Нагрузка на занятиях оздоровительным бегом и ходьбой для школьников
Рубрика: Занятия бегомУченые разработали схемы и таблицы, по которым можно определить нагрузку при беге. Конечно, это не значит, что надо неукоснительно следовать только тем цифрам, которые указаны в таблицах.
Мы уже говорили о том, что нагрузка должна быть подобрана строго индивидуально. Темп бега и длина дистанции должны соответствовать твоим возможностям, возрасту, состоянию здоровья. Например, ослабленным детям необходимо выполнять нагрузки ниже тех, которые рекомендуют детям, относящимся к основной физкультурной группе.
Разные нагрузки и у новичков и ребят, которые уже занимаются бегом. Начинающим полезно чередовать ходьбу с медленным бегом, затем постепенно уменьшать расстояние, пройденпое шагом, а увеличивать пробегаемый отрезок. Для здоровья полезнее удлинение дистанции, чем повышение скорости.
При смешанном передвижении (ходьба плюс бег) бег должен быть ненамного быстрее ходьбы. На ходьбу следует переходить в том случае» когда хочешь передохнуть. Сколько идти и сколько бежать — это зависит от твоих физических возможностей. Важно преодолеть как можно большее расстояние, не обращая внимания на скорость. Скорость возрастает но мере роста тренированности.
Данные таблиц станут для тебя хорошим ориентиром для определения дистанции, которую надо пробежать, скорости, времени одной тренировки. О том, как организм переносит эти нагрузки, лучше всего «скажет» твое самочувствие. Если сегодня устал, то можно несколько снизить нагрузку, а если бежится легко и с удовольствием, можно чуть увеличить дистанцию. Но особенно не увлекайся, придерживайся все же «подсказок», данных в таблицах.
Вот две такие «подсказки» — таблицы 1 и 2. Они помогут определить нагрузку в ускоренной ходьбе и беге, скорость прохождения или пробегания указанных дистанций в определенные недели занятий. Этими таблицами могут воспользоваться ребята основной физкультурной и специальной медицинской групп, занимающиеся бегом первый год.
Если ты правильно подберешь для себя нагрузку, то после занятия будешь чувствовать не усталость, а легкость, прилив энергии. Важно научиться продолжительно бежать непрерывно, в равномерном темпе. При этом надо руководствоваться показателями частоты сердечных сокращений (ЧСС), которая есть не что иное, как число ударов сердца в минуту, определенное по пульсу. При равномерном беге в течение 5—10 минут ЧСС не должна превышать 160 ударов в минуту. Сразу пробежать в таком темпе не каждому под силу, поэтому начальная дозировка бега — 1—2 минуты для девочек и 2—3 минуты для мальчиков. На первых занятиях бег чередуется с ходьбой — по 30—50 метров. Частота сердечных сокращений при этом должна быть 130—140 ударов в минуту. Если ты будешь бегать регулярно (соблюдать один из основных принципов тренировки, о которых мы говорили), то к концу месяца вполне доступным для тебя станет бег на 1—2 километра при ЧСС 150—160 ударов в минуту. В первое время лучше подсчитывать пульс на каждом занятии, потом это можно делать лишь один-два раза в месяц.
