Как развивать и тренировать выносливость
Рубрика: Родителям и детямВыносливость — способность организма совершать продолжительно работу без снижения ее эффективности.
В ряду физических качеств человека выносливость занимает особое место. Любое другое качество — быстрота или сила, ловкость или гибкость, в большинстве случаев проявляется в течение некоторого времени или при многократном выполнении, что требует определенного уровня выносливости. Формы проявления выносливости многообразны. Многообразны и пути ее приобретения. Выносливость к физической работе зависит от двигательной активности человека, диктуемой условиями труда и быта. Различают общую и специальную выносливость.
Общей выносливостью называют способность продолжительно выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам. Такая работа выполняется, например, в кроссовом беге, гребле, плавании, беге на лыжах. Общая выносливость — основа для воспитания всех разновидностей проявления выносливости.
Выносливость по отношению к определенной деятельности называют специальной (скоростной, силовой и т. п.).
При выполнении любой физической нагрузки рано или поздно наступает временное снижение работоспособности. Чем раньше о наступает, тем ниже считается уровень выносливости. Следовательно, при одинаковой физической работе более выносливым считается тот, кто меньше утомляется.
Утомление определяют по внешним признакам — напряжению мимической мускулатуры, появлению испарины, дрожанию рук, побледнению, снижению интенсивности и качества выполняемой работы и по более глубоким физиологическим сдвигам в организме — учащению частоты сердечных сокращений, дыхания, повышению кровяного давления и т. д. Различают местное и общее утомление. Местное утомление связано с работой отдельных мышечных групп (например, при отжимании от пола или подтягивании «до отказа»). Часто местное утомление наблюдается на производстве, когда выполняются однообразные рабочие операции. При занятиях физическими упражнениями, такими, как бег, плавание, передвижение на лыжах и т. п., участвует весь мышечный аппарат или его большая часть, что приводит к общему утомлению. Оно имеет место и в производственной деятельности.
Выносливость развивается только в том случае, когда во время занятий преодолевается утомление. Организм постепенно приспосабливается к подобному состоянию. Если упражнения прекращаются до начала возникновения утомления, тренированность не увеличивается. Следовательно, утомление (не чрезмерное) — явление, полезное для организма.
При развитии общей и специальной выносливости следует: выполнять упражнение до утомления; следить за ритмичным глубоким дыханием для улучшения восстановительных процессов в организме; строго согласовывать дыхание с движениями; регулировать нагрузку по показателям пульса.
Одно из самых эффективных и доступных средств воспитания общей выносливости — бег. Кроме этого, используют и другие циклические упражнения 1 и спортивные игры, значительно усиливающие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Упражнения для воспитания общей выносливости:
кросс с чередованием бега и ходьбы по пересеченной местности от 500 м до 2—3 км для девушек и от 1 до 5—6 км для юношей; плавание до 400—500 м в одном занятии; бег по песку, по снегу;
длительная езда на велосипеде в различных условиях местности; гребля;
спортивные игры: баскетбол, футбол, ручной мяч; туристские походы;
равномерное передвижение на лыжах со средней интенсивностью; бег на коньках.
При воспитании общей выносливости используют различные методы.
Метод равномерного упражнения заключается в продолжительном выполнении циклических движений (плавание, передвижение на лыжах т. д.) в равномерном темпе. Этот метод особенно широко применяется на первых этапах воспитания общей выносливости.
Примером может служить равномерный бег продолжительностью не менее 5—8 мин. Нагрузка от одного занятия к другому повышается за счет увеличения времени выполнения бега и постепенно доводится до 25—30 мин.
Скорость бега в пределах 60—70% от максимальной. При равномерном продолжительном беге пульс 130 ударов в минуту. После бега частота пульса через 2—3 мин возвращается к норме. С ростом тренированности учащихся нагрузку увеличивают путем повышения скорости бега.
Этот метод развития выносливости доступен для всех учащихся. Преодоление дистанций, значительно превышающих соревновательные, создает чувство уверенности в своих силах.
Метод переменного упражнения заключается в непрерывном передвижении, но с изменением скорости на отдельных участках. Например, в беге на лыжах чередуются интенсивные и медленные пробежки в зависимости от рельефа местности.
Интервальный метод заключается в повторном пробегании отдельных отрезков дистанции и чередовании с последующим отдыхом. Интервалы отдыха между пробежками обычно заполняются ходьбой или медленным бегом. Длина отрезков дистанции может быть 80— 200 м для девушек и 100—300 м для юношей, а скорость бега 75— 80% от максимальной. Частота пульса во время бега возрастает до 160—180 ударов в минуту. Для усиления деятельности сердечнососудистой системы частота пульса в паузе отдыха должна быть в пределах 120 ударов в минуту. Продолжительность пауз отдыха устанавливается от 1 до 2 3 мин.
* К циклическим упражнениям относят такие, при которых многократно повторяются одни и те же движения в одной и той же последовательности (ходьба, бег, передвижение на лыжах одним способом, бег на коньках, гребля и др.),
Бег прекращается, если в конце стандартных пауз отдыха пульс не будет снижаться примерно до 120 ударов в минуту. Число повторении п серим колеблется от 2 до 4. Отдых между сериями 4—5 мин. 11.1 грпшроике проводятся 2—3 серии бега.
Ь пптрольиыми упражнениями для определения уровня общей выносливости может служить бег на средние дистанции и ходьба на лыжах, предусмотренные комплексом ГТО.