Особенности применения физкультурного оборудования
Рубрика: Упражнения и игры для детейВажным условием активизации двигательной деятельности детей является широкое использование разнообразного физкультурного оборудования в группах и в зале.
Варианты использования гимнастической скамьи, шведской стенки, бревна бума, лестниц, наклонных плоскостей (доски) и т. д. достаточно разнообразны и интересны. Однако, упражняясь на них, ребенок всегда имеет твердую, неподвижную опору: перекладины лестницы, основание скамьи, доски, и тем самым ограничиваются возможности для формирования разнообразных двигательных умений. Легко выполняя упражнения на устойчивой гимнастической скамье или буме, он не решается перейти небольшую канаву по широкой качающейся доске, чувствует себя очень неуверенно на веревочной лестницей т. д.
По предложениям воспитателей и методистов был создан ряд пособий, с помощью которых можно выполнять разнообразные упражнения на равновесие.
В дошкольных учреждениях Норильска для изготовления физкультурного оборудования использовались разнообразные материалы: синтетические трубы разных диаметров, отработанные автомобильные скаты (шины) и природный материал (неструганые бревна, деревья). Было сконструировано несколько простых и оригинальных физкультурных пособий для упражнения детей в равновесии и для укрепления свода стопы и предупреждения плоскостопия.
Наиболее интересные из этих пособий — мостик, большой обруч, ребристые доски, качалка, кольцевая дорожка, мостик-барьер, плот.
Мостик состоит из двух полых винипластовых труб (диаметром 60 мм, длиной 3 и) на подставках (деревянных или металлических), имеющих полукруглые углубления, в которые укладываются трубы.
Для установки мостика в горизонтальном положении используются 4 подставки одинаковой высоты (40 см). Чтобы сделать его наклонным, с одного конца каждой трубы ставятся подставки меньшей высоты (25 см). Мостик разборный: подставки убираются, трубы свободно снимаются. Двое детей быстро и легко могут установить и разобрать его.
Упражнения на мостике интересны тем, что детям нужно выполнить задание, имея под ногами подвижную, малоустойчивую опору (трубы эластичные и легко прогибаются под тяжестью веса ребенка). Вот некоторые из них:
1. Ходьба приставным (прямым и боковым) шагом по одной трубе мостика.
2. Ходьба обычным шагом одновременно по обеим трубам.
3. Ходьба вдвоем, держась за руки, в одном направлении прямым шагом и боковым приставным (трубы положены на расстоянии 40—50 см).
4. Ходьба навстречу друг другу: а) обычным шагом по двум трубам дойти до середины, разойтись по одной трубе, уступив дорогу товарищу, и снова по двум трубам дойти до конца; б) прямым или приставным боковым шагом пройти по одной трубе до противоположного конца мостика, на середине разойтись с идущим навстречу товарищем, не теряя равновесия и не столкнув его с места.
5. Ходьба с предметами или небольшим грузом на голове, плечах, в руках (мешочки с песком, коромысло и т. д.).
6. Ходьба с подлезанием в ворота, установленные над серединой мостика.
7. Ходьба на четвереньках, опираясь на обе трубы мостика (трубы лежат на расстоянии 20 см).
8. Прокатывание медицинского мяча головой или руками иди по мостику или передвигаясь по нему на четвереньках.
Все задания выполняются босиком.
Упражнения на мостике требуют хорошей координации движений, поэтому используется это пособие в основном в работе с детьми 5—6 лет. Однако такие упражнения, как ходьба на четвереньках и по обеим трубам, выполняются и детьми средней группы.
Большой обруч используется для проведения упражнения на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, а также для упражнения по профилактике плоскостопия. Он сделан из полипропиленовых труб диаметром 2 см. Диаметр обручей от 1,5′ до 2 м. С одним обручем может заниматься группа детей в 6—7 человек. Упражнения с большими обручами по своему содержанию аналогичны рекомендуемым методической литературой упражнениям с маленькими обручами или веревкой, но использование большого обруча удобнее веревки: ребенок лучше координирует свои движения с движениями всей группы, обруч удобнее захватывать рукой (комплекс утренней гимнастики с его использованием описан в приложении).
