Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Особенности применения физкультурного оборудования

Рубрика: Упражнения и игры для детей

Важным условием активизации двигательной деятельности детей является широкое использование разнообразного физкуль­турного оборудования в группах и в зале.

Варианты использования гимнастической скамьи, шведской стенки, бревна бума, лестниц, наклонных плоскостей (доски) и т. д. достаточно разнообразны и интересны. Однако, упражня­ясь на них, ребенок всегда имеет твердую, неподвижную опору: перекладины лестницы, основание скамьи, доски, и тем самым ограничиваются возможности для формирования разнообразных двигательных умений. Легко выполняя упражнения на устойчи­вой гимнастической скамье или буме, он не решается перейти небольшую канаву по широкой качающейся доске, чувствует себя очень неуверенно на веревочной лестницей т. д.

По предложениям воспитателей и методистов был создан ряд пособий, с помощью которых можно выполнять разнообраз­ные упражнения на равновесие.

В дошкольных учреждениях Норильска для изготовления физкультурного оборудования использовались разнообразные материалы: синтетические трубы разных диаметров, отработан­ные автомобильные скаты (шины) и природный материал (не­струганые бревна, деревья). Было сконструировано несколько простых и оригинальных физкультурных пособий для упражне­ния детей в равновесии и для укрепления свода стопы и преду­преждения плоскостопия.

Наиболее интересные из этих пособий — мостик, большой об­руч, ребристые доски, качалка, кольцевая дорожка, мостик-барь­ер, плот.

Мостик состоит из двух полых винипластовых труб (диаме­тром 60 мм, длиной 3 и) на подставках (деревянных или метал­лических), имеющих полукруглые углубления, в которые укла­дываются трубы.

Для установки мостика в горизонтальном положении исполь­зуются 4 подставки одинаковой высоты (40 см). Чтобы сделать его наклонным, с одного конца каждой трубы ставятся подстав­ки меньшей высоты (25 см). Мостик разборный: подставки уби­раются, трубы свободно снимаются. Двое детей быстро и легко могут установить и разобрать его.

Упражнения на мостике интересны тем, что детям нужно вы­полнить задание, имея под ногами подвижную, малоустойчивую опору (трубы эластичные и легко прогибаются под тяжестью веса ребенка). Вот некоторые из них:

1. Ходьба приставным (прямым и боковым) шагом по одной трубе мостика.

2. Ходьба обычным шагом одновременно по обеим трубам.

3. Ходьба вдвоем, держась за руки, в одном направлении прямым шагом и боковым приставным (трубы положены на рас­стоянии 40—50 см).

4. Ходьба навстречу друг другу: а) обычным шагом по двум трубам дойти до середины, разойтись по одной трубе, уступив до­рогу товарищу, и снова по двум трубам дойти до конца; б) пря­мым или приставным боковым шагом пройти по одной трубе до противоположного конца мостика, на середине разойтись с иду­щим навстречу товарищем, не теряя равновесия и не столкнув его с места.

5. Ходьба с предметами или небольшим грузом на голове, пле­чах, в руках (мешочки с песком, коромысло и т. д.).

6. Ходьба с подлезанием в ворота, установленные над се­рединой мостика.

7. Ходьба на четвереньках, опираясь на обе трубы мостика (трубы лежат на расстоянии 20 см).

8. Прокатывание медицинского мяча головой или руками иди по мостику или передвигаясь по нему на четвереньках.

Все задания выполняются босиком.

Упражнения на мостике требуют хорошей координации дви­жений, поэтому используется это пособие в основном в работе с детьми 5—6 лет. Однако такие упражнения, как ходьба на чет­вереньках и по обеим трубам, выполняются и детьми средней группы.

Большой обруч используется для проведения упражнения на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, а также для уп­ражнения по профилактике плоскостопия. Он сделан из поли­пропиленовых труб диаметром 2 см. Диаметр обручей от 1,5′ до 2 м. С одним обручем может заниматься группа детей в 6—7 че­ловек. Упражнения с большими обручами по своему содержанию аналогичны рекомендуемым методической литературой упраж­нениям с маленькими обручами или веревкой, но использова­ние большого обруча удобнее веревки: ребенок лучше координи­рует свои движения с движениями всей группы, обруч удобнее захватывать рукой (комплекс утренней гимнастики с его исполь­зованием описан в приложении).

