Игра Лапта. Правила: как играть в лапту?
Рубрика: Упражнения и игры для детей«Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят.
Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка: «Своего выручай!»
Так отзывался о лапте знаменитый русский писатель А. И. Куприн.
История этой игры исчисляется веками. Мы не знаем, кто сделал первую биту, установил границы города и кона, но достоверно известно, что, например, во времена Петра I лапта была весьма популярна.
Для игры в лапту не требуется каких-то особых принадлежностей: лужайка, поляна, просто площадка во дворе вполне пригодны для игры. Круглая палка (бита) и небольшой мячик — вот и весь инвентарь.
Как же играют в лапту?
Мы, естественно, приведем только простую схему игры (а видов лапты известно несколько десятков), поэтому простора для творчества и импровизации у вас будет более чем достаточно.
Прежде всего с одной стороны площадки проводят линию кона, с другой — линию города. Пространство между ними (поле) может быть самым разным: в длину — 40,60,100 и более шагов. Все зависит от возраста и физической подготовленности играющих, возможностей вашего двора. И ширина поля — границы все же лучше обозначить — тоже не имеет принципиального значения. Конечно, чем просторней площадка, тем лучше. Но, как говорится, пусть в тесноте, да не в обиде. А обид в лапте практически не бывает. Потому что это игра веселая, поднимающая настроение.
Одна команда (водящие) размещается в поле, другая — становится за чертой города. Один из водящих тоже остается в городе для подачи мяча бьющим (метальщикам). Капитан команды метальщиков устанавливает очередность ударов по мячу.
И вот игрок берет лапту (биту) и выходит на площадку подающего. Подавальщик подбрасывает мяч, метальщик стремится отбить его лаптой как можно дальше в поле. Каждый игрок, пробежавший до конца и вернувшийся обратно в город, приносит своей команде одно очко и получает право на очередной удар. Поэтому, сделав удар, метальщик рассчитывает — бежать или не бежать?
Предположим, побежал, а водящие, схватив мяч, осалили его. В таком случае они все устремляются в город и, если их не успевают перепятнать, то становятся бьющей командой, а неудачники идут в поле водить.
Особым шиком у водящих считается поймать «свечу», то есть летящий мяч. Тут уж никаких переосаливаний быть не может — команда, поймавшая «свечу», спокойно направляется в город, а бывшие «горожане» становятся водящими.
Таким образом, в лапте идет постоянная борьба за город, за возможность стать метальщиками, но и без наращивания очков (перебежек до кона и обратно) тоже не обойтись. Играть можно и на время, и до определенного счета — кому как нравится.
Теперь о некоторых правилах, деталях, тонкостях.
Бывает, бьющий промахивается по мячу. Не страшно! Подождет более удачного удара товарища. Сам же он права на новый удар не получает до тех пор, пока не побывает на кону и не вернется в город.
Некоторые ошибочно думают, что игрок водящих, который вынужден становиться подавальщиком, может как-то вредить игрокам-метальщикам. Ничего подобного. Лапта — игра честная: плохо подал мяч — бьющий может отказаться от удара. Один раз отказался — подавальщику замечание, второй раз — предупреждение, а на третий — водящая команда штрафуется на одно очко.
Лучше всего за линией города обозначить три .площадки — очередности, подающего, пригорода. Тогда порядка в игре будет больше. Назначение каждой площадки понятно по названию. На площадке очередности ждут своей очереди на удар, па площадке подающего — никого из посторонних, только подавальщик и метальщик, ну а площадка пригорода — для неудачников, промахнувшихся по мячу, для игроков, по мячу попавших, но по той или иной причине не решившихся бежать к кону (все они ждут подходящего удара, чтобы сделать необходимую перебежку, заработать очко и получить право на удар).
Но вот удар превосходный, игрок побежал, а его и всех бросившихся к кону из пригорода возвращают назад. В чем дело? Оказывается, метальщик впопыхах прихватил с собой лапту-биту, а этого делать никак нельзя — бита должна всегда оставаться на площадке подающего.
И еще. Вовсе не обязательно, добежав до конца, стремиться сразу же вернуться в город. Тут решай в зависимости от обстановки. Мяч-то, как правило, уже в руках водящих, а они как дважды два осалят тебя. Нет, лучше передохнуть за спасительной коновой чертой и вернуться в город только после хорошего удара товарища…
Вообще-то перебежки можно производить из пригорода или с линии кона любыми способами — бежать зигзагами, падать, спасаясь от осаливания мячом, прыгать, возвращаться немного назад, потом рывком прорываться вперед и т. д. Но некоторые, например, принимают такое строгое правило: начал бежать — закончи перебежку у противоположной линии. Другие таких строгих правил: не придерживаются. Побежал из пригорода, но увидел, что дело плохо, осалят, пожалуйста, возвращайся назад и жди более подходящего момента.
Кому как нравится, как заранее договорятся — так и играют!
Есть свои тонкости и при осаливании. Как правило, игрок, поднявший мяч, редко сам пятнает противника. Гораздо надежней перебросить мяч водящему, который находится ближе всего к перебегающему поле. А если к тому же перебежка происходит от линии кона к городу, то самым надежным «пятнальщиком» становится подавальщик — ему мгновенно перебрасывают мяч, а уж он, отыгрываясь за свое вроде бы вынужденное бездействие, встречает бегущих у самой черты города. Тут они в его полной власти…
Лапта, как мы уже говорили, игра коллективная. Успех в ней зависит от слаженных действий всей команды, эгоистам в лапте удача не сопутствует. «Нужно… умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, дисциплину в команде. Нужно, наконец, добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам…»
Эти слова великого педагога А. С. Макаренко как нельзя лучше отражают суть великолепной русской игры.