Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при переломах костей

Рубрика: В детской хирургии

В со­ответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс ле­чебной физкультуры при переломах костей конечностей у ребят разде­ляется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки последн..

I период — иммобилизации, или общетонизирующий. Он охватывает весь период иммобилизации и клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Лечебная физкультура назначается сразу, если позволяет состояние больного и отсутствуют противопоказания. Упражнения для поврежденной конечности включаются в содержание занятий не ранее того момента, когда произойдет полное высыхание гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложе­ния вытяжения. Ранние сроки назначения лечебной физкультуры объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматиче­ской болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма ребенка к иммобилизации.

На фоне решения общих задач (улучшение течения основных не­рвных процессов, нормализация эмоционального тонуса ребенка, улуч­шение деятельности внутренних органов и активизация общих об­менных процессов, а также повышение уровня неспецифической сопротивляемости) с помощью средств лечебной физкультуры в I пе­риоде решают следующие специальные задачи: а) улучшение трофики иммобилизованной конечности, ускорение консолидации перелома и предупреждение мышечной атрофии, б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизованной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компен­саций.

Необходимо также обеспечить решение задач по предупреждению отставания в физическом и психомоторном развитии ребенка, воз­можных нарушений осанки.

Большая часть общих лечебных задач решается с помощью обще­развивающих упражнений. Они подбираются в строгом соответствии с возрастом, физическим развитием и состоянием ребенка. Их осу­ществляют из всех исходных положений, которые возможны при дан­ной иммобилизации. Общеразвивающие упражнения должны охваты­вать все группы мышц. В занятия лечебной физкультурой включают упражнения дыхательные (статические и динамические), на внимание, координацию движений, в расслаблении, корригирующие. Могут быть использованы упражнения с предметами и без предметов, со снаряда­ми и без них. Обязательным является соблюдение принципа рассеян­ной мышечной нагрузки, чередования динамических упражнений, ста­тических напряжений и расслабления. В занятия необходимо включать игры малой подвижности, возможные в условиях иммобилизации.

Для решения специальных задач в периоде иммобилизации вклю­чают следующие упражнения:

1. Упражнения для симметричной конечности, они способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной.

2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах поражен­ной конечности. Они производятся сначала с помощью, а затем само­стоятельно, до появления возможности за счет мышц иммобилизован­ной конечности приподнимать ее.

3. Мысленные, так называемые идеомоторные, упражнения для иммобилизованной конечности. Во время этих упражнений ребенок должен сосредоточиться на выполнении движения, проводить их как бы изолированно для больной конечности, с охватом только одного сустава, в одной плоскости, в медленном темпе.

4. Статическое напряжение мышц иммобилизованной конечности. При этих упражнениях происходит сближение костных отломков, сти­мулируются процессы регенерации в месте перелома, активизируются кровоснабжение, трофика пораженной конечности.

5. При переломах костей бедра и голени, кроме того, используют упражнения в давлении по оси конечности: на ящик, специальную под­ставку или спинку кровати — и упражнения в опускании иммобилизо­ванной ноги ниже уровня постели. Эти упражнения обеспечивают под­готовку поврежденной конечности к осевой нагрузке и последующее восстановление опорной функции, тренировку тонуса сосудов. В даль­нейшем в занятия включают ходьбу в гипсовой повязке. При этом должна быть обеспечена равная длина конечностей за счет набоек, вы­соких каблуков и т. д. Степень опоры дозируется с помощью костылей.

6. К специальным средствам лечебной физкультуры относятся и упражнения, способствующие формированию компенсаций: укрепле­ние здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и т. д.

II период — период восстановления функции. Клинически в этом пе­риоде происходит окончательное формирование костной мозоли и мо­жет нормализоваться функция пораженной конечности. Необходимо учитывать, что конечность после иммобилизации атрофична, движения в суставах ограничены, а первичная мозоль отличается недостаточной прочностью и при неправильном лечении может быть повреждена. На­ибольшие ограничения движений наблюдаются при внутрисуставных и околосуставных переломах в пораженных суставах, а при диафизарных переломах — в суставах, расположенных ниже перелома. Ха­рактер ограничения движений зависит не только от травмы, но и от условий иммобилизации.

Лечение в периоде восстановления функции прежде всего опре­деляется специальными задачами, которые могут быть успешно вы­полнены только на фоне планомерного и углубленного решения об­щих задач.

К специальным задачам II периода относятся:

1. Нормализация трофики травмированной конечности: а) оконча­тельное формирование костной мозоли и б) ликвидация мышечной атрофии.

2. Восстановление движений в суставах пораженной конечности.

3. Восстановление и нормализация функции пораженной конечно­сти.

4. Ликвидация ненужных временных компенсаций.

5. Восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.

В занятиях лечебной физкультурой во II периоде расширяется на­бор и увеличивается дозировка общеразвивающих упражнений. Упражнения производятся из всех исходных положений с возрастаю­щим числом повторений, с сопротивлением и отягощением. Вклю­чаются корригирующие упражнения, упражнения на координацию, различные дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении. Большее место отводится подвижным играм. Уровень общей физиче­ской нагрузки в занятиях доводится до среднего.

