Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Рубрика: Методики спортивной деятельности

Общая цель спортивной подготовки. Спортивная подготовка представляет собой процесс физическо­го воспитания и образования во многих областях и формах общественной жизни. Спортивная подго­товка, в рамках которой сложились разнообразные формы осуществления и организации, начинается с дошкольного физического воспитания в яслях и детских садах; прежде этот процесс было принято делить по принципу возрастных групп (детский и юношеский спорт, спорт взрослых), теперь же в большинстве случаев деление осуществляется в зависимости от целей спортивной деятельности. При этом следует особо отметить три различные и вместе с тем тесно взаимосвязанные области спортивной подготовки: 1. Спортивная подготовка как составная часть социалистической общеоб­разовательной подготовки. 2. Спортивная подго­товка как активный отдых и форма организации досуга в соответствии с принципами физической культуры (рекреация). 3. Спортивная подготовка как процесс систематических упражнений и трени­ровки в целях достижения максимального спортив­ного результата (соревновательный спорт).

Функция общей цели спортивной подготовки со­стоит в том, чтобы свести воедино основные со­циальные требования к спортивной подготовке как фактору физического развития и совершенствова­ния. В результате этого спортивная подготовка в целом получает общую ориентацию, которой подчиняются все частные цели.

Для развитого социалистического общества, по мнению авторов книги, характерными являются следующие основные требования к спортивной под­готовке

Улучшение здоровья народа. Сохранение жизни че­ловека и увеличение ее продолжительности, улуч­шение здоровья и уничтожение болезней-все это соответствует сущности социалистического строя. При правильной постановке спортивная подготов­ка становится важным средством укрепления здо­ровья, повышения сопротивляемости заболеваниям, а также лечения и реабилитации.

Требования трудовой деятельности. В условиях со­циализма научно-технический прогресс ведет к дальнейшим принципиальным изменениям отно­шения человека к труду и к средствам производ­ства, обусловливает изменение характера трудовой деятельности. Спортивная подготовка способствует полноценному функционированию организма, все­стороннему развитию двигательных качеств и сти­мулирует таким образом способности к творческо­му труду.

Требования обороны страны. В эпоху борьбы за со­хранение и укрепление мира готовность к обороне предъявляет высокие требования к выносливости и физической работоспособности всего населения. В особенности это относится к разнообразным фи­зическим и психическим нагрузкам, которые необ­ходимы для современной комплексной военной подготовки. Спортивная подготовка эффективно способствует формированию, сохранению и повы­шению готовности к обороне.

Потребность в рациональной организации досуга. Со­циалистический образ жизни предполагает, в част­ности, здоровый режим, а также систематические занятия спортом в целях повышения общей рабо­тоспособности и сопротивляемости. С помощью физической подготовки следует создать такие усло­вия, при которых гражданин социалистического об­щества, регулярно занимаясь спортом, более глубо­ко, осознанно и многогранно чувствовал и пости­гал бы радость жизни, что даст ему силы для удовлетворения собственных потребностей и по­требностей общества.

Стремление к высоким спортивным результатам.

Спортивные рекорды в значительной мере способ­ствуют повышению международного авторитета государства, они наглядно демонстрируют быстрое развитие спорта в условиях социалистического об­щества. В то же время спортивные рекорды служат доказательством повышения работоспособности че­ловека. Рациональный анализ практики тренировки выявляет эффективные и целесообразные пути дальнейшего физического совершенствования для всех возрастных групп и всех уровней подготовлен­ности. Лучшие из спортсменов высшей квалифика­ции служат примером для детей и юношества и стимулируют их таким образом к дисциплиниро­ванной и интенсивной спортивной деятельности. Основы и основные понятия спортивной подготовки и тренировки. Предмет и область. Методика спор­тивной подготовки занимается планированием, подготовительными мероприятиями, управлением и организацией учебно-тренировочного процесса в различных областях физической культуры. В каж­дом конкретном случае в зависимости от целей и задач спортивной подготовки она определяет для группы тренирующихся спортсменов, какие двига­тельные навыки, координационные и общефизиче­ские качества, спортивные умения, знания, понятия и образ действий должны быть усвоены, какие средства следует применить для этого (т. е. какие физические упражнения, являющиеся учебным ма­териалом, пригодны для того или иного вида спор­та, тех или иных средств тренировки, того или ино­го тренировочного снаряда и т.д.) и как нужно организовать процесс преподавания, усвоения и со­вершенствования. Последняя составляющая распо­лагает системой разнообразных методических при­емов, организационных форм и мер. В основу содержания и организации методики спортивной подготовки ложатся новейшие данные обще­ственных и естественных научных дисциплин (на­пример, педагогики, психологии, физиологии, био­химии); она имеет непосредственную связь с другими областями спортивной науки (спортив­ной медициной, биомеханикой, теорией видов спор­та, управлением физической культурой, историей физической культуры и т.д.).

Развитие на современном этапе. Во всех социалисти­ческих странах физическое воспитание и спортивная подготовка, будучи составной частью всесторонне­го развития личности, получили широкое призна­ние и распространение. Здесь образцом послужили советская организация физической культуры и спортивной науки. В марксистской спортивной науке методика спортивной подготовки занимает центральное место. «Методический эмпиризм» про­шлого поднялся до уровня самостоятельной науч­ной дисциплины. Решающую роль в этом сыграли научные исследования основ и закономерностей тренировки на уровне спорта высших достижений. Спортивная тренировка признана самой рациональ­ной и эффективной формой и методом физической подготовки и воспитания. Поскольку ее опыт и ее ре­зультаты служат ориентиром для всех областей фи­зической культуры, это означает, что спортивная подготовка в состоянии вносить оптимальный вклад во всестороннее формирование социалистической личности.

Процесс спортивной подготовки осуществляется в различных организационных формах. Это уроки физкультуры или спортивная тренировка. Под ква­лифицированным руководством преподавателя спорта, инструктора или тренера занимающиеся (спортсмены, школьники) улучшают физическую работоспособность, укрепляют организм, приобре­тают спортивные умения, а также знание и понима­ние социальной и индивидуальной ценности спор­тивной активности. Основу единого процесса физи­ческого воспитания и спортивной подготовки составляет формирование общефизических и коорди­национных качеств, двигательных навыков, а также обработка технических приемов.

Формирование общефизических качеств. При выпол­нении упражнений на освоение и закрепление двига­тельного навыка совершенствуются также и обще­физические качества, такие, как сила, быстрота и выносливость. Несмотря на тесную взаимосвязь в рамках единого процесса физической подготовки, освоение двигательных навыков не идентично со­вершенствованию общефизических качеств. Так, на­пример, для овладения техникой прыжка в высоту необходима определенная взрывная сила. В ходе учебного процесса может произойти улучшение взрывной силы; вместе с тем она может развивать­ся путем выполнения разнообразных упражнений на взрывную силу вне зависимости или в дополне­ние к этому специфическому учебному процессу. Наряду с общими принципами обучения при фор­мировании двигательных качеств следует учиты­вать специфические закономерности.

Нагрузка и отдых. Развития общефизических ка­честв можно добиться лишь путем разумного чере­дования и правильной дозировки нагрузки и отды­ха. Под нагрузкой понимается степень напряжения при выполнении физических упражнений. Нагрузка

sport_fizkultura_006


Повышение экономичности 24-часового цикла сердеч­ной деятельности в процессе формирования «спортивного сердца», ведет к расходу энергии и утомлению человеческо­го организма. Величину нагрузки можно изменять путем подбора и выполнения упражнений, выбора дистанции, времени, использования отягощений и т. д. В каждом конкретном случае нагрузка дози­руется, исходя из уровня подготовленности спортс­менов и цели обучения. В школьном спорте, актив­ном отдыхе и соревновательном спорте цели обучения будут различными; различными они бу­дут также и при развитии одного или нескольких общефизических качеств (силы, скоростной силы, силовой выносливости и т. д.). Отдых может быть пассивным или активным. При пассивном отдыхе двигательная деятельность исключается, т. е. спортсмен сохраняет двигательную пассивность. Однако исследования показали, что при опреде­ленных условиях активный отдых может быть бо­лее эффективным, чем пассивный. В процессе ак­тивного отдыха один вид нагрузки сменяется другим. Таким образом, активный отдых, с одной стороны, является нагрузкой, поскольку он пред­ставляет собой деятельность, сопряженную с рас­ходованием сил, а с другой стороны, это отдых, потому что в большинстве случаев он приводит к эффективному восстановлению работоспособ­ности.

Сочетание нагрузки и отдыха. На основании на­учных данных о положительном влиянии правиль­но дозированных нагрузок и отдыха сложилась ши­роко разветвленная система спортивной подго­товки.

Нагрузка в форме простого повторения упражнений.

В данном случае проводится многократное повто­рение упражнений без изменений по времени, длине отрезков, массе и т. д. Так, например, 200-метровый отрезок спортсмен пробегает 5 раз в одинаковом темпе или же он выполняет 8 отжимов от гори­зонтальной поверхности. До тех пор пока организм не адаптируется к этой стандартизованной нагрузке, происходит совершенствование общефизических ка­честв, необходимых для выполнения данного упраж­нения. После адаптации результат больше не мо­жет улучшаться, если нагрузка не будет увели­чена.

Нагрузка в форме меняющихся упражнений. В этом случае нагрузка изменяется за счет изменения про­должительности выполнения упражнений, длины отрезков, частоты выполнения упражнений и т. д. Так, например, либо спортсмен пробегает 200-мет­ровый отрезок в различном темпе, либо ему пред­лагается несколько раз пробежать отрезки различ­ной длины. Нагрузка увеличивается или умень­шается, но при этом общей тенденцией всегда должно оставаться постепенное нарастание на­грузки.

