Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ЛФК при неврастении в первой стадии течения

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Назначение лечебной физической культуры при неврастении обусловлено, с одной стороны, патофизиологическими нарушениями в высшей нервной деятельности, а с другой — состоянием больного и клиническими проявлениями данного заболевания. Ряд невропатологов и психиатров (В. Ал Гиляровский, С. Н. Давиденков, В. К. Хорошко и др.) неоднократно указывали» на лечебно-профилактическое и гигиеническое значение- лечебной физической культуры при неврозах. Наиболее характерной чертой больных неврастенией является повышенная реактивность и быстрая утомляемость. Кроме того, при построении курса; лечебной физической культуры необходимо принимать во внимание изменения в эмоциональной сфере, расстройство сна и ряд вегетативных нарушений. Лечебную физическую культуру при неврастении следует применять дифференцированно в зависимости от формы (стадии) заболевания, учитывая общее состояние больного, основную симптоматику в различных стадиях неврастении и различную адаптацию больных к физическим нагрузкам (О. В. Каменцева).

Так, при неврастении первой стадии (гиперстении), характеризующейся ослаблением процессов, торможения и преобладанием процессов возбуждения, адаптация больных к физическим нагрузкам в значительной степени сохранена. Нарушения в эмоциональной сфере заключаются в раздражительности, несдержанности, в чувстве постоянного напряжения и беспокойства, в эмоциональной лабильности. Больные этой, группы трудно засыпают и часто просыпаются. Отмечается ряд вегетативных расстройств — потливость, головная боль при волнении, тахикардия, чаще повышение кровяного давления.

Комплексное лечение, в том числе и лечебной физической культурой, больных неврастенией этой стадии должно быть построено так, чтобы способствовать усилению процессов торможения в коре головного мозга. Для них будет очень полезна строгая регламентация режима, особенно чередование сна и бодрствования, а также чередование активных форм лечебной физической культуры с пассивным отдыхом на воздухе. Для больных этой группы различные физические упражнения в виде гимнастики, игр, прогулок, ближнего туризма, прогулок на лыжах, купания и плавания и др. являются необходимым фактором, способствующим организации поведения в коллективе, урегулированию общей реактивности, оздоровлению и укреплению всего организма.

Эти больные обычно хорошо переносят занятия утренней гигиенической и лечебной гимнастикой. В первую половину курса лечения необходимо назначать простые упражнения, не требующие напряженного внимания. В дальнейшем в занятия постепенно вводят упражнения более разнообразные и с более сложной координацией движений, постепенно требования более точного выполнения упражнений возрастают. Упражнения следует выполнять ритмично, в спокойном темпе; после относительно трудных упражнений рекомендуется включать дыхательные.

Во второй половине курса лечения вместе с возрастанием общей физической нагрузки — применение более сложных упражнений на координацию и с усилием — повышают требовательность к точности выполнения упражнений, назначают упражнения с замедлением темпа движений на внимание и равновесие. Обращают также внимание на использование приемов самомассажа. Исходные положения различные — стоя, лежа, сидя, в висе.

В течение всего курса лечения следует обращать самое серьезное внимание на эмоциональную сторону занятий. Команда инструктора должна быть спокойной», требовательной, сопровождаться короткими и четкими пояснениями, должна способствовать проявлению бодрости и хорошего настроения в процессе занятий. Следует вводить различные упражнения с мячом в игровой форме — мяч в кругу с различными способами перебрасывания, эстафетные игры с передачей мячей и других предметов, эстафетные комбинации с пробежками и др.

Помимо подвижных игр, рекомендуется использовать различные спортивные игры: крокет, кегли, городки, волейбол, теннис. В зависимости от состояния больного и его. тренированности, учитывая индивидуальную реакцию (пульс, усталость, возбудимость, поведение в коллективе) такие; игры, как волейбол и теннис, следует дозировать, допуская игру с ограничением времени (от 15 минут до 1 часа), вводить кратковременные паузы и дыхательные упражнения.

ПРИМЕРНАЯ CXEМА ПРОЦЕДУРЫ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ БОЛЬНЫХ НЕВРАСТЕНИЕЙ В ПЕРВОЙ СТАДИИ ТЕЧЕНИЯ

(для середины курса лечения)

п|п

Вид упражнения

Дозировка в минутах

Методические указания

Целевая установка

1

Построение, перестроения. Ходьба ритмированная без движения рук и с движением ими в различных комбинациях

3—4

Точно сочетать движения рук и ног соответственно команде. Темп спокойный Дисциплинировать и мобилизовать внимание и повысить настроение больных. Развитие координации движений

2

Общеукрепляющие гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными стоя, сидя с гимнастическими палками, булавами, медицинболами и др.