Таблица 1. Нагрузка на занятиях оздоровительным бегом и ходьбой, для школьников основной группы
Недели |
Ускоренная ходьба, м |
Время прохождения 100 м, с |
Бег, м |
Время пробегания 100 м, с |
Подвижные игры, мин |
1—2 |
180 |
младший возраст ( 66 |
7—10 лет) 400 |
45 |
20 |
3-4 |
220 |
66 |
480 |
45 |
20 |
5—6 |
250 |
66 |
560 |
45 |
20 |
7—8 |
290 |
66 |
630 |
45 |
20 |
9—10 |
320 |
66 |
710 |
45 |
20 |
11-12 |
360 |
66 |
790 |
45 |
20 |
13-14 |
360 |
59 |
900 |
44 |
15 |
15—16 |
390 |
59 |
990 |
44 |
15 |
17—18 |
430 |
59 |
1080 |
43 |
15 |
19—20 |
460 |
59 |
1170 |
43 |
15 |
21—22 |
500 |
59 |
1260 |
43 |
15 |
23—24 |
540 |
59 |
1350 |
43 |
15 |
25—26 |
540 |
50 |
1510 |
42 |
10 |
27—28 |
580 |
50 |
1610 |
42 |
10 |
29—30 |
610 |
50 |
1710 |
41 |
10 |
31-32 |
650 |
50 |
1810 |
41 |
10 |
33—34 |
680 |
50 |
1920 |
41 |
10 |
35—36 |
720 |
50 |
2020 |
41 |
10 |
37—40 |
720 |
50 |
2100 |
40 |
10 |
41—42 |
900 |
50 |
2600 |
40 |
10 |
43-44 |
720 |
50 |
2100 |
40 |
10 |
45-46 |
900 |
50 |
2600 |
40 |
10 |
47—48 |
720 |
50 |
2100 |
40 |
10 |
49—50 |
900 |
50 |
2600 |
40 |
10 |
51-52 |
720 |
50 |
2100 |
40 |
10 |
1—2 |
340 |
средний возраст (11 62 |
—14 лет) 980 |
40 |
30—35 |
3—4 |
370 |
62 |
1070 |
40 |
30-35 |
5—6 |
400 |
62 |
1170 |
40 |
30-35 |
7-8 |
440 |
62 |
1270 |
40 |
30—35 |
9-10 |
500 |
62 |
1370 |
40 |
30-35 |
11-12 |
500 |
62 |
1460 |
40 |
30 |
13-14 |
500 |
55 |
1570 |
40 |
25—30 |
15-16 |
520 |
55 |
1680 |
40 |
25—30 |
17—18 |
550 |
55 |
1780 |
40 |
25-30 |
19—20 |
580 |
55 |
1890 |
40 |
25—30 |
21—22 |
620 |
55 |
2000 |
40 |
25 |
23—24 |
650 |
55 |
2100 |
40 |
25 |
25—26 |
720 |
50 |
2270 |
37 |
20—25 |
27—28 |
760 |
50 |
2380 |
37 |
20—25 |
29—30 |
790 |
50 |
2490 |
37 |
20—25 20-25 |
31—32 |
820 |
50 |
2610 |
37 |
|
33-34 |
860 |
50 |
2720 |
37 |
20 20 20 20 20 15—20 15—20 0 |
35—36 |
900 |
50 |
2840 |
37 |
|
37-40 |
750 |
50 |
3150 |
35 |
|
41—42 |
900 |
50 |
5780 |
35 |
|
43-44 |
750 |
50 |
3150 |
35 о к |
|
45-46 |
900 |
50 |
3780 |
35 |\ к |
|
47-48 |
750 |
50 |
3150 |
35 |
|
49—50 |
900 |
50 |
3780 |
35 |
|
51—52 |
750 |
50 |
3150 |
35 |
15—20 |
Старший возраст (15—17 лет)
Недели |
Ускоренная ходьба, м |
Время прохождения 100 м, с |
Бег, м |
Время пробегания 100 м, с |
Подвижные игры, мин |
1—2 |
320 |
55 |
1130 |
37 |
30-35 |
3-4 |
490 |
55 |
1700 |
37 |
30-35 |
5-6 |
320 |
55 |
1130 |
37 |
30-35 |
7—8 |
490 |
55 |
1700 |
37 |
30-35 |
9—10 |
320 |
55 |
1130 |
37 |
30—35 |
11—12 |
490 |
55 |
1700 |
37 |
30-35 |
13—14 |
430 |
