Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Как развить ловкость

Рубрика: Родителям и детям

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность, исходя из требований внезапно меняющейся обстановки.

Время, необходимое для овладения новым физическим упражне­нием, как один из показателей ловкости, зависит от его «координа­ционной сложности», физической подготовленности занимающихся, наличия прежнего опыта в выполнении данного упражнения.

Другим показателем ловкости является способность человека быстро перестраиваться на различные виды двигательной деятель­ности.

В трудовой и спортивной деятельности ловкость наиболее эф­фективно проявляется при большом запасе двигательных умений и навыков.

Непременным показателем, характеризующим ловкость, является также точность выполнения движений. Особенно повышенная точность нужна работникам ряда профессий (при токарной обработке металла, сборке электронной аппаратуры, управлении транспортом).

Для оценки ловкости учащихся используют контрольные упраж­нения. Например, ведение баскетбольного мяча между стойками, расставленными на различных расстояниях одна от другой (5—6 сто­ек). Проявление ловкости во многом зависит от того, насколько точно учащиеся управляют своими движениями во времени и пространстве. В связи с этим важно развивать способности к восприятию и точному различению временных, пространственных, силовых и ритмических параметров движения.

Для совершенствования управления мышечными усилиями можно выполнять прыжки в длину с места на заданное расстояние — 50, 100, 150 см с закрытыми глазами; метание мячей (набивных, теннисных, баскетбольных, волейбольных) на заданное расстояние из различных исходных положений: сверху, снизу, сбоку, из-за головы, назад, через голову; метание гранаты и других предметов на заданное рас­стояние.

Для совершенствования управления движениями в пространстве рекомендуются упражнения: поднимание рук до заданного угла (30, 45, 90, 110°) с закрытыми глазами; аналогичные задания для переме­щения туловища, предплечья, кисти, голени из различных исходных положений; определение расстояния по звуку и зрительно; повороты на 90, 100, 120, 270°; метание мячей в цель; прыжки с разбега на за­данное расстояние.

Управление движениями во времени совершенствуется при ходьбе, беге, прыжках, метаниях, общеразвивающих упражнениях в строго определенное время (в течение 5, 10, 20, 30 с, нескольких минут); при исполнении комбинации вольных упражнений в течение 2—3 мин, т. е. при многократном повторении упражнений на точность за оп­ределенное время.

Применяемые для воспитания ловкости общеразвивающие упраж­нения с предметами и без них рекомендуется выполнять из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя), в различных направлениях и плоскостях, с различной амплитудой и скоростью. Большую ценность имеют упражнения на гимнастических снарядах, гимнастиче­ской стенке и скамейке, упражнения в лазании, перелезании, танце­вальные упражнения, упражнения на равновесие, прыжки на батуте и т. д. Систематическое применение разнообразных общеразвивающих упражнений способствует накоплению двигательного опыта уча­щихся, что является фундаментом высокого уровня ловкости.

Ценным средством воспитания ловкости служат подвижные и спортивные игры, особенно футбол, волейбол, ручной мяч, баскетбол, хоккей. Значительное место в развитии ловкости занимают акроба­тические упражнения, комбинации вольных упражнений. Эти уп­ражнения совершенствуют ориентировку во времени и пространстве.

Сложность упражнений по всем разделам программы по физиче­скому воспитанию возрастает из года в год. Такое постоянное повы­шение координационной сложности упражнений способствует эф­фективному развитию ловкости.

Вопросы для проверки и закрепления знаний

1. Назовите важнейшие волевые качества человека 2. Чем характеризуется ка­чество смелости? 3. Что такое «произвольное» внимание, чем оно характеризуется? 4. Как влияют занятия по физическому воспитанию на развитие особенностей вни­мания? 5. В чем выражается эмоциональная устойчивость, как она сказывается на поведении человека? 6. Укажите, какие приемы полезно применять для саморегуля­ции. 7. Какие физические качества необходимы для успешного освоения вашей про­фессии? 8. Нужно ли выполнять упражнения до утомления? 9. Почему необходимо увеличивать нагрузку по мере роста тренированности? 10. Что такое «сверхвосста­новление»? 11. При выполнении каких условий повышается тренированность? 12. Что такое выносливость? 13. Назовите основные средства воспитания общей выносли­вости. 14. Какой должна быть частота сердечных сокращений при равномерном про­должительном беге? 15. Какими видами упражнений комплекса ГТО можно совер­шенствовать быстроту? 16. Охарактеризуйте основные методы развития силы. 17. Силу каких мышц нужно развивать при формировании правильной осанки? 18. Какие упражнения наиболее эффективно развивают ловкость? 19. Какие упражнения при­меняют для расслабления мышц?


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.