Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Режим дня – умение распределять свои занятия во времени

Рубрика: Родителям и детям

Режим есть суточный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Суточный режим изменяется в зависимости от возраста ребенка, времени года, дневной нагрузки в школе. Таким образом, режим охватывает всю жизнь ребенка. В нем предусматривают время утреннего пробуждения, гимнастики, умывания, приемов пищи, занятий трудом, чтением, рисованием, учением в школе, подготовкой уроков дома, часы, отводимые на игры и физические упражнения, время отхода ко сну.

Режим упорядочивает жизнь ребенка, устанавливая для каждого вида его деятельности точные часы. Дети, не приученные с ранних лет к соблюдению режима, ведущие беспорядочный образ жизни, отстают в умственном и физическом развитии, не умеют сосредоточивать внимания на выполняемом деле, бывают нервными, неуравновешенными. Такой ребенок обычно доставляет много хлопот воспитательницам детского сада и учителям в школе. Семья не дала ему правильной основы поведения, не приучила к порядку, к умению распределять свои занятия во времени.

Единство между родителями в требованиях к ребенку, как уже указывалось, — необходимое условие воспитания. Это условие часто нарушается в семье. Нередко бабушка балует внучка конфетами, колбасой, сыром, да еще учит его: «Не говори маме, что я тебя немножко попотчевала, а то ей будет неприятно». А за обедом мать удивляется, почему у Игорька плохой аппетит.

После второго завтрака, когда мать и отец на работе, бабушка укладывает Игоря на часок в постель. Иногда ребенок разоспится, но бабушке жалко его будить: «Уж очень сладко спит мальчик». Разумеется, вечером, когда приходит время ложиться спать, Игоря никак не уложат в постель. Режим снова сорван.

Еще больше несогласованности возникает иногда между требованиями, предъявляемыми к ребенку в семье и в школе или в детском саду. Вот что рассказала по этому поводу одна из учительниц:

«Нина Проскурякова — ученица второго класса — очень неровно держит себя на уроках физкультуры. Иногда ее поведение становится недопустимым. Она щиплет и толкает других девочек, выбегает из строя, громко разговаривает, не желает выполнять упражнений. На последнем уроке, после нескольких замечаний, я предложила ей уйти из зала в класс и посидеть там вместе с девочками, освобожденными от занятий гимнастикой по состоянию здоровья. Нина надула губы, стала посреди зала и так, молча, не двигаясь с места, простояла до звонка на перемену. Я сделала вид, что не замечаю ее, и продолжала вести урок.

На другой день я пошла к родителям Нины. Мы долго беседовали. Нина — единственный ребенок в семье. Отец и мать исполняют все ее желания и никогда не делают замечаний дочери.

— Она очень обидчива, — сказала мать, — на нее лучше действует ласка. Девочка и без замечаний поймет, если сделает что-нибудь плохое.

Нина ничего не делает дома: не помогает матери убирать комнату, мыть посуду. Она не умеет пришить пуговицу, заштопать чулок. Все делает мать. Нина только готовит уроки и играет во дворе. По словам родителей, ее часто обижают подруги и иногда она по два-три дня не выходит во двор.

Родители избаловали Нину; она росла эгоисткой, думавшей только об удовлетворении своих желаний. Я рассказала о нинином поведении в школе и посоветовала родителям предъявлять больше требований к девочке. Мы условились, что Нина будет помогать матери в домашнем хозяйстве и ежедневно отчитываться перед ней в своем поведении в школе и дома. Теперь Нина ведет себя лучше».

Воспитать в ребенке привычку к определенному порядку можно лишь при условии единства в требованиях. Поэтому необходимо согласовывать требование к детям не только со старшими членами семьи, но и с воспитателями, учителями-классными руководителями, если ребенок посещает детский сад или учится в школе.

Приведем примерную схему режима для ребенка 7—8 лет, посещающего школу в 1-ю смену.

Пробуждение                        7.00

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры (обтирание, душ), уборка постели, умывание . . 7.00— 7.30

Утренний завтрак                7.30— 7.50

Дорога в школу (прогулка)              7.50— 8.20

Учебные занятия в школе (уроки, завтрак на большой перемене). Внеклассная работа ….   8.20—12.30

Дорога из школы домой (прогулка)                       12.30—13.00

Свободное время, приготовление к обеду, мытье рук                13.00—13.30

Обед               13.30—14.00

Послеобеденный отдых (сон для детей 7 лет) . .  14.00—15.00

Пребывание на воздухе. Прогулка, подвижные игры, коньки, лыжи, санки               15.00—16.00

Приготовление уроков (после каждых 30—45 мин. занятий перерыв 5—10 мин.), уборка книг и рабочего места              16.00—17.30

Пребывание на воздухе                   17.30—19.00

Ужин и свободные занятия (чтение, рисование, музыка, помощь родителям и т. д.)                       19.00—20.00

Приготовление ко сну (проветривание комнаты, чистка одежды, обуви, умывание, мытье ног, приготовление постели)                 20.00—20.30

Сон                 20.30— 7.00

Примерный распорядок дня ребенка 8—9           лет, учащегося во 2—3-м классе и посещающего школу во 2-ю смену, имеет свои особенности.

Пробуждение                        7.00

Утренняя гимнастика, закаливание, процедуры (обтирание, душ), уборка постели, умывание . .   7.00— 7.30

Утренний завтрак                7.30— 7.50

Пребывание на воздухе (прогулка)                        7.50— 8.20

Приготовление уроков (после каждых 30—45 мин. занятий перерыв 5—10 мин.), уборка книг и рабочего места              8.20—10.00

Свободные занятия (чтение, музыка, рисование, помощь семье и т. д.), дополнительные домашние учебные занятия …                  10.00—11.00

Пребывание на воздухе (подвижные игры, коньки, лыжи, санки)                   11.00—12.30

Свободные занятия в помещении (помощь родителям)             12.30—13.00

Обед…            13.00-13.30

Дорога в школу (прогулка)              13.30—14.00

Учебные занятия в школе, полдник, внеклассная и общественная работа                  14.00—18.00

Дорога домой (прогулка)                 18.00—18.30

Пребывание на воздухе (подвижные игры, коньки, лыжи, санки)                   18.30—19.00

Ужин и свободные занятия (чтение, рисование, музыка, настольные игры)              19.00—20.00

Приготовление ко сну (проветривание комнаты, чистка одежды, обуви, умывание, мытье ног, приготовление постели)                 20.00—20.30

Сон                 20.30— 7.00

Режим для ребенка дошкольного возраста изменяется в связи с увеличением продолжительности сна (см. статью «Сон») и отсутствием учебных занятий (посещение школы и приготовление уроков).

В режиме дня подростка увеличивается время на подготовку уроков (до 2 часов). В выходные дни точно соблюдаются часы утреннего подъема и основные моменты режима (часы приемов пищи), увеличивается время пребывания на воздухе.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.