Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ

Рубрика: Методики спортивной деятельности

Соревнование как средство тренировки. Соревнова­ния помогают контролировать и развивать спор­тивные результаты. В соревновательном периоде соревнования являются основным средством разви­тия спортивного результата. В соревнованиях про­является тренированность каждого спортсмена. Кроме того, спортсмен накапливает соревнова­тельный опыт, закрепляет и совершенствует техни­ку и постепенно готовится к наивысшему соревно­вательному результату. Соревнования следует про­водить на протяжении всего года; они должны способствовать решению задач, намеченных для ка­ждого этапа тренировки. Поэтому их вид и форма должны выбираться применительно к определенной задаче; требования должны возрастать системати­чески. К важнейшим соревнованиям года (спарта­киада, национальные и международные чемпио­наты, олимпийские игры) спортсмен должен выйти на уровень своих лучших достижений. Непосредственная подготовка к соревнованиям. Нуж­но, чтобы каждое спортивное соревнование было для спортсмена шагом вперед по пути развития ре­зультата. Для этого необходима тщательная подго­товка, в процессе которой особое внимание нужно уделять следующим моментам:

Четкая постановка цели. Спортсмен должен пони­мать, каково общественное и личное значение ка­ждого конкретного соревнования и каковы стоящие перед ним цели. Юный спортсмен должен прежде всего постичь роль соревнований в развитии его спортивных результатов.

Ориентация на соперника. Тренер и спортсмен дол­жны как можно раньше получить информацию о сильных и слабых сторонах соперника, чтобы спортсмен реально оценил свои шансы и разрабо­тал рациональную тактическую концепцию. Привыкание к соревновательному снаряду. Непри­вычные снаряды и спортивные сооружения на соревнованиях могут оказать отрицательное влия­ние на результат. Своевременное привыкание к ожидаемым особенностям соревнований укреп­ляет уверенность в своих силах и в победе. Адаптация ко времени соревнований. Работоспособ­ность в течение дня подвержена колебаниям. Суще­ственное влияние на нее оказывают привычки, которые сложились под влиянием системы рефлек­сов. В связи с этим перед важными соревнованиями следует по возможности придерживаться такого ре­жима дня (например, на подготовительных трени­ровочных сборах), который соответствовал бы рас­порядку дня соревнований. При этом следует учитывать и квалификационные -соревнования, ко­торые нередко организуются в необычное время дня. Психологическая подготовка. Перед каждым сорев­нованием спортсмен должен обладать оптимальной психической готовностью. Для этого необходимо длительное и целенаправленное педагогическое воз­действие. Прежде всего спортсмена нужно приучить к самостоятельности, чтобы на соревнованиях он мог обходиться без тренера. Его нужно воспиты­вать таким образом, чтобы он серьезно относился к любому противнику и реально оценивал свое по­ведение. Убежденность спортсмена в том, что он правильно тренировался и обладает хорошей рабо­тоспособностью, укрепляет его веру в свои силы. Этому способствует прежде всего систематическое планирование соревнований-по возрастанию степе­ни трудности. Кроме того, необходимо убедить спортсмена в том, что именно соревнование с равным или даже более сильным соперником наи­лучшим образом развивает работоспособность. Нагрузка перед соревнованиями. Непосредственно перед соревнованиями объем и интенсивность тре­нировки также должны быть большими, если этому не препятствуют травмы или какие-либо иные серь­езные обстоятельства. В любом случае нужно вни­мательно следить за тем, чтобы в последние 14 дней перед важными соревнованиями у спортсмена не происходило накопление «остаточного утомле­ния». Основным принципом построения недельного цикла является высокая нагрузка в сочетании с оп­тимальным отдыхом. Следовательно, последнее на­пряженное тренировочное занятие следует прово­дить за 2-3 дня до начала соревнований. В оставшиеся дни объем нагрузки нужно сократить настолько, чтобы спортсмен мог полностью восста­новиться за несколько часов.

