Как развить ловкость
Рубрика: Родителям и детямЛовкость — способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность, исходя из требований внезапно меняющейся обстановки.
Время, необходимое для овладения новым физическим упражнением, как один из показателей ловкости, зависит от его «координационной сложности», физической подготовленности занимающихся, наличия прежнего опыта в выполнении данного упражнения.
Другим показателем ловкости является способность человека быстро перестраиваться на различные виды двигательной деятельности.
В трудовой и спортивной деятельности ловкость наиболее эффективно проявляется при большом запасе двигательных умений и навыков.
Непременным показателем, характеризующим ловкость, является также точность выполнения движений. Особенно повышенная точность нужна работникам ряда профессий (при токарной обработке металла, сборке электронной аппаратуры, управлении транспортом).
Для оценки ловкости учащихся используют контрольные упражнения. Например, ведение баскетбольного мяча между стойками, расставленными на различных расстояниях одна от другой (5—6 стоек). Проявление ловкости во многом зависит от того, насколько точно учащиеся управляют своими движениями во времени и пространстве. В связи с этим важно развивать способности к восприятию и точному различению временных, пространственных, силовых и ритмических параметров движения.
Для совершенствования управления мышечными усилиями можно выполнять прыжки в длину с места на заданное расстояние — 50, 100, 150 см с закрытыми глазами; метание мячей (набивных, теннисных, баскетбольных, волейбольных) на заданное расстояние из различных исходных положений: сверху, снизу, сбоку, из-за головы, назад, через голову; метание гранаты и других предметов на заданное расстояние.
Для совершенствования управления движениями в пространстве рекомендуются упражнения: поднимание рук до заданного угла (30, 45, 90, 110°) с закрытыми глазами; аналогичные задания для перемещения туловища, предплечья, кисти, голени из различных исходных положений; определение расстояния по звуку и зрительно; повороты на 90, 100, 120, 270°; метание мячей в цель; прыжки с разбега на заданное расстояние.
Управление движениями во времени совершенствуется при ходьбе, беге, прыжках, метаниях, общеразвивающих упражнениях в строго определенное время (в течение 5, 10, 20, 30 с, нескольких минут); при исполнении комбинации вольных упражнений в течение 2—3 мин, т. е. при многократном повторении упражнений на точность за определенное время.
Применяемые для воспитания ловкости общеразвивающие упражнения с предметами и без них рекомендуется выполнять из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя), в различных направлениях и плоскостях, с различной амплитудой и скоростью. Большую ценность имеют упражнения на гимнастических снарядах, гимнастической стенке и скамейке, упражнения в лазании, перелезании, танцевальные упражнения, упражнения на равновесие, прыжки на батуте и т. д. Систематическое применение разнообразных общеразвивающих упражнений способствует накоплению двигательного опыта учащихся, что является фундаментом высокого уровня ловкости.
Ценным средством воспитания ловкости служат подвижные и спортивные игры, особенно футбол, волейбол, ручной мяч, баскетбол, хоккей. Значительное место в развитии ловкости занимают акробатические упражнения, комбинации вольных упражнений. Эти упражнения совершенствуют ориентировку во времени и пространстве.
Сложность упражнений по всем разделам программы по физическому воспитанию возрастает из года в год. Такое постоянное повышение координационной сложности упражнений способствует эффективному развитию ловкости.
Вопросы для проверки и закрепления знаний
1. Назовите важнейшие волевые качества человека 2. Чем характеризуется качество смелости? 3. Что такое «произвольное» внимание, чем оно характеризуется? 4. Как влияют занятия по физическому воспитанию на развитие особенностей внимания? 5. В чем выражается эмоциональная устойчивость, как она сказывается на поведении человека? 6. Укажите, какие приемы полезно применять для саморегуляции. 7. Какие физические качества необходимы для успешного освоения вашей профессии? 8. Нужно ли выполнять упражнения до утомления? 9. Почему необходимо увеличивать нагрузку по мере роста тренированности? 10. Что такое «сверхвосстановление»? 11. При выполнении каких условий повышается тренированность? 12. Что такое выносливость? 13. Назовите основные средства воспитания общей выносливости. 14. Какой должна быть частота сердечных сокращений при равномерном продолжительном беге? 15. Какими видами упражнений комплекса ГТО можно совершенствовать быстроту? 16. Охарактеризуйте основные методы развития силы. 17. Силу каких мышц нужно развивать при формировании правильной осанки? 18. Какие упражнения наиболее эффективно развивают ловкость? 19. Какие упражнения применяют для расслабления мышц?