Для индивидуального использования обруча интересно упражнение «белка в колесе». Ребенок становится па край вертикально стоящего обруча, держась поднятыми вверх руками за Противоположный край, и боковым приставным шагом продвигается по его окружности, соответственно перебирая руками обруч сверху, стремясь сохранить его в вертикальном положении. Рекомендуется также пройти вдоль обруча, положенного на пол.
Сложнее выполнить эти упражнения с обручем сечением 5 см. В этом случае ребенок совсем не касается ногами пола, упражнение требует большой ловкости.
Для профилактики плоскостопия в детских садах Норильска с успехом используется ребристая доска, ребристое бревно.
Конструкция пособия очень проста; труба диаметром 20 см и толщиной 3—4 см разрезается вдоль по диаметру, в результате получаются два устойчиво стоящих полукруглых бруска. На них на расстоянии 2,5 см друг от друга поперек бруска набиваются полоски из плотной резины (ширина и высота полосок 2 см). Бревно применяется для упражнений в равновесии и для предупреждения плоскостопия с детьми всех групп.
В условиях прохладного короткого заполярного лета особенно необходимо оборудовать участки детских учреждений пособиями, стимулирующими движения детей. Помимо типового оборудования, рекомендуемого методической литературой, участки детских садов пополняются оборудованием, сделанным из автомобильных шин и природного материала. Так, из автомобильных шин можно сделать мостик-барьер и кольцевую дорожку.
Для изготовления мостика-барьера берется 6—8 скатов (в зависимости от длины дорожки) диаметром 1,1 м. Каждый скат разрезается на 2 полукольца. Полукольца ставятся вертикально на обрезанные концы, из них по прямой линии строится узкий мостик. Для устойчивости все полукольца вкапываются на 25— 30 см в землю. Длина мостика 8—10 м, высота 40 см, ширина 25 см (по ширине ската), контур поверхности мостика волнообразный (рис. 12).
Мостик-барьер используется следующим образом:
1. Ходьба прямым шагом или боковым приставным. Здесь от детей требуется умение сохранять равновесие на волнообразной поверхности.
Задание может быть усложнено перенесением предметов. Особенно нравится детям ходьба по мостику с коромыслом и ведерками с водой. Это упражнение проводить в условиях участка удобно и полезно: дети учатся управлять своим телом, ходить плавно, легко.
2. Бег широким шагом («с волны на волну»).
3. Использование мостика как барьера при обучении бегу с препятствием. На беговой полосе одним из барьеров является мостик: нужно на бегу запрыгнуть на него и, соскочив, бежать дальше до финиша.
В подготовительной группе дается задание перепрыгнуть мостик.
Кольцевая дорожка устраивается так: автомобильные скаты выкладываются на земле по волнистой линии. Кольца скатов плотно прилегают один к другому, линия не прерывается.
Варианты использования кольцевой дорожки следующие:
1. Ходьба по кольцам скатов. Не теряя равновесия, дети должны пройти до конца дорожки, обходя каждый скат по окружности и не пропуская ни одного.
То же задание может быть дано с каким-либо грузом или предметом на голове, вытянутых руках, плечах.
2. Ходьба и бег «змейкой» по окружности скатов, не нарушая направления змейки. При выполнении этого упражнения от детей требуется умение сохранять равновесие, быстро ориентироваться на дорожке, выбирая правильное направление движения.
3. Продвижение вперед по дорожке с перепрыгиванием с одного края кольца на противоположный переменным шагом, не замедляя движения.
4. Продвижение по дорожке вперед, впрыгивая двумя ногами в середину кольца ската и выпрыгивая из центра на боковые края ската.
