Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Правила воспитания у детей гигиенических привычек

Рубрика: Родителям и детям

Воспитание у детей гигиенических привычек протекает успешно, если родители придерживаются правил, обусловленных закономерностями образования условных рефлексов.

Первое правило заключается в том, что действие, в результате которого образуется гигиеническая привычка, должно неуклонно и систематически повторяться изо дня в день. Только при соблюдении этого условия «проторяются» в должной мере пути между нервными клетками головного мозга и в дальнейшем возбуждение нервного процесса легко идет по этим хорошо проторенным путям.

Второе правило состоит в том, что действие, обусловливающее гигиеническую привычку, должно производиться всегда в одни и те же часы. При этом в коре головного мозга возникает определенная системность в протекании тормозно-возбудительных процессов. Благодаря этому в организме ребенка создаются наилучшие условия, необходимые для выполнения гигиенических привычек. Нарушение этих привычек сопровождается нарушением деятельности центральной нервной системы.

Так, если ребенок не проделает почему-либо утренней гимнастики, то у него возникает неприятное ощущение — чего-то нехватает.

Почему возникает такое ощущение?

Потому, что клетки коры головного мозга, соответствующие определенной деятельности человека, пришли в состояние раздражения, а самой деятельности, многократно вызывавшей это раздражение, не последовало. Отсюда — ощущение неудовлетворенности.

Системность в деятельности центральной нервной системы чрезвычайно благоприятно сказывается на здоровье и развитии ребенка. Приучив его к чередованию в определенное время в течение суток, недель и месяцев сна, питания, труда, отдыха, игр и т. д., родители тем самым оберегают нервную систему ребенка от бесполезных трат нервной энергии. Благодаря этому ребенок крепко спит, лучше усваивает пищу, продуктивнее работает, успешнее учится в школе.

Третье правило требует, чтобы во время действия, в результате которого образуются гигиеническая и любые другие полезные привычки, ребенок не подвергался влиянию сильных и особенно новых, непривычных раздражителей, не имеющих никакого отношения к данной деятельности.

Надо сказать при этом, что когда ребенок, например, ест, то посторонние, но слабые раздражители, вроде негромкой радиопередачи, не имеют значения. Те пункты коры головного мозга, которые воспринимают эти раздражения, находятся в полузаторможенном состоянии, в то время как клетки коры, куда поступают запахи, вид и вкус пищи, сильно возбуждены.

Поэтому слабые безразличные для данной деятельности раздражители не оказывают на организм существенного воздействия, которое могло бы помешать его основной деятельности.

Другое дело, если посторонний раздражитель обладает большой силой (например, резкие и сильные звуки) или возбуждает к действию какой-либо безусловный рефлекс (например, новая для ребенка игрушка). Под действием такого раздражителя в пунктах коры головного мозга ребенка, не имеющих никакого отношения к выполняемой в данное время деятельности (например, к еде), появляется очаг сильного возбуждения. В результате возникает «борьба» между пунктами коры головного мозга, возбужденными излишними раздражителями, и теми клетками коры, возбуждение которых необходимо для данной деятельности. Если возбуждение от излишнего раздражения окажется сильнее, то оно вызовет раздражение в клетках, регулирующих данную деятельность. Это неблагоприятно отразится на выполняемой организмом работе, нанесет вред ребенку и не даст ему возможности продвинуться вперед в овладении ‘гигиенической привычкой. Вот почему, когда ребенок ест, нельзя показывать ему новую игрушку, разрешать читать, играть, разговаривать, отвлекать интересным рассказом и т. п. Все это может вызвать сильное возбуждение в клетках коры головного мозга, не имеющих никакого отношения к акту питания. Поэтому у ребенка будет меньше выделяться слюны и пищеварительных соков и, следовательно, пища будет хуже усваиваться организмом.

Четвертое правило заключается в том, что одновременно не следует воспитывать в ребенке несколько гигиенических привычек, требующих от него активных действий.

