Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Методика контрастных ванн

Рубрика: Родителям и детям

Необходимо налить воду в два резервуара (два таза или ведра). Один из них наполняют водой с температурой 37—38 °С, а другой — на 3—4 °С ниже. Количество воды необходимо такое, чтобы вода покрывала ноги до середины голеней. На протяжении 7 дней температуру воды в резервуарах не изменяют. Далее понижают темпера­туру воды во втором резервуаре (в котором температура была ниже) на 1° в неделю и доводят ее до 10 °С.

Процедура контрастных ножных ванн состоит в следую­щем. Ребенок попеременно на 1—2 мин погружает ноги в ба­чок с горячей водой, а затем на 5—10 с — с холодной. За­канчивают процедуру погружением ног в бачок с холодной водой. Количество попеременных погружений в первые про­цедуры составляет 3—4. Продолжительность времени погру­жения конечностей в таз с холодной водой возрастает посте­пенно до 15—20 с. Увеличивают и число попеременных погру­жений до 6. После окончания процедуры ноги вытирают до появления небольшого порозовения кожи.

Проводить ножные ванны целесообразно тогда, когда у ре­бенка теплые ноги. Обычно ножные ванны делают либо сразу после сна, либо во второй половине дня между 17 и 18 ч, в пе­риод наибольшей активности ребенка.

До и после проведения контрастных ножных ванн прово­дили оценку гемодинамики с помощью импедансной тетраполярной реоплетизмографии. Установлено (рис. 13), что после проведения даже однократной процедуры существенно ме­няются показатели периферической гемодинамики — увеличи­вается длительность быстрого и медленного кровенаполне­ния, увеличивается амплитуда дикротического зубца на нисхо­дящем колене пульсовой кривой, несколько снижается ампли­туда дифференцированной реоплетизмограммы (с 1,38 до 1,26 Ом). Приведенное свидетельствует о преобразовании периферической гемодинамики, что приводит к достижению тех особенностей, которые представлены у детей с более вы­соким уровнем здоровья.

Закаливание контрастными ваннами детей, постоянно проживающих в условиях Крайнего Севера, несколько отли­чается от обычно принятых процедур. Детям от 1 до 5 лет ежедневно после дневного сна обливают ноги водой с темпе­ратурой 34—36 °С, затем 18—20 °С и вновь 34—36 °С. После обливания ноги тщательно растирают [Сендек Г. В., 1970].

Закаливающие процедуры бывают местные и общие. К об­щим закаливающим процедурам относят общие обливания, душ, плавание. Для проведения общих водных процедур важ­но правильно подбирать температуру воды. При этом необходимо учитывать терморегуляцию ребенка в тех условиях, при которых осуществляются водные процедуры.

В исследованиях А. С. Блудорова (1954) установлено, что у детей первых месяцев жизни теплоотдача через кожу, измеряемая по ее температуре, связана с влажностью воздуха. Было отмечено, что температура кожи, равная 34,5 °С, устанавливается при 21 °С и 50 % влажности воз­духа. Аналогичная теплоотдача с поверхности кожи была за­регистрирована при 100 % влажности в условиях более низкой температуры, равной 19 °С. Таким образом, приведен­ные величины температуры и влажности являются эквивалент­но-эффективными, т. е. создают одинаковые условия для теп­лоотдачи с поверхности тела ребенка.

В целях установления эквивалентного температурно-влаж­ностного режима используют психометрическую диаграмму (рис. 14). Она необходима для подбора температуры воды в ванне или бассейне, при которой обучают детей плавать в ран­нем возрасте. Именно в этом возрасте опасен неправильный подбор температуры воды. Повышенная температура может способствовать перегреву младенца, сниженная, напротив,— переохлаждению. В особенности это важно на начальном этапе обучения детей плаванию, когда они еще не адапти­рованы, не закалены.

Для подбора соответствующей температуры воды необхо­димо найти на диаграмме точку эффективной температуры при 21 °С и 50 % влажности воздуха. Эту точку определяют при пересечении трех линий: вертикальной линии, идущей от показания сухого термометра, и линии относительной влаж­ности, или линии температуры увлажненного термометра (при 50 % влажности и 21 °С сухого термометра увлажненный показывает 14,8°С). Затем определяют точку эффективной температуры для 19 °С и 100 % влажности.

Как видно на диаграмме, эта точка располагается на одной линии эффективных температур с точкой для 21 °С при 50 % влажности воздуха.

