Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Дыхательные упражнения как часть урока лечебной физкультуры

Рубрика: Основы лечебной физической культуры

Дыхательные упражнения относятся к группе гимнастических упражнений. Способность этих упражнений оказывать воздействие на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижать их деятельность и возбуждение после гимнастических упражнений, а также использование их в качестве лечебного метода при болезнях сердца и легких, в послеоперационном состоянии и пр. способствовали выделению этих упражнений в отдельную группу. В качестве «дыхательной гимнастики», как именовали еще недавно дыхательные упражнения, они вошли и в комплекс средств лечебной физкультуры.

Дыхательные упражнения являются обязательной составной частью урока лечебной физкультуры, особенно при болезнях сердца и легких.

Однако вопросы влияния дыхательных упражнений на организм человека не получили еще полного разрешения.

В различных руководствах встречаются подразделения типов дыхания на шейное, ключичное, плечевое, верхнее, медиальное, боковое и пр. Такое подразделение типов дыхания дезорганизует практического работника. Значительно проще учитывать наличие брюшного, диафрагмального, грудного и полного дыхания. Дыхание, при котором участвует диафрагма и одновременно с ней и вся грудная клетка, носит название полного, глубокого, или смешанного.

Так же разноречивы взгляды на значение задержки дыхания у. больного. Мы считаем, что длительные задержки дыхания, особенно у лиц со слабыми легкими, противоречат физиологическим законам. При лабильности легочного аппарата длительная задержка на вдохе влечет за собой растяжение легочных альвеол, переполнение кровью легочных капилляров, понижение оптимального напряжения легких, затруднение в малом круге кровообращения. Систематическая и длительная задержка дыхания на вдохе очень часто влечет за собой, особенно у людей пожилого возраста, инспираторное эмфизематозное расширение верхних частей легких при экспираторном спадении нижних долей.

Нет единого мнения о влиянии на дыхательную экскурсию различных положений рук. Однако при исследовании влияния на грудную клетку различных положений рук, туловища и пр. установлено, что жизненная емкость легких и дыхательный размах ребер снижаются и доходят при некоторых положениях иногда до 30% по сравнению с состоянием дыхательного аппарата при обычном вертикальном положении тела, причем ограничение подвижности ребер падает почти исключительно на фазу вдыхания.

В 1928 г. Готман и Котикова пришли к выводу, что даже простое отведение рук в стороны вызывает уменьшение дыхательных движений ребер. Объясняется это временной заторможенностью ребер и всей грудной клетки с целью создания хорошей опоры для мышц плечевого пояса, принимающих активное участие в движении РУК.

Следует признать, что наиболее благоприятным положением для выполнения дыхательных упражнений является вертикальное положение.

Продолжаются споры о значении динамических и статических дыхательных упражнений. Большинство авторов, начиная с П. Ф. Лесгафта, В. В. Гориневского, все же считают физиологически более обоснованными динамические дыхательные упражнения, другие авторы отстаивают значение статических дыхательных упражнений, например В. К. Крамаренко, И. П. Смирнов.

Методика дыхательных упражнений. Лечебная физкультура, используя дыхательные упражнения; ставит следующие задачи: укрепить дыхательные мышцы, увеличить подвижность легких и грудной клетки (коррекция при искривлении грудной клетки), научить больных правильно дышать, повлиять на систему кровообращения путем улучшения присасывающего действия грудной клетки (особенно важно у сердечных больных), снизить пульс и кровяное давление после физических упражнений,- уменьшить приливы крови в полость таза, овладеть ритмом дыхательных движений в разных условиях (покой, движение, работа).

Приступая к дыхательным упражнениям, следует запомнить основные методические принципы их проведения:

  1. Функциональные изменения (положительные и отрицательные) в легких зависят от поверхностного или глубокого дыхания.
  2. Глубокие вдохи очень полезны для легких, но если выдыхательная фаза будет коротка и недостаточна, то при частых глубоких вдохах может наступить у некоторых больных (пожилые, легочные) растяжение легочной паренхимы и образование эмфиземы.
  3. Частые и чрезмерно форсированные вдохи могут вызвать у некоторых больных, особенно у ослабленных, разрыв отдельных легочных альвеол и сильное раздражение легких, поэтому при туберкулезе, бронхоэктазии, застарелых капиллярных бронхитах форсированные вдохи противопоказаны.
  4. Выдох должен производиться плавно, без толчков, без напряжения. При форсированном (резком) выдохе не исключена также угроза разрыва альвеолярной сети. Напряженный выдох повышает давление внутри брюшной полости.
  5. Не следует увлекаться продолжительной задержкой дыхания, это противоречит всем физиологическим законам. С увеличением длительности задержки дыхания в конце апное меняется и состав альвеолярного воздуха. Как установила А. П. Тамбиева, процент кислорода значительно уменьшается, а процент углекислоты увеличивается.
  6. В зависимости от положения больного изменяется и положение его диафрагмы. При вертикальном положении купол диафрагмы достигает пятого ребра; при сидении он выпячивается до верхнего края шестого ребра; при положении лежа на спине или животе достигает до верхнего края пятого ребра. Объем дыхательной амплитуды диафрагмы больше всего при положении лежа на спине, меньше сидя и еще меньше стоя.
  7. Приступая к дыхательным упражнениям, необходимо помнить анатомо-физиологические особенности дыхательных фаз.