Последнее упражнение довольно сложное, его выполнение требует от детей хороших навыков в прыжках двумя ногами, значительных мышечных усилий и хорошей координации движений. Выпрыгивая из круга, нужно рассчитывать движение таким образом, чтобы обязательно попасть на боковые края скатов, затем оттуда, не меняя положения ног, спрыгнуть в середину следующего кольца и так равномерно продвигаться вперед. Интересно, что упражнение это придумали сами дети, осваивая новое пособие, и хотя оно довольно трудное, именно оно пользуется у них наибольшей популярностью.
Все эти пособия используются в основном в работе с детьми 5—6 лет.
При проведении утренней гимнастики и физкультурных занятий на участке их эффективность значительно снижалась из-за того, что даже в жаркий день детей нельзя усаживать на землю в зоне вечной мерзлоты (рис. 13). Сидя же на скатах или опираясь на них, дети могут выполнять различные упражнения— прогибания, упражнения с подниманием и опусканием обеих ног (см. приложение). Таким образом, благодаря использованию скатов становится возможным проведение комплексов с нагрузкой на все мышечные группы.
Пособия, сконструированные из скатов, удобны также и потому, что исключают возможность травм. Именно поэтому во многих детских садах Норильска разнообразные варианты типовых качалок заменили дешевой, простой по конструкции и совершенно безопасной в использовании качалкой из тех же скатов.
Устройство качалки из ската (диаметр 1,5 м) следующее: кольцо ската разрезается поперек на два неравных полукольца — для качалки берется большее полукольцо. Края скатов немного срезаются по внутренней окружности — получается углубление. Полукольцо устанавливается вертикально — и качалка для 2—3 детей готова.
Скаты можно использовать и для организации подвижных игр, таких, как «Медвежата и охотники», «Птицы в гнездах» и др. Описание игры «Медвежата и охотники». Медвежата из берлоги (от черты) идут па прогулку, доходят до мостика (кольцевой дорожки), встают по двое на кольцо и, сцепившись руками, борются, стараясь столкнуть друг друга с мостика.
Между мостиком и берлогой (слева и справа) прячутся охотники (по 5—6 человек с каждой стороны). На сигнал воспитателя «охотники» медвежата бегут в берлогу, а охотники цепочкой, сцепившись за руки, бегут им наперерез, стремясь соединить две цепочки в одну и не пропустить медвежат в берлогу (устроить засаду). Более сложным вариантом может быть окружение 1—2 бегущих медведей. Охотники группами в 3—4 человека ловят медведя в круг.
Основные правила игры: 1) действовать по сигналу; 2) медвежатам стараться увернуться от окружения, но попавшись, не вырываться из окружения; 3) охотникам не ловить медвежат руками, действовать цепочкой, согласованно. Игра проводится с детьми 5—6 лет.
Игру «Птицы в гнездах» можно проводить с детьми средней и старшей группы.
Описание игры. Птенцы сидят в гнездах (скатах). Они впрыгивают внутрь ската и выпрыгивают на край. Воспитатель назначает еще птичек-мам и ястреба. На сигнал воспитателя «птички корм принесли» птенцы должны быстро встать на край ската (дожидаться пищи). Птички-мамы, размахивая крыльями, облетают все гнезда, имитируя движением рук кормление птенцов, затем начинают учить их летать (бег по площадке с имитационными движениями). На сигнал «ястреб» птенцы и птички должны быстро вернуться в свои гнезда и спрятаться в них (присесть на корточки внутри кольца). Ястреб пятнает не успевших спрятаться и уводит их к себе. Ястребов может быть несколько.
Помимо названных игр, на скатах удобно проводить и множество других, рекомендованных литературой: «Медведь и пчелы», «Перелет птиц», «Бездомный заяц» и т. д.
На участках некоторых детских садов, помимо типового оборудования и оборудования из скатов, оформляются интересные пособия из природного материала. Можно поместить на территории участка большой камень валун. Камень должен быть пологим, размером 1,5—2 м, с выступами, удобными для лазанья.
