Техника регулирование сознания
Рубрика: Китайская гимнастика цигунТермин «тяо синь», буквально означающий «упорядочение сердца», подразумевает регулирование психической активности во время выполнения упражнений. Аналогом этого понятия часто выступает словосочетание инянь дао-инь — «даоинь сознания» или «сосредоточения». Слово «даоинь» («ведение и привлечение»), в даосской традиции обозначающее дыхательномедитативные и физические упражнения, в широком смысле рассматривается как один из синонимов термина «цигун», в узком — как прием регулирования психосоматического состояния. Даоинь — это и определенное состояние сознания, и «подсознательные» установки, и методы сосредоточения, дыхания, позы и движения.
Функции «даоинь сознания» заключаются в установлении таких связей между корой головного мозга и другими его отделами, которые исключили бы вмешательство десинхронизирующих механизмов «дневного» состояния сознания, обеспечили целенаправленную работу «подсознательных» установок. На этой основе становится возможным формирование устойчивой комбинации условно- рефлекторных связей, обусловливающих необходимый эффект от выполнения упражнений.
В цигун-терапии самоконтроля важным условием «регулирования сознания» является его «стабилизация», или «погружение в состояние покоя». Его достижению способствуют главным образом расслабление мышц, режим дыхания, сосредоточение на каком- либо внешнем или «внутреннем» объекте — части тела, органе, меридиане, точке и т. п., на звуках, сопровождающих вдох и выдох, на выполняемых движениях или счете «про себя». При выполнении упражнений с лечебной целью или на начальном этапе освоения любой методики рекомендуется сосредоточение на звуках дыхания, движениях или мысленный счет, которые позволяют избежать чрезмерной концентрации фокуса внимания, вредной для людей с подвижной психикой.
В начальной стадии «состояния покоя», как правило, возникает ощущение нечеткости, «смазанности» звуков, которые доносятся до нас. Обычно очень скоро начинают одолевать посторонние мысли — иногда их беспорядочный поток, прерванный счетом «про себя», концентрацией внимания на дыхании, вновь возвращается, вызывая раздражение и желание прервать занятие. Поэтому для начинающих предпочтительнее динамические упражнения — сосредоточение на движениях облегчает «погружение в покой». Упорные попытки во что бы то ни стало освободиться от посторонних мыслей и образов, как правило, приводят к обратному результату и вызывают нервное перенапряжение. Лучше продолжите выполнение упражнения — даже его имитация при условии правильного положения туловища и конечностей, должного расслабления, соблюдения правил дыхания даст определенный положительный эффект. Тем не менее повторим данную в начале книги рекомендацию заниматься под руководством инструктора — «имитационный» период может затянуться, и отсутствие заметных результатов приведет к разочарованию в методике.
Со временем вы перестаете «замечать» беспорядочные ассоциации и обрывки мыслей: наступает состояние некоторой отстраненности от собственных мыслей, рассеянный фокус внимания «лениво» и «незаинтересованно» скользит по ним, не останавливаясь. Иногда звуки окружающего мира начинают восприниматься необыкновенно отчетливо, но сознание уже не фиксируется на них, они не вызывают сколько-нибудь оформленных ассоциаций.
Однако в этом состоянии подчас даже легкое прикосновение, упавший на руку древесный лист или негромкий, но резкий звук могут спровоцировать неожиданно острую реакцию. Виной тому «парадоксальное» состояние некоторых клеток головного мозга, промежуточное между возбуждением и торможением. Клетки мозга начинают усиливать слабые сигналы и реагируют даже на те, которые лежат ниже обычного порога чувствительности и к которым мозг адаптирован. Такое нередко наблюдается во время сна. Например, снится, что вы со страшной силой ударились обо что-нибудь или придавлены бетонной плитой, а на самом деле вы укушены комаром или скомкали на груди одеяло. Упражнения могут быть специально нацелены на достижение парадоксального состояния определенных клеток мозга. Это является условием, например, ощущения внутренних процессов, проходящих в организме, или каталепсии — «застывания» тех или иных мышц. Но в начальный период занятий цигуном парадоксальной фазой часто охватываются и те клетки, которые связаны с функциями слуха и осязания: стабильные условнорефлекторные связи еще не налажены, клетки «не знают», как им себя вести. Чтобы избежать нервного потрясения, выбирайте такое место для занятий, где вы были бы гарантированы от неожиданностей.
Более глубокое и устойчивое «погружение в состояние покоя» повышает эффективность упражнений, но и сопряжено с возможными нежелательными последствиями для занимающегося (дополнительный аргумент в пользу занятий с преподавателем). На этой стадии, особенно при выполнении упражнений с закрытыми глазами, иногда теряется внутреннее ощущение ориентированности в пространстве и временном потоке — вы как бы перестаете ощущать его течение. Потеря чувства времени делает особенно важной четкую предварительную установку на выполнение определенных действий в заданной последовательности. Очень важна такая же установка на контроль за сохранением собственного «я». Это делает возможным произвольный выход из глубокого «погружения в состояние покоя». В противном случае вы сможете остаться в этом состоянии до тех пор, пока мозговые центры, поддерживающие такое состояние, не «устанут» и «отключатся» сами. Вместо ощущения свежести, умиротворенности после занятий вы испытаете чувство, которое трудно назвать просто дискомфортом. Об опасности «изнурения себя» медитативными упражнениями еще в XVI веке предупреждал философ-неоконфуцианец Ван Янмин, увлекавшийся даосской практикой и, судя по его письмам к друзьям, неудачно ее применявший.
Инструкторы цигуна иногда бывают вынуждены использовать методы экстренного выведения слишком прилежных учеников из состояния неконтролируемого транса. К таким мерам редко приходится прибегать, если занятия начинаются с подготовительных упражнений, включающих освоение приемов диафрагмального дыхания, «сосредоточения на даньтянь» и постепенного разучивания динамических комплексов с акцентом на правильность позы и движений. При этом есть возможность воспроизвести то состояние, которое вы испытываете, сосредотачиваясь на движениях, во время выполнения статического упражнения «на расслабление и погружение в состояние покоя».