Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ЗАКАЛИВАНИИ

Рубрика: Родителям и детям

Врачебный контроль является важной частью мероприятий по закаливанию детей раннего возраста. Его цель — обеспе­чить правильную и высокую эффективность закаливающих мероприятий в соответствии с нормативами роста и развития ребенка, содействовать оздоровительной направленности за­каливающих мероприятий для детей раннего возраста.

Врачебный контроль при закаливании ставит перед собой цель, аналогичную той, что и при проведении занятий физи­ческой культурой [Хрущев С. В., 1977]:

  1. Медицинское обследование состояния здоровья, физи­ческого развития и функционального состояния детского ор­ганизма с целью выявления показаний к проведению меро­приятий закаливания, дозированных закаливающих меро­приятий, распределение детей раннего возраста на группы — для проведения закаливающих мероприятий по группам.
  2. Контрольные наблюдения для объективной регистрации и учета влияния систематических закаливающих мероприя­тий на организм ребенка.
  3. Санитарно-гигиенический контроль за местами прове­дения закаливающих мероприятий и условиями их проведе­ния, за соответствием закаливающей нагрузки физическим возможностям ребенка.
  4. Профилактика нежелательных последствий закаливаю­щих мероприятий.
  5. Санитарно-просветительная работа среди родителей, с детьми которых проводят закаливающие мероприятия, кон­сультации по вопросам закаливания, агитация и пропаганда оздоровления детей.

Различные закаливающие воздействия (световоздушные манны, водные процедуры, прогулки) в зимнее время могут быть связаны и с излишней, чрезмерной адаптацией детей к холоду. В этой связи не исключено возникновение различных изменений в деятельности организма, которые будут характе­ризоваться «поломом» адаптивных механизмов ребенка. Яв­ных признаков заболеваний может и не быть, но уровень здо­ровья у таких детей существенно ниже, чем при оптимальном уровне закаливающих воздействий.

Каковы основные особенности чрезмерных адаптивных воздействий на организм развивающегося ребенка? Как гово­рилось в гл. 1, адаптация человека к трем факторам внешней среды (гипоксии, холоду и скелетно-мышечной активности) влияет на те системы, которые связаны с «борьбой за кисло­род»: сердечно-сосудистую и систему крови. Именно эти си­стемы и обеспечивают полноценный захват и транспорт кисло­рода к тканям. Наши исследования, а также исследования других авторов показали, что при чрезмерных адаптивных воз­действиях на растущий организм функциональная активность сердечно-сосудистой системы и системы красной крови не снижается, в то время как деятельность других органов пре­терпевает изменения. В целом, при неоптимально высоких нагрузках на скелетную мускулатуру, как и при других адап­тивных воздействиях, происходит разобщение между ростом ребенка и его развитием. Как показано в многочисленных исследованиях, происходит ретардация роста. Так, при адап­тации детей к условиям высокогорной гипоксии Перуанских Анд (более 3000 м над уровнем моря) и в южной высокогор­ной Киргизии рост детей во все возрастные периоды меньше, чем детей, постоянно проживающих в низкогорье или на рав­нине, причем чем больше высота, к которой адаптируется ребенок, тем больше ретардация роста. В Перу на высоте около 4600 м над уровнем моря масса новорожденных на 500 г меньше, чем в норме [З^еуепзоп К-, 1973]. На меньшей высоте (2500 м над уровнем моря в Киргизской ССР) масса новорожденных на 200 г меньше, чем в условиях низкогорья [Миклашевская Н. Н. и др., 1973].

В условиях высокогорья процесс роста задержан не только в антенатальном, но и в постнатальном периоде. Р. Вакег (1966, 1969) было показано, что на высоте 4000—5000 м над уровнем моря в Перуанских Андах процесс роста детей существенно замедлен. У детей, постоянно проживающих на вы­соте 2500 м над уровнем моря, средние размеры тела (в воз­расте от 2 до 17 лет) меньше, чем аналогичные показатели у детей низкогорья. Так, девочки в возрасте И —16 лет ниже своих сверстниц из низкогорья на 3,5 см. Ширина плеч, ширина таза, поперечный и продольный диаметр грудной клет­ки у мальчиков и девочек меньше, чем у школьников низко­горья [Миклашевская Н. Н. и др., 1973].

Дети, постоянно проживающие в условиях Заполярья, также отстают в росте по сравнению с детьми, проживающими в средней полосе или на юге. Исследования показали, что адаптация к средовым воздействиям (высокогорной гипоксии и холоду) в условиях Заполярья приводит к увеличению забо­леваемости рахитом [Афанасенко П. П. и др., 1973; Рапо­порт Ж. Ж., 1979]. При чрезмерных закаливающих воздейст­виях плаванием у детей первого года жизни выявлена тенден­ция к заболеванию рахитом, нежели у детей, занимающихся плаванием в оптимальном режиме. Данная тенденция являет­ся общей по отношению ко всякого рода адаптивным воздейст­виям чрезмерного характера. Приведенное свидетельствует о том, что рахит является показателем чрезмерной, неоптималь­ной адаптации к средовым факторам и требует внимательного отношения к его предупреждению и лечению.