Нагрузка в форме интервальной тренировки. В дан­ном случае в процессе тренировки планируются паузы. После многократного выполнения упражне­ния делается пауза в форме активного или пассив­ного отдыха. Распределение пауз может изменяться путем варьирования временного объема или харак­тера интервальных упражнений (дополнительные или компенсирующие упражнения). Так, например, спортсмен может пробегать 100-метровый отрезок сериями по три раза каждая. Две паузы между се­риями заполняются бегом трусцой. После каждой тройной серии проводится 6-минутная пауза в фор­ме пассивного отдыха.

Нагрузка в форме тренировочных соревнований. Тре­нировочные соревнования не только знакомят спортсменов с разнообразными условиями; обла­дая эмоциональным воздействием, они мобили­зуют также и их волевые качества. Поэтому трени­ровочные соревнования имеют важное значение не только для спортсменов в период подготовки к со­ревнованиям; при правильном использовании в области школьного спорта и активного отдыха они могут оказать существенное стимулирующее влияние на общую физическую подготовленность. В то же время тренировочные соревнования откры­вают широкие возможности для самоутверждения и взаимного контроля за уровнем подготовленно­сти.

Формирование двигательных навыков. Любой учебный процесс основывается на сознательно на­правляемом внимании учащегося, этот процесс должен быть наглядным. Связующим звеном меж­ду эмпирическим познанием окружающего мира и рациональным познанием является представле­ние, которое формируется в процессе познания. (Представление играет решающую роль при освое­нии новых процессов движения.) Правильный дви­гательный образ облегчает освоение процессов дви­жения и в значительной степени способствует ускорению и углублению процесса обучения.

Этапы формирования двигательных навыков. Фор­мирование двигательных навыков включает в себя три этапа, плавно переходящих один в другой: оз­накомление, освоение, закрепление.

Ознакомление. Сначала обучающийся должен полу­чить первое, элементарное представление о двига­тельном акте, который ему надлежит освоить. Наиболее целесообразной представляется такая по­следовательность: демонстрация, объяснение и пер­вые попытки воспроизведения. При демонстра­ции упражнение должно быть выполнено безу­коризненно. Неточная демонстрация снижает цен­ность зрительной наглядности и замедляет процесс формирования элементарного образа движения. Объяснение в форме описания или указаний (устная наглядность) дополняет ознакомление. Объяснения должны быть краткими и точными, чтобы спортив­ное занятие не превращалось в лекцию. Первые по­пытки воспроизведения завершают формирование элементарного образа осваиваемого движения пу­тем кинетостатического ощущения и восприятия (ощущение и восприятие движения). Именно проб­ные попытки делают полным соответствие общему дидактическому требованию всесторонней нагляд­ности (обеспечение всех возможных восприятий то­го или иного предмета).

Освоение. Первые пробные попытки означают пере­ход ко второму этапу процесса формирования дви­гательного навыка. Основой этого этапа является тренировка в форме многократного воспроизведе­ния процесса движения, которое необходимо ос­воить. Прежде всего следует отработать эскизную форму движения. Вначале многие мышцы испыты­вают излишнее нервное напряжение, что обусловле­но сложными нервными процессами. Возникающие в результате этого ошибки в координации движе­ний и судорожные состояния мешают точному вы­полнению движения. Лишь после многократных повторений сопутствующие движения постепенно устраняются и активизируются лишь те группы мышц, от которых зависит правильное выполнение движения. При целенаправленной работе происхо­дит постепенное закрепление и автоматизация ос­новных компонентов движения. Теперь следует ука­зать на важные детали, которые нужны для создания окончательной формы движения. Зри­тельные и слуховые вспомогательные средства, подача ритмических и иных сигналов в значитель­ной степени способствуют правильному заучива­нию движения. Так, речевой сигнал облегчает рас­тягивание при раскачивании на кольцах. При этом у гимнаста быстрее развивается чувство движения, он приобретает умение растягиваться в нужный мо­мент. К акустическим вспомогательным средствам принадлежит также музыкальное сопровождение гимнастических упражнений. Другими средствами помощи являются облегченные условия, например наклонная подставка для выполнения кувырка, не­посредственная поддержка при выполнении движе­ния (оказание помощи) или опосредованная под­держка-страховка, назначение которой-устранить скованность и страх.

Закрепление и совершенствование. Процесс движения закрепляется при его воспроизведении; лишь применяя в различных условиях то, что он усвоил, спортсмен обретает готовность к соревнованиям. Автоматизация процесса движения означает, что этот процесс выполняется без сознательного кон­троля. Сознание обеспечивает лишь сохранение ос­новной структуры. В зависимости от степени чув­ствительности нервов, воспринимающих раздраже­ние, сознание выявляет изменения в движении и производит соответствующую корректировку. При прогрессивной автоматизации тренированное сознание может отметить даже мельчайшие откло­нения. Эти процессы позволяют спортсмену сосре­доточить свое внимание преимущественно на ос­новных моментах движения или на тактических приемах и обеспечивают высокий темп движения. Успех обучения в значительной степени зависит от того, удается ли спортсмену правильно выполнить движение в изменившихся или усложнившихся ус­ловиях,-например, на соревнованиях. Некоторые гимнасты, отлично выполняющие упражнения на «своем» снаряде, не справляются с ним на «чужом» снаряде с иными показателями упругости. Сильное утомление, присутствие соперника, зрителей, не­обычное освещение, изменившиеся метеорологиче­ские условия могут стать причиной неудачи при вы­полнении хорошо отработанного движения.

Организационно-методические принципы

Как видно из обзора, при организации процесса спортивной подготовки следует учитывать целый ряд аспектов:

Обзор.

I. Дидактические цели (дидактические функции или дидактические ступени)

1. Введение

2. Подача учебного материала

3. Закрепление

4. Контроль и оценка

II. Методы обучения (логические пути)

1. Прямой метод

2. Опосредованный метод (с сериями упражне­ний)

3. Дедуктивный метод (с заданным процессом движения)

4. Индуктивный метод (самостоятельный поиск)

5. Аналитико-синтетический метод (частный ме­тод)

6. Синтетико-аналитический метод (общий ме­тод)

III. Способы ведения учебного процесса (дидакти­ческие формы деятельности)

1. Подача-восприятие

2. Ориентация-отработка

3. Постановка задачи-выполнение задачи

IV Методические элементы (этапы процесса подго­товки)

1. Всесторонняя общефизическая подготовка:

а)            демонстрация (показ, схематические изобра­жения, таблицы, диапозитивы, фильмы)

б)           объяснение (сообщение, лекция, описание, бе­седа, постановка задачи, указания)

в)           отработка (попытка, повторение, ускорение, комбинации, интервальная тренировка)

г)            исправление ошибок (грубые ошибки, мелкие погрешности, ошибки, характерные для на­чинающих, автоматизированные ошибки)

д)           методические формы помощи и средства ру­ководства (поддержка, помощь, усложнение задачи, облегчение задачи, указания, ритмиза­ция)

2. Формирование понятий и поведения, соответ­ствующих нормам морали:

а)            беседа, указание

б)           обоснование, похвала и порицание

в)           пример, сравнение

г)            функция помощника, помощь и поддержка

д)           сравнение, проверка

V. Структура спортивного занятия (организация или членение занятия)

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключительная часть

VI. Формы распределения занимающихся

1. Тренировочная группа (класс)

2. Отделения

3. Отделения, составленные по уровню результа­тов

4. Команды

5. Индивидуальная работа

VII. Организация тренировочного занятия (формы работы)

1. Фронтальный метод (фронтальная работа с группой)

2. Работа по отделениям (параллельная трени­ровка отделений)

3. Чередование форм работы в отделениях

4. Работа по отделениям с дополнительными задачами

5. Работа «станциями»

6. Круговая тренировка.

sport_fizkultura_007

Дидактические цели. Процесс подготовки, который представляет собой и комплекс занятий, и отдель­ное занятие, и часть одного занятия, в зависимости от этого может отвечать различным дидактическим целям. Если для занятия преимущественное значе­ние имеет одна из дидактических целей или функ­ций, то это занятие именуется по этой цели или функции. Таким образом, существуют различные типы занятий: вводное занятие, занятие на закре­пление, контрольное или проверочное занятие. Од­нако в большинстве случаев на спортивном занятии (уроке физкультуры) следуют одна за другой или чередуются несколько дидактических функций.

1. Введение нового материала осуществляется сле­дующими путями: либо учащийся сразу выполняет соответствующее движение и таким образом непос­редственно знакомится с ним, либо это движение представляется зрительными или слуховыми сред­ствами. Первый путь избирается в тех случаях, если спортивный двигательный навык, который пред­стоит выработать, прост или если аналогичное по структуре движение уже было освоено. Этот путь подходит, например, для введения таких физиче­ских упражнений, которые в первую очередь служат для развития двигательных качеств методом круго­вой тренировки. В процессе спортивной подготовки новый материал чаще всего вводится с использова­нием одного из способов наглядного показа-преи­мущественно демонстрации или объяснения. Введе­ние нового материала не следует смешивать с вводной частью спортивного занятия. Именно в системе спортивной подготовки вводная часть за­нятия редко используется для введения нового учебного материала.

2. Подача учебного материала рассматривается как дидактическая цель в том случае, если обучающий представляет учебный материал учащимся. Это в известной мере является переходной ступенью от первого знакомства с материалом к освоению это­го материала учащимися. Подача учебного мате­риала при совершенствовании общефизических ка­честв посредством повторения упражнений приме­няется реже, нежели при освоении новых техниче­ских приемов или комбинаций движений. Кроме того, передаются знания и мысли относительно правил соревнований и игр, правил гигиены и т. д. Как правило, введение нового материала непосред­ственно переходит в подачу материала, поскольку в учебном процессе не существует изолированных, обособленных этапов.