Для индивидуального использования обруча интересно уп­ражнение «белка в колесе». Ребенок становится па край верти­кально стоящего обруча, держась поднятыми вверх руками за Противоположный край, и боковым приставным шагом продви­гается по его окружности, соответственно перебирая руками об­руч сверху, стремясь сохранить его в вертикальном положении. Рекомендуется также пройти вдоль обруча, положенного на пол.

Сложнее выполнить эти упражнения с обручем сечением 5 см. В этом случае ребенок совсем не касается ногами пола, упражне­ние требует большой ловкости.

Для профилактики плоскостопия в детских садах Норильска с успехом используется ребристая доска, ребристое бревно.

Конструкция пособия очень проста; труба диаметром 20 см и толщиной 3—4 см разрезается вдоль по диаметру, в результате получаются два устойчиво стоящих полукруглых бруска. На них на расстоянии 2,5 см друг от друга поперек бруска наби­ваются полоски из плотной резины (ширина и высота полосок 2 см). Бревно применяется для упражнений в равновесии и для предупреждения плоскостопия с детьми всех групп.

В условиях прохладного короткого заполярного лета особен­но необходимо оборудовать участки детских учреждений посо­биями, стимулирующими движения детей. Помимо типового оборудования, рекомендуемого методической литературой, уча­стки детских садов пополняются оборудованием, сделанным из автомобильных шин и природного материала. Так, из автомо­бильных шин можно сделать мостик-барьер и кольцевую до­рожку.

Для изготовления мостика-барьера берется 6—8 скатов (в за­висимости от длины дорожки) диаметром 1,1 м. Каждый скат разрезается на 2 полукольца. Полукольца ставятся вертикально на обрезанные концы, из них по прямой линии строится узкий мостик. Для устойчивости все полукольца вкапываются на 25— 30 см в землю. Длина мостика 8—10 м, высота 40 см, ширина 25 см (по ширине ската), контур поверхности мостика волнооб­разный (рис. 12).

Мостик-барьер используется следующим образом:

1.           Ходьба прямым шагом или боковым приставным. Здесь от детей требуется умение сохранять равновесие на волнообразной поверхности.

Задание может быть усложнено перенесением предметов. Особенно нравится детям ходьба по мостику с коромыслом и ве­дерками с водой. Это упражнение проводить в условиях участка удобно и полезно: дети учатся управлять своим телом, ходить плавно, легко.

2. Бег широким шагом («с волны на волну»).

3. Использование мостика как барьера при обучении бегу с препятствием. На беговой полосе одним из барьеров является мостик: нужно на бегу запрыгнуть на него и, соскочив, бежать дальше до финиша.

В подготовительной группе дается задание перепрыгнуть мостик.

Кольцевая дорожка устраивается так: автомобильные скаты выкладываются на земле по волнистой линии. Кольца скатов плотно прилегают один к другому, линия не прерывается.

Варианты использования кольцевой дорожки следующие:

1.           Ходьба по кольцам скатов. Не теряя равновесия, дети должны пройти до конца дорожки, обходя каждый скат по ок­ружности и не пропуская ни одного.

То же задание может быть дано с каким-либо грузом или предметом на голове, вытянутых руках, плечах.

2.           Ходьба и бег «змейкой» по окружности скатов, не нару­шая направления змейки. При выполнении этого упражнения от детей требуется умение сохранять равновесие, быстро ориенти­роваться на дорожке, выбирая правильное направление дви­жения.

3. Продвижение вперед по дорожке с перепрыгиванием с од­ного края кольца на противоположный переменным шагом, не замедляя движения.

4. Продвижение по дорожке вперед, впрыгивая двумя но­гами в середину кольца ската и выпрыгивая из центра на бо­ковые края ската.