На фоне общеразвивающих упражнений включаются специальные. Сразу же после снятия иммобилизации основным видом специальных упражнений становятся активные гимнастические для пораженной ко­нечности из облегчающих исходных положений. Такие исходные поло­жения обеспечивают движения в суставах больной конечности при ми­нимальном напряжении мышц.

Для облегчения движения используются скользкие поверхности, уменьшенное трение, упражнения в теплой воде, где не только стано­вится меньшей масса тела, но и снимается или значительно умень­шается защитное напряжение мышц. К облегчающим исходным поло­жениям относятся также и такие, при которых масса конечности помо­гает движению (сгибание коленей сидя на высоком стуле, движение в плечевом суставе при наклоне туловища вперед).

Активные упражнения следует чередовать с упражнениями в рас­слаблении, так как тонус мышц пораженной конечности, как правило, повышен, что весьма затрудняет движения, а атрофичные мышцы лег­ко утомляются, и выполнение повторных движений часто становится невозможным.

К специальным упражнениям относятся упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличе­ния амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц. По мере восстановления движений в занятия лечебной физкультурой вво­дятся активные упражнения из обычных исходных положений.

Для восстановления мышечной силы применяют упражнения с со­противлением. Оно оказывается симметричной конечностью больного или руками инструктора.

Постепенно включают упражнения с предметами в соответствии с возрастающими возможностями больного и принципом от простого к сложному. Например, при травмах верхней конечности назначают упражнения с губкой, мягким резиновым «бубликом», мячом, эспан­дером и т. д.

При переломах нижних конечностей постепенно приступают к упражнениям в ходьбе. При выполнении специальных упражнений необходимо добиваться движения в соответствующем суставе, избегая формирования нежелательных компенсаторных наслоений за счет здо­ровых суставов и содружественных движений.

Упражнения, направленные на восстановление движений в суста­вах, чередуются с упражнениями, улучшающими мышечную силу. Спе­циальные упражнения чередуются с общеразвивающими, дыхательны­ми и упражнениями в расслаблении. В занятия включаются упражне­ния на внимание, координацию, равновесие, воспитание и закрепление правильной осанки, развитие общих двигательных навыков.

У ребят даже после сложных переломов с помощью вышеописан­ной методики удается добиться достаточно быстрого восстановления функции. Однако в некоторых случаях восстановления движений не происходит и приходится прибегать к пассивным упражнениям. Пас­сивные упражнения у ребят применяют с большой осторожностью. Их назначают лишь при условии хорошей консолидации отломков и стро­гого выполнения методических приемов.

Прежде всего при выполнении пассивных упражнений следует ка­тегорически избегать болезненных ощущений. При возникновении боли теряется контакт между ребенком и инструктором, что затрудняет дальнейшую работу с больным. Болевые ощущения усиливают защит­ное рефлекторное напряжение мышц и могут привести к формирова­нию болевой контрактуры.

При включении пассивных упражнений при травмах у ребят конеч­ность больного должна быть полностью расслаблена. Инструктор фиксирует ее таким образом, чтобы усилие направлялось на сустав, а не на место перелома. Например, во время пассивного сгибания лок­тевого сустава при переломе плечевой кости фиксируют плечо ниже места перелома, при переломе предплечья — выше его. Последователь­но производятся все движения, возможные в данном суставе. Пас­сивные упражнения хорошо сочетать с массажем и тепловыми проце­дурами.

III период — период тренировки функции. В этом периоде ликвиди­руются возможные остаточные явления. Основными лечебными зада­чами в данном периоде являются полная реабилитация организма больного и достижение совершенства функции травмированной конеч­ности. Средствами лечебной физкультуры должно быть обеспечено восстановление функций всех органов и систем детского организма, в первую очередь — восстановление двигательных навыков соответ­ственно данному возрасту. В том случае, если полноценность функции не может быть обеспечена, необходимо с помощью средств лечебной физкультуры способствовать формированию наиболее выгодной по­стоянной компенсации за счет выработки нового динамического сте­реотипа движения.

В периоде тренировки функции продолжается использование об­щеразвивающих упражнений, общая физическая нагрузка в занятиях в связи с расширяющимися возможностями организма ребенка со­ответственно увеличивается. Основу методики лечебной физкультуры в данном периоде составляют прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т. д. Обязательно использование упражнений для воспитания и закрепления навыка правильной осанки, на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.

Во все периоды в занятия лечебной физкультурой включаются подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больных ребят.

При травмах у ребят раннего возраста лечебная физкультура при­меняется с учетом не только характера травмы и иммобилизации, но и возраста ребенка, степени развития его двигательных навыков. Сред­ства лечебной физкультуры ограничиваются соответственно возмож­ностям больного. Исключаются такие средства, как статическое напря­жение мышц, идеомоторные упражнения и т. д. Шире используется массаж — как общий, так и избирательный.

В комплексном лечении травм у ребят лечебную физкультуру со­четают с массажем и физиотерапией.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.