Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Техника регулирование сознания

Рубрика: Китайская гимнастика цигун

Термин «тяо синь», бук­вально означающий «упорядо­чение сердца», подразумевает регулирование психической активности во время выполне­ния упражнений. Аналогом этого понятия часто выступа­ет словосочетание инянь дао-инь — «даоинь сознания» или «сосредоточения». Слово «дао­инь» («ведение и привлече­ние»), в даосской традиции обозначающее дыхательно­медитативные и физические упражнения, в широком смыс­ле рассматривается как один из синонимов термина «ци­гун», в узком — как прием регулирования психосомати­ческого состояния. Даоинь — это и определенное состояние сознания, и «подсознатель­ные» установки, и методы сосредоточения, дыхания, по­зы и движения.

Функции «даоинь созна­ния» заключаются в установ­лении таких связей между корой головного мозга и дру­гими его отделами, которые исключили бы вмешательство десинхронизирующих меха­низмов «дневного» состояния сознания, обеспечили целе­направленную работу «подсоз­нательных» установок. На этой основе становится воз­можным формирование устой­чивой комбинации условно- рефлекторных связей, обу­словливающих необходимый эффект от выполнения упраж­нений.

В цигун-терапии самоконт­роля важным условием «регу­лирования сознания» являет­ся его «стабилизация», или «погружение в состояние по­коя». Его достижению способ­ствуют главным образом рас­слабление мышц, режим дыха­ния, сосредоточение на каком- либо внешнем или «внутрен­нем» объекте — части тела, органе, меридиане, точке и т. п., на звуках, сопровождаю­щих вдох и выдох, на выпол­няемых движениях или счете «про себя». При выполнении упражнений с лечебной целью или на начальном этапе освое­ния любой методики рекомен­дуется сосредоточение на зву­ках дыхания, движениях или мысленный счет, которые позволяют избежать чрезмер­ной концентрации фокуса внимания, вредной для людей с подвижной психикой.

В начальной стадии «сос­тояния покоя», как правило, возникает ощущение нечет­кости, «смазанности» звуков, которые доносятся до нас. Обычно очень скоро начинают одолевать посторонние мыс­ли — иногда их беспорядоч­ный поток, прерванный счетом «про себя», концентрацией внимания на дыхании, вновь возвращается, вызывая раз­дражение и желание прервать занятие. Поэтому для начина­ющих предпочтительнее дина­мические упражнения — сос­редоточение на движениях облегчает «погружение в покой». Упорные попытки во что бы то ни стало освободиться от посторонних мыслей и образов, как правило, приво­дят к обратному результату и вызывают нервное перенап­ряжение. Лучше продолжите выполнение упражнения — даже его имитация при усло­вии правильного положения туловища и конечностей, дол­жного расслабления, соблюде­ния правил дыхания даст определенный положитель­ный эффект. Тем не менее повторим данную в начале книги рекомендацию зани­маться под руководством инструктора — «имитацион­ный» период может затянуть­ся, и отсутствие заметных результатов приведет к разо­чарованию в методике.

Со временем вы перестаете «замечать» беспорядочные ассоциации и обрывки мыс­лей: наступает состояние не­которой отстраненности от собственных мыслей, рассеян­ный фокус внимания «лени­во» и «незаинтересованно» скользит по ним, не останав­ливаясь. Иногда звуки окру­жающего мира начинают вос­приниматься необыкновенно отчетливо, но сознание уже не фиксируется на них, они не вызывают сколько-нибудь оформленных ассоциаций.

Однако в этом состоянии подчас даже легкое прикосно­вение, упавший на руку древе­сный лист или негромкий, но резкий звук могут спровоци­ровать неожиданно острую реакцию. Виной тому «пара­доксальное» состояние не­которых клеток головного мозга, промежуточное между возбуждением и торможе­нием. Клетки мозга начинают усиливать слабые сигналы и реагируют даже на те, которые лежат ниже обычного порога чувствительности и к которым мозг адаптирован. Такое не­редко наблюдается во время сна. Например, снится, что вы со страшной силой ударились обо что-нибудь или придавле­ны бетонной плитой, а на самом деле вы укушены комаром или скомкали на груди одеяло. Упражнения могут быть специально наце­лены на достижение парадок­сального состояния опреде­ленных клеток мозга. Это является условием, например, ощущения внутренних про­цессов, проходящих в орга­низме, или каталепсии — «за­стывания» тех или иных мышц. Но в начальный период занятий цигуном парадоксаль­ной фазой часто охватывают­ся и те клетки, которые свя­заны с функциями слуха и осязания: стабильные услов­норефлекторные связи еще не налажены, клетки «не знают», как им себя вести. Чтобы избежать нервного потрясе­ния, выбирайте такое место для занятий, где вы были бы гарантированы от неожидан­ностей.

Более глубокое и устойчи­вое «погружение в состояние покоя» повышает эффектив­ность упражнений, но и сопря­жено с возможными нежела­тельными последствиями для занимающегося (дополни­тельный аргумент в пользу занятий с преподавателем). На этой стадии, особенно при выполнении упражнений с закрытыми глазами, иногда теряется внутреннее ощуще­ние ориентированности в пространстве и временном потоке — вы как бы перестае­те ощущать его течение. Потеря чувства времени дела­ет особенно важной четкую предварительную установку на выполнение определенных действий в заданной последо­вательности. Очень важна такая же установка на конт­роль за сохранением собствен­ного «я». Это делает возмож­ным произвольный выход из глубокого «погружения в сос­тояние покоя». В противном случае вы сможете остаться в этом состоянии до тех пор, пока мозговые центры, под­держивающие такое состоя­ние, не «устанут» и «отклю­чатся» сами. Вместо ощуще­ния свежести, умиротворен­ности после занятий вы ис­пытаете чувство, которое трудно назвать просто дис­комфортом. Об опасности «изнурения себя» медитатив­ными упражнениями еще в XVI веке предупреждал фило­соф-неоконфуцианец Ван Ян­мин, увлекавшийся даосской практикой и, судя по его письмам к друзьям, неудачно ее применявший.

Инструкторы цигуна иног­да бывают вынуждены исполь­зовать методы экстренного выведения слишком прилеж­ных учеников из состояния неконтролируемого транса. К таким мерам редко приходит­ся прибегать, если занятия начинаются с подготовитель­ных упражнений, включаю­щих освоение приемов диаф­рагмального дыхания, «сосре­доточения на даньтянь» и постепенного разучивания ди­намических комплексов с ак­центом на правильность позы и движений. При этом есть возможность воспроизвести то состояние, которое вы испытываете, сосредотачива­ясь на движениях, во время выполнения статического уп­ражнения «на расслабление и погружение в состояние по­коя».


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.