Как развивать и тренировать быстроту
Рубрика: Родителям и детямБыстрота — способность человека в определенных условиях мгновенно реагировать на тот или иной раздражитель и совершать нужные действия с минимальной затратой времени. Быстрота определяется временем двигательной реакции, отдельного движения и ряда одинаковых движений (циклических).
В практической деятельности важное значение имеет не только быстрота самого действия, но и подготовка к нему. Достаточно вспомнить реакцию диспетчера или шофера в условиях, когда от их действий может зависеть жизнь людей. Быстрота нужна машинистке, делающей в минуту более ста ударов по клавишам пишущей машинки, ткачихе, мгновенно связывающей нити, многим работникам автоматизированных линий, токарям, фрезеровщикам и др.
Различают простые и сложные двигательные реакции. Простая реакция характеризуется выполнением определенного движения на заранее известный, но внезапный сигнал. Двигательная реакция на световой раздражитель у незанимающихся спортом составляет 0,20—0,35 с, у спортсменов — 0,15—0,20 с; на звуковой — соответственно 0,17—0,27 и 0,1—0,15 с.
К сложным двигательным реакциям относятся реакции выбора (когда и как действовать) и реакции на движущийся объект. Например, при приеме волейбольного мяча надо оценить направление и скорость его движения и принять решение, как действовать.
С возрастом быстрота реакции улучшается, достигая оптимальных показателей к 17 годам.
Для воспитания быстроты рекомендуется повторное выполнение упражнений с максимальной скоростью не только беговых, но и скоростно-силовых, поскольку скорость любого передвижения зависит не только от темпа движений, но и от их длины (амплитуды), что требует хорошего развития силы.
Упражнения для воспитания быстроты
Бег на месте в упоре с максимальной частотой; бег на 20, 30, 40, 50, 60 м с максимальной скоростью с хода, с высокого и низкого старта;
семенящий бег с плавным переходом в обычный бег или бег с ускорением;
бег под уклон;
выполнение различных упражнений по сигналу: бег из положения лежа, сидя, с колен, многоскоки на время, метания и др.;
бег с максимальной частотой укороченными шагами по меткам; бег с высоким подниманием бедра, с максимальной частотой;
разнообразные эстафеты;
поворотный бег на различных отрезках (от 30 до 400 м).
На занятиях скоростные упражнения повторяют по нескольку раз, соблюдая требования постепенности. Для определения интенсивности нагрузки, числа повторений, длительности пауз отдыха между повторениями ориентируются на данные реакции организма на выполняемую мышечную работу по частоте сердечных сокращений (ЧСС) или показатели скорости пробегания отрезков.
Сигналом к прекращению повторной скоростной работы является момент снижения работоспособности (частоты движений, скорости бега).
На первых занятиях число пробежек не превышает 3—5. Постепенно, в зависимости от подготовленности занимающихся, их число увеличивается; причем проводятся они сериями.
Воспитание быстроты наиболее эффективно при оптимальном , возбуждении нервной системы, поэтому упражнения на быстроту проводятся в начале урока после хорошей разминки; им не должна предшествовать утомительная работа.
Наиболее точным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств являются результаты в различных прыжках и метаниях, в спринтерском беге и ряде других упражнений.
Для воспитания указанных качеств широко применяют методы стандартно-повторного и переменного упражнения. В интервалах между повторениями используют активный отдых. Это вызывается необходимостью поддерживать высокую возбудимость двигательных нервных центров.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств Бег с высоким подниманием бедра в яме с песком на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе 3—4 раза по 20—50 м;
бег в гору (крутизна до 20°) в среднем и быстром темпе — 2—3 раза по 20—30 м (обращать внимание на полное выпрямление опорной ноги);
бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, песок, торфяной грунт) в различном темпе — 3—4 раза по 20—50 м (обращать внимание на законченность движений при отталкивании); бег прыжками в гору и по ступенькам лестницы вверх; прыжки на одной ноге с продвижениями вперед — 2—3 раза по 15—30 м на каждой ноге (следить за полным отталкиванием опорной ногой и высоким выносом бедра вперед);
прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед — 2—3 серии по 10—30 прыжков;
выпрыгивание из глубокого приседа — 2—4 серии по 10—20 прыжков;
прыжки с места: тройной, пятикратный, многократный из различных исходных положений (при прыжках высоко поднимать бедро маховой ноги и удерживать наклон туловища почти как при беге с низкого старта). Повторить 3—6 раз;
бег в гору (крутизна 10—20°) с низкого старта — 3—5 раз по 15—
20 м;
многократные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки, барьеры) на одной и двух ногах с акцентом 1 быстроту отталкивания 3—4 серии по 20—40 прыжков.