Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при черепно-мозговой травме

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Ее применение может начаться еще в условиях реанимационного отделения. Задачи лечебной физкуль­туры — активизация жизненно важных функций организма, в первую очередь дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности, нормализа­ция двигательных и вегетативных функций, повышение устойчивости вестибулярного аппарата, защитных сил организма ребенка.

Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся в условиях строгого постельного режима. Пассивные и активные движения выполняются вначале только в дистальных отделах конечностей, в медленном тем­пе, с небольшим числом повторений. Движения головы исключаются. По мере адаптации больного к этим упражнениям включаются движе­ния в более крупных суставах конечностей, в сочетании с дыханием и медленными движениями головы. Если головные боли и головокру­жения выражены нерезко, количество применяемых упражнений посте­пенно увеличивается, в занятия включаются выполняемые с помощью методиста повороты на бок.

При удовлетворительной адаптации больного к движениям и улучшении общего состояния начинается подготовка к расширению режима. Осуществляется медленный перевод больного в положение сидя на койке со спущенными ногами. В этом исходном положении выполняются простейшие упражнения для рук, затем повороты го­ловы и. туловища. Через 2 — 3 дня после этого ребенка можно поднять на ноги, включить простейшие упражнения в положении стоя, затем ходьбу в палате.

Показателем для дальнейшего расширения двигательного режима является адаптация больных к тем или иным движениям. Когда пациент осваивает самостоятельное передвижение по палате, его переводят на палатный режим. В занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) используются общеразвивающие упражнения и упражнения в тренировке вестибуляр­ного аппарата. Выполняются наклоны и повороты головы и тулови­ща, ходьба с замедлением и ускорением, упражнения на равновесие, игры и др. Расширение двигательного режима после ушиба головного мозга осуществляется более постепенно, чем после сотрясения. Снача­ла занятия проводят с использованием описанных методических при­емов. Позднее используют пассивные и активные упражнения, способ­ствующие восстановлению нарушенных двигательных функций.

При открытой травме черепа с повреждением вещества мозга вна­чале используют дыхательные упражнения и пассивные движения. Постепенно присоединяются упражнения общеразвивающие, минималь­ной интенсивности. При нарушении двигательных функций в ходе занятия стимулируются их восстановление и компенсация.

В течение 1-го месяца пациент обычно находится на постельном режиме. В занятия включаются активные движения конечностей, функ­ции которых не нарушены, и импульсы к сокращению мышц, где имеются явления паралича. В дальнейшем, с улучшением состояния, больного последовательно переводят на палатный и общий режим. Усложняются специальные упражнения для паретичных мышц: движе­ния из облегченных исходных положений, выполняемые с помощью, активные движения без помощи с постепенным их усложнением.

Если в результате поражения головного мозга развивается геми­парез с преобладанием тонуса мышц сгибателей руки, разгибателей голени и сгибателей стопы, внимание в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) направлено на нормализацию соотношения тонуса мышц-антагонистов. Используются специальные упражнения, способствующие рас­слаблению напряженных мышц и укреплению ослабленных. Задания, которые могли бы способствовать усилению сгибательной группы мышц на руке и усугубляли бы порочную позу больного ребенка, исключаются. Занятия сочетаются с элементами точечного и избирательного масса­жа, с лечением положением.

В дальнейшем, по мере улучшения функции пораженных конечно­стей, когда ребенок может выполнять активно все движения и сохра­няются лишь нарушения координации (замедленность, неловкость дви­жений), могут быть использованы специальные упражнения с предме­тами и без предметов, способствующие улучшению точности движе­ний.

На всех этапах лечения важное место занимает обучение ребенка правильной ходьбе. Обращается внимание на равномерность шага, правильность переноса и постановки пораженной ноги. Применяется ходьба по следовой дорожке, даются специальные задания; корректи­руется осанка, улучшается общая координация движений.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.