Как развивать и тренировать силу
Рубрика: Родителям и детямСила человека — способность преодолевать внешнее сопротивление (тяжести поднимаемых предметов и пр.) или противодействовать этому сопротивлению посредством напряжения мышц.
Естественный рост силы мышц происходит с 8 до 18 лет. Наиболее высокие темпы роста силы отмечаются в возрасте от 13 до 17 лет. Мышечная сила развивается позднее других физических качеств. Повышающаяся способность к максимальному напряжению зависит от степени развития костно-мышечного аппарата, от функционального состояния нервных центров, регулирующих частоту, степень и объем мышечных сокращений. В возрасте 15—18 лет имеются благоприятные условия для специального развития мышечной силы.
В юношеском возрасте важно гармонически развивать силу мышц тела. Наибольшее внимание уделяется развитию крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная осанка и возможности человека при выполнении многих элементов трудовых, бытовых и спортивных действий.
Для измерения силы человека применяют динамометры различных конструкций. Для оценки же силовой выносливости многократно выполняют упражнения, связанные с напряжением отдельных мышечных групп, например отжимание от скамейки или от пола, подтягивание на перекладине, приседания со штангой или с другим отягощением, удержание тела в положении угла на гимнастической стенке, приседания на одной ноге и др.
Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением, так называемые силовые упражнения. Эти упражнения можно разделить на две группы:
упражнения с внешним сопротивлением, для чего используется обычно масса предметов, противодействие партнера, сопротивление резины, эспандера и пр.;
упражнения, отягощенные массой собственного тела (например, подтягивание на перекладине).
Для воспитания мышечной силы используются следующие методы. Метод непредельных отягощений с предельным числом повторений. На занятии используются силовые упражнения со средними отягощениями, выполняемые «до отказа», чередуются упражнения для различных групп мышц, частей тела. Темп движений невысокий. Интервал отдыха между повторениями в пределах 2—4 мин. Силовые упражнения сочетаются с упражнениями для развития гибкости и расслабления мышц. На первых порах эффективность воспитания силы мало зависит от величины сопротивления, поэтому применяют отягощение, равное 40% от максимальной силы. Этот метод считается основным для воспитания силы у учащихся.
По мере улучшения физической подготовленности используются упражнения с большими отягощениями.
Метод максимальных усилий заключается в том, что учащийся преодолевает или пытается преодолеть максимальное сопротивление, проявляя предельное для данного случая мышечное усилие. Например, подъем штанги, отжимание на брусьях с дополнительным отягощением и т. п.
Применяются отягощения, равные 80% от максимальной силы. Квалифицированные спортсмены используют в тренировках отягощения 90—95% от максимальных возможностей.
При применении в тренировке данного метода используют серии упражнений с максимальными усилиями (по 2—3 упражнения в каждой). Пауза отдыха между подходами 3—5 мин, темп движений невысокий, скорость движения отягощения от малой до умеренной. При специальной тренировке с отягощениями эти упражнения должны выполняться не чаще 2 раз в неделю.
Для воспитания взрывной силы, нужной для прыжков, метаний и других скоростно-силовых движений, используют упражнения с небольшим отягощением, но с предельной или околопредельной скоростью (выпрыгивания со штангой на плечах — масса 10—15 кг, метание гири и др.).
Эффект развития силы зависит от массы отягощения, числа подходов и повторений в каждом подходе, продолжительности интервалов отдыха между подходами.
При методе статических усилий наибольший эффект воспитания силы достигается, если усилие составляет 60% и выше от максимального, а напряжение длится 5—6 с. Усилие обязательно должно завершаться расслаблением напрягшихся мышц. Число упражнений в одном занятии 4—6. Число повторных усилий при выполнении каждого упражнения в одной серии 3—5. Упражнения должны охватывать все мышечные группы: плечевого пояса и рук; туловища; тазового пояса и ног.
Дозировка упражнений на развитие силы такая, чтобы после выполнения упражнений появлялось чувство усталости, но не предельного утомления.
Девушкам следует выполнять силовые упражнения с малыми отягощениями (набивные мячи, гантели и пр.), упражнения с отягощением массой собственного тела.
При силовых упражнениях необходим контроль за дыханием, так как длительная задержка дыхания нежелательна. Не следует делать максимальный вдох перед выполнением упражнения — при этом дополнительно увеличивается внутригрудное давление. Рекомендуется производить вдох и выдох в середине силового упражнения.
Упражнения с отягощением массой собственного тела. Подтягивание на перекладине; отжимание в упоре на полу, скамейке; сидя на скамейке, сгибание и разгибание туловища; лежа на спине, поднимание и опускание ног за голову; в висе на гимнастической стенке (перекладине) поднимание ног до прямого угла; приседание на двух или одной ноге; выпрыгивания из глубокого приседа; максимальное напряжение мышц с последующим максимальным расслаблением (например, поднять руки в стороны, напрячь их, затем расслабить).
Упражнения выполняют «до отказа» по 3—4 серии.
Упражнения с амортизаторами и эспандерами (амортизатор прикреплен к рейке гимнастической стенки). Движения руками вниз, в стороны, вверх из различных исходных положений (лежа на спине, стоя); те же движения одной рукой, вращательные движения рукой, повороты плеча внутрь и наружу.
Движения предплечьем: сгибание и разгибание из различных исходных положений (из положения руки вперед, в стороны, внизу); повороты предплечья внутрь и наружу из положения стоя правым (левым) боком к гимнастической стенке.
Движения кистью: сгибание и разгибание, отведение и приведение, вращение кисти.
Имитация движений пловца (брасс, кроль); имитация метания гранаты, копья (амортизатор укреплен сзади-внизу).
Движения рук при наклонах, поворотах туловища, приседаниях и др.
Движения ног с амортизатором из различных исходных положений (лежа, стоя на одной ноге): сгибание и разгибание, отведение прямых ног.
Каждое упражнение выполняется от 6 до 12 раз. Через каждые 2-3 упражнения необходимо выполнить упражнения на расслабление мышц.
Упражнения с гантелями. Из различных исходных положений (стоя, сидя на скамейке) выполнение разнообразных движений с гантелями: сгибание, разгибание, повороты, отведение, приведение, поднимание рук.
Сочетание движений рук с гантелями с движениями туловища (наклоны в стороны, вперед, назад, повороты), приседания, выпады вперед, назад; прогибание в положении лежа на груди; поднимание и опускание туловища сидя на полу и др.
Сочетание движений рук с гантеляхми и ног (поднимание рук в стороны и правой ноги вперед и др.).
Движения предплечьями с гантелями: сгибание и разгибание, повороты внутрь и наружу из различных исходных положений.
Движения кистями с гантелями: сгибание и разгибание, приведение и отведение, вращение кистей.
Из указанных упражнений составляются комплексы, способствующие развитию силы различных мышечных групп. Число упражнений в комплексе от 8 до 10, число повторений от 6 до 14 раз.
Упражнения со штангой. Жим, толчок штанги от груди; поднимание штанги из полуприседа хватом снизу на согнутых руках до уровня груди; поднимание штанги прямыми руками из различных исходных положений: стоя, лежа на спине; приседания и вставания со штангой различной массы; движения туловищем со штангой на плечах; подскоки со штангой на плечах.