Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Осанка. Как исправить ребенку осанку

Рубрика: Родителям и детям

Если ребенок держится без излишнего напряжения, прямо и непринужденно, то говорят, что у него хорошая осанка. Слегка отведенные назад и опущенные вниз плечи, прямая постановка головы, развернутая грудная клетка, чуть прогнутая в пояснице спина и подобранный живот — производят приятное впечатление.

Напротив, согнутая спина с торчащими лопатками, понуро опущенная голова и выпячивающийся вперед живот не вяжутся с представлением о красоте.

Неправильная осанка вредно влияет на здоровье, развитие и работоспособность организма.

Как известно, соединения некоторых костей образуют полости, в которых располагаются внутренние органы. Например, соединение позвоночника, ребер и грудной кости охватывает легкие, сердце и печень, прикрывая их как бы жестким футляром и защищая от ушибов и поражений. Если кости, составляющие такой футляр, расположены правильно, то грудная клетка высока, объемиста и важнейшие органы тела получают наиболее благоприятные условия для своего развития. Наоборот, при неправильной осанке грудная клетка становится более плоской и сдавливает легкие, не давая им возможности развиваться до естественных размеров. Уже одно это обстоятельство заставляет внимательно отнестись к воспитанию у ребенка привычки правильно держаться.

Но дело не только в уменьшенном объеме груди. Согнутая или искривленная спина нарушает нормальное положение ребер, уменьшает их подвижность, отчего значительно уменьшается разница между положением их во время выдоха и вдоха. Другими словами, ребенок при этом недостатке телосложения не может при вдохе захватить большого количества воздуха, емкость легких у него оказывается значительно меньше нормальной.

Между тем, для человеческого организма дыхание имеет огромное значение. Недаром врачи, измеряя количество воздуха, захватываемого при глубоком вдохе, производимом после полного выдоха, называют его жизненной емкостью легких. Этот воздух необходим для жизни организма, и чем больше его вводится, чем больше жизненная емкость легких, тем больше шансов, что ребенок будет здоровым и сильным.

Итак, неправильная осанка вредно влияет на развитие грудной клетки, уменьшая ее объем, а тем самым и жизненную емкость легких.

Теперь понятно, почему дети, держащиеся сутуло или имеющие другие искривления позвоночника, нередко бывают слабы, малокровны, чаще заболевают туберкулезом. Чтобы предупредить эти болезни и дать детскому организму правильно развиваться, необходимо приучать ребенка держать тело прямо и непринужденно.

Очень много детей попадает в школу с укоренившейся привычкой неправильно держаться, а иногда с довольно стойкими изменениями в строении позвоночника и грудной клетки.

Если в школе плохо поставлена физическая культура, то эти недостатки нередко от сидячей работы еще более увеличиваются и ребенок вырастает кривобоким, сутулым.

Нужно иметь в виду, что исправить недостатки телосложения гораздо труднее, чем их предупредить. Дело в том, что при начальном искривлении позвоночника правильность строения отдельных позвонков не нарушается, они сохраняют свою форму. Такое искривление еще поддается исправлению. Но в дальнейшем из-за сжатия той части позвонков, которые обращены в сторону искривления, их форма начинает постепенно меняться. Позвонки растут неправильно, один бок у них становится длиннее, другой короче, и в результате получается стойкий, не поддающийся лечению недостаток телосложения.

Неправильная, уродующая ребенка осанка нередко возникает у детей по вине родителей. Встречаются еще не в меру заботливые матери, чувствующие себя спокойными только в том случае, если ребенок сидит неподвижно.

— Толик, не бегай, упадешь! Толик, оставь мячик, ты вспотел! Толик, сядь и посмотри картинки в книжке.

Каждое движение несчастного Толика сковано родительской заботой. И мальчик постепенно приобретает противоестественную для ребенка привычку проводить большую часть дня сидя. Его организм, лишенный движения, слабеет, развивается неправильно.

Хорошо еще, если родители позаботились о том, чтобы у Толика были маленькие стол и стул, соответствующие его росту. Тогда он имеет возможность хотя бы сидеть прямо. Но часто матери и отцу не приходит в голову, что мебель, рассчитанная на взрослых людей, не подходит для ребенка. Тогда малыш вынужден принимать самые неудобные позы, рисуя или рассматривая картинки за столом, над которым едва возвышается его голова. В таких случаях ребенок обычно предпочитает забраться на диван или кресло и заниматься своим делом, поджав под себя ноги и согнувшись «в три погибели».

Если нет возможности приобрести специальные детские столик и стул, родители сами смогут изготовить необходимую для ребенка мебель.

imag01Самодельный табурет или, на худой конец, прочный небольшой ящик заменяет детский стул, а широкая и гладко выструганная доска или лист толстей фанеры, положенный на пару козел, — стол. Высота стула должна быть равна длине ноги ребенка от колена до подошвы; высота стола — половине роста минус 1 см.

