Как усилить и развить гибкость
Рубрика: Родителям и детямГибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой.
Термином «гибкость» пользуются в тех случаях, когда речь а дет о подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам используют термин «подвижность».
Подвижность в суставах имеет большое значение в труде, быту л особенно в спорте. При отсутствии необходимого запаса подвижности в суставах трудно использовать технические приемы, что снижает потенциальные возможности организма человека.
В возрасте 10—14 лет подвижность в суставах развивается почти в два раза эффективнее, чем в юношеском. У спортсменов уровень подвижности в суставах значительно выше и определяется тремя факторами: возрастом, специфическим воздействием вида спорта и квалификацией. Следовательно, в занятиях спортом можно успешно развивать гибкость у юношей и девушек — учащихся ПТУ.
В физическом воспитании учащихся обеспечивается такая степень всестороннего развития гибкости, которая позволяет овладеть совершенными формами основных жизненно важных движений.
При воспитании гибкости необходимо делать упор на звенья опорно-двигательного аппарата, наиболее важные для овладения прикладными жизненно необходимыми действиями (плечевые, тазобедренные, голеностопные суставы).
Гибкость измеряют в линейных (в сантиметрах) или угловых (в градусах) единицах. Например, подвижность в суставах позвоночного столба определяют по степени наклона туловища вперед, назад и в стороны. Степень наклона туловища вперед определяют при наклонах поя на гимнастической скамейке, не сгибая ног в коленях. При боковых наклонах измеряют величину расстояния от пола до 3-го пальца испытуемого, стоящего в основной стойке, затем при наклонах до предела в сторону. По разнице показателей судят о подвижности.
Основными средствами воспитания гибкости являются упражнения на растягивание, т. е. многократно повторяемые упражнения с постепенно возрастающей и возможно более полной амплитудой движений (махи руками, ногами, повороты конечностей, наклоны и вращательные движения туловищем, фиксация конечностей и туловища в положениях, связанных с максимальным растягиванием мышц).
К упражнениям, способствующим развитию подвижности, относятся и пассивные движения, выполняемые с помощью партнера, с отягощением, с помощью эспандера или амортизатора, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используется масса собственного тела).
Используются также активные движения (различные махи, рывки и наклоны), выполняемые с полной амплитудой с предметами и без них, а также статические упражнения (удержание конечности в отведенном до предела положении в течение 3—6 с). Все эти упражнения обеспечивают прирост подвижности в суставах за счет улучшения растяжимости и укрепления мышечно-связочного аппарата.
При воспитании гибкости используют метод повторных упражнений. Увеличение максимальной амплитуды достигается за счет определенного характера упражнений, числа повторений и интервалов отдыха. Поскольку при этом методе интервалы отдыха все же недостаточны для полного восстановления, то относительно скоро наступает утомление. Внешне это выражается в снижении амплитуды движения, что служит сигналом («критерием достаточности») для прекращения на данном занятии упражнений на гибкость.
Для развития подвижности используют также метод, связанный с максимальными силовыми напряжениями. В упражнениях создается максимальное усилие за счет перемещения какого-либо непредельного отягощения с большой амплитудой.
Упражнения на растягивание и силовые нужно использовать комплексно. В занятие необходимо включать и упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению и, следовательно, к растягиванию.
Для наилучшего воздействия на мышцы и связки с целью развития подвижности в суставах нужна почти максимальная амплитуда движений, но достигается она не сразу. В начале амплитуда движения увеличивается, а достигнув максимума, держится на одном уровне и затем уменьшается.
Число повторений для достижения максимальной амплитуды для разных суставов неодинаково. Например, в лучезапястном, локтевом, плечевом, тазобедренном, коленном, голеностопном суставах нужно сделать 15—25 движений, в то время как в суставах позвоночного столба — не менее 20—30.
Дозировка нагрузок при воспитании гибкости имеет первостепенное значение. Число упражнений и их дозировка должны не только обеспечивать развитие подвижности, но и способствовать поддержанию ее на достигнутом уровне. Общим правилом для развития подвижности в суставах является выполнение движений до максимальной амплитуды плюс 8—10 движений.
Основным методическим условием является полноценная разминка перед выполнением движений на растягивание. Разминка готовит организм к предстоящей работе, «разогревает» мышцы, увеличивая их растяжимость. «Разогревание» следует производить до появления пота.
При упражнениях на растягивание учащиеся должны поставить конкретную цель: коснуться определенной точки или предмета. Темп при активных упражнениях: примерно одно повторение в секунду, при пассивных — одно повторение за 1—2 с; выдержка в статических положениях — 3—6 с.
Развивая гибкость, необходимо постепенно увеличивать количество упражнений и число их повторений. Подвижность в суставах сохраняется, совершенствуется, если упражнения на гибкость повторяются систематически, и уменьшается при их прекращении.