Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Рубрика: Гимнастические упражнения

Иногда при общей сохранности позвоночника полученная травма, а часто и последующее оперативное вмешательство (ламинэктомия) в значительной степени нарушают опорно-двигательную функцию позвоночника. Сюда следует добавить отрицательное влияние длительного постельного режима.

В итоге это приводит к ограничению движений позвоночника по всем осям и плоскостям, к ослаблению мышечной системы, фиксирующей позвоночник и поддерживающей его в вертикальном положении, а также к понижению опорной функции позвоночника.

Вся деятельность системы органов движения (мышцы, связки, суставы, кости) тесно связана с происходящими в ней трофическими процессами, которые в значительной степени активизируются систематическим применением физических упражнений. Вот почему лечебная гимнастика при травматических повреждениях спинного мозга и позвоночника, окруженного «мышечным корсетом», находит широкое применение. В таких случаях она носит корригирующий характер.

Назначают упражнения для укрепления мышечно-связочного «корсета» позвоночника, преимущественно для разгибателей корпуса. Упражнения с активным напряжением мышц выполняют в положении лежа (на спине, на животе), сидя, на четвереньках и стоя (при необходимости — с помощью медицинского персонала).

Основным в методике лечебной физической культуры является восстановление опорной функции, обучение ходьбе. Этот процесс очень трудоемкий и требует большого упорства и настойчивости как от больного, так и от медицинских работников.

Еще когда больной лежит, назначают упражнения с частичной опорой на ноги в положении «полумоста». Позднее важную роль в развитии опорной функции играют упражнения на четвереньках.

Упражнения на четвереньках первое время выполняют на месте, а в дальнейшем по приобретении устойчивого положения — в ползании. В силу уменьшения длины рычага (бедра) по сравнению с вертикальным положением (длина всей ноги), а также в связи с увеличением опорной площади данный вид упражнений доступен больным на определенном этапе развития опорной функции. В процессе развития опорной функции упражнения на четвереньках имеют большой удельный вес.

Положение стоя на коленях является следующим этапом в развитии функции опоры. Для облегчения его используют горизонтальную лестницу, за которую больной придерживается руками.

В положении стоя больной переходит из положения сидя на стуле, причем вставание осуществляется с помощью упора рук о спинку кровати или стула при проведении процедуры в палате или же о рейку гимнастической стенки при занятиях в кабинете лечебной физической культуры (рис. ниже).

Весь последующий период тренировки опорной функции осуществляется в положении стоя.

Принимая во внимание дряблость мышц, подвертывание и «вихляние» ног, при обучении ходьбе пользуются съемными гипсовыми сапожками, фиксирующими коленный и голеностопный суставы.

В этом периоде, когда больной передвигается с двумя или одним костылем, ему помогает обучаться ходьбе медицинский персонал.

Для облегчения самостоятельной ходьбы следует использовать гимнастическую горизонтальную лестницу и гимнастическую стенку. Больной передвигается вдоль лестницы или стенки, перебирая руками перекладины. На пути больного необходимо ставить стулья для отдыха в положении сидя. Параллельно назначают упражнения в ходьбе на костылях, с козелками и палками, причем в первые дни обязательно нужно страховать больного во избежание падения.

Для примера приводим последовательное усложнение исходных положений и упражнений с целью развития опорной функции у больных с вялой параплегией нижних конечностей (рис. ниже): 1) лежа на спине; 2) лежа на боку; 3) лежа на животе; 4) стоя на четвереньках; 5) ползание на койке; 6) ползание по ковру; 7) стоя на коленях с опорой руками; 8) ходьба на коленях по горизонтальной лестнице; 9) переход из положения сидя в положение стоя с опорой о гимнастическую стенку; 10) ходьба под лестницей (помогать передвигать ноги); 11) ходьба на костылях с помощью методиста; 12) самостоятельная ходьба на костылях.

При спастических параличах и парезах опорная функция нарушена в меньшей степени, чем при вялых формах. В связи с этим процесс обучения ходьбе несколько облегчается и дает лучшие результаты в более короткий срок.

Если двигательные расстройства в виде спастического паралича распространяются и на верхние конечности, развивать опорную функцию значительно труднее. В этих случаях необходимо придерживаться такой последовательности исходных положений и упражнений (см. рис. ниже): 1) лежа на спине; 2) лежа на здоровом боку; 3) сидя; 4) вставать и садиться с помощью персонала; 5) ходить с поддержкой персонала; 6) ходить с одним костылем (с опорой здоровой рукой); 7) упражнения у гимнастической стенки (сидя, стоя, приседания); 8) упражнения на четвереньках и коленях; 9) самостоятельная ходьба, держась за гимнастическую стенку; 10) самостоятельная ходьба на костылях и с одной палкой.

Рис.

Методика обучения ходьбе при вялых парезах (вверху) и спастических (внизу) (по В. Н. Мошкову).

Наблюдения в послевоенном периоде (М. О. Лейкин, М. М. Круглый, В. М. Угрюмов и др.) указывают также на эффективность применения лечебной гимнастики в позднем периоде течения травматической болезни. Основанием для этого явились взгляды, что патологический процесс в спинном мозгу у больных характеризуется динамичностью в течение многих лет после травмы.

Методика лечебной гимнастики в позднем периоде использует общепринятые методические принципы дозированной тренировки нервно-мышечного аппарата и оздоровления и укрепления всего организма больного. Однако некоторые авторы (М. М. Круглый)используя метод восстановления опорной функции, применяемый в некоторых зарубежных госпиталях (Чехословакия, Англия, США), предложили стойку-костыли для занятия лечебной гимнастикой.

Особенностью методики лечебной гимнастики в позднем периоде травматической болезни (М. М. Круглый) является проведение занятий лечебной гимнастикой преимущественно в вертикальном положении с использованием указанной стойки. При этом автор обосновывает преимущество вертикального положения большей привычностью данного положения, что способствует более быстрому формированию двигательных навыков, компенсаторных механизмов, развитию опорной функции и передвижению больного. Можно согласиться, что такое направление методики лечебной гимнастики способствует более быстрому восстановлению опорной функции и способности больного к передвижению. Однако использовать вертикальную позицию больного следует с учетом его состояния (уровня травмы, давности, характера параличей, парезов и др.), сочетая гимнастику стоя с упражнениями лежа, на четвереньках, т. е. в разгрузочном положении позвоночника.

Процесс развития опорной функции как при спастических, так особенно и при вялых формах требует систематической, последовательной и упорной тренировки.

При применении комплексной восстановительной терапии для лечения больных с травматическим поражением спинного мозга важное значение имеет гимнастика в воде — в теплой ванне, бассейне и пр.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.