Размещение спортсменов, прибывших на соревнова­ния. Время отъезда нужно выбирать таким обра­зом, чтобы к началу соревнований спортсмен мог в полной мере отдохнуть после дороги. Следует, по возможности, избегать ночных переездов. Для это­го сопровождающий и тренер должны заранее до­говориться о маршруте, времени отъезда и сред­ствах транспорта. Места размещения участников соревнований должны отвечать следующим требо­ваниям: тишина ночью, не нарушаемая уличным шумом или гостиничной суетой; соответствие всем нормам гигиены; строгое соблюдение договоренно­сти о времени завтраков, обедов и ужинов. Поведение перед соревнованиями. Соблюдение режи­ма дня и ритма тренировки, обусловливающих нор­мальное утомление, оказывает благоприятное влия­ние на предстартовое состояние. Неопытные и легко возбудимые спортсмены нередко в течение нескольких дней перед соревнованиями страдают бессонницей. В таких случаях иногда можно прибе­гать к легким снотворным средствам. В вечер, предшествующий соревнованиям, спортсмены не должны ложиться спать раньше обычного времени, чтобы не нарушить сна. После обсуждения тех или иных вопросов всей командой нужно попытаться отвлечь спортсменов от мыслей о предстоящих со­ревнованиях, организовав для них какое-либо куль­турное мероприятие, беседу на интересующие их темы, прогулку и т. д. Самым лучшим средством регуляции предстартового возбуждения являются самоконтроль и воспитательное воздействие. Со­ревновательный опыт помогает нормализовать это состояние.

Подготовка к старту. Существуют несколько видов непосредственной подготовки к старту; кроме того, различают общую и специальную подготовку. Непосредственная подготовка к старту должна обес­печить оптимальную предстартовую реакцию, а также создать физический, психический и техниче­ский настрой спортсмена на соревнования. Физиологической подготовкой достигается улучше­ние функций сердечно-сосудистой системы, т.е. как можно большее поглощение кислорода. Кроме то­го, должен активизироваться обмен веществ, повы­ситься температура мышц конечностей и их эла­стичность. Рациональная предстартовая подготовка настраивает организм на предстоящее напряжение и ослабляет или же полностью устраняет отрица­тельные последствия мертвой точки.

Двигательная подготовка направлена на активиза­цию условных двигательных рефлексов, лежащих в основе автоматизированного движения. Посколь­ку для такой активизации необходимо сделать не­сколько повторений, прежде чем движение станет плавным и ритмичным, перед соревнованиями на­ряду с общими упражнениями следует выполнить и соревновательное упражнение.

Психическая подготовка. Спортсмены испытывают перед стартом различные психические состояния, и при выборе упражнений следует исходить из ин­дивидуальных особенностей этого состояния. Если спортсмен сильно возбужден, то он пытается снять излишнее напряжение путем успокаивающих упражнений. Для спортсменов-флегматиков, склонных к заторможенности перед соревнования­ми, годятся преимущественно быстрые упражнения. Иногда предстартовое состояние зависит и от ха­рактера соревнований. Спортсмен чувствует себя относительно спокойно, если ему предстоит сорев­новаться с противниками, которых ему уже удава­лось победить, причем победить с хорошим отры­вом. Перед соревнованиями с сильными незна­комыми противниками или же с теми, от которых спортсмен уже потерпел поражение, нередко возни­кает слишком большое возбуждение. Для подобных случаев нет схемы, позволяющей нормализовать возбуждение. Если аналогичные состояния возни­кают перед соревнованиями всякий раз, то необхо­димо четко выполнять программу предстартовой подготовки, которая затем будет осуществляться в процессе тренировки.

Общая подготовка к старту. В большинстве случаев это бег, подскоки и гимнастические упражнения, не требующие большого напряжения. Начальная ин­тенсивность очень низка и нарастает постепенно. Цель общей подготовки состоит в том, чтобы по­высить готовность организма к нагрузке, рассла­бить мышцы и, насколько это возможно, улучшить подвижность.

Специальная подготовка к старту. Здесь на первом плане соревновательное упражнение и соответствующие ему специальные упражнения. В процессе специальной подготовки нужно установить опти­мальное соотношение между структурой и силой соревновательных движений, с одной стороны, и работой центральной нервной системы-с другой. Интенсивность упражнений постепенно снижается. В зависимости от вида спорта этот вид подготовки называют настраиванием на бег, плавание, гимнас­тику и т. д. Предстартовая подготовка проводится в течение 30-50 мин. Продолжительность подго­товки зависит от погоды, специфики вида спорта, тренированности спортсмена и других обстоя­тельств. Бывают случаи, когда тренированные спортсмены «ломаются» в ответственных соревно­ваниях, и это обстоятельство дает основания пред­положить, что подготовка была неверной или недо­статочно индивидуализированной (если не вы­явлены какие-либо другие причины).

