Основные этапы истории физической культуры и спорта
Рубрика: Физкультура в обществеФизическая культура при первобытнообщинном строе
Физические упражнения в первобытном обществе были самым тесным образом связаны с трудовыми процессами, культовыми обрядами, с воспитанием, искусством и военным делом. Физическая культура начала складываться на определенном уровне экономического и общественного развития в эпоху верхнего палеолита, т. е. около 50 тысяч лет назад. Более совершенные орудия труда, а также возникновение родовых объединений дали людям возможность не ограничивать свою деятельность изготовлением предметов, служащих удовлетворению самых примитивных жизненных потребностей. Появляются украшения, произведения искусства. Людям этой эпохи уже были известны музыка и культовые танцы. Но вряд ли эти танцы можно считать первыми физическими упражнениями. С еще меньшей вероятностью они были началом всех других форм физических упражнений. Однако решающее значение имело понимание людьми того обстоятельства, что охотник должен уметь быстро бегать, осторожно подкрадываться к пугливой дичи, быть сильным в борьбе с крупным зверем, а при встрече с осторожным и быстрым животным должен ловко и без промаха поразить цель. Поэтому охотнику необходимо было постоянно тренироваться, развивать силу, ловкость, меткость. При изготовлении снарядов для метания приходилось совершать пробные броски. Такого рода упражнения стали неотъемлемой частью подготовки подрастающего поколения к выполнению тех задач, которые ставила перед ними жизнь в орде, роду, племени.
Пещерные и наскальные изображения эпохи палеолита свидетельствуют о тесной связи физических упражнений с трудом. На этих рисунках мы видим, как охотники бегают, прыгают, танцуют, но чаще всего метают, причем в качестве метательных снарядов служат орудия охоты и рыбной ловли: различного рода булавы, каменные топоры, копья с каменными наконечниками и без них, дротики и бумеранги.
Таким образом, в первобытном обществе и дети, и взрослые принимали участие в играх с мячом и палками. Победа в состязании приносила славу племени, а победители награждались призами.
Соревнования по бегу, прыжкам, метаниям, плаванию становятся особенно популярными в последний период первобытнообщинного строя, в эпоху военной демократии для подготовки к вооруженной борьбе.
Физическая культура при рабовладельческом строе
Рабовладельческий строй — первая историческая форма классового общества. Появление различий и противоречий между умственным и физическим трудом, рост товарного производства, развитие торговли и т.д. порождали различия в размерах собственности, вели к формированию классов.
Имущие круги, задававшие тон в политической жизни, создавали государства, призванные защищать их интересы.
Физические упражнения в этот период имели классовый характер и были прикладными по назначению. Рабы не имели права заниматься физическими упражнениями. Свободные (средние слои и бедняки) лишь в такой степени могли приобщаться к физической культуре, какая устраивала рабовладельцев.
Развитие специализации в области физического воспитания, совершенствование техники и методики выполнения физических упражнений, крупномасштабные игры и празднества, купания и лечебная гимнастика-все это свидетельствует о более высокой ступени физического развития. Постепенно наибольшее распространение наряду с танцами получили стрельба из лука, фехтование, борьба, кулачные бои, плавание, конные состязания.
Обратимся к античной эпохе. В те времена Греция состояла из великого множества мелких рабовладельческих городов-государств (полисов), главными из которых были Афины и Спарта.
В отличие от Спарты в Афинах еще с древних времен наряду с земледелием и животноводством получили значительное развитие ремесло и торговля. К концу VI в. до н.э. Афины превратились в рабовладельческое демократическое государство, в котором главенствующую роль играли не аристократы-земледельцы, а торговцы и финансисты с участием средних слоев. В V веке до н. э. афинская демократия достигла наивысшего расцвета в экономике, политике и культуре. Материальные предпосылки этого расцвета создавались бесчисленными рабами, которые подвергались самой жестокой эксплуатации.
Афинская гимнастика была образцом для других городов-государств. Физическое воспитание как часть военного воспитания, сложившегося на последних этапах первобытного общества, в период расцвета Афин получило дальнейшее развитие благодаря возникновению нового аспекта воспитания, получившего наименование калогатия (калос-«физически выносливыи, хорошо сложенный», агатос — «умный, с твердым характером»), В соответствии с этим гимнасии, школы для сыновей представителей богатой верхушки, были образцами гармоничного сочетания физического воспитания с моральным и духовным. Вершиной гимнастики был агон (состязание) всех уровней: от каждодневных занятий в форме соревнований до крупных агонов и состязания в присутствии публики.