Таким образом, величины теплоотдачи с кожи и терморегу­ляции у детей первого года жизни в условиях водной иммер­сии изменяются при более низких температурах, чем на воз­духе (в диапазоне с 32,5 до 35,8 °С внешней среды это опере­жение выражено на 2°). Механизм теплоотдачи через кожу на воздухе прекращается при кожной температуре, равной уже 34,5 °С, а в воде он сохраняется вплоть до 35,8 °С. Кожная температура в воде, равная 35,8 °С, является критической, при которой еще осуществляется теплоотдача. При дальней­шем повышении температуры среды со 100 % влажностью, в частности воды в ванне, возможность теплоотдачи организма уже не может увеличиваться. Как показывают исследования, она начинает снижаться, что является фактором, ограничи­вающим переход тепла из среды (воды) в организм через кожные сосуды, и предотвращает перегревание организма. Однако при повышении температуры воды кожная темпера­тура не снижается ниже 35,6 °С. Вот почему при учете темпе­ратуры воды, в которой производят гигиенические ванны, воды для душа и обливания необходимо измерить кожную температуру голени. При купании или плавании ребенка эта температура не должна превышать 35—35,1 °С. В противном случае при излишнем повышении температуры тела может на­ступить перегревание ребенка.

После того как ребенок адаптируется к процедуре обли­вания ног, необходимо перейти к общему обливанию. Данные процедуры целесообразно проводить начиная с 9—10 мес. Общие обливания можно проводить в ванне или душевой ком­нате, при отсутствии последних — в тазу.

Обливания водой — процедура, требующая от ребенка до­статочной устойчивости к снижению температуры среды. В ме­тодике обливания важно знать, что во время процедуры голову не обливают.

При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близ­ко от тела ребенка (20—30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее — грудь и живот, в последнюю очередь — левое и правое плечо. После процедуры ребенка вытирают насухо.

Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года равна 36 °С. Каждую неделю снижают температуру на 1 ° и доводят до 28 °С. Детям в возрасте от 1 до 3 лет облива­ния производят водой с температурой 34 °С, постепенно сни­жая ее на 1° в неделю и доводя до 28 °С зимой и 25—24 °С — летом. Для детей дошкольного возраста начальная температу­ра воды при обливании 33 °С, снижают ее на 1° в неделю и до­водят до 24—22 °С. В холодное время года температура воды должна быть не ниже 24 °С. Длительность обливаний — 30 с — 1,5 мин.

После проведения общего обливания наблюдаются те ста­дии, которые характерны в целом для воздействия воды: перво­начальное побледнение кожных покровов (вазоконстрикция), которое сменяет вазодилатация — покраснение кожи. Поло­жительной реакцией на водную процедуру является покрасне­ние кожи. Если данной реакции нет, то ее растирают до появ­ления легкого порозовения и повышения температуры.

Следует отметить, что если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температурой воды, более высокой, нежели ука­зано выше. В противном случае произойдет обратный резуль­тат закаливающего воздействия — ребенок может заболеть. В этой связи следует учесть, что в любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная от неспециальных за­каливающих мероприятий и перехода к специальным: воздуш­ным ваннам, местным обливаниям, общим обливаниям, плава­нию, душу.

Душ является для ребенка еще более сильно воздейст­вующей процедурой, нежели общее обливание. Это связано с тем, что душ сочетает в себе не только действие температуры воды, но и ее механическое влияние, увеличивая тонус скелет­ной мускулатуры. Это и обусловливает показания к примене­нию душа для астеничных детей, со сниженным тонусом ске­летной мускулатуры. В связи с сильным воздействием душа на организм ребенка его применение показано в возрасте не ра­нее 11 /2 лет.

Температура воды соответствует той, которую применяют при обливании. Продолжительность принятия душа — от не­скольких десятков секунд до 1,5 мин. Наиболее целесообразно последовательно вводить обливание сильной струей воды. В конце процедуры следует принять душ, постепенно увеличи­вая длительность воздействия.

Наиболее удобное время для проведения водных процедур летом — утренние часы и предобеденное время. Целесообраз­но проводить обливание и использовать душ после солнечной ванны.

Температура помещения, где проводят обливание и душ, не должна быть ниже 20 °С, а в теплое время года вне помеще­ния — 18 °С. Приводим примерную температуру воды для об­ливания и душа у детей 3—6 лет. Температуру воды снижают постепенно: для детей 3—4 лет — с 35—32 до 22 °С, для детей 5—6 лет — с 32—30 до 20 °С, для детей 5—7 лет — с 28 до 18 °С. Летом температуру воды снижают на 1° через каждые 1-4 дня, зимой — через 4—б дней.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.