Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физическая культура при полирадикулоневритах и полиневритах

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Лечебную гимнастику можно применять и на фоне тепловой процедуры (после соллюкса, диатермии и др.). Лечебная физкультура с успехом применяется при инфекционном полиневрите и полирадикулите.

Указанные заболевания вызываются вирусной инфекцией. Характерным элементом патогенеза заболевания является первичная фиксация инфекции в периферической нервной системе. В связи с этим с первых же дней заболевания возникают парестезии и боли в дистальных участках конечностей, повышается чувствительность нервных стволов к давлению. К этим симптомам присоединяется нарастающая мышечная слабость и ограничение объема движений, что характеризуется развитием парезов и параличей различной тяжести и локализации. Парезы и параличи развиваются преимущественно симметрично с вовлечением дистальных отделов конечности. Мышцы становятся дряблыми, гипотоничными, уменьшаются в объеме. С развитием их атрофии наблюдается изменение электровозбудимости вплоть до реакции перерождения.

Заболевание сопровождается тяжелыми нарушениями движений, что нередко приводит больного к частичной или полной инвалидности. Следует учитывать, что в большинстве случаев двигательные расстройства — основное проявление заболевания, и их восстановление обычно затягивается на длительное время и наступает значительно позднее, чем ликвидируются чувствительные расстройства. В связи с этим при полиневритах и полирадикулитах важное значение приобретает систематическое применение лечебной физической культуры как метода тренировки нервно-мышечного аппарата, в частности ослабленной мышечной системы, и для противодействия развитию контрактур.

К лечебной физической культуре, особенно в тяжелых случаях, относится организация покойного положения больного с целью профилактики развивающихся контрактур. Необходимо: 1) исключить давление одеяла на стопы; 2) периодически подкладывать под коленные суставы валик до сгибания их под углом в 160—170°; 3) при лежании обеспечить упор стоп в ящик, доску, мешочки с песком под углом в 90° или наложить лонгету на стопы; 4) свисающие пальцы необходимо также закрепить дощечками или шинками; 5) при поражении верхних конечностей под них подкладывают подушки с отведением рук в плечевых суставах до угла в 35—45° и с положением кистей в состоянии небольшого тыльного разгибания.

Цели применения лечебной физической культуры при данном заболевании следующие: а) улучшить функцию нервно-мышечной системы с помощью активных упражнений и последовательного развития элементарных моторных навыков; б) активизировать кровообращение в пораженных конечностях, повысить трофические процессы в мышечной ткани и стимулировать тканевой обмен, противодействовать развитию мышечной слабости и стабилизации контрактур; в) содействовать развитию нормальной подвижности суставов, нарастанию мышечной силы и улучшению координации движений; г) общеоздоровительное и общеукрепляющее влияние на организм больного.

При назначении лечебной физической культуры при полирадикулоневритах и полиневритах необходимо учитывать степень расстройства функции движения, стадию развития заболевания и общее состояние больного (М. Я. Ратова). При подборе физических упражнений следует помнить, что характерным отличием расстройства функции движения при первичных инфекционных полирадикулоневритах от вторичных служат параличи проксимальных отделов конечностей. При токсических же полирадикулоневритах обычно развиваются дистальные параличи и парезы, которые в тяжелых случаях могут распространится на проксимальные группы мышц конечностей и даже на мышцы туловища.

Определяя у больного состояние функции движения, врач имеет возможность активно изменять у него основные положения и движения: поворачиваться и приподниматься при постельном режиме, садиться, сидеть, переходить в положение на четвереньках, выполнять движения туловищем, вставать, стоять, самостоятельно передвигаться. В зависимости от степени расстройства функции движения больных .можно подразделить на три группы.

К слабой группе относятся больные с резко выраженными расстройствами движения, вынужденные находиться на постельном режиме. У данной группы больных еще не ликвидированы острые проявления заболевания.

К средней группе относятся больные, вышедшие из острого периода заболевания, значительно окрепшие и выздоравливающие, но у них наблюдаются еще подострые проявления заболевания. Обычно больные этой группы могут самостоятельно изменять положение в кровати (сидеть, вставать на четвереньки), но передвигаются с трудом, чаще с помощью персонала, каталок, костылей и быстро устают. Больные первых двух групп обычно находятся в стационарах (в больницах, клиниках).

К сильной группе относятся больные, у которых острые и подострые проявления заболевания ликвидированы, они более крепкие, и функция движений у них значительно восстановлена. У больных этой группы имеются выраженные парезы, преимущественно в дистальных отделах конечностей, отмечается нарушение походки, но они могут самостоятельно передвигаться (чаще с палочкой).

Из форм лечебной физической культуры наибольшее практическое значение приобретает лечебная гимнастика. Приступать к последней необходимо как можно раньше, как только уменьшаться боли и появиться возможность применять пассивные движения. Дифференцированное назначение лечебной гимнастики больным различных групп в основном определяется степенью остроты процесса, общим состоянием больного и выраженностью двигательных расстройств.

Занятия лечебной гимнастикой с больными слабой группы, находящимися на постельном режиме, проводят индивидуально. Упражнения необходимо назначать не только пассивные, но и активные в зависимости от состояния больного. Пассивные движения с постепенно возрастающей амплитудой следует сочетать с поглаживанием дистальных участков конечности, принимая во внимание степень чувствительности расстройств.

Из активных упражнений назначают наиболее простые, доступные больному, выполняемые как с помощью, так и в облегченных исходных положениях. Практическое значение имеют упражнения в изменении положения (на бок, повороты, садиться, переходить в положение сидя), которые следует чередовать с дыхательными упражнениями; при их выполнении надо оказывать помощь больному.