Игры в Олимпии (776 г. до н.э.-393 г. н.э.) были наиболее значительными и стабильными соревнованиями в Греции. В программу входили различные виды бега, борьба, пентатлон (пятиборье), ристания на колесницах, конные состязания, бег с оружием, иногда художественные конкурсы. Победитель игр пользовался наивысшим уважением. Это было связано с культовым значением игр, участвовать в которых могли исключительно греки. Игры в Олимпии сплачивали союз городов-государств; в период игр заключались союзы и торговые соглашения.
Второе крупнейшее античное государство — Спарта — прославилось исключительно жестокой эксплуатацией государственных рабов (илотов) и полусвободных (периэков) господствующим классом-спартиатами. Угнетенные слои часто восставали против угнетателей, поэтому постоянная боеготовность была для господствующего меньшинства жизненной необходимостью. Спартиаты сохранили милитаристское физическое воспитание конца первобытного строя, придав ему характер муштры и дрессировки. Военную подготовку проходили и дочери спартиатов.
В период упадка городов-полисов классический идеал воспитания калогатии поблек, центр тяжести под влиянием греческой софистики сместился в сторону одностороннего интеллектуального воспитания. Правда, все еще проводились крупные игры, подобные тем, которые имели место в Олимпии, но участвовали в них исключительно профессиональные атлеты. Так агонистика, служившая максимальному развитию физических, духовных и моральных качеств, превратилась в атлетику, античный профессиональный спорт.
Физическая культура Древнего Рима испытывала влияние воинственности римского государства. В семейном воспитании преобладали физические упражнения с ярко выраженным военным уклоном. На Марсовом поле регулярно проводились военные игры и занятия по строевой подготовке, в которых принимали участие сыновья полноправных граждан старше 18 лет. Традиционные римские игры-пуди происходили не на стадионе, а на цирковой арене. Это были прежде всего состязания боевых колесниц и бои гладиаторов. Гладиаторами были рабы, специально обученные различным приемам ведения боя. В одной из школ гладиаторов боевую подготовку получил Спартак, выдающийся борец против рабства и угнетения. В период Римской империи превращение массовой армии в армию наемников сделало излишним всеобщее военно-физическое воспитание. Римляне не видели практической пользы в греческой гимнастике. Для физического воспитания не оказалось места и в школьной системе того времени. В жизни взрослого населения физические упражнения также не играли никакой роли; к ним прибегали разве только с лечебными целями, да ради развлечения.
Физическая культура при феодализме
В захватнических государствах, строившихся на основе феодализированных позднеантичных отношений, германцы создавали строй военной демократии, и физическое воспитание служило им в этом существенной предпосылкой. К началу нашей эры среди германских племен были распространены разнообразные соревнования по бегу, плаванию, метанию копья, по борьбе, стрельбе из лука, упражнения с секирой. Популярностью пользовались скачки и лапта. В плавании и нырянии особенно больших успехов достигли северные германцы. Об этом говорится в северогерманских сагах. Зимой германцы бегали на лыжах, особенно популярным был бег на длинные дистанции.
При феодализме основную часть населения Германии составляли крестьяне. Поэтому они играли главную роль в сохранении наследия своих предков в области физической культуры. Пока они оставались свободными и выполняли свои обязанности по охране феодала, они систематически упражнялись во владении оружием, занимались и другими видами спорта: бегом, плаванием, метаниями, прыжками и борьбой. Начиная с IX в. физическая культура среди крестьян идет на убыль. Шаг за шагом крестьянство утрачивает самостоятельность и свободу. В армии на смену многочисленной пехоте приходит кавалерия. После экономического закабаления крестьян феодалы лишили их права носить оружие.
Таким образом, в этих условиях крестьяне были лишены возможности осуществлять регулярные физические занятия. Но древние народные традиции сохраняются. На праздниках крестьяне меряются силой, состязаются в ловкости. Наиболее распространенными развлечениями становятся бег, игра в кегли, хождение по канату, лазание по шесту за призом, борьба и конные состязания.