Очевидно, что в условиях экстремальных воздействий про­исходит перераспределение солей кальция и нарушение их баланса в организме. Соли кальция в большей степени прини­мают участие в деятельности жизненно важных органов, в свя­зи с чем они извлекаются даже из костной ткани.

В связи с существенным улучшением социальных условий жизни в Заполярье в нашей стране заболеваемость рахитом и другими болезнями снижается, улучшаются показатели физи­ческого развития.

В современных условиях заболеваемость рахитом значи­тельно снижена, ликвидированы тяжелые его формы. В первые 3 мес жизни ребенок особенно тщательно должен наблюдаться врачом, так как именно в течение этого периода обнаружи- маются наиболее ранние проявления рахита. Особенно это от­носится к детям, матери которых во время беременности страдали токсикозом. Вот почему существенное значение при­обретают факторы интенсивной профилактики рахита прие­мом витамина О и ультрафиолетовым облучением матерей во время беременности. При этом необходимо назначать за 2 мес до родов витамин О в дозе 500—1000 МЕ в сутки и 10—15 про­цедур УФ-облучения в женской консультации.

В правильной профилактике рахита имеют значение рацио­нальное вскармливание ребенка, правильный режим дня. Осо­бенно важное значение приобретает сбалансированный состав питания в отношении белков, жиров и углеводов, аминокислот, солей кальция и фосфора. При правильном, сбалансированном питании и рациональном режиме дня у детей, находящихся на естественном вскармливании, в летнее время, когда име­ется достаточное количество ультрафиолетовых лучей, нет не­обходимости в существенном дополнительном введении вита­мина П.

Исследования показали, что в организме активен не сам витамин И, а его метаболиты: 2,5-оксихолекальциферол, обра­зующийся в печени, и 1,25-дигидроксихолекальциферол, обра­зующийся в почках. Под действием витамина И, его активных форм, его метаболитов в организме осуществляются важные процессы, содействующие поддержанию гомеостаза кальция и фосфора: всасывание кальция и фосфора в кишечнике, реабсорбция в почечных канальцах, мобилизация кальция и фосфора из костной ткани. Эти новые представления о вита­мине В указывают на некоторое сходство в механизме его действия с гормональными веществами.

Начинать специфическую профилактику детям следует с 2—3 недельного возраста при ежедневном введении вита­мина Э в дозе 400—500 МЕ на протяжении всего первого года жизни. При использовании для вскармливания детей смесей, обогащенных витамином В (смеси «Малыш», «Малютка», «Виталакт» содержит в 100 мл до 100 МЕ витамина И), дополнительного введения витамина Э не требуется.

Наши экспериментальные исследования и исследования

С.  В1оог и А. Ьеоп (1968) показали, что тренировка (адапта­ция) животных в раннем постнатальном возрасте к холоду и плаванию приводит к возникновению адаптивных реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем к данным на­грузкам, в то время как рост этих животных отстает от конт­рольных. Помимо этого, уменьшаются в размерах почки, пе­чень, головной мозг, мозжечок, селезенка. В почках умень­шается количество нефронов, а в печени — гепатоцитов.

Характер изменения относительной массы органов в ран­нем возрасте при адаптации к средовым факторам подчинен общебиологической закономерности изменения особенностей энергетики растущего организма. Показано, что в раннем воз­расте (до 1 года) изменение относительной массы внутренних органов не сопровождается изменением интенсивности об­мена; более того, кривые эти разнонаправленны. Так, на пер­вом году жизни величина энергетических затрат на единицу массы увеличивается, а относительная масса внутренних орга­нов снижается [ВгисЬ К., 1970]. Начиная с годовалого воз­раста, изменения относительной массы внутренних органов и изменение интенсивности основного обмена идут параллельно. Действительно, с 11 /2-годовалого возраста обнаруживается тесная коррелятивная связь между величинами энергетичес­кого обмена и суммарным значением относительной массы внутренних органов и мозга.

Приведенные особенности дают основание считать, что возрастание энергетических и пластических ресурсов расту­щего организма, в частности путем адаптации к холоду, ги­поксии и скелетно-мышечной активности, может привести к неуклонному снижению относительной массы внутренних ор­ганов и головного мозга. Экспериментальные исследования подтвердили приведенные теоретические представления. Адаптация экспериментальных животных к Холодовым экспо­зициям, гипоксии, плаванию, которое связано с возрастанием скелетно-мышечной активности, действительно, приводит к снижению относительной величины внутренних органов и го­ловного мозга [Празников В. П., 1969].