7

С постепенным усложнением. Средний спокойный темп

То же, с замедлением темпа

Развить согласованную реакцию основных систем на возрастающую физическую нагрузку

3

Упражнения на равновесие тела на широкой и узкой площади опоры. Упражнения на точность движений верхних конечностей. Элементы лазания с участием рук и ног. Упражнения в метании

7-8

Упражнения на равновесие чередовать с упражнениями на точность движения Способствовать развитию моторных навыков, волевых качеств и др. Общее укрепление организма

4

Игра подвижная без мяча или с мячом. Эстафетные игры с включением элементов лазания, перелеза- ния, подлезания, прыжков, и др.

10—12

С’ целью дозировки включать кратковременные паузы и дыхательные упражнения Повысить эмоциональное содержание процедуры. Влиять на поведение больных (находчивость, сообразительность), способствовать общему укреплению больных и развитию прикладных качеств

5

Построение в круг. Элементарные гимнастические упражнения в чередовании с дыхательными

3-4

Снизить общую нагрузку

Всего …

30

Из упражнений спортивно-прикладного типа, способствующих преодолению ощущений неуверенности, страха и других невротических реакций у больных, рекомендуется применять упражнения в равновесии на узкой и приподнятой площади опоры (скамейка, бревно и др.), лазание, подскоки, прыжки, а также и прыжки в воду с постепенным усложнением, плавание, упражнения в метании мячей и др. Следует подчеркнуть особую пользу лыжных прогулок в зимний период и регулярных пешеходных прогулок и ближнего туризма летом, весной и осенью. Они являются хорошим видом упражнения всего организма, оказывающим тренирующее влияние на аппарат кровообращения, дыхания и повышающим функциональную приспособляемость организма больного к различным физическим нагрузкам. Катание с гор на лыжах воспитывает и развивает уверенность, решительность и функцию вестибулярного аппарата, приучает преодолевать ощущение страха. Кроме того, ценность прогулок на лыжах для больных неврастенией в их положительном влиянии на нервно-психическую сферу, обусловленном благоприятным условием внешней среды. Активная мышечная деятельность на морозном воздухе повышает общий тонус и создает бодрое настроение. Красота сменяющихся зимних пейзажей, особенно в солнечную погоду, и тишина вызывают радостные эмоции у больных, способствуя разгрузке нервной системы от обычного вида профессиональной деятельности.

В летний, осенний и весенний период года большое лечебно-профилактическое значение имеют регулярные прогулки на воздухе в дозированной форме в различные периоды дня в зависимости от особенностей трудового режима больного.

Но особую пользу больным неврастенией приносят прогулки за городом, оказывающие влияние на нервно-психическую сферу, отвлекающие больного от «ухода в болезнь». Под влиянием прогулки на свежем воздухе продуктивность творческой работы значительно повышается. Это отмечал еще А. С. Пушкин: «Мое воображение живо работает, когда я брожу по лесу и никто мне не мешает при этом думать». Физиолог и физик прошлого столетия Гельмгольц указывал: «Наиболее удачные мысли приходили мне в голову во время медленных подъемов на лесистые вершины гор при солнечной погоде». Эти высказывания подчеркивают единство физического и психического при оценке загородных прогулок как лечебно-профилактического фактора при неврастении. О. В. Каменцева установила, что во время прогулки в 2—3 км выравниваются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга (по данным электрической чувствительности глаза) и уменьшаются сосудистые асимметрии.

Больным неврастенией, особенно в первой стадии, необходимо регулярно заниматься туризмом: в условиях санатория — ближним туризмом до 3 дней, а в период трудовой деятельности и отпусков совершать и более длительные туристические прогулки. Желательно по возможности использовать водные магистрали (реки, водохранилища, каналы, озера) для прогулок на лодках и байдарках. Полезно вспоминать выражение древнегреческого поэта Еврипида: «Моря и реки не только смывают страдания людей, но возрождают их дух, их волю, их энергию». В зависимости от интересов больного можно также рекомендовать рыбную ловлю (удочка, спиннинг и др.) и охоту, вызывающие радостные эмоции и активно влияющие на перестройку нервно-психической сферы.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.