В эпоху феодализма яркими носителями господствующей физической культуры были рыцари. Рыцари — это профессиональные военные из числа дворянства, состоявшие на службе у крупных феодалов и получавшие от них землю. В рыцарском воспитании большое место отводилось военно-физической подготовке. Будущий рыцарь получал разностороннюю военную и физическую подготовку, в которую наряду с обучением рыцарскому ремеслу входили также бег, прыжки, лазание по шесту, борьба и плавание. В 14-18 лет оруженосцы учились хорошо владеть оружием и охотиться. После посвящения оруженосца в рыцари начиналась рыцарская служба у одного из крупных феодалов. Кроме того, рыцарь получал право участвовать в турнирах, которые представляли собой состязания в воинском мастерстве. Был выработан своеобразный ритуал, о турнирах извещалось заранее. Правила соревнований были весьма строгими. Рыцари дрались тупым оружием. Несмотря на это, в пылу схватки соперники нередко причиняли друг другу серьезные травмы. К тому же иногда в ход шло и настоящее боевое оружие. С развитием товарно-денежных отношений и появлением огнестрельного оружия происходит упадок рыцарского сословия.
В противоположность рыцарям бюргеры большей частью воевали в пешем строю. Поэтому особое внимание уделялось бегу, метаниям и прыжкам. Еще важнее для бюргеров были стрельба и фехтование. Вначале стреляли из арбалета, который вскоре был усовершенствован: стали использоваться стальные луки. В XIV в. с появлением пороха развивается стрельба из огнестрельного оружия. Наряду со стрелковыми обществами, где тон задавали цеховые мастера, в XV и XVI вв. возникают два крупных фехтовальных союза-«Братья Маркуса» и «Фехтовальщики на рапирах»,-в которые входили главным образом ремесленники- подмастерья. Соревнования проводились по строгим правилам. В качестве оружия использовались пика, алебарда, кинжал, нож, большой меч, шпага. Члены фехтовальных союзов сыграли значительную роль в стихийных выступлениях городской бедноты против патрициев и цеховых старшин в XV и XVI вв.
Эпоха Возрождения
Возникнув в Италии, гуманизм как движение в культурной жизни распространился на Францию и Германию, отчасти также и на Англию. Большинство гуманистов составляли не только ученые, занимавшиеся античной культурой, но и педагоги, выступавшие против религиозно-схоластической системы образования. Идеалом Возрождения был образ гармоничного человека, способного к достижению высоких результатов во всех областях жизни. Поиски античного образца привели итальянских и немецких гуманистов к греческой гимнастике, которая заняла определенное место в теоретических изысканиях в области воспитания. Подробное описание античной гимнастики дал итальянский врач X. Меркуриалис в своем шеститомном труде «Де арте гимнастика» («О гимнастическом искусстве»), вышедшем в свет в 1569 г. Ф. да Фельтре предпринял первые практические шаги. По образцу греческой гимнастики он в городе Мантуе основал школу «Каза джокоза» (Дом радости), где рационально сочетались теория и практика физического воспитания. Немецкие гуманисты создавали учебники. Так, Н. Винман в 1538 г. издал книгу «Пловец, или Об искусстве плавать», а Я. Камерариус в 1544 г. выпустил книгу «Диалог о гимнасиях». Попытки Г. В. Лейбница связать науки с практической жизнью и сделать их доступными для самых широких кругов были продолжены его учениками. Критерий пользы стал основным принципом и в области воспитания. Стала очевидной малая эффективность одностороннего духовного воспитания. Ученик Лейбница И. Г. Зульцар в 1745 г. в сочинении «Попытка рассудительных умозаключений относительно воспитания и наставления детей» выдвинул идею интенсивного физического воспитания. Еще большее значение для развития физического воспитания в Германии имели идеи наиболее значительных представителей европейского просвещения. В книге Локка «Некоторые мысли о воспитании детей» (1693 г.) уже говорится о физических упражнениях как об эффективном средстве воспитания. Но на первый план английский медик и философ выдвигает идею укрепления здоровья. Особенно значительным было воздействие великого революционного французского педагога Руссо, который в своем педагогическом сочинении «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.) подчеркивал роль близкого к природе воспитания в укреплении здоровья молодого поколения; поэтому в более поздних работах он требовал создавать такие общедоступные школы, в которых физическое воспитание должно занять прочное место. Заслуга филантропизма состоит в создании перехода к практике, в формировании новой системы физического воспитания, в которой нашли свое отражение идеи французской буржуазной революции 1789 г.