Приведем лишь одну иллюстрацию выявленной особен­ности развития экспериментальных животных. В наших > исследованиях проведен научный анализ для оценки сбалан- 1 сированности деятельности различных органов на экспери- ‘ ментальных животных — крысах. Подопытные животные со второго дня после рождения плавали в ванне, где темпера­тура воды составляла 36,5 °С, т. е. являлась комфортной для животных этого возраста. Длительность плавания составляла от 1 мин в возрасте 2—5 дней до 10 мин в возрасте 1 мес. — Крысы после плавания длительное время были адинамичны. Столь высокая нагрузка на скелетные мышцы приводила к значительному утомлению. В конце месячного срока трени­ровки определялись относительные весовые характеристики различных органов, а также оценивалась детоксицирующая функция печени. Установлено, что относительная масса сердца у тренированных и контрольных животных достоверно не отличалась (0,75 у опытных и 0,73 у контрольных — ]р<0,9). Иными словами, функциональная система поддержа­ния газового состава крови нормально адаптировалась к повышенным нагрузкам. Но относительная масса головного мозга у опытных животных была меньше, чем у контрольных. Так, у опытных составлял 3,37, у контрольных — 3,88 (р< <0,05). У опытных животных снижается относительная масса легких по сравнению с контрольными. Так, у трениро­ванных она составляла 1,21, у контрольных— 1,57 (р<0,001). У тренирующихся плаванием животных отмечается снижение функции печени по сравнению с контрольными по показателю детоксикации ксенобиотика фенобарбитала.

Таким образом, при экспериментальных нагрузках у животных наблюдается несбалансированное развитие. Фун­кциональная система поддержания газового состава крови не претерпевает изменений, т. е. адаптируется в условиях повышенных нагрузок удовлетворительно, но за счет других функциональных систем, а именно за счет ретардации в раз­витии мозга, печени, легких.

Сопоставление экспериментальных данных с клинически­ми, а именно характера адаптации детей к условиям холода Заполярья и высотной гипоксии в горах Киргизии, показало, что у детей выявляются такие же изменения, какие имеют место у животных. В Заполярье выявлено большее количество детей, страдающих почечными заболеваниями и болезнями печени, в то время как сердечно-сосудистая система адапти­руется достаточно удовлетворительно — увеличивается ми­нутный и ударный объем сердца по сравнению с детьми г. Кра­сноярска, находящимися на одном меридиане [Рапо­порт Ж. Ж., 1979]. У детей высокогорья Киргизии отмечено большее количество заболеваний ЦНС [Афанасенко П. П. и др., 1973]. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы у детей-горцев, так же как и система крови, адаптируются к ги­поксии удовлетворительно [Празников В. П., 1972].

На основании полученных нами данных [Празников В. П., 1969, 1972, 1988], а также данных литературы [В1оог С., 1968; Афанасенко П. П., 1973; Раппопорт Ж. Ж-, 1979] показано, что нормальный онтогенез человека и животных, начиная с .штенатального периода, может осуществляться только в условиях сбалансированного развития функциональных си­стем. Любые длительно осуществляющиеся эксперименталь­ные воздействия, стресс, гипоксия и другие факторы у детей приводят к нарушению баланса в деятельности функциональ­ных систем. При этом жизненно важные функциональные • системы адаптируются в этих условиях, как правило, нормаль­но, но за счет других функциональных систем. Причем, чем меньше возраст развивающегося организма, тем больше ве­роятность возникновения несбалансированного развития в условиях воздействия экспериментальных факторов среды.

Предложенная нами теория сбалансированного развития имеет отношение не только к межсистемным взаимосвязям в организме. Нам представляется, что нормальный онтогенез может быть лишь в условиях сбалансированных отношений и в подсистемах одной и той же функциональной системы. Помимо этого, теория сбалансированного развития предус­матривает нормальные взаимоотношения между ростом и развитием органов и организма в целом.

Вместе с тем, нормально развивающийся организм отнюдь не является системой с абсолютно уравновешенными взаимо­отношениями в деятельности между различными органами. Совершенно очевидно, что физиологически оптимальные воздействия могут вести к нарушению в балансе функций. Но в этих условиях компенсация нарушений наступает значительно быстрее, нежели при долгосрочных воздейст­виях. Сверхтяжелые нагрузки на скелетные мышцы, которые приводят к некомпенсированному баллансу в деятельности различных функциональных систем, способствуют возникно­вению патологического процесса.

Таким образом, нормальное развитие как в антенаталь­ном, так и в постнатальном онтогенезе может осуществляться лишь в условиях строго сбалансированного роста и развития различных функциональных систем.

В настоящее время разработаны и некоторые клинические методы контроля физических упражнений в дошкольном воз­расте. Оценивается главным образом деятельность сердечно­сосудистой системы и дыхания. Реакция на физические упраж­нения считается благополучной, когда после занятий пульс учащается на 15—20 % по отношению к исходной величине, а число дыханий увеличивается на 10—15 в 1 мин. Время воз­вращения пульса и дыхания после занятий к исходным вели­чинам не должно превышать 1,5—2 мин [Юрко Г. П. и др., 1978].

