Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Когда больной не хочет помогать врачам…

Рубрика: При заболеваниях сердечно-сосудистой системы

С Александром Алексеевичем все идет хорошо, он активно помогал врачам в борьбе за выздоровление.

Но совсем другая картина с Яковом Алексеевичем. Он пролежал дома два месяца, да и в больнице нахо­дится третью неделю. А никаких сдвигов нет. Ему мож­но бы и ходить, режим назначен полупостельный. Но приходится начинать все сначала. Даже движения ре­жима покоя не получаются и утомляют его. А повороты вызывают тяжесть и дурнотное состояние и их прихо­дится отменять.

Яков Алексеевич и до заболевания был малоподвиж­ным, гимнастикой не занимался даже в школе, не знал и физического труда. Теперь пролежал два с лишним месяца, не двигаясь. Надо заниматься лечебной гимна­стикой, но он не хочет этого делать. Стоит выйти из палаты, как он глубже уходит в подушки и лежит плот­но, еле дыша. Когда к нему обращаются, отвечает, не поворачивая головы, боясь пошевелиться.

Время идет, в организме растут отрицательные из­менения. Они закономерны, физиологически обоснованы и вскоре проявляются весьма наглядно. Вялость тканей, потливость, зябкость, холодные конечности, плохой сон, память, беспокойство, раздражительность, затрудненная работа желудка — после двух или трех клизм, боли в суставах, ограниченность в движениях. «Залежанный больной»!

Что же такое «залежанный больной»? Это — чело­век с тяжело ослабленным состоянием организма, у него отмечается физическое и психическое бессилие.

Чтобы победить это состояние, нужно время, боль­шие усилия всего медицинского коллектива и самого больного. Из опыта знаем, — если поставить такого больного на ноги, он рухнет как мешок. Так велики изменения в организме. Процессы атрофии, атонии, ади­намии (Атрофия — уменьшение в размере ткани вследствие наруше­ния питания из-за длительного бездействия; атония — ослабление тонуса тканей, например ослабление движения кишок; адинамия — бессилие, невозможность действия, потеря координации) развиваются, питая друг друга. Потом присо­единяется состояние анемии, апатии, астении (Анемия — малокровие; апатия — безразличие, равнодушие, астения — бессилие, физическая и психическая слабость) и пp.

Пробовали не раз сократить курс лечебной гимна­стики после длительного лежания, чтобы поднять поско­рее больного, но никогда сделать это не удавалось. И не удивительно, — бездействие засасывает как болото. Вначале лежать тепло и мягко, а затем попробует встать и… не может.

Как же быть с Яковом Алексеевичем: он и не может и не хочет заниматься? Вчера он сказал, что не гим­настикой ему заниматься, а лечиться надо. Все понят­но—необходимость гимнастики не дошла до его сознания. Придется еще ему разъяснять и, видимо, не один раз.

А он говорит, что раз гимнастика — это значит на­грузка. А если нагрузка, следовательно груз, а ему, мол, и так тяжело. Эти слова напоминают о встрече с одной женщиной… Она страдала стенокардией, ее мучали одышка, ожирение. На предложение заняться лечебной гимнастикой она иронически заметила, что она и так больна, еле ноги таскает и без гимнастики. И заторо­пилась, она опаздывала на работу. В ее представлении гимнастика была работой, нагрузкой, тренировкой. Она позволяла себе торопиться, бежать, но боялась лечебной гимнастики.

— Дорогой Яков Алексеевич! Гимнастика — школа движений человеческого тела, жизнь человеческого тела. Ее задачи просты и вместе с тем сложны:

1. Развитие и укрепление нервной системы.

2. Управление деятельностью внутренних органов: дыхания, кровообращения, пищеварения. (Разве это вам не нужно?)

3. Развитие органов чувств и скелетной мускула­туры. Вы болеете, вам назначена лечебная гимнастика. Необходимо поддержать силы организма во время бо­лезни. Повторим основное методическое положение: ле­чебная гимнастика готовит вас к деятельности, остава­ясь всегда позади нее. Ее надо повторять несколько раз в день, чтобы добиться результатов.

Придется говорить, иначе не поднять человека. Пожалуй, нужно было бы перевести его в палату, где та к хорошо занимается Александр Алексеевич… Этот наглядный пример несомненно поможет.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.