Свой педагогический идеал филантрописты видели в гармонически развитом человеке-деятельном, уверенном в своих силах, равно развитом духовно и физически. Крупнейшие представители этого направления Базедов, Бардт, Кампе, Трапп, Вийом и Зальцман придавали большое значение физическому воспитанию. И. Б. Базедов (1724-1790 гг.), опиравшийся на идеи Руссо, считал физические занятия важной и полноправной частью системы воспитания. В своем произведении «Об элементарном» Базедов описал множество физических упражнений. Наибольшую известность получило пятиборье из школы в Дессау, включавшее в себя бег, прыжки, «переноску груза», сохранение равновесия и лазание. Базедов рекомендовал такие народные упражнения, как борьба, метание мяча, гребля, плавание и пешие походы. Его филантропин в Дессау был первой общедоступной немецкой школой с регулярными физическими занятиями под руководством штатных учителей, которые также вели занятия и по другим предметам. Это были первые школьные учителя физкультуры.
По образцу школы в Дессау создавались школы и в других местах. Наиболее значительным явлением была основанная в 1784 г. К. Зальцманом школа в Шнепфентале близ Готы. С 1785 по 1839 г. в этой школе работал Гутс-Мутс.
Иоганн Кристоф Фридрих Гутс-Мутс своей теоретической и практической деятельностью определил современное физическое воспитание как неотъемлемый элемент общего воспитания.
Книга Гутс-Мутса «Гимнастика для юношества», вышедшая в свет в 1793 г., явилась не только основополагающим трудом в физическом воспитании, но и вошла в фонд педагогической науки в целом. В основе книги-личный опыт автора, результаты его работы с многочисленными литературными источниками. По сути дела, это первое систематизированное методическое пособие по вопросам физического воспитания в школе. В понятие «гимнастика» Гутс-Мутс включил все важнейшие с точки зрения педагогики физические упражнения. Он стремился с помощью своей системы развивать у детей не только физическую силу, выносливость, ловкость, но и моральные качества: мужество, упорство в достижений цели, силу воли. Идеи Гутс- Мутса служили общественному прогрессу, ибо главной целью он считал воспитание всесторонне образованных, физически и духовно гармонично развитых людей.
Особого внимания заслуживает тот факт, что Гутс-Мутс стремился соединить воспитание с производительным трудом. Поэтому «ручной труд» Г утс-Мутс включал в свою систему как третью разновидность педагогических физических упражнений наряду с гимнастикой и играми.
Творчество Гутс-Мутса явилось серьезным вкладом в создание и развитие массового физкультурного движения.
Герхард Ульрих Антон Вист также является классиком немецкого физического воспитания. В 1786 г. он создал крупное произведение по вопросам физического воспитания. Однако ему не удалось найти возможности внедрить физические занятия в школьную программу. В 1794 г. вышел первый том его «Опыта энциклопедии физических упражнений», второй том увидел свет в 1795 г., а третий-в 1818. «Система физических упражнений» (второй том «Энциклопедии») у Виста с педагогической и методической точек зрения лишь немногим отличается от учения Гутс-Мутса; правда, у Виста физические упражнения подвергнуты более строгой классификации с позиций общего естествознания и медицины. Вист выдвинул идею создания внешкольных общедоступных гимнастических заведений. Гимнастика Виста в первую очередь предназначалась для молодых представителей трудовых слоев народа.
Как историк Вист исследовал множество источников, а как естествоиспытатель он попытался объяснить отдельные физические упражнения общими физико-механическими закономерностями. Тем самым он заложил основы научной теории движений.
Фридрих Людвиг Ян. также внес большой вклад в дело развития физической культуры. Его система физического воспитания вошла в историю немецкой физической культуры как одно из самых значительных достижений.
В 1811 г. Ян открыл в Хазенхайде близ Берлина первую гимнастическую площадку. Цель Яна состояла в том, чтобы «…с помощью гимнастики воспитать физически крепких защитников Родины». Он соединил физические упражнения из гимнастических систем Гутс-Мутса и Виста с играми на открытом воздухе, а также с быстро развивавшимися упражнениями на снарядах (перекладина, параллельные брусья, конь). Совместно с Фризеном, Эйселеном и Дюрре он создал характерную методику и организационные формы занятий гимнастикой.