У части дошкольников в последнее время имеется склон­ность к повышению максимального уровня артериального дав­ления как реакция на физические упражнения [Юрко Г. П. и др., 1978]. В этой связи необходим врачебный контроль арте­риального давления при выполнении физических упражнений и других закаливающих процедур.

Для детей 3—7 лет можно использовать пробу с 20 присе­даниями за 30 с. В норме после функциональной пробы пульс учащается на 25—50 % по отношению к исходной величине,

Дыхание — на 4—6 в 1 мин, максимальное артериальное дав- ление повышается на 5—15 мм рт. ст.

Все показатели должны вернуться к исходным величинам ь первые 2—3 мин.

Закаливание строго контролируется врачом. После перене­си ной болезни, например скарлатины, детям ограничивают Физические упражнения с повышенной нагрузкой (бег). Врач *Спользует функциональные пробы и другие клинические ис­следования для решения вопроса о возможности занятий (; изической культурой. При освобождении от занятий закали­ванием, в том числе и физкультурой, врач осматривает ре­бенка 1 раз в месяц.

Если функциональные пробы и состояние ребенка стали нСрмальными, закаливание можно продолжить.

В настоящее время разработаны некоторые принципы нор­мирования физической культуры детей дошкольного возраста. Недостаточно определить длительность занятий, необходимо 3Сать, насколько интенсивно они проводятся. Для этого вве- дСны такие критерии, как «моторная плотность» и «общая ‘Нютность» занятий [Юрко Г. П. и др., 1978; Лайзане С. Я., 979].

„л ПРИ определении общей плотности учитываются время, атрачиваемое на выполнение движений, объяснения воспитателя, перестроение, расстановка и уборка спортивного инвен­таря (полезное время) за вычетом времени, затраченного не­рационально по вине воспитателя или на восстановление нарушенной дисциплины.

Общая плотность времени занятия представляет собой от- лыение полезного времени к общей продолжительности времени всего занятия, выраженное в процентах:

п.*                                     Полезное время

Общая плотность = -== —————————- X 100

Продолжительность занятия

(%щая плотность занятия должна быть не менее 80—90 %.

Моторная плотность’ характеризуется отношением вре- ш‘зни, непосредственно затрачиваемого ребенком на выполне- “Че движений ко всему времени занятия, выраженному в про- цс3нтах. При достаточной двигательной активности она долж- м<4 составлять не менее 70—85 %. В зависимости от задач К(Чнкретного занятия и его содержания может меняться мотор- 1,1 1я плотность, особенно в младших возрастных группах ,(Г*т 60 до 85 %):

Мм                                Время, затраченное  на движения

тоторная плотность =                —                                         X 100.

Общее время занятия

 

При правильной организации физкультурных занятий на открытом воздухе общая плотность должна составлять 90— 95 %, моторная — 80—90 %.

Для проведения врачебного контроля моторной и общей плотности врач секундомером фиксирует и записывает время общего проведения занятий, а вторым секундомером — отдельные отрезки выполнения движений одним ребенком в течение всего занятия. Затем время суммируется и вычисля­ется общая и моторная плотность в процентах.

Степень закаленности детей дошкольного возраста отра­жается не только в способности быстро адаптироваться, прис­посабливаться к различным условиям окружающей среды, но и в увеличении скоростно-силовых характеристик скелетных мышц, которые измеряются по показателям основных дви­жений. В табл. 5 представлены средние показатели и допу­стимые отклонения от них.

Врачебный контроль при проведении физкультурных заня­тий на воздухе. Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе в течение круглого года у детей, посещающих до­школьные учреждения, не имеется. Дети, болеющие хрони­ческими заболеваниями, должны приступить к занятиям в лет­нее время. Возможность их участия в занятиях в холодное время года решается врачом. В каждой возрастной группе имеется 4—5 детей, нуждающихся в индивидуальном назна­чении.

После перенесенных заболеваний, протекавших без ослож­нений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются и в отклонениях от них у детей 3—7 лет

Таблица 5

движения

  Прыжок в длину с разбега, см Прыжок в высоту с разбега, см Метание мешочка с пес­ком (150—200 г) на дальность, м
  Город Село Город Село Город Село
  _ . — . . 3,22 + 0,8 3,46 + 0,8
  2,61+0,6 2,75 + 0,7
  3,97 + 0,7 3,64 + 0,9
  3,92 + 0,5 3,18 + 0,8
  1444-20 140 + 21 46 + 4 41+4 5,8+ 0,9 5,87+1,3
  123+16 121 + 18 45+4 40 + 4 4,55 + 0,6 3,7+ 0,9
  167+17 160 + 23 54 + 6 49 + 7 7,96+1,4 7,65+1,5
  152+14 141 + 23 53 + 4 46 + 7 5,54 + 0,5 5,21 + 1,8

 

на 1—2 занятия. Дети, не закаленные и имеющие функцио­нальные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2—3 занятия.