1. Закрепление нередко занимает основное место в спортивной подготовке. Любое физическое каче­ство может быть развито только путем много­кратных повторений движения. Поэтому примени­тельно к физической подготовке закреплением достигается не только формирование двигательных навыков; оно также является гарантией всесторон­него физического развития. Закреплению подлежат не только общие и специальные физические каче­ства, но также и знания, убеждения и поведение.

2. Контроль и оценка как дидактическая цель пред­назначаются в первую очередь для того, чтобы со­ставить реальное представление об уровне подгото­вленности спортивной группы в целом и каждого ее члена в отдельности. В течение года отдельные уча­щиеся подвергаются контролю и оценке; по завер­шении определенных этапов учебного процесса с помощью тестов или оценки результатов выяв­ляется уровень подготовленности всей спортивной группы. Лишь на экзаменах контроль и оценка за­нимают целое занятие, в остальном же целесооб­разнее проводить их после разминки, в начале ос­новной части спортивного занятия.

Методы подготовки. Этот аспект организационно- методической композиции спортивного занятия (урока физкультуры или тренировочного занятия) характеризуется как логический путь, как построе­ние материала или как основной метод. Исходя из задачи воспитания и обучения, из уровня развития и результатов, а также из особенностей учебного материала, обучающий может по-разному органи­зовать учебный материал. Поскольку при раз­личных путях обучения обнаруживается взаимодей­ствие между обучающим и учащимся, о методах подготовки можно говорить как об основных мето­дах. При этом понятие «метод подготовки» отно­сится ко всей совокупности приемов в рамках одно­го этапа учебного процесса, тогда как отдельные меры или приемы обозначаются как методические элементы.

3. Прямой метод. После сообщения сведений об упражнении, демонстрации или объяснения зани­мающиеся сразу же воспроизводят это упражнение и начинают отрабатывать его. Прямой метод слу­жит для овладения простыми двигательными навы­ками-такими, как отдельные гимнастические упражнения. В данном случае прямой путь будет состоять из следующих этапов: демонстрация-вос­произведение — отработка.

4. Опосредованный метод. Сопоставление двух ме­тодов показывает, что при использовании опосре­дованного метода материал, предлагаемый для ус­воения, не отрабатывается сразу же в окончатель­ной форме. Здесь следует различать два типа упражнений: подготовительные упражнения и це­левые упражнения. В процессе формирования дви­гательных навыков опосредованное распределение материала-от первого подготовительного упраж­нения до целевого упражнения-называют серией упражнений. Серия упражнений может быть состав­лена в соответствии со следующими концепциями:

а)            упрощение снаряда или облегчение трассы,

б)           упрощение упражнения,

в)           членение упражнения.

При составлении любой серии упражнений нужно прежде всего иметь в виду, что подготовительные упражнения ни в коем случае не должны противо­речить структуре движений целевого упражнения. (Например, прыжок с переходом в сед ноги врозь никак не может служить подготовительным упраж­нением для освоения прыжка ноги врозь через снаряд!)

5. Дедуктивный метод. В спортивной подготовке о дедуктивном методе можно говорить в том слу­чае, если занимающиеся должны освоить строго определенный процесс спортивного движения. В практике этот метод преобладает, поскольку он быстрее всего приводит к овладению рацио­нальным спортивным навыком. Это путь от демон­страции к воспроизведению, от показа к подража­нию. Весь путь делится на следующие этапы: сообщение сведений об упражнении-демонстра­ция — объяснение — попытка воспроизведения — испра­вление ошибок-отработка. Если возникает необхо­димость, отдельные методические основные формы повторяются — например, демонстрация, объясне­ние, исправление ошибок. В зависимости от сте­пени трудности упражнения или уровня подгото­вленности группы можно пользоваться либо дедуктивно-прямым, либо дедуктивно-опосредованным методом.

6. Индуктивный метод. В данном случае отправной точкой не является выполнение строго определен­ного движения. Первичные сведения об упражнении в большей мере характеризуют задачу, путь реше­ния которой занимающиеся должны отыскать са­ми. Поэтому этот метод называется также само­стоятельным поиском. В специальной литературе существует также понятие «двигательная задача». Например, в обучении преодолению препятствий или малым играм пользуются индуктивным мето­дом. При этом основной упор делается не на вы­полнение определенных движений, а на самостоя­тельный выбор упражнений, на стремление к творческому участию со стороны учащихся.

7. Частный метод и общий метод. Мы прибегли здесь к противопоставлению этих двух методов, по­скольку это дает возможность лучше охарактеризо­вать их. Упражнения всегда расчленяются в тех случаях, когда они либо слишком сложны, либо представляют собой слишком обширные двига­тельные комбинации. Принцип таков: то, что со­ставляет основу упражнения, по возможности дол­жно осваиваться как целое. Даже если процесс обучения поначалу кажется сложным, а выполнение движения бывает нерациональным, все же при та­ком подходе сохраняется цельность процесса дви­жения. Если для обучения сложным упражнениям избран аналитико-синтетический метод, то струк­турные элементы постоянно должны увязываться с упражнением в целом. Рекомендуется диалектиче­ский синтез обоих методов обучения.

Способы дидактического руководства учебным про­цессом. Обучение и учеба, как правило, воплощают­ся в конкретных формах деятельности. Дидактиче­ские цели осуществляются в таких формах деятель­ности, как подача и восприятие, ориентация и отработка, постановка и выполнение задачи.

Каждая пара составляющих учебной работы не­мыслима друг без друга: если, например, обучаю­щий сообщает материал, а учащиеся его не воспри­нимают, то такая подача материала не имеет смысла; точно- так же восприятие материала уча­щимися приобретает педагогический смысл лишь благодаря руководству обучающего. Выбор мето­дических элементов подачи, ориентации и поста­новки задачи обучающим и восприятия, отработки и выполнения задачи спортсменами определяется в каждом конкретном случае задачей воспитания и обучения, а также ситуативно обусловленным ме­тодом обучения.

1. Подача и восприятие. Преподаватель подает учебный материал в устной форме или же демон­стрирует его. Устная подача-это, в частности, со­общение сведений об упражнении, лекция или опи­сание. Демонстрация может иметь следующие формы: показ упражнения учителем, спортсменом или помощником, а также его представление по­средством схематических изображений, чертежей,

кинограмм или фильмов. Следовательно, учащийся воспринимает предлагаемый материал слуховым, зрительным или комбинированным путем. Строго говоря, это-моторное восприятие, потому что на основании имеющегося двигательного опыта уже первичное восприятие движения провоцирует ; первые кинетостатические ощущения. Однако это восприятие будет достаточным лишь в том случае, если устная и зрительная подача сочетаются с пер­вой пробной попыткой или если занимающийся вы­полняет эту попытку в заключение.

2. Ориентация и отработка. Преподаватель ориенти­рует спортсменов на освоение предлагаемого мате­риала, рекомендуя им интенсивно тренироваться. Обучение в форме ориентации осуществляется посредством разъяснительной беседы, повторного описания, указаний, методических рекомендаций, активной помощи, ритмизации или исправления ошибок. Использование этих методических элементов ориентации опять-таки зависит от конкретных, задач воспитания и обучения или от акцентуации, Если физическое упражнение предназначено в пер вую очередь для совершенствования общефизиче­ских качеств, то в таком случае ориентация в мень­шей степени будет выражаться в исправлении ошибок при выполнении движения, чем в указаниях на необходимость достаточного количества повто­рений и целесообразность интервального метода, т. е. на необходимость достаточной нагрузки, а сле­довательно, и на подачу соответствующего раздражения. При развитии навыков ориентация в боль­шей степени имеет целью формирование у учащего­ся правильного представления о движении. Препо­даватель дает соответствующие указания, вновь объясняет наиболее существенные структурные эле­менты, стимулирует работу учащегося, задавая ритм или оказывая активную помощь при выполне нии узловых элементов спортивного движения.

В спортивной подготовке учеба в форме отработки осуществляется преимущественно путем много- ; кратного выполнения движения, т. е. путем интен­сивной тренировки.

3. Постановка задачи и ее выполнение. Суть процесса заключается в том, чтобы продолжать закрепле­ние предложенного для усвоения и отработанного учебного материала и дать учащемуся возможность испытать свои силы. Для этого перед учащимся ставятся разнообразные задачи на отработку, на­блюдение или воспроизведение, которые периодически дополняются заданиями для самостоятельной тренировки. Большей частью они бывают направ­лены на развитие приобретенных общефизических качеств, усвоенных в общих чертах двигательных навыков или моральных свойств посредством даль­нейшей тренировки в различных условиях, что в свою очередь способствует мобилизации лич­ностных качеств.

Методические элементы являются составляющими метода обучения в рамках определенной дидактиче­ской цели, форм деятельности обучающего и уча­щегося, а также организационно-методических форм; их выбор и расстановка должны соответ­ствовать конкретной цели воспитания и обучения.

1. Методы демонстрации. Самой распространенной и важной разновидностью наглядной подачи мате­риала является показ, поскольку он быстрее всего формирует первое зрительное представление о про­цессе движения, который необходимо освоить. Одновременно при этом происходит активизация уже накопленного двигательного опыта. Обучаю­щий должен, насколько это возможно, сам показы­вать упражнение. Но он может поручать показ и учащимся, прежде всего в тех случаях, когда по­каз нужно сопровождать объяснением. Принцип на­глядности можно осуществлять на практике также а ^ющими средствами: диапозитивами, фильма­ми, схематическими изображениями на доске, на­глядными таблицами, моделями и т.д. Эти на­глядные пособия следует использовать на всем протяжении процесса обучения, постоянно комби­нируя их друг с другом.