Нужно, чтобы в ребенке укоренилась привычка производить сначала одно активное действие и, лишь когда он станет выполнять его без всяких затруднений, переходить к воспитанию другой активной привычки. Если это правило не соблюдать, то в коре головного мозга ребенка крайне медленно образуются необходимые условные рефлексы, причем они угасают, разрушаются, не успев укорениться. Нужно помнить, что при образовании различных привычек возникают временные связи между клетками коры в различных комбинациях. При этом нервные процессы в коре головного мозга, определяющие одни условные рефлексы, сталкиваются с процессами, лежащими в основе других условных рефлексов. Вот почему, воспитывая в ребенке одновременно несколько активных привычек, родители не достигают успеха.

Помня это правило, надо иметь в виду, что оно относится лишь к таким привычкам, которые требуют от ребенка активных и относительно сложных действий. Воспитывать же такие привычки, как вовремя ложиться спать и вставать, умываться и чистить зубы, не разговаривать за едой и т. п., необходимо одновременно, а не одну вслед за другой.

Пятое правило состоит в том, что, воспитывая в ребенке гигиенические привычки, нужно организовывать воздействие среды на организм так, чтобы оно не вызывало по возможности неприятных ощущений и чувств. Например, приучая ребенка есть в определенные часы, хорошо пережевывать пищу, не отвлекаться разговорами, нужно стремиться к тому, чтобы пища была вкусно приготовлена, разнообразна, питательна, стол покрыт чистой скатертью, посуда аккуратно и красиво поставлена. Это правило следует соблюдать всегда: и тогда, когда ребенок приучается убирать постель (чисто выстиранное и выглаженное постельное белье приятно взять в руки, а грязное вызывает чувство брезгливости), и когда он впервые приступает к обтираниям тела водой по утрам (слишком холодная вода вызовет неприятные ощущения, вследствие чего ребенок с самого начала получит отвращение к водным процедурам и его будет трудно к ним приучить). Если действия, закрепляемые в гигиенические привычки, порождают неприятные ощущения и чувства, то причину надо искать прежде всего в чрезмерной силе раздражителей. Раздражители большой силы вредно отражаются на организме, нередко вызывают к действию безусловный оборонительный рефлекс, который проявляется в неприятных ощущениях.

Шестое общее и особенно важное правило требует, чтобы действия ребенка были сознательны, целеустремленны, чтобы он понимал, как и зачем нужно следовать гигиеническим правилам.

Это возможно в том случае, если родители умело ‘Воздействуют словом на вторую сигнальную систему ребенка, разъясняя ему в доступной возрасту форме назначение требуемых действий.

Беседуя с ребенком, необходимо помнить, что его вторая сигнальная система развита в значительно меньшей мере, чем у взрослого человека. Его сознание насыщено чувственными образами, воспринимаемыми и отображаемыми первой сигнальной системой, которая у детей младшего, отчасти среднего и даже старшего дошкольного возраста нередко берет верх над второй сигнальной системой. И это понятно.

Когда человек внимательно смотрит на какой-либо предмет, то в сознании одновременно возникают чувственный образ этого предмета (действует первая сигнальная система) и его название, т. е. отображение предмета в слове-понятии (действует вторая сигнальная система). Чувственный образ единичен и конкретен. Например, глядя на лампу, человек видит именно эту, конкретную, единственную, стоящую, положим, на столе лампу. Отображение предмета в слове-понятии, напротив, есть обобщение: словом «лампа» называется не только эта, находящаяся перед глазами лампа, но в нем отображены свойства миллионов ламп, которые светили людям сотни лет назад и светят в настоящее время на всех широтах земного шара.

Чтобы уяснить себе даже такие простые понятия, как лампа, ребенок должен рассмотреть несколько ламп, различных по форме, назначению, силе света. Только тогда у него возникнет понимание слова лампа как обобщение многих ламп.

Если родители посвящают время беседам, рассматриванию и объяснению картинок и т. п., то запас слов у ребенка обогащается очень быстро. В трехлетнем возрасте он знает и произносит около 800 слов, в четыре года его словарь включает уже 1900 слов, в пять лет — около 2500 слов, в шесть лет — 3500 слов. Но умение произносить слова и даже грамматически правильно соединять их в своей речи еще не свидетельствует о ясном понимании всего произносимого. Понимание смысла слов у ребят отстает от умения их произносить. Это происходит потому, что понимание смысла нового слова возникает лишь тогда, когда в коре головного мозга замкнутся соответствующие нервные связи, т. е. выработаются условные рефлексы, соединившие определенные клетки коры головного мозга. Умение произнести слово и понимание его смысла, так же как и понимание того, что нельзя дотрагиваться до кипящего чайника, имеют своей физиологической основой условные рефлексы.