Дети, имеющие хронические заболевания, после обостре­ния основного или других заболеваний допускаются к заня­тиям только с разрешения врача.

Для врачебного контроля над закаливанием детей раннего возраста, в особенности детей первого года жизни, имеет зна­чение оценка специфической реакции организма на физи­ческую нагрузку или иные формы физического или эмоцио­нального напряжения. В этих условиях у здоровых детей воз­никает возврат к тем особенностям физиологии, которые были на предыдущих этапах постнатального развития (регресс функций). В условиях оптимального воздействия стрессового фактора физической закаливающей нагрузки регрессивные изменения длятся на протяжении 5—7 мин. В том случае, если длительность регрессивных изменений становится большей, то следует выяснить, почему они возникли. Они могут быть вы­званы двумя причинами: низкими адаптивными воздействия­ми развивающегося организма (или заболеванием ребенка) и несоизмеримо высокой нагрузкой для ребенка данного воз­раста и группы здоровья.

Врачебный контроль при закаливании плаванием детей первого года жизни имеет некоторые особенности. Сущест- ненное значение имеет отбор, во время которого нельзя до­пускать к плаванию детей, имеющих признаки постгипокси- ческой энцефалопатии.

 

Выше обращалось внимание на то, что при плавании де­тей первого года жизни, в особенности при дебюте плава­ния, происходят регрессивные изменения в активности скелет­ной мускулатуры. Так, у детей 4—5 мес в естественных усло­виях утрачиваются так называемые рефлексы новорожден­ных — миотатический, хватательный рефлексы, рефлексы Моро, Бабинского и др. При плавании они вновь начинают осуществляться (рис. 51), причем регрессивные изменения у здоровых детей выражены на протяжении короткого времени, равного 5—7 мин. У детей с постгипоксической энцефалопа­тией уже на суше регистрировали большую электромиографическую активность, которая у больных детей не утрачи­вается в 2х/2—3 мес. Во время плавания у детей в возрасте 2-6 мес регрессивные изменения в активности скелетной мускулатуры выражены значительно интенсивнее и более дли­тельное время (рис. 52). У больных детей в этих условиях мы выявили рефлекс Грефе — отставание верхнего века при взгляде вниз. У здоровых детей этот рефлекс не наблюдался [Празников В. П., 1985].

Иными словами, в том случае, когда у детей 4—6 мес и старше регрессивные изменения в активности скелетной мус­кулатуры длятся более 5—7 мин, необходимо прервать про­цедуру с последующим обследованием ребенка у психоневро­лога или невропатолога.

Помимо регрессивных изменений, во время закаливания могут быть и такие преобразования в организме, которые при­водят к опережению развития одних функциональных систем по отношению к другим. В том случае, если подобная акселе­рация по времени не продолжительна и составляет 5—7 мин, она может быть расценена как физиологическая, в других случаях — как отклонение от нормального развития.

При плавании существенное значение имеет контроль за температурой воды в ванне или бассейне. Форсированное снижение температуры может привести к тому, что у здоровых детей будет увеличиваться тонус скелетных мышц на суше, а в этих условиях формируются те особенности активности ске­летной мускулатуры, которые свойственны детям со спастическим синдромом постгипоксической энцефалопатии. И, на-] против, в том случае, когда температура воды остается д оста-1 точно высокой, она может быть фактором, понижающим тонус: скелетных мышц.

В частности на рис. 53 показано, что у ребенка со спастическим синдромом постгипоксической энцефалопатии водная иммерсия при температуре воды +36,5 °С приводит к снижению тонуса скелетных мышц.

В яслях медицинское обследование детей и назначение комплекса массажа и физических упражнений на первом году жизни проводит врач 1 раз в месяц.

Противопоказаниями к проведению массажа и гимнастики являются все заболевания в остром периоде, сопровождаю­щиеся лихорадочным состоянием и общей интоксикацией, воспалительными заболеваниями кожи, подкожной жировой клетчатки, лимфатических узлов, суставов, костей и др.

В старшем преддошкольном и дошкольном возрасте назна­чение средств и форм физического воспитания осуществляют во время плановых углубленных осмотров, дополнительных осмотров детей, длительно и часто болеющих, осмотров детей перед началом закаливающих процедур.

Хронометраж занятия. С помощью секундомера засекают время каждой части занятия, затем сравнивают полученные результаты с должными и проводят анализ.

Определение степени закаленности организма. Первона­чальные исследования проводят в комфортных условиях (тем­пература воздуха в помещении — 22—18 °С в зависимости от возраста ребенка), последующее — с постепенным снижением ее до 15 °С. Скорость движения воздуха, относительная влаж­ность в помещении должны быть в комфортных пределах (ско­рость движения воздуха — не более 0,1 м/с, относительная влажность — 40—60 %).

После установления необходимой температуры воздуха в помещении раздетый ребенок ложится под одеяло в постель.

