Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при энцефалите

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Лечебная физкультура при всех формах энцефалита назна­чается после нормализации температуры.

Основные задачи лечебной физкультуры в остром периоде: повы­шение сопротивляемости организма, нормализация дыхательной и двигательной функций с учетом имеющихся нарушений в зависимо­сти от формы заболевания, профилактика контрактур.

Средствами для решения поставленных задач являются: массаж, включающий приемы поглаживания и растирания, а также точечный массаж для стимуляции функции или расслабления мышц. Физические упражнения с охватом всех мышечных групп выполняются вначале как пассивные или активные с помощью, в чередовании с дыхательными упражнениями. Постепенно возрастает объем активных упражнений для укрепления мышц. По мере улучшения состояния больного приме­няются различные исходные положения: лежа, сидя, стоя, в ходьбе. Постепенно увеличивают расстояние, проходимое ребенком, вклю­чают подъемы и спуски по лестнице, тренируют навыки самообслужи­вания. Занятия проводят индивидуально, длительностью от 8 — 10 до 20 мин, желательно по 2 раза в день. Необходимо осторожно подхо­дить к нарастанию нагрузки, следя за тем, чтобы не было проявлений усталости.

Цель лечебной физкультуры в восстановительном периоде — вос­становление и развитие моторики с совершенствованием координации движений, тренировка прикладных навыков, нормализация деятельно­сти внутренних органов, повышение неспецифической сопротивляемо­сти и адаптации к физической нагрузке.

Средствами для решения поставленных задач являются: гимнасти­ческие упражнения с помощью, в облегчающих условиях и активно с применением снарядов и пособий (мячи, палки, обручи и т. п.), упражнения в тренировке прикладных навыков, подвижные игры, общеразвивающие упражнения. Занятия проводятся индивидуально и в малых группах (3 — 4 человека) ребят, у которых имеется одно­родный синдром двигательных расстройств, желательно по 2 раза в день; длительность 20 — 25 мин. Групповые занятия возможно прово­дить через день, доводя их длительность до 25 — 35 мин. Перед заня­тиями желательно проведение общего и избирательного массажа.

Примерное содержание занятий лечебной физической культурой (ЛФК):

1. Пассивные упражнения в расслаблении, противосодружественные, направленные на воспитание активного торможения.

2. Ак­тивные гимнастические упражнения с помощью.

3. Активные упражне­ния (маховые, качательные, встряхивания, на растяжение).

4. Упражне­ния в координации, на равновесие, на воспитание мышечного чувства, пространственных представлений, произвольного торможения гиперкинезов.

5. Малоподвижные и средней подвижности игры.

6. Обучение прикладным навыкам и навыкам самообслуживания.

При преимущественно пирамидной недостаточности используются в основном упражнения 1, 2, 3, 5, 6, при выраженном подкорковом или мозжечковом синдроме — 1, 4, 5, 6.

Движения производятся главным образом в медленном темпе с постепенно увеличивающейся амплитудой, чередуются с отдыхом и упражнениями в расслаблении.

Индивидуальные занятия хорошо проводить в ванне с теплой во­дой, добиваясь расслабления и растягивания определенных мышечных групп. При лечении грязевыми (озокеритными) аппликациями после процедуры применяются пассивные и активные с помощью упражне­ния в течение 10—15 мин. В сочетании с упражнениями в индиви­дуальных занятиях применяется лечебный классический и точечный массаж для расслабления мышц или, при необходимости, для их сти­муляции. В индивидуальные занятия может включаться дозированная ходьба с постепенным увеличением маршрута и соответствующей до­зировкой [Шухова Е. В., 1979].


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.