Для развития движений в пораженных конечностях целесообразно применять упражнения для проксимальных участков рук и ног, оказывая при этом больному необходимую помощь. Также следует использовать для облегчения движений гимнастическую палку, валики, мяч и другие приспособления, с которыми больной может заниматься в условиях постельного режима. Во время занятий лечебной гимнастикой больному следует внушать уверенность в благополучном исходе заболевания, что будет способствовать активизации восстановительных процессов.

При отсутствии болей назначают массаж рук и ног, особенно мышц с нарушенными функциями движений. В отдельных случаях, особенно при затянутом постельном режиме, следует добавить массаж спины.

Лечебную гимнастику применяют более широко для лечения больных средней группы, находящихся в стадии активного развития восстановительных процессов. Для них допустимо использование метода занятий группами по 2—3 человека с проведением процедур не в палате, а в кабинете лечебной физической культуры. Гимнастические упражнения больным данной группы назначают с большим разнообразием исходных положений: лежа, стоя на четвереньках, сидя и стоя на месте с опорой и помощью, в процессе передвижения.

Исходные положения следует выбирать такие, чтобы создавались наиболее облегченные условия для выполнения движений (исключение трения и преодоления тяжести конечности и др.). Больным этой группы можно рекомендовать гимнастику в воде (теплая ванна, бассейн), более широкое использование мелких снарядов (мячи, валики, полувалики, лестницы, гимнастические палки и др.) для развития мелких и более точных движений в верхних конечностях. Общая нагрузка в процедурах лечебной гимнастики возрастает в связи с активным включением мышц туловища и преимущественно разгибателей при выполнении упражнений корригирующего характера.

Важным разделом в процедурах лечебной гимнастики является обучение самостоятельному передвижению. С этой целью назначают упражнение в самостоятельном изменении положения (сесть, встать на четвереньки), ползание на четвереньках, переход в положение стоя. Ходьбе обучают с помощью персонала, с опорой о спинки стульев, вдоль гимнастической стенки и др. В этом периоде необходимо организовать пребывание больного на свежем воздухе (самостоятельная ходьба и отдых сидя).

схема процедуры лечебной гимнастики для больных слабой группы

(постельных)

№ п/п

Вид упражнения

Дозировка в

минутах

Методические указания

Целевая установка

1 Проверить удобство положения больного на койке. Пассивные движения и упражнения в посылке импульсов, чередуемые с элементарными активными и дыхательными упражнениями

5-6

Выполнять теплыми руками. Следить за общей и болевой реакцией Развитие и укрепление паретичных мышц и увеличение объема движения
2 Упражнения в изменении положения на койке (повороты, садиться и др.)

2—3

Чередовать с дыхательными; оказывать помощь Активизировать больного в условиях постельного режима,, подготовлять к вставанию
3 Упражнения с помощью и мелкими снарядами (палки, булавы, мячи, лестницы, полувалики и др.)

5-6

Включать паузы для отдыха паретичной мускулатуры Способствовать развитию нарушенных движений
4 Упражнения элементарные для здоровых мышечных групп в чередовании с дыхательными

3-5

Упражнения в «статическом» дыхании Общее оздоровительное воздействие, а также снижение общей нагрузки
Всего . . .

15-20

схема процедуры лечебной гимнастики для больных средней группы с возможностью ограниченного самостоятельного передвижения

№ п/п

Вид упражнения

Дозировка в

минутах

Методические указания

Целевая установка

1

Сидя на стуле: активные

4-5

Отдельно для рук и ног.

Постепенная активизация дви

упражнения для рук и ног, пре

Возможно использование гим

гательной функции

имущественно в проксималь

настической палки

ных участках, в чередовании

с дыхательными упражнениями

2

Упражнения сидя и стоя у

6—8

В чередовании

Развитие опорной функции

гимнастической стенки типа об

и уверенности самостоятельно

легченных смешанных висов

го передвижения

Упражнения на развитие само

С опорой, без опоры, с ос

стоятельной ходьбы. Дыха

ложнением препятствиями

тельные упражнения

3

Лежа: свободные упражнения

5—6

При необходимости создавать

Укрепление паретичных

для рук и ног с возможно

облегченные условия для вы

мышц, развитие объема движе

большей амплитудой

полнения

ний

4

Сидя: упражнения как без

5—6

Подбор упражнений в зави

Развитие дифференцирован

снарядов, так и с мелкими сна

симости от двигательных нару

ных движений кисти, снижение

рядами для развития движений

шений

общей нагрузки

кисти и стопы. Дыхательные

упражнения

Всего. . .

20—25

Примечание. Общая продолжительность процедуры может быть увеличена за счет включения пауз для отдыха больного.


Лечебную гимнастику дополняют активным массажем паретичных мышечных групп.

Для больных сильной группы выбор средств лечебной физической культуры можно значительно расширить. Наличие у них парезов различной стойкости и возможность самостоятельно передвигаться позволяют применять разнообразные гимнастические упражнения с большой сложностью и точностью выполнения с преодолением тяжести тела, сопротивления, метание и ловлю мячей и др. Этим больным назначают прогулки с постепенным увеличением дистанции, игры (крокет, кегли, простые игры с мячом, бильярд и др.). Более трудные игры (городки, волейбол, теннис), а также спортивные упражнения разрешают в дозированной форме по индивидуальным показаниям в зависимости от способности больного выполнять движения и его общего состояния. Такое расширение режима показано больным в условиях санаторно-курортного лечения, где лечебная физическая культура сочетается с действием курортных факторов (грязь, серные ванны и др.). Между процедурами лечебной физической культуры и бальнеопроцедурами должен быть разрыв во времени (1 —1,5 часа до ванны и 2—3 часа после нее). Лечебную гимнастику следует назначать за 30—40 минут до грязевой процедуры.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.