С помощью электротермометра измеряют температуру кожи нижней трети грудины и температуру тыльной поверх­ности ногтевой фаланги I пальца левой ноги. Измерения про­водятся через 20 мин после того, как ребенок пролежит в по­стели под одеялом, и каждые 5 мин после снятия одеяла. У за­каленного ребенка при снижении температуры воздуха в поме­щении до определенного предела температура кожи изме­няется незначительно. Так, при хорошем тепловом состоянии температура кожи груди падает на 0,5—1,5°С, стопы — на 1 — 2,5 °С. У детей с незначительным ухудшением теплового состояния падения температуры кожи груди почти не отли­чается от падения ее у детей с хорошим тепловым состоянием (снижается на 1 —1,8 °С), но температура кожи I пальца ноги надает на 3—5 °С.

Большое падение температуры кожи наблюдается у детей со значительными нарушениями теплового обмена: темпера­тура кожи груди падает на 2—3 °С, ноги — на 5 °С и более.

Дополнительным критерием теплового состояния является градиент между температурой кожи груди и I пальца ноги.

При разнице температур до 4 °С отмечается удовлетвори­тельное тепловое состояние ребенка; увеличение этой разницы в сторону понижения температуры ноги более чем на 4 °С сви­детельствует о нарушении теплового состояния — охлажде­нии; сближение показателей наблюдается при перегреве.

Помимо абсолютных температур, определяют средневзве­шенные температуры кожи отдельных точек различных сег­ментов тела. Таких точек можно выбрать от 5 до 18. За единицу принимают всю поверхность тела.

Долю поверхности, приходящуюся на каждый сегмент, умножают на температуру данного участка. Сумма произведений представляет средневзвешенную температуру кожи (свк). Расчет производят по формуле:

^свк = 0»^Игруди = 0,181бедра + 0,201  голени «Т О’^^лица 4“ 0>51кисти.

Этот же расчет можно вести, приняв поверхность тела за 100 %.

У закаленного ребенка средневзвешенная температура в заданных температурных условиях изменяется незначи­тельно, у незакаленного — наблюдается ее значительное паде­ние. В комфортных микроклиматических условиях средневзве­шенная температура равна 33—35 °С.

Исследование сосудистой реакции на охлаждение. Чем больше закален организм, тем совершеннее и адекватнее реак­ция его сосудов на охлаждение. Для точного объективного исследования сосудистой реакции используют холодовую пробу М. Е. Маршака (1957) в модификации В. Н. Карда- шенко с соавт. (1983). Она состоит в определении времени восстановления температуры охлажденного участка кожи. Холодовым раздражителем служит металлический цилиндр диаметром 3—5 см и толщиной стенок 1 —1,5 мм, наполнен­ный льдом. Микроклиматические условия в помещении, где проводят исследования, должны быть комфортными.

Несколько детей (5—6) раздеваются до пояса и спокойно сидят на стульях в течение 20—25 мин для адаптации к дан­ным микроклиматическим условиям. Затем с помощью элект­ротермометра у них измеряют температуру кожи по левой сосковой линии на 2 см выше соска. Затем к данному участку кожи с измеренной температурой на 3 с без нажима приклады­вают цилиндр, наполненный льдом. Как только цилиндр от­нимают от кожи, с помощью того же секундомера начинают следить за восстановлением температуры охлажденного участка. В процессе закаливания организма время восстанов­ления температуры охлажденного участка кожи уменьшается. V оо1/апРннлгп прбенка оно составляет не более 3,5 *лыи

Исследования термоасимметрии. Вегетативная асиммет­рия может не сопровождаться никакими другими явлениями и быть выраженной только в разнице температуры кожи на сим­метричных участках от 0,2 до 1 °С и выше. Такая разница тем­ператур встречается у 70 % практически здоровых людей. В процессе закаливания у детей с ранее наблюдавшейся тер­моасимметрией отмечается уменьшение или даже полное ис­чезновение ее за счет совершенствования общих механизмов терморегуляции.

Исследуют термоасимметрию на любых симметричных участках тела (предплечье, бедро, голень и др.), но чаще всего — в подмышечных впадинах. Ребенок, раздетый до по­яса, зажимает в подмышечной впадине рабочий конец элект­ротермометра и держит его до точного установления стрелки гальванометра.

Одним из существенных показателей эффективности про­ведения закаливания, в частности ножных ванн, является оценка центральной и периферической гемодинамики. Как показали исследования, далеко не всегда обливание или нож­ные ванны ступней и голени приводят к улучшению гемоди­намики даже после растирания ног. Как видно на рис. 54, у ребенка 5 лет после обливания голеней и ступней водой тем­пературы 28 °С и длительностью 20 с с последующим расти­ранием ног снизились показатели гемодинамики. Так умень­шилась амплитуда дифференцированной реоплетизмограммы, уменьшился пульсовой кровоток.

