Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Рубрика: Массаж

В первые месяцы жизни арсенал вызванных двигательных реакций весьма ограничен. В этой связи приобретают особое значение массаж и гимнастика.

Массаж прежде всего оказывает положительное влияние на рецепторы кожи. Примером нервно-рефлекторного воздей­ствия массажа может быть изменение деятельности сердца, легких, кишечника и других внутренних органов.

Массаж и гимнастика — составные, неотъемлемые части физического воспитания и закаливания детей как в детских дошкольных учреждениях, так и детей, не посещающих их.

С детьми первого года жизни массаж и гимнастику прово­дят медицинские сестры, получившие специальную подготов­ку. Приемами массажа и гимнастики могут овладеть родители под руководством врача или медицинской сестры.

Приемы массажа и гимнастики можно применять с 12/г мес. При этом следует иметь в виду, что гимнастические упражне­ния в самом раннем возрасте опираются главным образом на реализацию вызванных и естественных рефлекторных реак­ций, которые обеспечивают в раннем возрасте активность ске­летной мускулатуры.

Методика проведения массажа. У детей ранне­го возраста имеются существенные особенности проведения массажа. Они связаны с тем, что кожные покровы в этом воз­расте нежны и легко ранимы, поэтому при проведении масса­жа вазелин и тальк не используют.

Перед массажем методисту или родителям необходимо тщательно вымыть руки; ногти на руках должны быть коротко подстрижены. Руки должны быть теплыми. При прикоснове­нии к телу ребенка холодными руками возникает отрицатель­ная эмоциональная реакция. Наиболее целесообразно прово­дить массаж в комнате при температуре воздуха 20—21 °С и выше. Летом можно массировать ребенка на открытом воз- чухе при температуре, аналогичной той, которую рекомендуют при проведении световоздушных ванн.

Начинать массаж рекомендуется не ранее 40—45 мин после еды. Необходимым условием является полное спокойствие ре­бенка. Отрицательные эмоции малыша, плач, отказ от про­цедуры свидетельствуют о необходимости ее прекращения.

Наиболее удобно проводить массаж на столе-«пеленальнике», который имеется в любом детском лечебно-профилактиче­ском и дошкольном учреждении. Высота стола — 75 см, ши­рина — 80 см, длина — 110—120 см.

При отсутствии обычных типовых столов массаж можно делать на любом другом столе или даже в детской кровати. На стол кладут вдвое сложенное байковое одеяло. Сверху стелют клеенку и пеленку.

Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание.

Массаж начинают с передней поверхности ног, а затем и рук, далее переходят к массажу живота и груди. В заключение делают массаж задней поверхности тела и конечностей. Важно направление движения рук при массирующих движениях. Па конечностях движения производят от периферии к цент­ру — по направлению лимфатических и венозных сосудов; при массировании живота — по часовой стрелке. Перед проведе­нием массажа ребенка раздевают, подмывают и укладывают на стол.

Массаж начинают с поглаживания — руки должны скользить поверхностно по телу, не смещая кожи. Поглажи­вание делают одной либо двумя руками, ритмично; движения повторяют несколько раз. Поглаживание ладонью всей руки проводят лишь по спине и на боку. Поглаживание конечностей производят концами пальцев либо ладонной поверхностью всех пальцев.

После поглаживания переходят к растиранию тела. При этом руки массирующего не скользят по коже, а смещают ее (производят действия наподобие растирания на коже вазели­на или масла).

При разминании руки массажиста плотно соприкасаются с кожей, захватывают мышцы и разминают их. Разминание производят большим и указательным пальцами или пальцами и ладонями одной или обеих рук.

В редких случаях у детей раннего возраста применяют виб­рацию. Этот прием применяют в области спины, бедра, задней поверхности голени. Производится легкое поколачивание ди­стальными фалангами пальцев обеих рук или ритмичное похлопывание поочередно обеими руками. Все приемы массажа обязательно чередуются с поглаживанием. После массажа переходят к гимнастическим упражнениям.

Методика проведения гимнастики. В проведе­нии гимнастики у детей первого года жизни используются те двигательные реакции, которые вызываются рефлекторно, например подошвенный рефлекс. В гимнастических упражне­ниях могут быть использованы рефлекс Робинзона, ползание по Бауэру и т. д.

Начиная с 3—4 мес, когда исчезает сгибательный тонус скелетных мышц, включаются пассивные гимнастические упражнения. Они способствуют развитию активных движений.

С появлением естественных двигательных реакций — пово­ротов, ползания — включают активные гимнастические упражнения.

В возрасте 4—6 мес у детей появляется торсия при перево­роте ребенка со спины на живот. Этот момент необходимо использовать в гимнастических упражнениях.

Приводим примерные комплексы массажа и гимнастики для детей в возрасте до 3 лет, разработанные Р. Г. Сорочек, С. Уваровой и Г. П. Юрко (1978).


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.