Физическая культура для дошкольников: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения
Рубрика: Родителям и детямБеседуя с родителями детей второго и третьего года жизни о проведении физических упражнений, воспитатель объясняет важность этого мероприятия для развития ребенка, состояния его здоровья, а также обучает выполнению некоторых элементов упражнений, доступных для проведения с детьми в домашних условиях, рекомендует включать их в деятельность на прогулке или в утреннюю зарядку.
Физическая культура для дошкольников — это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения.
Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем (сердечнососудистой, дыхательной, нервной и т. д.), подготавливают организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолевать в процессе деятельности в течение дня. Длительность утренней гимнастики для детей 3—4 лет составляет 5— 6 минут, постепенно время увеличивается и в подготовительной к школе группе доходит до 10—12 минут.
Утренняя гимнастика включает ходьбу, бег, подпрыгивание, упражнения для разных мышечных групп.
Родители должны быть знакомы с проведением основных упражнений для того, чтобы и дома можно было включать их в утреннюю зарядку.
Физкультурные занятия — это форма учебных занятий, обязательная в детских дошкольных учреждениях. В каждой возрастной группе решаются определенные программные задачи овладения детьми навыками основных движений: ходьба, бег, прыжки в длину, в высоту, метание в цель, вдаль, лазанье. Занятия проводят, используя гимнастическое оборудование (гимнастические стенки, скамейки, бревна, лесенки, ребристые и гимнастические доски), а также индивидуальные физкультурные пособия (обручи, мячи и др.).
В настоящее время родители довольно часто устраивают так называемый «стадион на дому». Наша промышленность выпускает для этого специальное оборудование. Однако родителей надо научить пользоваться им правильно (в соответствии с возрастом ребенка), и здесь первое слово принадлежит воспитателям.
Спортивные упражнения включают катание на санках, ходьбу на лыжах, бег на коньках, езду на велосипеде, игру в городки, серсо.
С 2—3 лет детей можно обучать катанию на санках. Малыши катаются по дорожкам, спускаются с небольших снежных горок, с 5—-6 лет возят друг друга. Катание на санках развивает у детей силу, ловкость, решительность.
С 3—4 лет детей обучают ходьбе на лыжах, при этом соблюдают строгую последовательность и постепенность в овладении основными элементами движений. Вначале дети овладевают движением без палок, а затем дают им палки. Продолжительность ходьбы на лыжах увеличивают в зависимости от возраста и умений Мбит постепенно — с 15—20 до 40 минут. Этот вид движений укрепляет и развивает все основные группы мышц, способствует совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Бегу на коньках рекомендуется обучать детей с 5 лет. Этот вид спортивных упражнений при правильной его организации положительно влияет на развитие основных групп мышц, способствует формированию правильной осанки, укрепляет связки стопы, развивает физические качества: быстроту, ловкость, выносливость, равновесие.
Езда на велосипеде доступна детям уже с 2—3 лет (вначале обучения рекомендуется трехколесный велосипед). Размеры велосипеда должны соответствовать росту ребенка. Длительность езды в умеренном темпе без перерыва с переменной скоростью постепенно увеличивают: от 10—12 минут для детей 3-4 лет до 20— 30 минут для детей 6—7 лет. Езда на велосипеде способствует развитию физических качеств — выносливости, ловкости, кроме того, этот вид спортивных упражнений укрепляет мышцы ног и стопы, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Все виды перечисленных спортивных упражнений широко используются родителями, когда ребенок дома — в выходные и праздничные дни. Поэтому важно, чтобы родители знали о допустимой длительности этих занятий, а также о том, какое благотворное воздействие оказывают спортивные упражнения на детский организм.