Последнее упражнение довольно сложное, его выполнение требует от детей хороших навыков в прыжках двумя ногами, зна­чительных мышечных усилий и хорошей координации движений. Выпрыгивая из круга, нужно рассчитывать движение таким образом, чтобы обязательно попасть на боковые края скатов, за­тем оттуда, не меняя положения ног, спрыгнуть в середину сле­дующего кольца и так равномерно продвигаться вперед. Инте­ресно, что упражнение это придумали сами дети, осваивая новое пособие, и хотя оно довольно трудное, именно оно пользуется у них наибольшей популярностью.

Все эти пособия используются в основном в работе с детьми 5—6 лет.

При проведении утренней гимнастики и физкультурных за­нятий на участке их эффективность значительно снижалась из-за того, что даже в жаркий день детей нельзя усаживать на зем­лю в зоне вечной мерзлоты (рис. 13). Сидя же на скатах или опираясь на них, дети могут выполнять различные упражне­ния— прогибания, упражнения с подниманием и опусканием обеих ног (см. приложение). Таким образом, благодаря исполь­зованию скатов становится возможным проведение комплексов с нагрузкой на все мышечные группы.

Пособия, сконструированные из скатов, удобны также и по­тому, что исключают возможность травм. Именно поэтому во многих детских садах Норильска разнообразные варианты ти­повых качалок заменили дешевой, простой по конструкции и со­вершенно безопасной в использовании качалкой из тех же скатов.

Устройство качалки из ската (диаметр 1,5 м) следующее: кольцо ската разрезается поперек на два неравных полукольца — для качалки берется большее полукольцо. Края скатов немного срезаются по внутренней окружности — получается уг­лубление. Полукольцо устанавливается вертикально — и качал­ка для 2—3 детей готова.

Скаты можно использовать и для организации подвижных игр, таких, как «Медвежата и охотники», «Птицы в гнездах» и др. Описание игры «Медвежата и охотники». Медвежата из бер­логи (от черты) идут па прогулку, доходят до мостика (кольце­вой дорожки), встают по двое на кольцо и, сцепившись руками, борются, стараясь столкнуть друг друга с мостика.

Между мостиком и берлогой (слева и справа) прячутся охот­ники (по 5—6 человек с каждой стороны). На сигнал воспита­теля «охотники» медвежата бегут в берлогу, а охотники цепоч­кой, сцепившись за руки, бегут им наперерез, стремясь соеди­нить две цепочки в одну и не пропустить медвежат в берлогу (устроить засаду). Более сложным вариантом может быть ок­ружение 1—2 бегущих медведей. Охотники группами в 3—4 че­ловека ловят медведя в круг.

Основные правила игры: 1) действовать по сигналу; 2) мед­вежатам стараться увернуться от окружения, но попавшись, не вырываться из окружения; 3) охотникам не ловить медвежат руками, действовать цепочкой, согласованно. Игра проводится с детьми 5—6 лет.

Игру «Птицы в гнездах» можно проводить с детьми средней и старшей группы.

Описание игры. Птенцы сидят в гнездах (скатах). Они впрыгивают внутрь ската и выпрыгивают на край. Воспитатель назна­чает еще птичек-мам и ястреба. На сигнал воспитателя «птички корм принесли» птенцы должны быстро встать на край ската (дожидаться пищи). Птички-мамы, размахивая крыльями, об­летают все гнезда, имитируя движением рук кормление птенцов, затем начинают учить их летать (бег по площадке с имитацион­ными движениями). На сигнал «ястреб» птенцы и птички долж­ны быстро вернуться в свои гнезда и спрятаться в них (присесть на корточки внутри кольца). Ястреб пятнает не успевших спря­таться и уводит их к себе. Ястребов может быть несколько.

Помимо названных игр, на скатах удобно проводить и множе­ство других, рекомендованных литературой: «Медведь и пчелы», «Перелет птиц», «Бездомный заяц» и т. д.

На участках некоторых детских садов, помимо типового обо­рудования и оборудования из скатов, оформляются интересные пособия из природного материала. Можно поместить на территории участка большой камень валун. Камень должен быть пологим, размером 1,5—2 м, с выступами, удобными для лазанья.

