Лечебная физкультура при черепно-мозговой травме
Рубрика: При заболеваниях нервной системыЕе применение может начаться еще в условиях реанимационного отделения. Задачи лечебной физкультуры — активизация жизненно важных функций организма, в первую очередь дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности, нормализация двигательных и вегетативных функций, повышение устойчивости вестибулярного аппарата, защитных сил организма ребенка.
Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся в условиях строгого постельного режима. Пассивные и активные движения выполняются вначале только в дистальных отделах конечностей, в медленном темпе, с небольшим числом повторений. Движения головы исключаются. По мере адаптации больного к этим упражнениям включаются движения в более крупных суставах конечностей, в сочетании с дыханием и медленными движениями головы. Если головные боли и головокружения выражены нерезко, количество применяемых упражнений постепенно увеличивается, в занятия включаются выполняемые с помощью методиста повороты на бок.
При удовлетворительной адаптации больного к движениям и улучшении общего состояния начинается подготовка к расширению режима. Осуществляется медленный перевод больного в положение сидя на койке со спущенными ногами. В этом исходном положении выполняются простейшие упражнения для рук, затем повороты головы и. туловища. Через 2 — 3 дня после этого ребенка можно поднять на ноги, включить простейшие упражнения в положении стоя, затем ходьбу в палате.
Показателем для дальнейшего расширения двигательного режима является адаптация больных к тем или иным движениям. Когда пациент осваивает самостоятельное передвижение по палате, его переводят на палатный режим. В занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) используются общеразвивающие упражнения и упражнения в тренировке вестибулярного аппарата. Выполняются наклоны и повороты головы и туловища, ходьба с замедлением и ускорением, упражнения на равновесие, игры и др. Расширение двигательного режима после ушиба головного мозга осуществляется более постепенно, чем после сотрясения. Сначала занятия проводят с использованием описанных методических приемов. Позднее используют пассивные и активные упражнения, способствующие восстановлению нарушенных двигательных функций.
При открытой травме черепа с повреждением вещества мозга вначале используют дыхательные упражнения и пассивные движения. Постепенно присоединяются упражнения общеразвивающие, минимальной интенсивности. При нарушении двигательных функций в ходе занятия стимулируются их восстановление и компенсация.
В течение 1-го месяца пациент обычно находится на постельном режиме. В занятия включаются активные движения конечностей, функции которых не нарушены, и импульсы к сокращению мышц, где имеются явления паралича. В дальнейшем, с улучшением состояния, больного последовательно переводят на палатный и общий режим. Усложняются специальные упражнения для паретичных мышц: движения из облегченных исходных положений, выполняемые с помощью, активные движения без помощи с постепенным их усложнением.
Если в результате поражения головного мозга развивается гемипарез с преобладанием тонуса мышц сгибателей руки, разгибателей голени и сгибателей стопы, внимание в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) направлено на нормализацию соотношения тонуса мышц-антагонистов. Используются специальные упражнения, способствующие расслаблению напряженных мышц и укреплению ослабленных. Задания, которые могли бы способствовать усилению сгибательной группы мышц на руке и усугубляли бы порочную позу больного ребенка, исключаются. Занятия сочетаются с элементами точечного и избирательного массажа, с лечением положением.
В дальнейшем, по мере улучшения функции пораженных конечностей, когда ребенок может выполнять активно все движения и сохраняются лишь нарушения координации (замедленность, неловкость движений), могут быть использованы специальные упражнения с предметами и без предметов, способствующие улучшению точности движений.
На всех этапах лечения важное место занимает обучение ребенка правильной ходьбе. Обращается внимание на равномерность шага, правильность переноса и постановки пораженной ноги. Применяется ходьба по следовой дорожке, даются специальные задания; корректируется осанка, улучшается общая координация движений.