В этой связи следует отметить, что часто болеющим детям (2-й группы здоровья) совершенно недопустимо начинать про­ведение закаливания со специальных закаливающих меро­приятий. Обычно им вначале проводят комплекс неспецифи­ческих закаливающих воздействий и лишь по мере снижения частоты простудных заболеваний приступают к специальным закаливающим воздействиям.

Определение иммунологической реактивности организма ребенка. Обычно проводится исследование гуморального и клеточного неспецифического иммунитета. В настоящем раз­деле рассматриваются методика определения бактерицидно- сти кожи и фагоцитарная активность лейкоцитов крови. По­мимо этого, в практическом здравоохранении возможны и дру­гие методы оценки иммунологической реактивности, а именно: определение активности миелопероксидазы клеток грануло- цитарного ряда по методу Грэхема—Кнолля [Бутенко 3. А. и др., 1974], содержание неферментных катионных белков по методу В. Е. Пигаревского (1978), реакция бласттрансфор- мации лимфоцитов периферической крови по методу Баха и Хиршгорна (1953) в модификации М. П. Григорьевой и И. И. Капеляна (1972), реакция бляшкообразования пери­ферической крови по методу Н. Н. Клемпарской в модифика­ции В. С. Кислякова (1976), миграция лейкоцитов под агаром по методу, предложенному М. Б. Титовым и соавт. (1978), количество антителообразующих клеток по методу Джерна и Нордина (1963) и уровень антител к эритроцитам барана общепринятым методом.

Вместе с тем наиболее доступными методами являются определение бактерицидности кожи открытых и закрытых ее поверхностей по методу Н. Н. Клемпарской и фагоцитарной активности лейкоцитов крови (по способу В. М. Бермана и Е. М. Славской в модификации С. Г. Алексеевой и А. П. Вол­ковой) .

Для анализа бактерицидной активности кожи используют суточ­ную (выращенную в питательном бульоне) культуру Е. соН, штамм 675, или Р2 в разведении 1:(5 — К)—4). Культуру наносят на кожу внутренней поверхности предплечья и живота. Сразу же после этого, а затем через 3—6 мин снимают отпечатки на половинку предмет­ных стекол, залитых предварительно 7 % питательной средой Эндо. Спустя сутки после выращивания в термостате при температуре 37 °С со стекол производят оттиск на бумагу. Количество колоний, выросших на оттиске, соответствующее первому снятому отпечатку, принимают за 100 %. Количество колоний, выросших на втором и третьем отпечатках, выражают в процентах к первому.

Определение фагоцитарной активности лейкоцитов крови производится следующим образом.

Используют суточную культуру Е. соН, штамм 675, или выращен­ную на косом агаре и разведенную затем изотоническим раствором натрия хлорида до стандарта мутности 5 ед. В центрифужные про­бирки с предварительно налитым 2 % раствором цитрата (0,03 мл) вносят сначала 0,06 мл крови, а затем 0,03 мл разведенной культуры. Пробирку ставят на 15 мин в термостат при температуре 37 °С, после чего из ее содержимого делают два мазка: один на чистое стерильное предметное стекло, второй на чашку Петри, залитую агаром. После этого с агара делают отпечаток на предметное стекло. Первый мазок и отпечаток просушивают и фиксируют обычным способом, а затем окрашивают по Романовскому.

При микроскопии мазков удается проследить обе фазы фагоцитоза — поглощения и переваривания, а также перева­ривающую способность плазмы крови. Отдельные показатели фагоцитарной активности лейкоцитов крови именуются и рас- ^ считываются по указаниям С. Г. Алексеевой и А. П. Вол­ковой.

Вторая фаза фагоцитоза (переваривание) характеризуется двумя показателями: 1) процент переваривания (ПП) —процентное отно­шение количества переваренных микробов (М) к количеству погло­щенных:

_ Мпер100_ 152 100 _

1111 “ М “                 340     —   45  /о

2) индекс переваривания (ИП) — количество переваренных мик­робов на 1 нейтрофил из 100 подсчитанных:

152

Ф 100             ’

Помимо приведенных клинических методов, для анализа иммунобиологической сопротивляемости может быть исполь­зован назальный секрет.

Для врачебного контроля двигательной активности, поми­мо шагомера, могут быть использованы и другие современные точные методы. Нами разработаны [Аджимолаев Т. А., Бальсевич В. К., Празников В. П., Костин А. И. и др., 1987] методы оценки движений у детей самого раннего возраста, а именно до 15—18 мес жизни (подография, тензометрия и анализ угловых перемещений в суставах). С помощью этих методов оцениваются не только ходьба и бег детей, но и ползание, «пританцовывание», «кручение педалей» и др.

