Лечебная физкультура при рахите
Рубрика: При заболеваниях внутренних органов у детейЛечебная физкультура при рахите является важнейшим средством патогенетической терапии в связи с активным влиянием физических упражнений на обменные процессы растущего организма. Установлено, что гимнастические упражнения и массаж создают благоприятные физиологические условия для улучшения и восстановления обменных процессов благодаря улучшению крово- и лимфоснабжения мышц. Физические упражнения, адекватные возможностям больного ребенка, способствуют полноценному окислению продуктов метаболизма в энергетических циклах и уменьшению метаболического ацидоза.
Как показали наши исследования [Фонарев М. И., 1971; Фонарев М. И., Николаева Е. Н., 1976], умеренная физическая нагрузка приводит к преимущественному сгоранию жиров и уменьшению пируватов в мышцах животных при экспериментальном рахите. Это может быть объяснено тем, что остатки жировой молекулы вводятся в цикл Кребса на уровне янтарной кислоты, минуя блокированный пируватдегидрогеназный комплекс. В рамках комплексной терапии физические упражнения способствуют восстановлению нарушенной энергетики мышечного сокращения, приводят к улучшению и нормализации мышечного тонуса. Неоспорима роль средств лечебной физкультуры в восстановлении двигательной сферы больного ребенка и устранении психомоторных нарушений. Хорошо теоретически и практически обосновано применение лечебной физкультуры при коррекции деформаций скелета у ребят с рахитической патологией.
Таким образом, средства лечебной физкультуры при рахите могут быть использованы для решения большинства лечебных задач во всех периодах заболевания. Из них главными следует считать: улучшение и нормализацию обменных процессов, предупреждение деформаций опорно-двигательно аппарата и коррекцию возникших деформаций, улучшение и нормализацию функции дыхания, улучшение и нормализацию функции других пораженных органов и систем (сердечно-сосудистой, пищеварения, кроветворения), улучшение и нормализацию деятельности нервной системы, предупреждение отклонений психомоторного развития, улучшение и нормализацию психомоторного развития (при отклонениях), повышение неспецифической сопротивляемости организма ребенка.
Лечебная физическая культура (ЛФК) в периоде разгара проводится в форме индивидуальных занятий длительностью 10—12 мин с использованием приемов поглаживающего массажа туловища и конечностей, пассивных гимнастических упражнений в медленном темпе в пределах физиологической амплитуды движений сустава (избегать переразгибания). При сохранении безусловных двигательных реакций применяются рефлекторные упражнения, а при попытках к самостоятельным движениям — и активные, выполняемые с помощью и из облегчающих исходных положений. Исходные положения для массажа и гимнастических упражнений лежа — на спине, на животе, на боку. Статические нагрузки полностью исключены.
В периоде реконвалесценции в связи с улучшением состояния ребенка под влиянием комплексной терапии (исчезновение повышенной болевой чувствительности кожи и общего беспокойства, свойственных ребятам в периоде разгара) возможны значительное увеличение объема применяемых средств и углубление их лечебного действия. Так, улучшение обменных процессов может быть обеспечено с помощью всех приемов массажа, в том числе растираний и разминаний, которые резко улучшают лимфо-и кровоснабжение массируемых областей. Увеличивается возможность влияния на кровоснабжение и обмен веществ, в том числе и компенсаторного действия физических упражнений за счет их возрастающей дозировки.
К задачам лечебной физкультуры в этом периоде присоединяются задачи исправления возникших ранее деформаций опорно-двигательного аппарата, а также восстановления утраченных и развития задержанных двигательных навыков, уменьшения и ликвидации мышечной гипотонии.
Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся индивидуально длительностью 12—15 мин 2 — 3 раза в день с использованием всех приемов массажа (поглаживание, растирание, разминание, вибрация), в первую очередь для наиболее пораженных мышц (спина, брюшной пресс, ягодичная область). Гимнастические упражнения назначаются в соответствии с имеющимися у ребенка двигательными навыками Для развития задержанных движений — массаж соответствующих мышечных групп, пассивные упражнения и стимуляция. Вводятся упражнения для коррекции возникших ранее деформаций. Например, для коррекции грудного кифоза-упражнения с приподниманием головы и плеч из исходного положения лежа на животе или лежа на животе с валиком под грудной клеткой. Для коррекции деформаций грудной клетки из-за образования гаррисоновой борозды и развертывания нижней апертуры грудной клетки применяются различные упражнения для мышц брюшного пресса: приподнимание и удерживание ног из положения лежа на спине, приподнимание головы и плеч из положения на спине, повороты со спины на бок и на живот и т. п.
В периоде остаточных явлений ведущими задачами лечебной физкультуры становятся нормализация функции органов и систем, пораженных при рахите, восстановление и нормализация психомоторного развития, коррекция (в возможных пределах) имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата, нормализация общей неспецифической реактивности. Решению этих задач способствует широкое использование всех средств лечебной физкультуры, соответствующих физиологическому возрасту ребенка, т. е. уровню его развития. К ним относятся общеразвивающие физические упражнения из всех исходных положений, упражнения в развитии основных движений — лазания, ходьбы, бега, прыжков, бросания. Особую роль играют упражнения в элементах движений и целостных двигательных навыках, задержанных в развитии. Подготовка двигательного аппарата к этим упражнениям заключается в избирательном массаже пораженных мышц, упражнениях с помощью и из облегчающих исходных положений. Стимуляции движений способствуют игровая методика выполнения упражнений, использование игрушек, ярких пособий, а также включение подвижных игр, соответствующих возрасту. Специальные корригирующие упражнения включаются, учитывая характер имеющихся деформаций. Действие этих упражнений может быть усилено массажными приемами.
Лечебная физическая культура (ЛФК) в периоде остаточных явлений проводится во всех формах, возможных по условиям больницы и возрасту ребят. Начиная со 2-го года жизни в режим дня включается утренняя гимнастика. Во всех возрастных группах проводятся специальные занятия лечебной физической культурой (ЛФК), длительность которых может быть увеличена до 18 — 20 мин. Весьма эффективны для успешного решения специальных задач коррекции и ликвидации отставания в развитии индивидуальные назначения по лечебной физической культуре, выполняемые родителями или дежурным медицинским персоналом под руководством инструктора. В содержание таких назначений включаются активные упражнения по развитию отстающих двигательных навыков, например стимуляция ползания, исходные положения, способствующие коррекции, и другие простейшие приемы лечебного воздействия, не требующие сложной техники.
Приводим схему применения средств лечебной физкультуры при рахите (табл. 15).