2. Методы объяснения. На уроке физкультуры и на тренировке устными рекомендациями пользуются для описания упражнений, указаний, кратких бесед или инструкций к выполнению упражнения. В ре­зультате устного объяснения тренирующемуся должны стать понятны процесс движения, значение отдельных фаз движения, приложение силы и т.д. Поэтому сначала обучающий ограничивается уз­ловыми элементами процесса движения, чтобы поз­днее, в ходе закрепления, уделять все больше и больше внимания частностям. Следует всячески избегать длинных лекций. Профессиональный язык спорта отличается ясностью, краткостью и вырази­тельностью.

3. Методы отработки. Отработка со всем много­образием ее вариаций является основным методом спортивных занятий и тренировки.

Физические качества-двигательные умения- можно приобрести и развивать только посредством активной деятельности, интенсивной отработки.

Методические элементы демонстрации, объясне­ния и исправления ошибок помогают целенаправ­ленно, целесообразно и рационально организовать процесс отработки. Поэтому на спортивном заня­тии и на тренировке все действия должны быть на­правлены на то, чтобы гарантировать занимаю­щимся возможность оптимальной отработки с правильно дозированными нагрузками и отды­хом.

4. Методы исправления ошибок. Исправление оши­бок осуществляется на всем протяжении учебного процесса. Чтобы обеспечить успех этой работы и правильный выбор методических форм помощи, нужно уметь различать основные группы ошибок. Так, на первом этапе освоения нового процесса движения чаще всего встречаются ошибки, ти­пичные для начинающих, причина которых-недос­таточно точное представление об упражнении, неза­крепленные нервные связи или же недостаточная физическая и психическая подготовленность (ненуж­ное напряжение сил, лишние движения и т.д.). Ав­томатизированные ошибки устранять значительно сложнее. Как правило, их порождает заучивание не­правильного процесса движения или же устаревших технических элементов. Полностью ликвидировать старый динамический стереотип стоит большого труда, и лишь в условиях соревнований становится ясно, удалось ли это вообще.

Соответственно этапам моторного обучения сле­дует различать грубые ошибки и мелкие погрешно­сти. При обучении процесса движения в эскизной форме обучающий ставит своей целью исправление грубых ошибок. Так, например, при освоении прыжка ноги врозь сначала корректируется не по­ложение тела в полете над снарядом, а, скажем, толчок и упор. Общепринятыми формами исправ­ления ошибок являются поясняющие указания, ко­манды отдельным учащимся во время выполнения упражнения или после него, повторный показ и объяснение, противопоставление правильно и не­правильно выполненного упражнения, а также по­мощь методического характера. Последняя может заключаться, например, в ритмизации последова­тельности шагов или процесса движения, маркиров­ке места отталкивания, меловой разметке снаряда, помощи при выполнении движения и т.д.

5. Методы воспитательного воздействия. В процессе спортивных занятий и спортивной тренировки складываются разнообразные условия, благо­приятные для формирования понятий и поведения, соответствующих нормам жизни в социалистиче­ском обществе. Взаимная помощь и поддержка, тактичность, смелость, честность при соблюдении правил и т. д.-вот основные требования спортив­ной тренировки и соревнований. Поэтому обучаю­щий должен использовать возможности, которые заключает в себе учебный процесс, для воспитания моральных качеств и характера спортсменов, систе­матически проводить в жизнь воспитательные за­мыслы и создавать ситуации, обещающие эффек­тивное воспитательное воздействие. Самыми суще­ственными методическими средствами воспитания спортсменов являются: указание перспектив, фор­мирование хороших традиций, укрепление мотива­ции спортивной деятельности, похвала и порица­ние, указание образцов для подражания, возло­жение функций помощника и, наконец, соревно­вание.

Реальные перспективы развития результатов и участие в соревнованиях или спортивных празд­никах способствуют формированию у занимающих­ся активного отношения к учебному процессу с по­ложительной эмоциональной окраской.

Это происходит в первую очередь в том случае, если занимающиеся осознают свои успехи, причем это понимание приходит благодаря указаниям, оценке, контролю за результатами или же в резуль­тате выполнения соответствующих спортивных нормативов. В процессе спортивного обучения подвлиянием добрых традиций происходит слияние личных и общественных интересов. Этой цели слу­жат, например, соблюдение установленного поряд­ка на тренировочных занятиях, единая форма одежды, спортивные песни и спортивная музыка, регулярное сравнение результатов отделений, еже­годные путешествия со спортивными целями, а так­же совместные культурные мероприятия. Еще од­ним средством воспитательного воздействия может стать обоснование целесообразности спортивного занятия, отдельных упражнений или соревнований путем выявления их взаимосвязи с видами деятель­ности и событиями в политической, трудовой и спортивной жизни. Так, соревнование нескольких команд юных велосипедистов можно провести под девизом «Малая велогонка мира», причем в этом случае особое внимание следует уделять взаимопо­мощи, готовности к участию в соревновании и упорству. Существует множество подобных воз­можностей, которые в конечном итоге помогают спортсменам осознать взаимосвязь между требова­ниями спортивной тренировки и нормами поведе­ния в общественной жизни. Следовательно, моти­вировка ни в коем случае не должна быть далекой от жизни; обучающий должен исходить из ре­альных ситуаций и, по возможности, таких, ко­торые знакомы спортсменам по собственному опы­ту. Наряду с похвалой и порицанием, а также соревнованием эффективным средством формиро­вания и закрепления моральных качеств личности на уроках физкультуры и тренировочных занятиях является возложение функций помощника.

Привлекая спортсменов к участию в руковод­стве и организации спортивных занятий, обучаю­щий тем самым пробуждает их личный интерес, по­вышает их общественную активность и укрепляет коллектив. Функции помощников выполняют капи­таны отделений, помощники инструкторов, капи­таны команд, ответственные за размещение и под­готовку снарядов, за чистоту инвентаря и помеще­ния. Обусловленные этим взаимное руководство и взаимное подчинение развивают и укрепляют взаимопонимание, согласованность действий и ценные в моральном отношении формы поведения в спортивном коллективе.

Структура спортивного занятия никогда не является самоцелью; она должна соответствовать задачам воспитания и обучения, а также дидакткческгмЛ психологическим и физиологическим функциям, а проявляющимся в ходе занятия. Вместе с тем следует иметь в виду, что, с одной стороны, каждое j отдельное спортивное занятие как элемент педагогического процесса является частью годичного цик­ла, а с другой стороны, оно представляет собой определенный отрезок времени, которому должно быть отведено соответствующее место в распоряд­ке дня занимающихся (например, нужно подумать о нагрузке на последующих занятиях в школе), i Хотя принято исходить из членения занятия, обусловленного спецификой работы, и с этой точки зрения основной считается трехсоставная структура занятия (введение, основная часть, заключительная часть), здесь возможны разнообразнейшие вариации, например введение в сочетании с разминкой и контролем за результатами или же основная часть с отработкой навыков и совершенствованием двигательных качеств. В настоящее время нередко все занятие бывает ориентировано преимуществен­но на совершенствование общефизических качеств (общая физическая подготовка). При круговой тре­нировке, например, постепенное увеличение нагруз­ки может выполнять функции вводной части заня­тия, хотя при этом ступенчатое членение не будет заметно. Лишь заключительная часть должна быть выделена как эмоциональная кульминация, для че­го следует выбирать «мажорные» формы упражне­ний (выполнение серии гимнастических упражнений в сочетании с преодолением препятствий, игры и т.д.). Тренировочные соревнования, которые про­водятся в основной части занятия, могут вместе с тем выполнять и функцию заключительной части. В конечном итоге суть задачи сводится к тому, чтобы отойти от однообразной композиционной схемы и строить занятия занимательно, но в то же время целесообразно и рационально.

Организационные формы процесса подготовки. Формы распределения участников. Организационное распределение группы особенно важно на уроках физкультуры. Преподаватель спорта делит группу таким образом, чтобы обеспечить оптимальную ин­тенсивность тренировки, чтобы постоянно видеть происходящее и иметь возможность давать необхо­димые распоряжения, исправлять ошибки или оказывать помощь.

1. Тренировочная группа. Фронтальная организация тренировочной группы (класса) целесообразна прежде всего в начале и в конце спортивного заня­тия (приветствие, ознакомление с целью урока, краткая оценка). Одновременная работа всей группы очень интенсивна, и поэтому она осущест­вляется с использованием гимнастических или лег­коатлетических элементов для разогревания. Строевые упражнения в большинстве случаев также выполняются всем классом.

2. Отделения (как часть тренировочной группы или класса) формируются на продолжительный период (как правило, на полгода или год) в соответствии с педагогическими установками. Отделения как учебные группы хороши для воспитания правильно­го поведения в коллективе. Поэтому в состав отде­ления включаются как сильные, так и более слабые учащиеся, и при этом учитываются их моральные качества. Внутренняя структура отделения не долж­на быть неизменной; характер учебного материала, требования методического или воспитательного плана могут сделать необходимой определенную перестановку. Решающее значение для успешной работы с отделениями имеют не только хорошо продуманные планы и тщательная подготовка к за­нятиям, но прежде всего выбор капитанов отделе­ний, помощников инструктора и т.д.