Известны методы оценки подограммы угловых перемеще­ний в суставах и тензометрии (опорных реакций) для взрос­лых и детей старше 3 лет [Янсон X. А., 1975, 1980]. Однако эти методы совершенно не применимы для изучения локомоций у детей первых недель и первых месяцев жизни в связи с тем, что как датчики, так и обувь, на которые они крепятся (за исклю­чением датчиков измерения угловых перемещений в суставах), представляют собой конструкции, в которых линейные раз­меры, масса и эластичность не являются доминирующими. Применение таких датчиков может привести к изменению натуральной ходьбы детей и искажению результатов исследо­ваний. Для изучения биомеханики ходьбы и бега у детей нами созданы иные по конструкции датчики и рекомендована удоб­ная, не искажающая натуральную ходьбу обувь.

Датчики подографии и тензометрии закрепляются на специальную обувь, предназначенную для детей первых месяцев жизни, которпм выпускается обувной промышленностью. Вместо относительно тяже лых латунных полос, которые для изучения подограммы взрослых кре пятся на подошву туфель, в настоящей конструкции использовалип, миниатюрные и легкие стальные заклепки массой 500 мг в количестве 4-10 штук в зависимости от размера пинеток. Каждый участок подошвы (стальная заклепка) через соответствующий резистор (раз личный для различных участков подошвы) соединялся со входом многоканального электромиографа. При проведении исследования ребенок ходит по металлической дорожке (с поддержкой взрослых либо самостоятельно), в результате чего происходит замыкание кон­тактов с дорожкой, которая является вторым электродом в цепи реги­страции подограммы. Блок-схема регистрации представлена на рис. 55. При замыкании контактов между электродами через соответ­ствующие резисторы (4—10 номиналов) протекает ток, обратно про­порциональный величинам сопротивлений. На рис. 56 можно видеть подограммы детей раннего возраста при осуществлении ходьбы.

В результате применения данного метода обнаружился ряд особенностей локомоции у детей первых недель жизни. В этом возрасте в основном представлен тот вариант подограммы, при котором касание пола осуществляется только носком. Лишь по мере роста и развития происходит становление ходьбы, аналогичной у взрослых, а именно вначале касание пола пяткой, а затем носком.

Методика анализа тензограммы также имеет свои особен­ности. В современной биомеханике широко используется метод оценки динамических составляющих движений с помощью различных тензометрических методов. В качестве тензочувст- 1 вительного элемента используются серийно выпускаемые тен- I зодатчики типа 2ПК-10-100 ГБ и др. Известно, что упругий элемент в тензодатчике давления деформируется по статисти­чески определенной схеме с чистым растяжением, сжатием или изгибом. В настоящее время применяют тензодатчики давле- \ ния, упругий элемент которых деформируется по закону, ] близкому для деформации балочки чистого изгиба. К ним от- I носятся тензодатчики кольцевой и арочной конструкции, ко- ] торые отличаются простотой и удобством крепления на иссле­дуемом объекте и могут быть выполнены в миниатюрных раз- I мерах, что важно для создания соответствующих датчиков для анализа локомоций у детей первых недель жизни.

В используемом нами тензодатчике имеется элемент ароч­ной формы в виде изогнутой двухопорной балки (рис. 57), I у которой один конец закреплен жестко, а другой может пере­мещаться, преодолевая силу трения. Датчиками такого типа были оборудованы специальные устройства, а именно пинетки для измерения вертикальной составляющей реакции опоры. Картонные стельки, вставляемые в пинетки, извлекались, и

вместо них вкладывались стельки, изготовленные из тонкой пружинящей листовой стали толщиной 0,3 мм, на которые устанавливались тензодатчики. Каждый датчик крепился на стельке в носковой и пяточной части.

На рис. 57 можно видеть особенности опорных реакций при осуществлении ходьбы с поддержкой взрослых детей раннего возраста. Видно, что опорные реакции у детей месячного воз­раста еще незначительны и составляют 2,3 ± 0,2 кг, в то время как у детей 8 мес они увеличиваются до 3,9 ± 0,3 кг (р < <0,05).

Датчики угловых перемещений в суставах представляют собой переменные сопротивления, которые соединены двумя браншами. Одна из них крепится к корпусу резистора, дру­гая — к его ручке. Изменение угла поворота ручки при дви­жении конечностей меняет сопротивление в цепи. Изменение направления в цепи регистрируется на электромиографе.

Отличительная особенность датчика угловых перемещений в суставах, предназначенного для детей первых недель жизни, состоит и следующем. Датчик был изготовлен из легких деталей, резистора малых размеров (СПО-05).

Регистрация подограммы, тензограммы и угловых перемещений и суставах может осуществляться на электрокардиографе, электро- миографе или электроэнцефалографе. В наших исследованиях исполь­зовали электрокардиограф ЭЛКАР-6, электромиограф фирмы «Диза» и электроэнцефалограф фирмы «Санисуки» (Япония). Для регистра­ции тензограммы, помимо этого, использовался тензоусилитель ТА-5.

Описываемые методы- можно сочетать с регистрацией раз­личных физиологических параметров.

В настоящее время разработаны нормативы для оценки двигательной активности детей раннего возраста с помощью приведенных методов [Празников В. П., 1987].


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.