Лечебная физкультура при сахарном диабете
Рубрика: При заболеваниях внутренних органов у детейИспользование в комплексной терапии способствует более быстрой нормализации обмена веществ, что связано как со стимулирующим, так и с трофическим действием физических упражнений. Под влиянием последних увеличивается потребление мышцами глюкозы, жирных кислот и кетоновых тел, что уменьшает содержание этих веществ в крови. При кратковременной работе потребление углеводов мышцами невелико и не сопровождается уменьшением уровня глюкозы в крови. При длительной мышечной работе умеренной интенсивности уровень глюкозы снижается. Дозированная мышечная работа во время занятий 30-минутной длительности приводила к снижению уровня сахара в крови.
Сахарная нагрузка в сочетании с физической приводит к меньшему (почти в 2 раза) повышению уровня сахара по сравнению с таковой без мышечной работы. По данным Ричардсона, Б. Г. Бажанова, физические упражнения способствуют усилению действия инсулина в цикле Кребса. При введении инсулина на фоне дозированной мышечной нагрузки снижение уровня сахара в крови более выражено, чем в покое. Таким образом, можно считать установленным, что физические упражнения способствуют нормализации окислительно-восстановительных процессов при сахарном диабете в рамках комплексной терапии, усилению компенсаторной перестройки обмена веществ, а также препятствуют патологическим последствиям такой перестройки в виде накопления кетоновых тел. Под влиянием физических упражнений улучшается способность организма больного усваивать глюкозу, прежде всего мышечной тканью. Важной стороной действия средств лечебной физкультуры является повышение устойчивости организма больного к приему углеводов и, следовательно, уменьшение опасности возникновения диабетической комы. Нормализующее действие физических упражнений проявляется при сахарном диабете по отношению не только к углеводному, но и к остальным видам обмена. Так, при систематическом применении лечебной физической культуры уменьшается патологическое отложение жира. У ребят, находящихся в состоянии продолжающегося роста и развития, применение лечебной физкультуры необходимо и как средство нормализации энергозатрат — важного условия реализации энергетического правила скелетной мускулатуры.
Задачи лечебной физкультуры при сахарном диабете решаются в рамках рациональной комплексной терапии и сводятся к компенсации относительной инсулиновой недостаточности, повышению устойчивости организма к углеводам, улучшению и нормализации обменных процессов в целом. Особенно важно использование средств лечебной физкультуры для восстановления адаптации детского организма к физическим нагрузкам возрастающей интенсивности, для восстановления двигательных навыков и нормализации моторики ребенка, а также для повышения уровня неспецифической сопротивляемости и нормализации реактивности.
В методике лечебной физкультуры при сахарном диабете учитывается физиологическое и биохимическое действие физических упражнений различной интенсивности. Так, мышечные упражнения большой интенсивности, при выполнении которых образуется значительный кислородный долг, стимулируют анаэробные энергетические процессы (гликолиз, распад гликогена) и приводят к накоплению молочной кислоты и метаболическому ацидозу, не влияя на уровень сахара в крови. Наоборот, мышечная нагрузка умеренной интенсивности, достигаемая физическими упражнениями для средних и крупных мышц с ограниченным числом повторений, в медленном и среднем темпе, в чередовании с динамическими дыхательными упражнениями, способствует потреблению глюкозы из крови и ее полному сгоранию в мышцах, уменьшая содержание сахара в крови. Таким образом, при сахарном диабете в лечебной физической культуре используются гимнастические упражнения в сочетании с дыхательными, а также подвижные игры при умеренном (среднем) уровне физической нагрузки. Занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении. Конкретный подбор упражнений устанавливается двигательным режимом больных, в свою очередь назначаемым на основе оценки общего состояния, клинической картины, выраженности инсулиновой недостаточности. На постельном режиме лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в форме индивидуальных занятий длительностью до 15 мин с использованием простых по выполнению гимнастических упражнений для малых и средних мышечных групп. Исходные положения лежа и сидя, темп — медленный. Допустимо включение упражнений для крупных мышц с приемами облегчения или помощью инструктора. В этом периоде применяются как статические, так и динамические дыхательные упражнения. Возможно применение игр малой подвижности. Физическая нагрузка ниже средней интенсивности.
По мере улучшения состояния больного ребенка и снижения уровня сахара в крови двигательный режим расширяется до палатного. Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся после легкого завтрака, примерно через час после введения инсулина. Кроме того, лечебная физическая культура (ЛФК) назначается также в форме самостоятельно выполняемых упражнений и элементов лечебной физкультуры в режиме дня в виде спокойных прогулок на свежем воздухе и игр малой и средней подвижности в периоды бодрствования. Специальные занятия длительностью до 25 мин включают упражнения для всех мышечных групп из любых исходных положений, но для крупных мышц по-прежнему используют приемы облегчения. Темп выполнения упражнений — медленный и средний. С общеразвивающими упражнениями чередуются дыхательные и в расслаблении, увеличиваются паузы, так что общая моторная плотность занятия не выше 60 %. При введении подвижных игр исключают интенсивные нагрузки (роль водящего в игре и т. п). Медленное, постепенное возрастание физических нагрузок во время занятий позволяет повысить адаптацию к ним.
При дальнейшем улучшении функциональных и клинических показателей ребенка переводят на общий режим. Лечебная физическая культура (ЛФК), проводимая во всех формах, должна подготовить ребенка к нагрузкам в объеме домашнего и школьного режимов, а также обеспечить полноценное решение всех лечебных задач. Это достигается увеличением длительности занятий лечебной физической культурой (ЛФК) до 30 — 40 мин и доведением их плотности до обычного уровня, введением в содержание занятий физических упражнений общеразвивающего характера для всех мышечных групп, увеличением числа повторений, включением отягощения и сопротивления, различных исходных положений и т. д. Однако уровень физической нагрузки не должен превышать средний, что обеспечивается тщательным контролем за ответной реакцией на занятия. При субъективных и объективных признаках утомления, мышечных болях, потливости, неприятных ощущениях в области сердца нагрузка снижается, уменьшается число повторений упражнений, увеличивается число дыхательных и упражнений в расслаблении. Лучшей переносимости нагрузок способствуют прикладные упражнения циклического характера, выполняемые на хорошем эмоциональном фоне, подвижные игры, упражнения в координации и равновесии, для воспитания и закрепления правильной осанки и др.
При компенсированном сахарном диабете, характеризующемся отсутствием клинических проявлений заболевания, нормальным содержанием глюкозы в крови в течение суток и нормализацией липидного, белкового и водно-минерального обмена, ребята находятся на диспансерном учете под наблюдением эндокринолога. Им разрешаются занятия физической культурой в специальной медицинской группе либо в амбулаторно-поликлинических условиях. Задача таких занятий — способствовать стойкой компенсации процесса и поддержанию достигнутого уровня адаптации к физическим нагрузкам.