Вдох гармонирует со следующими движениями: с подниманием головы, с разведением плеч, с подниманием рук вперед или в стороны, с разведением их из положения руки вперед в стороны, с подниманием рук вверх, с разгибанием туловища, с отведением одной ноги назад или в сторону на носок.

С выдохом гармонируют опускание (наклонение) головы, опускание, сведение плеч, опускание рук, сведение их впереди после разведения в стороны, наклон туловища, поворот его в сторону, поднимание одной йоги вперед.

  1. «Вдыхательные упражнения», при которых вдох продолжительнее выдоха, следует назначать при пневмонии, плевритах, бронхитах, узкогрудности; «выдыхательные упражнения»», при которых выдох продолжительнее вдоха, — при эмфиземе, астме, коклюше. При ограниченной подвижности грудной клетки назначают упражнения, при которых вдох равен выдоху.
  2. Дыхательные упражнения назначаются через 2—3 часа после принятия пищи в проветренном помещении, а еще лучше на свежем воздухе.

10.  Очень хорошо начинать выполнение дыхательных упражнений в сочетании с элементарными движениями рук, ног и туловища.

11.  Дыхательные упражнения делятся на упражнения естественные, или динамические, т. е. упражнения в дыхании, связанные с ходьбой, медленным бегом, другими движениями, и искусственные, или статические, когда дыхание производится либо при полной неподвижности тела в различных исходных положениях, либо сопровождается легкими движениями.

12.  Динамические дыхательные упражнения являются обязательной частью каждого группового урока. Они чередуются с физическими упражнениями, входят в так называемую группу «отвлекающих» упражнений. Статические упражнения также включаются в групповые уроки по лечебной физкультуре, но главное место отводится им как лечебному средству при болезнях легочного аппарата, болезнях сердца, искривлениях грудной клетки.

13. Дыхательные упражнения выполняются в положении: лежа на спине, лежа на боку, сидя, стоя, в движении. Положение на боку рекомендуется для больных сколиозом, если реберное искривление носит боковой характер.

14. Приступая к дыхательным упражнениям, необходимо научить больного дышать через нос. Дыхание должно быть глубоким, ритмичным и равномерным. Следить, чтобы дыхание было непроизвольным, в особенности вдох. Сделав выдох, не следует стремиться сделать вдох: вдох должен произойти непроизвольно, без всякого усилия больного. На ритм дыхания больше всего влияют два момента: произвольное дыхание и мышечные движения.

Всякие движения руками, туловищем в свою очередь влияют на ритм и темп дыхания. Наилучшим упражнением, во время которого легче всего сочетать ритм движения с ритмом дыхания, является ходьба.

Статические дыхательные упражнения. Эти упражнения воспитывают дыхательную функцию и благотворно действуют на дыхательный аппарат. Наиболее распространенные из них в лечебной физической культуре следующие:

1. Лежа па спине, стоя или сидя, руки вытянуты вдоль туловища, мускулы тела расслаблены: сделав выдох, медленно и плавно вдыхать через нос; удержав па секунду воздух, — выдохнуть. Задача упражнения — овладеть техникой полного вдоха и выдоха.

Темп дыхания регулируется счетом. Вариации счета — различны, в зависимости от поставленных задач и состояния больного. Для контроля за расширением грудной и брюшной полости методист кладет одну руку на живот, другую — на грудную клетку больного. Требование к выполнению данного упражнения — устранить форсированный вдох и выдох.

2.           Лежа, сидя или стоя сделать очень энергичный вдох и выдох; при вдохе сначала опускается вниз диафрагма (выпячивание брюшных стенок), а затем начинает расширяться грудная клетка.

Это же упражнение может совершаться при одновременной работе грудной клетки и диафрагмы. Упражнение получило название «глубокого дыхания». Применение глубоких дыханий рекомендуется лицам с ослабленными легкими. Физиологический эффект достигается благодаря повышению отрицательного давления в грудной полости, улучшению венозного кровообращения, увеличению подвижности и эластичности грудной клетки. Глубокое дыхание успокаивает сердечную деятельность.

3.           Лежа или стоя сделать вдох, опустив диафрагму книзу и максимально выпятив живот при относительно неподвижной грудной клетке; затем — выдох, при котором живот втянуть.