3. Отделения, составленные по уровню результатов, представляют собой периодически создаваемые учебные группы в рамках обязательных спортивных занятий или тренировочного процесса. Их форми­рование рекомендуется в первую очередь в тех слу­чаях, когда возникает необходимость в дополни­тельных мерах (подбор материала и методических элементов), чтобы помочь слабым и оказать содей­ствие наиболее способным учащимся. Составление групп по уровню результатов всегда преследует определенную учебно-воспитательную цель. Так, допустимо, чтобы отдельные спортивные занятия состояли главным образом из упражнений снарядо­вой гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, плавания или зимних видов спорта. Отделения сос­тавляются по уровню результатов также и для то­го, чтобы совершенствовать общефизические каче­ства или же улучшать владение основами спортив­ной техники. Таким образом, работа с отделения­ми, составленными по уровню результатов, в дидактическом аспекте ограничивается закрепле­нием и совершенствованием. На уроке возможна, например, такая последовательность форм занятий:

Введение: гимнастические упражнения, выпол­няемые всем классом.

Основная часть А: одновременная и однородная работа с (постоянными) отделениями.

Основная часть Б: работа «станциями» с (вре­менными) отделениями, составленными по уровню результатов.

Заключительная часть: командные игры.

4. Команды. Урок физкультуры и тренировочное занятие включают в себя и соревновательный эле­мент, ценный с точки зрения воспитания и обуче­ния. Для проведения всевозможных соревнований- будь то бег с преодолением препятствий, спор­тивные игры, легкая атлетика или плавание — участ­ники делятся на команды. Здесь существуют разнообразные возможности. Так, функции ко­манды может выполнять постоянное отделение, ру­ководитель может составлять команды на одно или несколько занятий, составы команд могут опреде­ляться самими участниками.

5. Индивидуальная работа. До сих пор эта органи­зационная форма использовалась только в трени­ровке спортсменов. На уроках физкультуры ее при­менение оправдано лишь в том случае, если перед экзаменами нужно ликвидировать значительные пробелы в знаниях или умениях отдельных учащих­ся. В это время остальные спортсмены заняты игрой, или же они выбирают себе занятие по жела­нию: скажем, плавают. При интервальной трени­ровке (с индивидуализированными нагрузками) ин­дивидуальная работа время от времени выходит на первый план. При этом многочисленные пере­ходные формы стирают границы между работой всей группой, работой по постоянным отделениям, работой по отделениям, составленным по уровню результатов, и индивидуальной работой. Организация учебного процесса. Поиски путей повы­шения эффективности обучения (интенсивность, на­грузка, воспитательное воздействие) привели к соз­данию-в особенности в прошлые годы-дифференцированных методов организации учебного процес­са. Благодаря распределению группы на по­стоянные отделения, отделения, составленные по уровню результатов, или команды (формы распре­деления группы) стал возможен постепенный отход от традиционной работы с низкой интенсивностью (один выполняет упражнение, остальные смотрят) как на уроках физкультуры, так и в спортивной тренировке. Эффективные формы тренировки под­вергались целенаправленному анализу. В настоящее время в качестве основных вариантов применяются несколько форм работы, а также их комбинации.

1. Фронтальная работа. Одновременная работа всей группы или класса над общей задачей позволяет развить высокую интенсивность выполнения упраж­нений. Преподаватель или инструктор пользуется фронтальным методом и, следовательно, оказывает на каждого учащегося прямое воздействие. Этот метод наиболее пригоден для постановки задачи в вводной части спортивного занятия, а также для рациональной организации учебного материала по легкой атлетике, например при отработке бега, стартовых упражнений и метаний.

2. Одновременная и однородная работа с отделения­ми; одновременная разнородная работа с отделения­ми. Работа с отделениями является одним из самых старых и наиболее распространенных методов ор­ганизации выполнения упражнений. Здесь воз­можны следующие варианты:

а)            Несколько отделений одновременно выпол­няют одно и то же упражнение на одинаковых сна­рядах или комплексах снарядов (параллельная ра­бота с отделениями); в данном случае смена снарядов не имеет смысла. Посредством сокраще­ния численности отделений (увеличение количества отделений) или же посредством расширения воз­можностей параллельного выполнения упражнений на каждой «станции» интенсивность работы может быть повышена.

б)           Несколько отделений одновременно выпол­няют одно и то же упражнение на различных снаря­дах или «станциях» (параллельная работа со сме­ной снарядов). Необходимо проводить смену сна­рядов, чтобы все спортсмены получили возмож­ность упражняться на основном снаряде или основной «станции» (например, подъем махом и большой оборот на перекладине или на брусьях с одной жердью).

в)           Несколько отделений одновременно выпол­няют различные упражнения на различных снаря­дах или «станциях» (одновременная разнородная работа с отделениями). В большинстве случаев ос­новной упор делается при этом на одну «станцию» (введение нового упражнения, серии упражнений или же техники). Другие «станции» служат, как пра­вило, для закрепления и совершенствования.

Между отдельными методами и их вариантами не может быть проведена четкая граница, здесь возможны разнообразные комбинации. Способ вы­полнения и количество повторений должны быть увязаны между собой таким образом, чтобы ни на одной из «станций» не было пауз в работе. Хоро­шие результаты дают самостоятельное определение количества повторений спортсменами, получивши­ми такое задание (капитанами отделений, помощ­никами инструктора), одновременная работа не­скольких спортсменов на одной и той же «станции» (например, кувырок назад с переходом в стойку на кистях на трех матах, положенных рядом) и прежде всего «поточное» выполнение упражнений.

3. Работа «станциями». Под этим следует понимать такой метод организации выполнения упражнений, при котором спортсмены, объединенные в отделе­ния или группы, потоком, при нарастающей на­грузке, выполняют упражнения на «станциях», образующих замкнутый круг («кольцо станций»), в целях закрепления нескольких двигательных на­выков. Применение этого метода обеспечивает большую плотность и интенсивность упражнений, однако требует ответственности и самостоятельно­сти. Он наиболее всего пригоден для закрепления и стабилизации тех двигательных навыков, хоро­ший уровень развития которых требуется на спор­тивных соревнованиях в условиях нарастающих на­грузок (спортивные игры и т.д.).

4. Круговая тренировка. Этот метод служит пре­имущественно для рационального развития сило­вой и общей выносливости. Спортсмены, объеди­ненные в небольшие группы, один за другим в одну или несколько смен выполняют различные простые физические упражнения на нескольких «станциях» в соответствии с установленными нагрузкой и от­дыхом. Нужно иметь такое количество «станций», каждая из которых предоставляла бы достаточно широкие возможности для работы, чтобы все спортсмены могли тренироваться одновременно.

Концепции составления планов. При планировании следует исходить из задач обучения и воспитания; например, в плане нужно отразить, какие двига­тельные навыки должны быть освоены или к како­му уровню физической работоспособности следует стремиться.

При планировании учитываются также уровень развития и уровень результатов спортивной группы. Обращая внимание на возрастные особен­ности и достигнутые результаты, можно избежать занижения или завышения требований, что в свою очередь повышает интерес и возбуждает положи­тельные эмоции в процессе занятий.

При планировании следует также ориентировать­ся на местные условия и состояние материально- технической базы. Это означает, что работу нужно строить в соответствии с прогрессивными спор­тивными традициями, используя все имеющиеся материально-технические возможности. Нередки случаи, когда, располагая ограниченными средства­ми или прибегая к самопомощи, удается выявить и освоить дополнительные возможности для трени­ровки.

Виды и структура планирования. Для школьного фи­зического воспитания на всех ступенях действи­тельны обязательные учебные планы; они служат основой для годового и триместрового планирова­ния, а также для подготовки преподавателя к уро­кам. Соревновательный спорт базируется на много­летних тренировочных планах, разрабатываемых различными спортивными организациями. На осно­ве этих планов составляются групповые или инди­видуальные тренировочные планы на каждый пе­риод тренировки. Для организации тренировочного процесса во многих видах спорта разрабатываются годовые стандартизованные планы; исходя из них составляются планы, рассчитанные, как правило, на 4-12 недель; в некоторых случаях спортивные феде­рации рассылают образцы поурочного планирова­ния. Инструкции по планированию занятий и дру­гие печатные материалы служат дополнением к этим пособиям, предназначающимся в первую очередь для инструкторов, работающих на обще­ственных началах.

Основы спортивной тренировки. Значение, задачи и характерные признаки спортивной тренировки. Определение понятия. Спортивная тренировка пред­ставляет собой процесс спортивного совершенство­вания, организуемый на основе педагогических принципов; посредством планомерного и система­тического воздействия на работоспособность и го­товность к труду она способствует формированию спортсмена как личности, которая обладает всем необходимым для того, чтобы добиваться высших спортивных результатов.

Значение. Спортивная тренировка и спортивные со­ревнования развивают у спортсмена высокую физи­ческую и психическую работоспособность. В про­цессе достижения намеченных целей они способ­ствуют формированию важных качеств личности, таких, как целеустремленность, смелость, готов­ность к риску и упорство. Они воспитывают само­стоятельность в сочетании с коллективным мышле­нием и поведением, дисциплину, способность пре­одолевать трудности и собственные настроения.

Максимальный кислородный пульс у людей, не занимающихся спортом, и у бывших спортсменов того же возраста (по Вушеху и Платцеку):

Возрастные группы Максимальный кислородный пульс у людей, не занима­ющихся спортом Максимальный кислородный пульс у бывших спортсменов

40-49

12,10

19,7

50-59

11,43

16,6

60-69

9,10

15,3

Спортивная тренировка и соревнования помо­гают вырабатывать привычку к здоровому образу жизни, развивают способность и желание добиться такого ритма жизни, который способствовал бы улучшению результата, позволяют контролировать индивидуальную работоспособность с помощью дозированных физических нагрузок.