50 |
1890 |
35 |
25-30 |
15—16 |
600 |
50 |
2520 |
35 |
25—30 |
17—18 |
430 |
50 |
1890 |
35 |
25-30 |
19—20 |
600 |
50 |
2520 |
35 |
25-30 |
21-22 |
430 |
50 |
1890 |
35 |
25-30 |
23—24 |
600 |
50 |
2520 |
35 |
25—30 |
25—26 |
600 |
50 |
2700 |
33 |
20—25 |
27—28 |
750 |
50 |
3375 |
33 |
20—25 |
29-30 |
600 |
50 |
2700 |
33 |
20-25 |
31-32 |
750 |
50 |
3375 |
33 |
20—25 |
33—34 |
600 |
50 |
2700 |
33 |
20-25 |
35-36 |
750 |
50 |
3375 |
33 |
20-25 |
37—38 |
600 |
50 |
3600 |
33 |
15-20 |
39-40 |
720 |
50 |
4320 |
33 |
15-20 |
41—42 |
600 |
50 |
3600 |
33 |
15-20 |
43—44 |
720 |
50 |
4320 |
33 |
15-20 |
45-46 |
720 |
50 |
4320 |
33 |
10-15 |
47—48 |
840 |
50 |
5040 |
33 |
10-15 |
49—50 |
720 |
50 |
4320 |
33 |
10—15 |
51-52 |
840 |
50 |
5040 |
33 |
10-15 |
Таблица 2. Нагрузка на занятиях оздоровительным бегом и ходьбой для школьников специальной медицинской группы
Недели |
Ускоренная ходьба, м |
Время прохождения 100 м, с |
Бег, м |
Время пробегания 100 м, с |
Подвижные игры, мин |
Младший возраст (7—10 лет) |
|||||
1-4 |
300 |
77 |
200 |
48 |
30 |
5-6 |
300 |
77 |
200 |
47 |
30 |
7—12 |
300 |
76 |
200 |
47 |
30 |
13-14 |
340 |
72 |
300 |
44 |
25 |
15—16 |
340 |
71 |
300 |
44 |
25 |
17-24 |
340 |
71 |
300 |
43 |
25 |
25-30 |
410 |
67 |
350 |
42 |
25 |
31-36 |
410 |
66 |
350 |
41 |
25 |
37—46 |
440 |
66 |
460 |
41 |
20 |
47—48 |
540 |
66 |
580 |
41 |
20 |
49—50 |
440 |
66 |
460 |
41 |
20 |
51-52 |
540 |
66 |
580 |
41 |
20 |
Средний возраст (11—14 лет) |
|||||
1—6 |
510 |
77 |
440 |
44 |
30 |
7—12 |
510 |
76 |
480 |
44 |
30 |
13-14 |
600 |
72 |
690 |
42 |
25 |
15—24 |
600 |
71 |
690 |
42 |
25 |
25—32 |
600 |
67 |
810 |
40 |
25 |
33-38 |
600 |
66 |
810 |
40 |
25 |
39-40 |
740 |
66 |
1010 |
40 |
20 |
41—42 |
600 |
66 |
810 |
40 |
20 |
43-46 |
740 |
66 |
1010 |
40 |
20 |
47-48 |
990 |
66 |
1350 |
40 |
20 |
49-50 |
740 |
66 |
1010 |
40 |
20 |
51—52 |
990 |
66 |
1350 |
40 |
20 |
Старший возраст (15—17 лет) |
|||||
1-6 |
470 |
77 |
540 |
44 |
30 |
7—12 |
470 |
76 |
540 |
44 |
30 |
13-14 |
550 |
72 |
780 |
42 |
25 |
15—24 |
550 |
71 |
780 |
42 |
25 |
25-32 |
600 |
67 |
810 |
40 |
25 |
33—36 |
600 |
66 |
810 |
40 |
25 |
37-38 |
540 |
66 |
900 |
40 |
20 |
39-40 |
670 |
66 |
1130 |
40 |
20 |
41-42 |
540 |
66 |
900 |
40 |
20 |
43-46 |
670 |
66 |
1130 |
40 |
20 |
47-48 |
900 |
66 |
1500 |
40 |
20 |
49—50 |
670 |
66 |
1130 |
40 |
20 |
51-52 |
900 |
66 |
1500 |
40 |
20 |
Примечание. В каждом занятии для всех возрастов на общеразвивающие упражнения отводится 15 мин.