Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при рахите

Рубрика: При заболеваниях внутренних органов у детей

Лечебная физкультура при рахите является важнейшим средством патогенетической терапии в связи с активным влиянием фи­зических упражнений на обменные процессы растущего организма. Установлено, что гимнастические упражнения и массаж создают бла­гоприятные физиологические условия для улучшения и восстановления обменных процессов благодаря улучшению крово- и лимфоснабжения мышц. Физические упражнения, адекватные возможностям больного ребенка, способствуют полноценному окислению продуктов метабо­лизма в энергетических циклах и уменьшению метаболического ацидо­за.

Как показали наши исследования [Фонарев М. И., 1971; Фона­рев М. И., Николаева Е. Н., 1976], умеренная физическая нагрузка приво­дит к преимущественному сгоранию жиров и уменьшению пируватов в мышцах животных при экспериментальном рахите. Это может быть объяснено тем, что остатки жировой молекулы вводятся в цикл Креб­са на уровне янтарной кислоты, минуя блокированный пируватдегидрогеназный комплекс. В рамках комплексной терапии физические упражнения способствуют восстановлению нарушенной энергетики мышечного сокращения, приводят к улучшению и нормализации мы­шечного тонуса. Неоспорима роль средств лечебной физкультуры в восстановлении двигательной сферы больного ребенка и устранении психомоторных нарушений. Хорошо теоретически и практически обо­сновано применение лечебной физкультуры при коррекции деформа­ций скелета у ребят с рахитической патологией.

Таким образом, средства лечебной физкультуры при рахите могут быть использованы для решения большинства лечебных задач во всех периодах заболевания. Из них главными следует считать: улучшение и нормализацию обменных процессов, предупреждение деформаций опорно-двигательно аппарата и коррекцию возникших деформаций, улучшение и нормализацию функции дыхания, улучшение и нормали­зацию функции других пораженных органов и систем (сердечно-сосудистой, пищеварения, кроветворения), улучшение и нормализацию дея­тельности нервной системы, предупреждение отклонений психомотор­ного развития, улучшение и нормализацию психомоторного развития (при отклонениях), повышение неспецифической сопротивляемости ор­ганизма ребенка.

Лечебная физическая культура (ЛФК) в периоде разгара проводится в форме ин­дивидуальных занятий длительностью 10—12 мин с использованием приемов поглаживающего массажа туловища и конечностей, пас­сивных гимнастических упражнений в медленном темпе в пределах фи­зиологической амплитуды движений сустава (избегать переразгибания). При сохранении безусловных двигательных реакций применяют­ся рефлекторные упражнения, а при попытках к самостоятельным движениям — и активные, выполняемые с помощью и из облегчающих исходных положений. Исходные положения для массажа и гимнастиче­ских упражнений лежа — на спине, на животе, на боку. Статические на­грузки полностью исключены.

В периоде реконвалесценции в связи с улучшением состояния ребен­ка под влиянием комплексной терапии (исчезновение повышенной бо­левой чувствительности кожи и общего беспокойства, свойственных ребятам в периоде разгара) возможны значительное увеличение объема применяемых средств и углубление их лечебного действия. Так, улуч­шение обменных процессов может быть обеспечено с помощью всех приемов массажа, в том числе растираний и разминаний, которые ре­зко улучшают лимфо-и кровоснабжение массируемых областей. Уве­личивается возможность влияния на кровоснабжение и обмен веществ, в том числе и компенсаторного действия физических упражнений за счет их возрастающей дозировки.

К задачам лечебной физкультуры в этом периоде присоединяются задачи исправления возникших ранее деформаций опорно-двигатель­ного аппарата, а также восстановления утраченных и развития задер­жанных двигательных навыков, уменьшения и ликвидации мышечной гипотонии.

Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся индивидуально дли­тельностью 12—15 мин 2 — 3 раза в день с использованием всех при­емов массажа (поглаживание, растирание, разминание, вибрация), в первую очередь для наиболее пораженных мышц (спина, брюшной пресс, ягодичная область). Гимнастические упражнения назначаются в соответствии с имеющимися у ребенка двигательными навыками Для развития задержанных движений — массаж соответствующих мы­шечных групп, пассивные упражнения и стимуляция. Вводятся упраж­нения для коррекции возникших ранее деформаций. Например, для коррекции грудного кифоза-упражнения с приподниманием головы и плеч из исходного положения лежа на животе или лежа на животе с валиком под грудной клеткой. Для коррекции деформаций грудной клетки из-за образования гаррисоновой борозды и развертывания нижней апертуры грудной клетки применяются различные упражнения для мышц брюшного пресса: приподнимание и удерживание ног из положения лежа на спине, приподнимание головы и плеч из положе­ния на спине, повороты со спины на бок и на живот и т. п.

В периоде остаточных явлений ведущими задачами лечебной физ­культуры становятся нормализация функции органов и систем, пора­женных при рахите, восстановление и нормализация психомоторного развития, коррекция (в возможных пределах) имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата, нормализация общей неспецифиче­ской реактивности. Решению этих задач способствует широкое исполь­зование всех средств лечебной физкультуры, соответствующих физиоло­гическому возрасту ребенка, т. е. уровню его развития. К ним относятся общеразвивающие физические упражнения из всех исходных положений, упражнения в развитии основных движений — лазания, ходьбы, бега, прыжков, бросания. Особую роль играют упражнения в элементах движений и целостных двигательных навыках, задер­жанных в развитии. Подготовка двигательного аппарата к этим упражнениям заключается в избирательном массаже пораженных мышц, упражнениях с помощью и из облегчающих исходных положе­ний. Стимуляции движений способствуют игровая методика выполне­ния упражнений, использование игрушек, ярких пособий, а также включение подвижных игр, соответствующих возрасту. Специальные корригирующие упражнения включаются, учитывая характер имею­щихся деформаций. Действие этих упражнений может быть усилено массажными приемами.

Лечебная физическая культура (ЛФК) в периоде остаточных явлений про­водится во всех формах, возможных по условиям больницы и возрасту ребят. Начиная со 2-го года жизни в режим дня включается утренняя гимнастика. Во всех возрастных группах проводятся специальные за­нятия лечебной физической культурой (ЛФК), длительность которых может быть уве­личена до 18 — 20 мин. Весьма эффективны для успешного решения специальных задач коррекции и ликвидации отставания в развитии ин­дивидуальные назначения по лечебной физической культуре, выполняемые ро­дителями или дежурным медицинским персоналом под руководством инструктора. В содержание таких назначений включаются активные упражнения по развитию отстающих двигательных навыков, например стимуляция ползания, исходные положения, способствующие коррек­ции, и другие простейшие приемы лечебного воздействия, не требую­щие сложной техники.

Приводим схему применения средств лечебной физкультуры при рахите (табл. 15).

Лечебная физкультура при рахите


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.