Регулярная тренировка обеспечивает высокую физическую и психическую работоспособность в со­четании с общей спортивностью до глубокой старо­сти и может увеличить продолжительность жизни. Спортивная тренировка и соревнования имеют ис­ключительную важность для всестороннего разви­тия личности спортсмена. Они воплощают в себе стремление человека социалистической формации к укреплению здоровья, к радостному мировос­приятию и к высокой физической и умственной ра­ботоспособности. Следовательно, они способ­ствуют решению задач социалистического про­изводства и обороны отечества. Ярким выраже­нием и наглядным масштабом успешности спор­тивной тренировки являются результаты, пока­занные на соревнованиях.

Борьба за высокие спортивные результаты тре­бует от спортсмена полной самоотдачи. Она тре­бует от него максимальной мобилизации физиче­ских качеств и навыков, интеллектуальных способ­ностей, а также морально-волевых качеств и тем самым стимулирует их дальнейшее развитие. Каж­дое спортивное соревнование является пробным камнем для спортсмена как личности. Оно требует умения владеть собой, правильной оценки, рацио­нального распределения своих сил, а также способ­ности сделать «невозможное» в решающий момент. Поэтому тренировка, ориентированная на высшие достижения в соревнованиях, на рекорды и лучшие результаты, является особенно эффективной для воспитания человека. Кроме того, она дает ценные знания о возможностях человека в области трени­ровки, которые могут быть творчески перерабо­таны в других социальных сферах.

Задачи. Готовность к спортивному результату, раз­виваемая в процессе тренировки и соревнований, охватывает прежде всего сознание и поведение, а также структуру мотивации. Физическая работо­способность характеризуется физическими качества­ми, техническими и тактическими навыками и уме­ниями, интеллектуальными способностями, а также знаниями и опытом спортсмена. Готовность к спортивному результату и работоспособность определяют результативность, и поэтому их сле­дует оценивать и развивать как единое целое. Вос­питательное воздействие руководителя тренировки направлено в первую очередь на формирование со­циалистических убеждений и соответствующих им моральных норм поведения. При этом он должен следить за развитием таких специфических свойств характера и воли, которые решающим образом влияют на результат в избранной спортивной дис­циплине.

Задачи обучения в рамках спортивной подготов­ки заключаются в физической, технической, такти­ческой и интеллектуальной подготовке спортсмена.

Физическая подготовка включает в себя развитие общефизических качеств (силы, выносливости, бы­строты), координационных качеств (в частности, моторной обучаемости и управляемости, равнове­сия) и подвижности. Эти качества являются важной предпосылкой как для высокой общей работоспо­собности человека, так и для высокой спортивной результативности.

— Технико-тактическая подготовка. Спортивно-тех- ническая подготовка направлена на освоение наибо­лее рациональной техники и ее использование в ус­ловиях соревнований.

Под спортивной техникой понимают специфиче­ский общепринятый и принципиально законо­мерный способ решения спортивно-двигательной задачи, сложившийся в спортивной практике на ос­нове общих предпосылок и заданных норм. Как ал­горитм движения спортивная техника присутствует в индивидуальном двигательном акте, т. е. соответ­ствующая общая спортивная техника составляет ос­нову индивидуальной формы движения, однако не идентична ей. Она служит образцом и моделью для воспроизведения движения и реализуется на основе индивидуального образа движения (внутренняя мо­дель) и двигательного опыта спортсмена, а также соответствующих двигательных программ в спе­циальной системе одновременных и последова­тельных движений.

Случайные и индивидуальные признаки отдель­ного движения или индивидуального процесса дви­жения нередко затрудняют выявление общехарак­терных признаков, т. е. применяемой спортивной техники и прогресса в ее развитии.

Спортивная техника базируется на знаниях о за­кономерностях, лежащих в основе двигательного акта, и служит достижению максимально воз­можных спортивных результатов за счет эффектив­ного использования закономерных взаимосвязей и имеющихся или подлежащих развитию психофи­зических возможностей спортсмена с учетом внеш­них механических условий и конкретной тактиче­ской ситуации. При этом следует принимать в расчет ряд внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся, например, зна­ния и желание спортсмена или пропорции его тела; внешними факторами принято считать как условия окружающей среды, так и конкретные тактические ситуации, а в общем-основные ограничивающие положения международных правил соревнований.

Поскольку предпосылки и условия для примене­ния спортивной техники с развитием человека и его окружающей среды меняются, то и она находится в постоянном развитии.

Эффективное применение спортивной техники предполагает соответствующую подготовку лично­сти спортсмена и наличие необходимых психофизи­ческих возможностей и двигательных навыков. Спортивная техника определяется действующими положениями о соревнованиях; в то же время она непрерывно развивается. Ее можно объективизиро­вать с помощью методов научного анализа.

Спортивная техника, общий вид: а-собиратель­ное понятие для всех технических приемов, приме­няемых в спорте; б-группировка отдельных видов спорта, дисциплин или групп видов спорта; в-ти­пичное техническое содержание дисциплины вне за­висимости от индивидуальных или случайных при­знаков; г-характерные индивидуальные особенно­сти спортсмена при применении техники; д-от­дельные процессы движения с основополагающими, индивидуальными и случайными признаками; е-категории общего; ж-категории основополагаю­щего или закономерного; з-категории специфиче­ского (=личности); и-категории частного.

Инертность, с какой человек воспринимает пара­метры движения (иногда действительно весьма труднодоступные), а также уже описанные принци­пиальные проблемы «отсечения» индивидуального и случайного делают необходимым применение со­ответствующих методов анализа; это в большин­стве случаев биомеханические методы исследова­ния, которые нередко сопряжены с широким использованием технических приборов. С точки зрения этой научной дисциплины спортивная техни­ка отражается в выводимых кинематических и динамических графических характеристиках, ко­торые дополняются определенными параметрами и в общем и целом образуют целое, характеризую­щее или объективизирующее конкретную спортив­ную технику.

Подобным же образом (однако с более широки­ми биологическими характеристиками) можно, на­пример, объективно выявить характерное взаимо­действие основных мышечных групп на основе потенциалов активности с помощью электромиографии или типичную последовательность опреде­ленных регулирующих импульсов со стороны цен­тральной нервной системы на основе высших поведенческих программ с помощью электроэнце- фалографии. С помощью этих электрофизиологиче- ских методов уже удалось определить уровень или степень выраженности имеющихся образов движе­ния.

При более детальном рассмотрении идеи разви­тия можно выявить две стороны или две плоско­сти: 1. Спортивная техника в целом наряду или вне зависимости от ее индивидуальных особенностей, вносимых каждым отдельным спортсменом, пре­терпевает историческое развитие (межиндивидуаль- ное или надындивидуальное развитие). 2. Спортив­ная техника развивается в процессе освоения ее каждым отдельным спортсменом (интраиндиви- дуальное развитие). При этом следует различать:

а)            развитие у спортсмена так называемой внутрен­ней модели спортивной техники; б) объективные изменения технического уровня двигательного акта, производимого спортсменом; в) развитие индиви­дуального оптимума спортивной техники на основе изменения уровня, например, двигательных качеств.

I Анализ фото- и кинодокументов спортивной ис­тории проясняет социально-исторический аспект развития, который, в частности, определялся по­стоянным совершенствованием спортивных снаря­дов и спортивных сооружений. Так, использование новых возможностей, обусловленных применением новых шестов для прыжков (развитие снаряда шло через применение бамбука, стали, металлических сплавов или искусственных материалов типа фибер­гласа к новым конструкционным решениям), приве­ло к изменению техники прыжка, а с ним и к повы­шению результатов. Первые два признака описан­ного выше интраиндивидуального развития отра­жают познанные закономерности учебного процес­са. Третий признак при этом зачастую не при­нимается во внимание. Функция спортивной техни­ки, однако, состоит в том, чтобы достичь макси­мально возможного спортивного результата за счет эффективного использования психофизических воз­можностей; поэтому на каждой новой ступени раз­вития необходим специфический процесс оптимиза­ции. При этом возникают несоответствия между содержащимися в памяти двигательными програм­мами и двигательными качествами, и поэтому в не­которых видах спорта технические навыки не удает­ся поддерживать в стабильном состоянии на протя­жении нескольких лет.

В процессе тактической подготовки спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой ситуации, рационально и целе­направленно используя в соревнованиях свои физи­ческие качества и технические умения и навыки. Тактическая подготовка должна стимулировать < планомерный и систематический процесс взаимо­действия членов команды на основе оптимальных вариантов атакующих и оборонительных действий.

Особое значение имеет также развитие интеллек­туальных способностей. Оно заключается в сообще­нии полезных сведений, развитии мышления, вос­приятия и наблюдательности; благодаря ему спортсмен должен научиться самостоятельному планированию, организации и оценке своей трени­ровки, творческому осуществлению тактических концепций в практике соревнований.