Из неоструганных бревен длиной 3 м можно соорудить плот, скрепив их железными скобами, на плоту укрепить вертикальное бревно с лестницей и парус. Такое устройство послужит для раз­нообразных игр детей. На многих участках установили вывезен­ные из тундры стволы сучковатых ветвистых берез и длинные сосновые бревна. Высота стволов 2,5—3 м; мелкие, непрочные ветки и листву убрали, сделав, таким образом, деревья удобны­ми и безопасными для лазанья.

В условиях вечной мерзлоты на участках детских учрежде­ний часто невозможно провести озеленение, поэтому перечис­ленный природный материал оживляет и украшает их, а для де­тей те места, где его размещают, становятся любимыми уголка­ми для игр.

Подсказывать детям варианты использования природного ма­териала не приходится. Например, возле камня поставили лод­ку, и камень стал скалой, на которой спасается потерпевшая крушение команда, или пунктом наблюдения, или целым остро­вом. Здесь дети собираются просто поговорить, побегать. Ка­мень используется и для организации подвижных игр-соревно­ваний.

Интересно проходит игра «Альпинисты».

Группа разбивается на 2 команды альпинистов. Перед ними стоит задача — скорее добраться до места стоянки (до черты) своей группы, перебравшись через горку (камень). Выигрывает команда, которая добралась до места быстрее. Помимо камня, можно включить еще как препятствие скат, веревочные лестни­цы и т. д.

Удовольствия лазить по деревьям (редкого даже в условиях средней полосы) норильские дети лишены совершенно. Поэтому установленные на участке стволы берез дети восприняли хотя и с интересом, однако не сразу сообразили, что на них можно залезть. Затем они освоили лазанье по березам. Позднее у де­ревьев дети организовывали игры в разведчиков, партизан, охот­ников, пожарников и т. д. Деревья также с успехом использова­лись при проведении подвижных игр (например, «Перелет птиц») и игр-соревнований.

Интересно обыгрывались деревья и при проведении занятия по изодеятельности на участке. Детям предлагалось разделить­ся на две равные группы. Группам давалось задание: вылепить птичку. Выполнив задание, каждый ребенок должен был за­лезть на дерево и укрепить свою птичку на ветке, сучке и т. д. Для переноса птички используется картонная коробочка на тесь­ме (она вешается на шею). Выполнив задание, ребенок переда­ет коробочку следующему из своей группы. Таким образом «оформляются» два дерева (каждая группа усаживает птичек на своем дереве).

Аналогичное задание выполняют дети, занимаясь апплика­цией (вырезают крупные листочки из зеленой бумаги). В конце занятия они осматривают преобразившиеся деревья, отмечают, какая группа лучше разместила птичек (листочки), каждый ребенок хочет найти на Дереве свою птичку (листок). Отмечается, у кого изделия получились? более красивые.

В задание можно внести и элемент соревнования: чья группа быстрее украсит дерево, разместит птичек.

С успехом используется в играх детей и другое пособие плот из грубых, неоструганных бревен. Дети играют на нем в морские путешествия. Моряки по лестнице забираются на мос­тик, смотрят в бинокль на океан, отдают команды экипажу. В ка­честве пассажиров включались в игры на плоту и девочки, по­могали морякам поднимать парус, забирались по лестнице на мачту.

Забор, окружающий участок детского сада, также можно ис­пользовать в качестве пособия при проведении комплекса гим­настики.

Навыки, полученные на физкультурных занятиях с использо­ванием типового оборудования, совершенствуются в процессе игр, самостоятельного использования естественного окружения (деревьев, бревен, камней и т. д.). Тем самым создаются условия для более разнообразного развития двигательных умений детей: ведь лазанье по деревьям, камням сложнее, чем лазанье по лест­нице, овладение этим навыком требует от ребенка находчивости, сообразительности, хороших ориентировочных реакций. Кроме того, природный материал представляет собой, как правило, не­определенные, незавершенные конструкции и в силу этого явля­ется стимулом для детского творчества.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.