Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Воспитательное значение игры

Рубрика: Родителям и детям

«Делу — время, потехе — час», — гласит мудрая народная поговорка. Люди привыкли отдавать свой досуг веселым развлече­ниям, увлекательным играм. Одни садятся за шахматную доску. или, раскрыв свежий номер журнала, погружаются в решение занима­тельных головоломок, другие, собравшись на площадке, играют в волейбол или в лапту, кто-то упражняется в ловкости и меткости на парковых аттракционах, кто-то тренируется на беговой дорожке стадиона, готовясь к спортивной встрече… Таково уж свойство че­ловеческой натуры, что ей чуждо ничегонеделанье, неизбежно при­водящее к унылой и всегда утомительной скуке. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом нуждается ребе­нок, подросток, для которого игра — это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.

Игра — зеркало жизни ребенка. Даже в самой незамыслова­той игровой схеме находит свое отражение накопленный детьми жизненный опыт. В процессе игры подвергаются проверке, переосмыс­ливаются и закрепляются многие первичные представления детей об окружающем мире. Вместе с тем приобретаются полезные, в том числе и трудовые, навыки, развиваются организаторские способности. Так незаметно для него самого игра подводит ребенка к истокам созида­тельного труда.

В жизни детского коллектива игра и труд настолько тесно пе­реплетаются, что грани их порой неразличимы, и трудно сказать, когда игра перестает быть забавой и становится делом. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд.

«Хорошая игра похожа на хорошую работу, — говорил А. С. Макаренко, — плохая игра похожа па плохую работу». Это не только образное сравнение, в нем подмечено то существен­ное, что роднит игру с трудом. Хорошая игра требует от играющих ловкости и немалых усилий на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. Игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности выполнения игровых заданий, к от­ветственности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она пере­стает быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина играющих. Наконец, в игре, чаще всего представляющей собою индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются многие волевые качества; самостоятельность, на­стойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе — все то, без чего немыслим успех. А ведь наличие всех этих условий составляет основу и всякого плодотворного труда.

Подвижные игры на воздухе укрепляют здоровье детей, раз­вивают их организм. Познавательные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку пробуждают интерес к различным областям науки, техники, ис­кусства Тематическая направленность игры, ее сюжетное обрамле­ние часто отображающее ту или иную важную в жизни страны проблему современности (так, например, успехи нашей Родины в освоении космических пространств вызвали к жизни целый ряд кра­сочных детских игр в «космонавтов»), воспитывают у детей и подростков чувства патриотической гордости, коллективизма и ин­тернационализма.

Можно было бы упомянуть еще о многом полезном и содержа­тельном, что вносит игра в жизнь детей, но и сказанного более чем достаточно, чтобы увидеть в ней не только развлечение и забаву, заполняющие досуг школьника, но вместе с тем и одно из серьез­нейших средств воспитания у детей и подростков высоких нравст­венных и физических качеств.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.