Признаки. Современной тренировке присущи не­сколько важных характерных признаков. Она дол­жна строиться как планомерный процесс на основе новейших данных спортивной науки; при этом сле­дует постоянно обобщать положительный практи­ческий опыт и творчески использовать его в со­ответствии со спецификой той или иной спортивной дисциплины. Систематическое развитие спортивной работоспособности должно определяться долго­срочными и краткосрочными тренировочными пла­нами, в которых должны быть отражены законо­мерности развития тренированности. Тренировка всегда имеет целью развитие индивидуальной рабо­тоспособности; поэтому неизменным требованием, предъявляемым к ней, являются оптимальные на­грузки. Следовательно, важнейшим следствием спортивной тренировки является привычка к здоро­вому образу жизни, оказывающему положительное влияние на работоспособность. Другим типичным признаком тренировки является ее ориентация на оптимальный индивидуальный результат или абсо­лютное высшее достижение в определенном виде спорта или спортивной дисциплине. Такая специа­лизация, однако, не должна отождествляться с односторонностью подготовки. Высокие спор­тивные результаты в одной дисциплине базируются на разносторонней физической и психической работоспособности, которой можно добиться лишь на основе разнообразной тренировочной про­граммы (принцип разносторонности). С другой сто­роны, в качестве средств тренировки могут служить лишь такие упражнения, которые способствуют до­стижению конкретной цели тренировки (принцип полезности). Поэтому каждое отдельное упражне­ние должно пройти проверку на пригодность и целесообразность.

Важным признаком тренировки является един­ство воспитания и обучения. Тренер и инструктор должны познать взаимосвязь между работоспособ­ностью и готовностью к спортивному результату и сознательно и последовательно применять эти знания в целях улучшения спортивного результата. Роль тренера и инструктора в тренировочном про­цессе состоит в том, чтобы обучать спортсменов творческой работе и направлять их деятельность на достижение намеченных целей воспитания и обуче­ния.

Тренировочная нагрузка. Спортсмен развивает свою работоспособность в процессе выполнения предъяв­ляемых к нему требований лишь в том случае, если эти требования достаточно высоки, чтобы времен­но нарушить динамическое равновесие биологиче­ских и психических функций, и если они делают не­обходимой мобилизацию функциональных резер­вов. Процесс выполнения спортсменом такого рода требований принято обозначать как тренировочную нагрузку. Тренировочный эффект состоит в том, что при успешной переработке нагрузки нарушен­ное равновесие восстанавливается на более высо­ком функциональном уровне за счет процессов адаптации. Чем ближе подходят требования к гра­нице индивидуальной работоспособности на данный момент, тем более бурно протекают про­цессы адаптации и тем скорее повышается спортив­ная работоспособность.

Требования, характерные для области спорта, определяются в основном типом физических упраж­нений, объемом и интенсивностью работы, трени­ровочными методами и требуемым качеством дви­жения.

Вид и величина нагрузки (степень нагрузки) обус­ловливаются прежде всего дозированием от­дельных компонентов заданной работы в зависимо­сти от индивидуальной работоспособности на данный момент. Метеорологические условия, со­стояние тренировочного спортсооружения и многие другие условия изменяют степень физической и психической нагрузки. Измерение биологических показателей (в частности, частоты сердечных сокра­щений, концентрации лактата, суммы пульса в со­стоянии покоя) дает представление о физических компонентах и об изменении поведения и установки спортсмена во время нагрузки и после нее, а также

о психических компонентах нагрузки. Первоочеред­ной задачей спортивной науки является установле­ние закономерных взаимосвязей между структурой требований и характером нагрузки, а также между направлением и темпами адаптации.

Тренировочная нагрузка оказывает оптимальное воздействие только при правильном соотношении нагрузки и отдыха. В фазе отдыха после трениро­вочного занятия вступают в действие важные про­цессы адаптации. При слишком коротких интерва­лах между тренировочными занятиями накапли­вается утомление, и действие прогрессирующих на­грузок не может быть реализовано в полной мере. Это нарушает функции вегетативной нервной сис­темы и обусловливает снижение результатов. Слишком большие интервалы замедляют развитие результатов вследствие быстрого исчезновения адаптации к тренировке.

Как правило, начинающий должен тренироваться 3-4 раза в неделю, прогрессирующий-ежедневно, а спортсмен высокой квалификации-несколько раз в день.

При ежедневной тренировке следует стремиться к ускорению процесса отдыха за счет достаточно продолжительного ночного сна, организации досу­га, способствующей расслаблению, полноценного питания, массажа, физиотерапевтических средств, разнообразных гигиенических мер и т. д. Очень важное значение имеет активный отдых. Это-дви­жения, требующие небольшого напряжения; при этом либо сохраняется структура движения фазы нагрузки, но значительно уменьшается сила, либо выполняются движения с иной структурой. Формы активного отдыха включаются в продолжительные тренировочные занятия или же выступают в роли самостоятельных тренировочных единиц в недель­ном тренировочном цикле.

— Увеличение нагрузки. Постоянный прирост ре­зультата происходит лишь в том случае, если к по­вышающейся работоспособности предъявляются соответственно и более высокие требования. Неиз­менные требования постепенно утрачивают свою эффективность, и их хватает лишь на то, чтобы со­хранять работоспособность.

Для развития общефизических качеств нужно прежде всего увеличивать объем или интенсивность требований; для развития координационных ка­честв и спортивной техники требуются более сложные условия выполнения упражнения, а также более высокое качество и стабильность выполнения или же повышение коэффициента сложности (спор­тивная гимнастика, фигурное катание).

Увеличивающиеся нагрузки должны вызывать со­ответствующее повышение результата. При этом не следует забывать, что спортсмену нужно какое-то время, чтобы адаптироваться к возросшим требо­ваниям. Кроме того, следует закрепить новый (бо­лее высокий) уровень результатов. Если требования нарастают слишком быстро, то процессы закрепле­ния оказываются неэффективными: спортсмен утрачивает возможность успешно перерабатывать нагрузку; могут произойти застой или спад резуль­татов. По этой причине следует регулярно и не слишком редко контролировать развитие результа­тов, применяя для этого целесообразные методы тестирования.

Опыт показывает, что при ежедневной трениров­ке увеличение нагрузки разумно производить с ин­тервалами в 4-6 недель; циклическое изменение на­грузки стимулирует также процессы отдыха.

Спортивный результат поддается оптимальному улучшению при условии, если нагрузки эффективно воздействуют и на психорегулирующие качества (морально-волевые качества). Следовательно, в процессе общефизической подготовки, а также технической и тактической тренировок следует ис­пользовать такие методы, которые предъявляют повышенные требования прежде всего к таким ка­чествам спортсмена, как готовность к нагрузкам, самодисциплина, упорство, решительность и уме­ние принимать решение.

— Индивидуальные и объективные факторы нагруз­ки. Дозировка нагрузки должна быть индивидуаль­ной. Однако при этом следует принимать в расчет и практический опыт. Данные, полученные из прак­тики тренировки сильнейших спортсменов, нельзя рассматривать как норму; они могут служить лишь примерными контрольными цифрами. Само собой разумеется, что высокие спортивные достижения возможны лишь при условии работы с очень боль­шими нагрузками. Однако динамика результатов зависит не только от величины нагрузки, но и от качества системы нагрузок-например, от струк­туры нагрузки в различных периодах тренировки, от методов и средств тренировки, от соотношения между нагрузкой и отдыхом. Следует учитывать также возраст и продолжительность тренировочной деятельности, тренированность и состояние здо­ровья, а также общую нагрузку спортсмена.

— Возраст и продолжительность тренировочной дея­тельности. Как уже было установлено, величина и вид нагрузки зависят, в частности, от подгото­вленности, возраста и продолжительности трениро­вочной деятельности, а также от особенностей ка­ждого отдельного вида спорта. Тренировка нович­ков должна быть более разносторонней, нежели тренировка прогрессирующих спортсменов. Здесь для развития результатов наряду со специальными для данной соревновательной дисциплины упражне­ниями пользуются упражнениями из других спор­тивных дисциплин или видов спорта (основная под­готовка). Однако по мере увеличения продолжи­тельности тренировочной деятельности (многолет­няя тренировка) специальные тренировочные упражнения и соревновательные упражнения зани­мают доминирующее положение в развитии резуль­тата. Нужна многолетняя подготовка, прежде чем спортсмену может быть разрешено работать на пределе индивидуальной способности переносить нагрузки. Поэтому, как правило, к начинающим спортсменам нельзя предъявлять столь же высокие требования, как к спортсменам, обладающим неко­торым тренировочным опытом. Это относится пре­жде всего к общефизической подготовке. В техниче­ской тренировке молодые спортсмены, напротив, проявляют нередко более высокую работоспособ­ность, чем более зрелые, если они обладают необ­ходимыми физическими качествами для освоения сложных процессов движения (например, в фигур­ном катании, спортивной гимнастике).

Оптимальную границу переносимости нагрузок следует определять на основании постоянного наблюдения за спортсменом в процессе трениров­ки, контроля за его состоянием и поведением после тренировочных занятий, тестирования результатов и медицинских обследований. Для этого необходи­мо сотрудничество тренера, спортсмена и спортив­ного врача.

— Общая нагрузка. Спортсмен испытывает действие нагрузок не только в процессе тренировки, но и в профессиональной деятельности, в учебе и в се­мейной жизни. Требования, которые предъявляет жизнь к отдельным спортсменам, весьма различны. Они оказывают влияние на темпы восстановления после напряженной тренировки, и поэтому их также следует принимать во внимание при планировании тренировки.

— Годичная нагрузка. Если тренировочная нагрузка больше не соответствует уровню работоспособно­

сти или вообще отсутствует, то адаптация к трени­ровке может исчезнуть. Так, например, выносли­вость в течение нескольких дней отдыха может претерпеть существенные обратные изменения. По сравнению с выносливостью несколько большей стабильностью отличаются сила и быстрота. Хотя основная структура спортивно-технических навыков сохраняется на протяжении нескольких лет, при не­регулярной тренировке довольно быстро утрачи­вается точность движений. Поэтому тренировку следует строить как непрерывный и последова­тельный процесс.

