холодную воду и подставлять под нее поочередно правую и левую рук (по 5 сек.). Затем включить горячую воду и согреть руки; Повторить так 4 раза. К концу второй недели нужно достич однократного обливания холодной водой каждой руки п 30 сек. Следующие 2 недели закреплять результат. Кажды раз после контрастного обливания рук проводится холодно обливание ног (по 1 мин. каждую). Если во время процедуры у вашего ребенка появится неприятное ощущение озноба, следует немедленно согреть его под горячим душем.

Четвертый месяц. Область контрастного обливания уве личивается еще больше. После комфортного душа холодна вода направляется на переднюю поверхность тела (грудь, живот, руки), а затем и на лицо (5 — 6 сек,). Затем общий горячий душ. Повторить так 4 раза. К концу 2—3-й недели (по методу контрастного обливания ног) следует достичь одно­кратного обливания холодной водой передней поверхности тела в течение 1 мин. Лицо во всех случаях обливается не более 5—6 сек. Однако к концу месяца его можно подставлять под холодную воду дважды. В конце процедуры необходимо; выполнить холодное обливание каждой ноги (по 1 мин.).

Пятый месяц. К концу этого месяца общее время холодного обливания должно составлять 4 мин. Комфортный душ, холодное обливание передней поверхности тела (1 мин.), затем обливание холодной водой спины (несколько секунд, по самочувствию). Далее холодное обливание ног (по 1 мин.). Если после обливания спины у вашего ребенка появится неприятное ощущение озноба, нужно тут же согреть его под горячим душем и только затем провести холодное обливание ног. К концу второй декады необходимо приучить спину к холод­ному обливанию, продолжительностью в 1 мин.

Шестой месяц и все последующие. Следует ежедневно проводить 4-минутное обливание холодной водой.

Водные процедуры при недомогании и в острый период болезни

Познакомившись с многочисленными примерами, приве­денными в этой книге, вы, конечно, уже не удивляетесь тому, что водные процедуры используются при заболеваниях. А почему же они приносят в этих случаях пользу?

Известно, что у людей, страдающих бронхиальной астмой, при повышении температуры тела (например, при ОРВИ) появляется дефицит гормонов, благодаря которым этот недуг не проявляется. Однако болезнь можно победить, вводя в комплексный уход за людьми, испытывающими ОРВИ или аллергическую атаку, водные процедуры, которые снижают перегревание организма. Причем в непривычно короткие сроки, без осложнений, и, что очень важно, без малейшей потери закаленности. Известен и другой факт — в случаях, когда сопротивляемость организма крайне низка и он не в силах дать температуру, способную убить вирус, комфортный душ и контрастное обливание (если оно уже применялось ранее) стимулируют повышение обмена веществ и, следовательно, нарастание температуры.

А можно ли тренироваться на морозном воздухе человеку в периоды выздоровления и относительного здоровья при аденоидах, препятствующих свободному дыханию через нос; при хронических неспецифических заболеваниях придаточных пазух носа; при хроническом тонзиллите и прочих широко распространенных недугах респираторной системы? Полезно ли для здоровья дышать через рот, предположим, на 20-гра- дусном морозе, конечно, предварительно хорошо разогревшись с помощью разминки? Положительные ответы на эти вопросы дают весь опыт моей работы, а также ученые Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры и Института педиатрии АМН СССР, изучающие вопросы физического воспитания больных всевозможными респиратор­ными заболеваниями. Поэтому, когда организм вашего ре­бенка или ваш станет достаточно закаленным, не бойтесь тренировок на морозе. Можно смело дышать через рот и двигаться, двигаться, двигаться, В движении человек ни­когда не замерзнет, а значит, и не простудится. Только помните, что перед занятием обязательна хорошая разминка. При температуре воздуха ниже —16° разминку начинайте в помещении (борьба, подскоки, дыхательная гимнастика — 5— 6 мин.)» затем пробегитесь на свежем воздухе (5—6 мин.) и опять вернитесь в помещение (можно просто зайти в теплый подъезд), снимите обувь, разотрите стопы, сделайте массаж лица, попрыгайте или поборитесь, обуйтесь. После этого уже можно вновь выйти на улицу, чтобы провести 30—45-минутное занятие.

Ни дня без физической культуры в семье

Теперь вы уже достаточно подготовлены к тому, чтобы самостоятельно приступить к домашним занятиям физ­культурой.

Итак, ваш ребенок или вы сами прошли медицинское обследование, знаете точный диагноз и имеете разрешение врача для самостоятельных занятий по предложенной системе. Разумеется, доктор установил и период болезни, в котором в настоящий момент находится пациент.

Все практические рекомендации даны с расчетом на то, что занятия физкультурой будут проходить в два этапа. Причем каждый из них обязателен для занимающегося.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕС­КАЯ ПОДГОТОВКА

Вы только приступаете к занятиям и находитесь, наверное, в подостром, остром периодах заболевания, в периоде вы­здоровления, или неустойчивой ремиссии. К концу занятий по программе этого этапа вы должны окрепнуть настолько, что сможете регулярно заниматься физкультурой на свежем воз­духе. Все рекомендации даны применительно к различным за­болеваниям.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.