Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при сколиозе

Рубрика: В детской хирургии

Лечебная физкультура — важнейшее средство комплексной терапии сколиотической болезни. Она обеспечивает решение следую­щих существенных задач.

1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела. Развитие и постепенное увеличение си­ловой выносливости мышц туловища, укрепление мышечного корсета.

2. Стабилизация сколиотического процесса, а на ранних его ста­диях — исправление в возможных пределах имеющегося дефекта.

3. Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.

4. Нормализация функциональных возможностей наиболее важ­ных систем организма больного ребенка — дыхательной, сердечно­сосудистой и т. д.

5. Повышение неспецифических защитных сил организма больно­го ребенка.

Методика лечебной физкультуры. Для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела используют гимнастические упражнения для мышц спины и брюшного пресса пре­имущественно в положениях разгрузки, т. е. не связанных с сохране­нием вертикальной позы. Это позволяет не только увеличивать сило­вую выносливость мышц спины и брюшного пресса в наиболее выгодных условиях для формирования естественного мышечного кор­сета, но и создает возможность закрепить максимальную коррекцию, достигнутую в горизонтальном положении (так как при исключении статического напряжения мышц сколиотическая деформация умень­шается).

Важное значение для создания физиологических предпосылок вос­становления правильного положения тела имеет тренировка пояснич­но-подвздошных мышц, а также мышц ягодичной области.

В лечении больных ребят для оказания корригирующего действия применяются специальные корригирующие гимнастические упражне­ния двух типов — симметричные и асимметричные.

К симметричным корригирующим упражнениям относятся такие, при которых сохраняется срединное положение позвоночного столба. Их корригирующий эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела при сколиозе: мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, а на стороне вогнутости несколько растягиваются. При этом происходит постепенное выравнивание мышечной тяги с обеих сторон, устраняется ее асимметрия, частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура на стороне вогнутости сколиотической дуги.

Симметричные упражнения не нарушают, как показывают иссле­дования, возникающие у больного компенсаторные приспособления и не приводят к развитию противоискривлений. Важным их преимуще­ством является относительная простота методики проведения и подбо­ра, не требующая учета сложных биомеханических условий работы де­формированного опорно-двигательного аппарата при сколиозе.

Асимметричные корригирующие упражнения позволяют сконцен­трировать их лечебное действие локально, на данном. участке позво­ночного столба. Например, при отведении ноги в сторону выпуклости дуги сколиоза изменяется положение таза и дуга сколиоза уменьшает­ся. При поднятии вверх руки со стороны вогнутости дуга сколиоза уплощается за счет изменения положения плечевого пояса.

Корригирующий эффект при торсионных изменениях может быть достигнут путем поворота таза или туловища.

Подбор асимметричных упражнений должен проводиться врачом и инструктором лечебной физкультуры со строгим учетом локализа­ции процесса и характера действия подобранных упражнений на кри­визну позвоночника.

В настоящее время в методике лечебной физкультуры при сколио­тической болезни шире используются симметричные упражнения.

Обязательным является включение в занятие дыхательных упраж­нений как статических, так и динамических, тем более, что сколиотический процесс нередко сочетается с заболеваниями органов дыхания и выраженными нарушениями дыхательной функции.

Воспитанию и закреплению навыка правильной осанки, см., на всех этапах лечения сколиозов также уделяется большое внимание.

В ряде случаев лечебная задача исправления имеющегося дефекта позвоночника не может быть решена без увеличения подвижности по­звоночника, его мобилизации. Для этого используются упражнения в ползании на четвереньках, смешанные висы и упражнения на наклон­ной плоскости (см. приведенную схему).

Лечебную физкультуру можно сочетать с массажем, который уси­ливает лечебный эффект физических упражнений.

При включении массажа учитывается его физиологическое дей­ствие. На стороне спастически сокращенных мышц в области вогнуто­сти сколиоза используют приемы расслабления (вибрацию, поглажива­ние). На стороне выпуклости сколиоза, где мышечный тонус ослаблен, применяют все приемы массажа (в большой дозировке).

Схема построения занятия лечебной физкультурой.

Вводная часть: ходьба, упражнения в построениях и перестрое­ниях, упражнения для воспитания и закрепления навыка правильной осанки, дыхательные упражнения.

Основная часть : упражнения, обеспечивающие выработку и трени­ровку общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки для создания «мышечного корсета», корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными. Преимущественное исходное положение — лежа и стоя на четверень­ках. В конце основной части — подвижная игра, правила которой пре­дусматривают сохранение правильной осанки.

Заключительная часть: ходьба, упражнения в координации, дыха­тельные упражнения, игра на внимание с одновременным сохранением правильной позы.

Эффективность лечебной физкультуры учитывается на основании благоприятной динамики клинических признаков, положительных функциональных рентгенографических сдвигов, улучшения антропоме­трических данных, а также по оценке приобретенной в результате за­нятий лечебной физкультурой правильной осанки, умению сохранять ее в течение длительного времени.

Физические упражнения, рекомендуемые для использования в заня­тиях лечебной физкультурой при сколиозах

I. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

1. Исходное положение стоя; правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икрами ног и пятками.

2. Исходное положение, как в упражнении 1. Отойти от стены на 1—2 шага, сохраняя правильную осанку.

3. Исходное положение лежа на спине. Голова, туловище, ноги со­ставляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять го­лову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в исходное положение.

4. Исходное положение лежа на спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

5. Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями: в полуприседе, с высоким подниманием коленей и т. п.

II. Упражнения для укрепления «мышечного кор­сета».

1. Для мышц спины. I. Исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на дру­гую. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать принятое положение по команде инструктора.

2. Исходное положение то же. Приподнимая голову и плечи, мед­ленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании способом брасс).

3. Исходное положение то же. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.

4. Исходное положение — на животе, руки под подбородком. По­очередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.

5. Исходное положение — то же. Приподнимание обеих прямых ног с удерживанием их до 10—15 счетов.

6. Исходное положение — лежа на животе попарно друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание его партнеру и ловля с сохранением приподнятого положения головы и надплечий.

III. Для брюшного пресса. Исходное положение для всех упражнений — лежа на спине, поясница прижата к опоре.

1. Сгибать и разгибать ноги в коленном и тазобедренном суставах поочередно.

2. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.

3. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу — «велосипед».

4. Руки за головой, поочередное поднимание прямых ног вперед.

5. То же упражнение, но в сочетании с различными движениями

рук.

IV. Для боковых мышц туловища.

1. Исходное положение лежа на правом боку, прямая правая рука поднята вверх, левая распо­ложена вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, припод­нимать и опускать левую ногу. То же, лежа на другом боку.

V. Корригирующие упражнения.

Симметричные.

1. Из исходного положения лежа на животе, подбородок на тыль­ной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разве­дены в стороны (прямое положение туловища и ног проверяет ин­структор), поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища. Возвратиться в исходное положение.

2. Исходное положение лежа на животе, руки под подбородком. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки, ноги, разогнутые в коленях, приподнять — «рыбка».

3. Из этого же исходного положения приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки, приподнять прямые ноги, сохраняя пра­вильное положение тела, несколько раз качнуться («лодочка»).

В качестве симметричных корригирующих упражнений могут быть использованы упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины из исходных положений лежа при условии сохранения сим­метричного положения частей тела относительно оси позвоночника.

Асимметричные.

1. В исходном положении стоя перед зеркалом, сохраняя правиль­ную осанку, поднять плечо с поворотом его внутрь на стороне вогну­тости грудного сколиоза.

2. Исходное положение лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

3. Ходьба на гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.