Беседуя с ребенком дошкольного возраста (отчасти и младшего школьного), надо насыщать речь образными словами, сравнениями, показывать картинки, давать ему в руки предметы, обозначаемые этими словами. Тогда в коре головного мозга ребенка установятся именно те комбинации нервных связей между второй и первой сигнальными системами, которые дадут ему возможность правильно уяснить смысл слов.

Воспитывая гигиенические привычки, также следует пользоваться образами, доступными пониманию ребенка, словами и сравнениями. Иногда в связи с воспитываемой привычкой полезно рассказать ребенку какой-либо факт, который возбудил бы у него интерес и вызвал стремление к подражанию. Выше, в статье «Труд и физическое воспитание», упоминается о действии рассказа на сознание ребенка: мальчик, лежа в постели, вспомнил о том, как солдат Кравцов, о котором ему рассказывал отец, не сложил гимнастерку и брюки перед отходом ко сну, и это напомнило ребенку, что и он забыл аккуратно сложить свою одежду.

Однако не следует по каждому поводу рассказывать детям поучительные истории, так как в этом случае они перестанут вызывать интерес и утратят свое воспитательное значение.

Воспитание гигиенических привычек, как и воспитание вообще, немыслимо, если родители не постоянны в своих требованиях к ребенку. Нужно, чтобы в этом вопросе была полная согласованность действий между взрослыми членами семьи. Нередко отец требует от ребенка одного, мать — другого, а бабушка — третьего. В таких условиях нельзя правильно воспитать ребенка. Каждое требование, предъявляемое к ребенку, должно быть согласовано между родителями.

Систематичность в требованиях, настойчивость в их реализации имеют особенно важное значение в воспитании ребенка.

Плохие результаты семейного воспитания нередко объясняются тем, что родители не умеют достаточно твердо и последовательно добиваться выполнения своих распоряжений.

Приучая ребенка к порядку, дисциплине, воспитывая в нем гигиенические привычки, добиваясь безоговорочного выполнения каждого распоряжения, надо в то же время уважать его, вникать в его мысли и чувства, уяснять себе причины его поступков.

Например, в одной семье мать никак не могла приучить своего шестилетнего сына благодарить ее после обеда. Изо дня в день, когда ребенок оканчивал есть, она говорила ему: «Скажи маме спасибо». Мальчик ни за что не хотел произносить этого слова. Он не понимал, почему следует поблагодарить мать: «Обедали вместе, и она ела, и я ел; за что же говорить спасибо?» — думал он. Выведенная из терпения мать стала наказывать сына. Но эта мера еще более укрепила упрямство ребенка.

На даче семья жила вместе с бабушкой и тетей, приехавшими погостить. Все, встав из-за обеденного стола, благодарили бабушку, как старшего члена семьи. Мальчик видел это, но упорно молчал, несмотря на ежедневные замечания и требования матери.

Тетя поговорила с ребенком наедине: «Почему ты не благодаришь бабушку, — спросила она, — разве ты ее не любишь? Смотри, она такая старенькая и готовит обед, в то время как мы гуляем и купаемся, а ты не хочешь сказать ей спасибо». Ребенок понял свою ошибку, но ему было обидно в этом признаться. Тетя сообразила, что происходит в душе мальчика, и сказала: «Сегодня после обеда подойди к бабушке и скажи ей спасибо на ухо так, чтобы никто не слышал». С этого дня ребенок стал благодарить бабушку, как его научили, а через несколько дней, вставая из-за стола, громко сказал: «Спасибо, бабушка».

Надо видеть в ребенке человека с его мыслями, чувствами, переживаниями, надо внимательно изучать его характер, искать причины его действий. Только при этом условии родители достигнут успеха в воспитании.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.