Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Формы и методы лечебной физической культуры

Рубрика: Основы лечебной физической культуры

Формами лечебной физкультуры являются: гигиеническая и лечебная гимнастика, индивидуальные задания больным для самостоятельных занятий, прогулки и дозированная ходьба разной интенсивности, массовые формы физкультуры — спортивные игры, плавание, гребля, ходьба на лыжах, ближний туризм и др.

Гигиенической гимнастикой могут заниматься все — и больные, и здоровые. Она может проводиться в разное время дня с целью укрепления здоровья и физического развития. Под ее воздействием повышается общий жизненный тонус, она приводит организм в деятельное состояние. Когда ее проводят утром сразу после сна, она называется зарядкой или утренней гигиенической гимнастикой и имеет целью ускорить снятие процессов торможения в коре большого мозга, остающихся после сна и тормозящих двигательные функции и функции внутренних органов. После зарядки улучшаются общее состояние организма и настроение. Она является самой распространенной формой занятий физкультурой и применяется в больницах, санаториях, в домашних условиях, армии, пионерских лагерях и т. д.

Лечебная гимнастика является основной формой и наиболее доступным средством лечебной физкультуры потому, что располагает большим разнообразием физических упражнений. Она может использоваться в любом возрасте, почти при каждом заболевании и его стадиях и при всех условиях — в палате, постели больного, кабинете лечебной физкультуры, на воздухе, в воде. Особенностью лечебной гимнастики является возможность применять разнообразные, точные по способу выполнения и целенаправленные по воздействию физические упражнения для восстановления нарушенных функций; постепенно и непрерывно на протяжении курса лечения усложнять физические упражнения и тем самым постепенно увеличивать нагрузку в соответствии с возможностями больного.

Занятия лечебной гимнастикой могут быть индивидуальными, малогрупповыми и групповыми. Индивидуальные занятия проводят с тяжелобольными и с больными, перенесшими реконструктивные операции (пересадка мышц, создание клешней из костей предплечья и т. п.). Но индивидуальные занятия не являются постоянной формой занятий у данного больного. В дальнейшем по мере улучшения общего состояния его переводят в группу. Малогрупповые (3-5 человек) занятия проводят с больными, объединенными по принципу единого характера заболевания (терапевтические больные), локализации травмы (рука, позвоночник, нога) и т. д.

Обычно индивидуальные и малогрупповые занятия проводят в палатах при условии хорошего предварительного проветривания. Групповые занятия (8-15 человеки более) следует проводить в зале лечебной физкультуры, а летом — на воздухе.

Каждое занятие лечебной гимнастикой проводится по определенному плану, который включает три раздела: подготовительный (вводный), основной и заключительный.

Вводный раздел носит характер разминки и имеет целью подготовку занимающихся к выполнению специальных упражнений на фоне повышенного уровня жизнедеятельности организма, достигнутого в результате выполнения нескольких общеразвивающихся упражнений с постепенно нарастающей нагрузкой и последовательно охвативших все мышцы. По длительности он занимает от 20 до 10% общего времени.

Формы и методы лечебной физической культуры

Основной раздел занимает 60-80% всего времени, отводимого на занятие, и состоит из специальных упражнений, способных оказать положительное влияние на восстановление и совершенствование нарушенных функций, а при их утрате — выработку компенсаторных механизмов и навыков. Специальные упражнения должны чередоваться с упражнениями общеразвивающими. Их соотношение определется степенью выраженнсти заболевания и режимом движений, обусловливающим допустимые физические нагрузки. На данном этапе физиологическая нагрузка должна быть наибольшей.

Заключительный раздел по времени занимает 10-20 % общего времени и выполняет задачу постепенного снижения нагрузки. При необходимости более быстрой нормализации повышенной деятельности сердечнососудистой системы и дыхательного аппарата используют медленную спокойную ходьбу в сочетании с углубленным дыханием.Если необходимо снизить чрезмерное эмоциональное возбуждение после игры, применяют простейшие упражнения «на внимание» и упражнения с необычной координацией, что усиливает тормозные процессы в коре большого мозга и снижает возбуждение.

При проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо регулировать физическую нагрузку с помощью наблюдения за ответными реакциями организма. С этой целью во время занятий используют так называемую кривую физиологической нагрузки, которая представляет графическое изображение изменений частоты пульса во время занятий. Наибольший подъем пульса обычно наблюдается в конце основного раздела занятий.

Существенное значение имеет плотность занятий, которая определяется временем фактического выполнения упражнений и выражается в процентах к общему времени

занятий. У стационарных больных она не должна превышать 50%, а в первые дни занятий плотность должна составлять 20-25% (малая плотность). В условиях санаторного отдыха и в группах общей физической подготовки для лиц с тренирующим режимом вполне допустима плотность занятий в 80-90%.

Индивидуальные самостоятельные занятия значительно дополняют и повышают эффективность занятий лечебной физкультурой. Большое значение они имеют при травмах, параличах и парезах, когда надо выполнять специальные упражнения в течение дня по 10-20 раз.

В занятиях лечебной физкультурой в зависимости от общего состояния больного, цели, которая перед ним ставится, и условий занятий используют гимнастический, игровой и спортивный методы.

Гимнастический метод является наиболее распространенным. Он характеризуется большим выбором физических упражнений, с помощью которых можно оказывать разностороннее воздействие, восстанавливать и совершенствовать все физические и морально-волевые качества.

Игровой метод особенно широко используют при занятиях с детьми, он дополняет гимнастический метод. Игра вносит в занятия положительные эмоции, повышает интерес к ним, но дозировка физической нагрузки во время игры затруднена и требует дополнительного внимания.

Спортивный метод применяют в лечебной физкультуре ограниченно. Он значительно повышает интерес к занятиям физическими упражнениями, создает фон положительных эмоций, помогает добиться определенного уровня общей тренированности. Его можно применять и у больных щадяще-тренирующего режима при использовании физических упражнений, не требующих больших усилий. Например, в соревнованиях по прыжкам в длину с места, волейболу, бадминтону и теннису, бросках баскетбольного мяча в корзину и т. п. по облегченным правилам и ограниченное время.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.