МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Рубрика: МассажВ первые месяцы жизни арсенал вызванных двигательных реакций весьма ограничен. В этой связи приобретают особое значение массаж и гимнастика.
Массаж прежде всего оказывает положительное влияние на рецепторы кожи. Примером нервно-рефлекторного воздействия массажа может быть изменение деятельности сердца, легких, кишечника и других внутренних органов.
Массаж и гимнастика — составные, неотъемлемые части физического воспитания и закаливания детей как в детских дошкольных учреждениях, так и детей, не посещающих их.
С детьми первого года жизни массаж и гимнастику проводят медицинские сестры, получившие специальную подготовку. Приемами массажа и гимнастики могут овладеть родители под руководством врача или медицинской сестры.
Приемы массажа и гимнастики можно применять с 12/г мес. При этом следует иметь в виду, что гимнастические упражнения в самом раннем возрасте опираются главным образом на реализацию вызванных и естественных рефлекторных реакций, которые обеспечивают в раннем возрасте активность скелетной мускулатуры.
Методика проведения массажа. У детей раннего возраста имеются существенные особенности проведения массажа. Они связаны с тем, что кожные покровы в этом возрасте нежны и легко ранимы, поэтому при проведении массажа вазелин и тальк не используют.
Перед массажем методисту или родителям необходимо тщательно вымыть руки; ногти на руках должны быть коротко подстрижены. Руки должны быть теплыми. При прикосновении к телу ребенка холодными руками возникает отрицательная эмоциональная реакция. Наиболее целесообразно проводить массаж в комнате при температуре воздуха 20—21 °С и выше. Летом можно массировать ребенка на открытом воз- чухе при температуре, аналогичной той, которую рекомендуют при проведении световоздушных ванн.
Начинать массаж рекомендуется не ранее 40—45 мин после еды. Необходимым условием является полное спокойствие ребенка. Отрицательные эмоции малыша, плач, отказ от процедуры свидетельствуют о необходимости ее прекращения.
Наиболее удобно проводить массаж на столе-«пеленальнике», который имеется в любом детском лечебно-профилактическом и дошкольном учреждении. Высота стола — 75 см, ширина — 80 см, длина — 110—120 см.
При отсутствии обычных типовых столов массаж можно делать на любом другом столе или даже в детской кровати. На стол кладут вдвое сложенное байковое одеяло. Сверху стелют клеенку и пеленку.
Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание.
Массаж начинают с передней поверхности ног, а затем и рук, далее переходят к массажу живота и груди. В заключение делают массаж задней поверхности тела и конечностей. Важно направление движения рук при массирующих движениях. Па конечностях движения производят от периферии к центру — по направлению лимфатических и венозных сосудов; при массировании живота — по часовой стрелке. Перед проведением массажа ребенка раздевают, подмывают и укладывают на стол.
Массаж начинают с поглаживания — руки должны скользить поверхностно по телу, не смещая кожи. Поглаживание делают одной либо двумя руками, ритмично; движения повторяют несколько раз. Поглаживание ладонью всей руки проводят лишь по спине и на боку. Поглаживание конечностей производят концами пальцев либо ладонной поверхностью всех пальцев.
После поглаживания переходят к растиранию тела. При этом руки массирующего не скользят по коже, а смещают ее (производят действия наподобие растирания на коже вазелина или масла).
При разминании руки массажиста плотно соприкасаются с кожей, захватывают мышцы и разминают их. Разминание производят большим и указательным пальцами или пальцами и ладонями одной или обеих рук.
В редких случаях у детей раннего возраста применяют вибрацию. Этот прием применяют в области спины, бедра, задней поверхности голени. Производится легкое поколачивание дистальными фалангами пальцев обеих рук или ритмичное похлопывание поочередно обеими руками. Все приемы массажа обязательно чередуются с поглаживанием. После массажа переходят к гимнастическим упражнениям.
Методика проведения гимнастики. В проведении гимнастики у детей первого года жизни используются те двигательные реакции, которые вызываются рефлекторно, например подошвенный рефлекс. В гимнастических упражнениях могут быть использованы рефлекс Робинзона, ползание по Бауэру и т. д.
Начиная с 3—4 мес, когда исчезает сгибательный тонус скелетных мышц, включаются пассивные гимнастические упражнения. Они способствуют развитию активных движений.
С появлением естественных двигательных реакций — поворотов, ползания — включают активные гимнастические упражнения.
В возрасте 4—6 мес у детей появляется торсия при перевороте ребенка со спины на живот. Этот момент необходимо использовать в гимнастических упражнениях.
Приводим примерные комплексы массажа и гимнастики для детей в возрасте до 3 лет, разработанные Р. Г. Сорочек, С. Уваровой и Г. П. Юрко (1978).