Из неоструганных бревен длиной 3 м можно соорудить плот, скрепив их железными скобами, на плоту укрепить вертикальное бревно с лестницей и парус. Такое устройство послужит для разнообразных игр детей. На многих участках установили вывезенные из тундры стволы сучковатых ветвистых берез и длинные сосновые бревна. Высота стволов 2,5—3 м; мелкие, непрочные ветки и листву убрали, сделав, таким образом, деревья удобными и безопасными для лазанья.
В условиях вечной мерзлоты на участках детских учреждений часто невозможно провести озеленение, поэтому перечисленный природный материал оживляет и украшает их, а для детей те места, где его размещают, становятся любимыми уголками для игр.
Подсказывать детям варианты использования природного материала не приходится. Например, возле камня поставили лодку, и камень стал скалой, на которой спасается потерпевшая крушение команда, или пунктом наблюдения, или целым островом. Здесь дети собираются просто поговорить, побегать. Камень используется и для организации подвижных игр-соревнований.
Интересно проходит игра «Альпинисты».
Группа разбивается на 2 команды альпинистов. Перед ними стоит задача — скорее добраться до места стоянки (до черты) своей группы, перебравшись через горку (камень). Выигрывает команда, которая добралась до места быстрее. Помимо камня, можно включить еще как препятствие скат, веревочные лестницы и т. д.
Удовольствия лазить по деревьям (редкого даже в условиях средней полосы) норильские дети лишены совершенно. Поэтому установленные на участке стволы берез дети восприняли хотя и с интересом, однако не сразу сообразили, что на них можно залезть. Затем они освоили лазанье по березам. Позднее у деревьев дети организовывали игры в разведчиков, партизан, охотников, пожарников и т. д. Деревья также с успехом использовались при проведении подвижных игр (например, «Перелет птиц») и игр-соревнований.
Интересно обыгрывались деревья и при проведении занятия по изодеятельности на участке. Детям предлагалось разделиться на две равные группы. Группам давалось задание: вылепить птичку. Выполнив задание, каждый ребенок должен был залезть на дерево и укрепить свою птичку на ветке, сучке и т. д. Для переноса птички используется картонная коробочка на тесьме (она вешается на шею). Выполнив задание, ребенок передает коробочку следующему из своей группы. Таким образом «оформляются» два дерева (каждая группа усаживает птичек на своем дереве).
Аналогичное задание выполняют дети, занимаясь аппликацией (вырезают крупные листочки из зеленой бумаги). В конце занятия они осматривают преобразившиеся деревья, отмечают, какая группа лучше разместила птичек (листочки), каждый ребенок хочет найти на Дереве свою птичку (листок). Отмечается, у кого изделия получились? более красивые.
В задание можно внести и элемент соревнования: чья группа быстрее украсит дерево, разместит птичек.
С успехом используется в играх детей и другое пособие плот из грубых, неоструганных бревен. Дети играют на нем в морские путешествия. Моряки по лестнице забираются на мостик, смотрят в бинокль на океан, отдают команды экипажу. В качестве пассажиров включались в игры на плоту и девочки, помогали морякам поднимать парус, забирались по лестнице на мачту.
Забор, окружающий участок детского сада, также можно использовать в качестве пособия при проведении комплекса гимнастики.
Навыки, полученные на физкультурных занятиях с использованием типового оборудования, совершенствуются в процессе игр, самостоятельного использования естественного окружения (деревьев, бревен, камней и т. д.). Тем самым создаются условия для более разнообразного развития двигательных умений детей: ведь лазанье по деревьям, камням сложнее, чем лазанье по лестнице, овладение этим навыком требует от ребенка находчивости, сообразительности, хороших ориентировочных реакций. Кроме того, природный материал представляет собой, как правило, неопределенные, незавершенные конструкции и в силу этого является стимулом для детского творчества.