Таким образом, при диафрагмальной, или брюшном, типе дыхания в основном расширяется нижняя часть грудной клетки. В работу вовлекается мускулатура диафрагмы. Диафрагмальное дыхание в большой степени влияет на моторную деятельность желудочно-кишечного аппарата, усиливая перистальтику, улучшая кровообращение. При воспалительных состояниях брюшных органов, в особенности желчных путей, диафрагмальное дыхание способно вызывать болезненные явления со стороны желчного пузыря.

4.           Сидя сделать глубокий вдох, втянуть живот, энергично расширяя нижнюю часть груди.

Боковое, или реберное, дыхание влияет преимущественно на нижние боковые части легких. Предлагается при боковом дыхании положить кисти рук на ребра и при выдыхании надавливать на них. Задача этих статических упражнений — увеличение экскурсии грудной клетки и усиление работы экспираторов и инспираторов.

  1. Лежа, сидя или стоя, руки на поясе или вдоль туловища: выдох, затем пауза, за паузой — вдох. Все фазы дыхания точно дозируются счетом. Темп дыхания постепенно замедляется и пауза между вдохом и выдохом увеличивается.
  2. Стоя, сидя или лежа сделать равные по протяженности вдох и выдох, неудлиненный вдох и укороченный выдох; наоборот, энергичный вдох и медленный выдох; медленный вдох и энергичный выдох; энергичные вдох и выдох. Каждое из упражнений дозируется по секундам с дальнейшим увеличением количества повторений по фазам соответственно выполняемым заданиям.

Эти упражнения входят в группу статических упражнений, тренирующих дыхание.

Динамические дыхательные упражнения. Динамических дыхательных упражнений насчитывают очень много, так как каждое гимнастическое упражнение можно превратить в динамическое дыхательное. Основные из них следующие:

  1. Из основной стойки: 1) сделать вдох, наклонив голову к левому плечу, затем выдох, наклонив голову от левого плеча к правому, 2) отвести голову назад — вдох, согнуть подбородок к груди — выдох; 3) повернуть голову к левому плечу — вдох, повернуть от левого к правому плечу — выдох.
  2. Из основной стойки руки на поясе или опущены вдоль туловища: 1) медленно поднимать плечи — вдох, опускать — выдох; 2) отвести плечи и согнутые в локтях руки назад — вдох, привести плечи и руки в исходное положение—выдох; 3) вращать плечи вперед и вверх — вдох, назад и вниз — выдох.
  3. Из основной стойки: 1) вытянуть руки вперед до соприкосновения ладонями и развести их в стороны — вдох, свести их — выдох; 2) то же движение, но с ладонями, повернутыми кверху при разведении и повернутыми вниз при сведении; 3) поднять руки вверх — вдох, опустить их — выдох; 4) кружение рук, описывая задний полукруг, отводя руки назад с неполной амплитудой — вдох, то же, положение рук вперед в стороны — выдох; 5) кружение рук, отводя их в стороны-назад (это упражнение расширяет грудную клетку); 6) согнуть руки к плечам (пальцы рук касаются плеч, локти опущены и отведены слегка назад); затем вытянуть их вверх ладонями внутрь, немного шире плеч, отводя одновременно левую ногу (прямую) назад на носок — вдох, вернуться в исходное положение— выдох; 7) ноги на ширине плеч, руки опущены: медленно подняться на носки, одновременно медленно поднимая руки в стороны и вверх и поворачивая их ладонями вперед и наружу (смотреть на кисти рук; руки немного шире плеч) — медленный глубокий вдох; медленно опуститься на всю ступню, руки опустить через стороны в исходное положение, поворачивая их ладонями вперед и наружу — продолжительный выдох.
  4. Из основной стойки: 1) наклоны туловища в стороны с попеременным скольжением ладонями по бедру и боку вниз и вверх с произвольным, но равномерным и глубоким дыханием; 2) наклоны туловища в стороны, положение рук одну •— на голову, другую — на пояс, делая попеременно вдох и выдох; 3) руки на поясе: наклон туловища вперед — выдох; напряженное разгибание до отказа, не отклоняя головы — вдох. Дыхательные упражнения в соединении со сгибанием и разгибанием туловища можно делать, отводя руки назад со сцепленными кистями или согнув руки за голову — локти на уровне плеч.
  5. Из основной стойки руки на поясе: 1) подскоки на носках, по возможности меньше сгибая колени, на 3—4 —вдох и на 3—4—выдох, не задерживая дыхания; 2) ходьба со счетом (на два шага — вдох, на два — выдох, или на шаг — вдох, на два — выдох, или на два шага вдох, на три — выдох, или на три шага — вдох-, на два шага — выдох и т. д.); 3) ходьба с движением рук в различных направлениях (с разведением рук в стороны, с подниманием кверху, с кружением и пр.); 4) бег на месте в различном темпе.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.