Структура годичной тренировки. В целях системати­ческого развития тренированности год делится на 1-2 тренировочных цикла. Каждый цикл состоит из подготовительного, соревновательного и переход­ного периодов. В подготовительном периоде повы­шается уровень отдельных факторов спортивного результата (общефизические и координационные качества, обусловливающие уровень спортивного результата, спортивно-технические навыки), стаби­лизируется высокий уровень комплекса, именуемо­го спортивным результатом, и проводится подго­товка спортсмена к дальнейшему повышению на­грузок ради улучшения результата на следующих важных соревнованиях. Как правило, в этот период нагрузки бывают разносторонними; общефизиче­ская подготовка не очень интенсивна, но довольно велика по объему.

В соревновательном периоде основная задача со­стоит в том, чтобы обеспечить определенный уро­вень соревновательных результатов и по возможно­сти подвести спортсмена к максимальному резуль­тату. Повышение интенсивности тренировки дости­гается за счет условий тренировки, близких к соревновательным, а также за счет самих сорев­нований. Воспитание спортсмена направлено на развитие его способности справляться с интен­сивными нагрузками, на развитие упорства в сорев­новании, уверенности в себе, готовности к риску и готовности принимать решения в ходе соревнова­ний в сочетании с решением тактических задач. Переходный период представляет собой связку ме­жду двумя циклами и служит для отдыха после фи­зического напряжения, обусловленного участием в серии соревнований. Этот период, как правило, длится не более 2-3 недель. В это время тренировка полностью не прекращается, однако упражнения, выполняемые спортсменом, обычно бывают други­ми, нежели в соревновательном периоде. Тренировочные циклы. При ежедневной или почти ежедневной тренировке возникает необходимость соблюдать определенную ритмическую последова­тельность нагрузок. Этим обусловлена организация малых циклов в виде серии нескольких трениро­вочных занятий (микроциклы), которые могут по­вторяться через несколько недель, и более продол­жительных циклов, длящихся несколько недель (мезоциклы). Микроциклы следует строить таким образом, чтобы обеспечить правильную координацию между нагрузкой и отдыхом и чтобы воздей­ствие основных нагрузок на спортсмена приходи­лось на наиболее благоприятный отрезок времени. Таким образом, в тренировочном цикле трениро­вочные занятия с высокой нагрузкой, которые ориентированы преимущественно на развитие спор­тивного результата или отдельных факторов ре­зультата, чередуются с тренировочными занятиями с небольшими нагрузками, которые служат для закрепления приобретенных умений, навыков и качеств или для ускорения процессов восстанов­ления.

Кроме того, нередко друг за другом следуют тренировочные занятия с различными задачами, ко­торые требуют различных средств тренировки и различных величин раздражения. Это позволяет отказаться от продолжительных периодов отдыха между тренировочными занятиями и тренироваться ежедневно.

sport_fizkultura_008

Длительность мезоциклов составляет 4-6 недель. Они складываются в результате специфической динамики нагрузки и в результате чередования про­должительных этапов с высокими нагрузками и ко­ротких этапов (около 1 недели) с пониженными на­грузками. Такое чередование, с одной стороны, должно обеспечить высокую общую нагрузку, а с другой-постоянно создавать условия для полно­го восстановления, а значит, и для оптимальной переработки нагрузки. Динамика нагрузки в первые две трети мезоцикла характеризуется максимально возможным объемом тренировки, а в последней трети — нарастающей интенсивностью в сочетании с сокращением объема. Это помогает избежать мо­нотонности в дозировке раздражений и стереотип­ности адаптации, а также обеспечить циклическую последовательность раздражений, обусловленных объемом и интенсивностью нагрузок.

— Дозирование соревнований. Не всякое соревнова­ние должно полностью исчерпывать резервы орга­низма. Многие соревнования служат для развития спортивного результата, т.е. являются средствами тренировки. Их трудность должна нарастать посте­пенно. Но и для них справедливо положение, отно­сящееся к тренировке: соревнования, не требующие существенного напряжения сил, бесполезны для развития спортсмена. Спортсмен, избегающий сильного соперника, потому что он может потер­петь от него поражение, наносит ущерб самому себе.

— Постановка целей. Современная тренировка за­хватывает всю личность спортсмена. Готовность к спортивному результату и неустанное стремление к поиску новых и более эффективных путей про­грессируют, если спортсмен сознательно идет к це­ли (высокому спортивному результату) и осознает результаты своего труда. Цель тренировочного за­нятия нельзя ни завышать, ни занижать. Слишком доступная цель провоцирует к пренебрежению спортивным образом жизни, рассеянности на тре­нировке и к зазнайству. Недостижимая цель побу­ждает наиболее честолюбивых спортсменов к та­ким усилиям, которые они не в состоянии выдер­жать более или менее длительное время. Они ведут к перенапряжению, а неудачи-к психической де­прессии. Планами тренировки должны предусмат­риваться цели как для коротких, так и для более длительных этапов; при этом следует принимать в расчет предшествующие результаты спортсмена, условия тренировки и другие факторы, влияющие на эффективность тренировки. Цели должны быть конкретными и по возможности измеримыми.

Тренер и спортсмен, ставящие перед собой зада­чу «несколько улучшить» прежний результат, не придерживаются плана тренировки.

— Контроль за результатами проводится для того, чтобы проверить, насколько эффективными были тренировочные раздражения и в какой мере они по­влияли на спортивный результат и на уровень от­дельных факторов результата. На основании ре­зультатов контроля можно точно определить на­грузку для планирования следующего этапа трени­ровки. Результаты в соревновательной дисциплине дают лишь приблизительное представление об уровне развития отдельных умений, навыков и ка­честв, которые являются качествами, определяю­щими спортивный результат. Поэтому для каждого вида спорта нужна система контрольных упражне­ний для проверки мышечной силы, выносливости, быстроты, ловкости и подвижности, техники и так­тики, а также морально-волевых качеств.

— Воспитание привычки к выполнению плана. Ре­зультаты контрольных испытаний и соревнований, а также наблюдений в процессе тренировки оцени­ваются на коллективных совещаниях. На них сле­дует делать критический разбор слабых сторон и указывать пути к их устранению. Нужно также выявлять причины наиболее заметных успехов и анализировать новые методы, позволяющие уско­рить процесс развития. Коллектив должен при­нимать активное участие в выполнении плана каждым отдельным спортсменом и всеми силами поддерживать и укреплять стремление к неуклонно­му улучшению спортивных результатов. Спортсме­на нужно воспитывать прежде всего в духе требова­тельности к себе и максимальной самостоятельно­сти.

— Эмоциональные предпосылки. Радостное настрое­ние повышает эффективность тренировки, и спортс­мен в этом случае быстрее преодолевает утомле­ние. Это можно заметить как во время соревнова­ний, так и после них. Счастливый победитель быстрее восстанавливается после напряженных со­ревнований, чем спортсмен, удрученный пораже­нием. Поэтому тренер должен всячески стимулиро­вать радостную заинтересованность спортсмена в тренировочно-соревновательном процессе. Дей­ственным средством в данном случае могут ока­заться ближайшие и перспективные цели, которые определенным образом ориентируют спортсмена.

— Монотонность. Тренировочные раздражения оказывают оптимальное воздействие только при многократном повторении. Чтобы освоить безуко­ризненный процесс движения, нужно неутомимо от­рабатывать отдельные элементы или движение в целом при различных условиях. Общефизическая подготовка также требует многократных повторе­ний, причем в большинстве случаев число наиболее эффективных тренировочных упражнений бывает ограничено. Многим спортсменам такая работа ка­жется однообразной.

Однообразные формы нагрузки создают впечат­ление монотонности также и из-за высокой частоты тренировочных занятий. Слабовольные и не слиш­ком целеустремленные спортсмены испытывают в связи с этим существенную психическую нагрузку, от которой они время от времени пытаются изба­виться. Отрицательные воздействия монотонности тренировки можно устранить, если удастся заинте­ресовать спортсмена поставленной целью и убедить его в необходимости всех требований. И все же тренировочные занятия не должны быть более однообразными, чем это необходимо для опти­мального эффекта. Здесь можно порекомендовать чередование основных задач, средств и методов тренировки, а также периодическую смену обста­новки.

Перенапряжение. Нормальное развитие тренирован­ности может нарушиться, если общая нагрузка зна­чительно и в течение длительного времени превы­шает индивидуальную работоспособность. Причи­ной этого могут быть как ошибки в методике тренировки, так и факторы-помехи, находящиеся за пределами тренировки.

Такими факторами могут быть, в частности, не­обоснованно быстрое увеличение нагрузки, чрез­мерный объем технической подготовки при недо­статочном отдыхе. К перенапряжению могут при­вести также неспортивный образ жизни, психиче­ские срывы из-за неудач в различных областях жизни (в семье, в школе, в процессе профессиональ­ной подготовки), подавленность после поражений в спорте, вызванная переоценкой своих возможно­стей, а также другие обстоятельства.

Психическими симптомами перенапряжения, ко­торые в большинстве случаев являются также первыми признаками завышенных нагрузок, являются чувство неудовлетворения, нежелание ра­ботать, раздражительность, утрата способности к сосредоточению и нарушение взаимоотношений в социальной среде. При дальнейшем перенапряже­нии снижаются спортивные результаты; ухудшают­ся все виды адаптации, выработанные в процессе тренировки. Могут наступить длительная бессонни­ца и потеря аппетита.

Профилактическими мерами являются постоян­ное наблюдение за спортсменом, достаточный от­дых и соблюдение спортивного образа жизни. Если симптомы перенапряжения распознаны своевремен­но, тренированность спортсмена можно быстро нормализовать путем временного сокращения на­грузки (на 1-2 недели), изменения организации тре­нировки и путем создания приятных для спортсме­на ситуаций.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.