Особенно заботливо родители должны относиться к оборудованию рабочего места для ребенка, начавшего учиться в школе. Делая уроки за слишком высоким столом, ребенок вынужден изгибаться в сторону, чтобы удобнее было писать. Это ведет к боковому искривлению позвоночника (рис. 1). Работа за слишком низким столом способствует возникновению сутулости (рис. 2).

imag02

Рабочий стол ребенка следует поставить поближе к окну и так, чтобы свет падал на него слева, в крайнем случае спереди (рис. 3). При занятиях в зимнее время, когда рано темнеет, свет лампы должен быть затенен абажуром. Если освещение недостаточно или его источник расположен справа, то ребенку трудно разбирать буквы; он вынужден низко наклоняться над книгой, что ведет к развитию близорукости.

Очень важно вызвать в ребенке желание иметь хорошую осанку. У малышей это желание можно пробудить, прибегая к образным сравнениям и примерам.

«Как красиво идут солдаты в строю. Они не сутулятся». «Посмотри на меня. Так стоят физкультурники (стать прямо), а вот так — дряхлая старушка».

Детям постарше (начиная с пяти-шести лет) следует разъяснять, что дурная осанка ослабит их здоровье, не позволит достигнуть отличного физического развития, которое им вполне доступно, если они будут следить за собой. Полезно рассказать ребятам, что все наиболее выдающиеся спортсмены обладают отличной осанкой.

Некоторые дети и двигаются достаточно, и имеют специальную детскую мебель, и стараются держаться прямо, но все же осанка у них плохая. Стараясь выпрямиться, ребенок напрягается и выпячивает живот, у него остается сутулость или седлообразный выгиб в пояснице.

Осанка в положении стоя в значительной мере зависит от постановки ног и расположения таза. Если ноги поставлены не вертикально, а наклонно вперед, то для сохранения равновесия ребенок вынужден отклонять туловище назад. Получается неправильная и вредно влияющая на физическое формирование ребенка осанка: сутулая спина, торчащие лопатки, опущенная голова, выпяченный живот.

Другой, чаще встречающийся у девочек, недостаток осанки — седлообразная спина. Его причина коренится опять-таки в неправильном положении ног: они стоят не вертикально, а слегка наклонно назад. Удерживая равновесие, ребенок непроизвольно выпячивает живот, сильно прогибая поясничную часть позвоночника.

Эти неправильности в осанке легко исправить, если обратить на них внимание с самого начала, пока они только еще начали проявляться у ребенка. Надо предложить ему почаще проделывать такие упражнения, выполняя которые ребенок вынужден был бы принять правильную осанку.

Прекрасные результаты дают упражнения в переноске на голове мешочка, наполненного песком.

Вес мешочка для ребенка пяти-шести лет — 600 г; при меньшем весе груза упражнения не достигают своей цели.

Мешочек, давя своим весом на голову ребенка, вызывает напряжение мышц, выпрямляющих спину.

imag05Мешочек надо положить на темя ребенку так, чтобы голова была расположена совершенно прямо. Если груз кладут ближе к затылку, то голова остается наклоненной вперед; расположение мешочка ближе к лобной части вызывает запрокидывание головы назад. В обоих случаях упражнения утрачивают свой смысл. Ребенок ходит с мешочком на голове, не придерживая его руками, которые должны быть свободно опущены или поставлены на пояс (рис. 5). Приводим несколько примерных упражнений.

Взять мешочек со стола, положить себе на голову (вначале с помощью матери) и пройти кругом по комнате.

Пройти по комнате, обходя расставленные стулья, положенные на пол коробочки и т. п., не задев ни одного предмета.

Пройти, перешагивая через различные предметы, положенные на полу.

Сесть на скамейку и встать.

Пройти по черте, нанесенной палочкой на земле.

Опуститься на пол на одно колено и встать.

Стоя на расставленных в сторону ногах, наклонять туловище то вперед, то в одну и другую стороны, то назад.

Упражнения с мешочком интересны для ребенка потому, что ему приходится преодолевать известную трудность: не уронить мешочка с головы. Их следует проделывать два-три раза в день по 10—15 минут до тех пор, пока ребенок не научится принимать правильную осанку по словесному указанию родителей. В дальнейшем эти упражнения можно проводить два-три раза в неделю, придумывая новые, более сложные варианты движений (например, сесть на пол и встать, не уронив мешочка).

imag06

Упражнения с легким грузом на голове отлично укрепляют мышцы, выпрямляющие спину, и знакомят ребенка с ощущениями, возникающими при правильном держании тела. Поэтому ему легко принять правильную осанку, если мать скажет: «Выпрямись так, как будто у тебя на голове мешочек».

Детям восьми лет и старше помогает принять правильное положение тела и такое указание: «Встань прямо, наклони медленно голову и взгляни на свои ноги». Чтобы увидеть носки своих ног, которые при неправильной осанке скрыты от взора выпяченным животом, ребенок обязательно выпрямится (рис. 6). Тогда пусть он медленно поднимает голову и его осанка окажется правильной.

Стойкие недостатки осанки исправляют посредством специально подобранных так называемых корректирующих упражнений. Назначить такое упражнение может врач и опытный методист по лечебной гимнастике.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.