Перед соревнованиями по спортивным играм, требующим быстрой реакции, специальная подго­товка должна проводиться в игровой ситуации. Это благоприятно сказывается в первую очередь на на­чале игры, когда благодаря повышенной быстроте реакции, точности обработки мяча и тактически це­лесообразным действиям могут быть созданы пре­имущества, определяющие исход игры.

Тактический план является основой хорошей сорев­новательной тактики и направляет тактические действия и поведение спортсмена. План должен быть простым; в нем следует отметить все ос­новные тактические моменты. Реальный план мож­но составить только на основе точного анализа собственных сильных и слабых сторон и преиму­ществ и недостатков противника. В плане нужно пояснить, как можно использовать слабость про­тивника, как помешать ему проявить все свое ма­стерство, не нарушая правил соревнований, и как наилучшим образом реализовать собственные сильные стороны. Для этого необходимо правиль­но оценить спортивную форму противника. О ней можно судить по результатам предыдущих сорев­нований; их следует тщательно проанализировать. Нужно учитывать также возможное влияние на ре­зультат специфических условий соревнований: со­стояния соревновательного спортивного сооруже­ния, погоды, особенностей соревновательной ди­станции. Чем обширнее сведения о сопернике, тем точнее может быть тактический план. Особое значение имеют следующие частные моменты: Морально-волевые качества. Следует выяснить, лег­ко ли деморализовать противника и заставить его отойти от основной тактической линии. Далее нуж­но установить, каким образом можно сломить со­противление противника и хватит ли у членов своей команды самообладания, силы воли, веры в соб­ственные силы и решимости на то, чтобы осуще­ствить смелый тактический план.

Спортивная форма. В видах спорта с повышенными требованиями к выносливости нужно прежде всего оценить стойкость противника и решить, стоит ли попытаться преодолеть его, развив высокий на­чальный темп или же, наоборот, высокий темп в конце соревнований.

Техника. Владение техникой имеет решающее зна­чение для рационального использования тактиче­ских ситуаций. Нужно выяснить, не ухудшается ли техника при очень быстром темпе соревнований или при утомлении и нельзя ли исказить технику противника, навязав ему высокий темп, например, в фехтовании, боксе, теннисе.

Дошкольное физическое воспитание охватывает де­тей с 3 лет до поступления в школу. Большой про­цент этих детей посещает детские сады, где практи­куется плановое физическое воспитание.

Разработана программа физического воспитания для детей ясельного возраста; эта программа осу­ществляется в яслях.

Цель дошкольного физического воспитания. Систе­матическая физическая подготовка способствует по­вышению физической работоспособности дошколь­ников и, следовательно, лучшей подготовке буду­щих первоклассников к разнообразным требова­ниям школы.

В связи с этим необходимо, чтобы организм де­тей укреплялся всесторонне, чтобы они приобрета­ли соответствующие возрасту умения и навыки ос­новных движений бега, прыжков, метаний и т. д., чтобы в них поддерживалась потребность в физиче­ской активности.

Регулярная физическая деятельность, при кото­рой требования нарастают соответственно возрасту и систематически, повышает сопротивляемость дет­ского организма, активизирует кровообращение и обмен веществ и предупреждает дефекты осанки. Однако исправлением дефектов осанки должен за­ниматься врач, который прибегает к специально подобранным физическим упражнениям. В резуль­тате тренировки основных движений (ползания, ходьбы, лазания, бега, прыжков, метаний, ловли, притягивания, отталкивания, качения) увеличивает­ся количество движений, которые дети умеют вы­полнять ; это в значительной степени обогащает игру на воздухе. Несколько более сложные упраж­нения с предметами и всевозможные соревнования включаются в дошкольное физическое воспитание наряду с традиционными детскими играми.

Хорошая реакция, координация движений, лов­кость, быстрота и выносливость — вот те качества, которые будут нужны первокласснику в повседнев­ной жизни, в частности для правильного поведения на улице и в учебе.

Коллективные физические упражнения оказывают сильное воспитательное воздействие. Для многих дошкольников детская спортивная группа- это первый большой коллектив. Они учатся считаться с другими, помогать другим, с уважением отно­ситься к успехам других детей. В соревновании со сверстниками развивается здоровое честолюбие. В детском коллективе страх или хвастливость удается устранить путем квалифицированного вме­шательства педагога быстрее, чем при индиви­дуальном воспитании.

Организация дошкольного физического воспитания.

В детских садах и детских домах физическое воспи­тание является неотъемлемой составной частью об­щего воспитания. Физическая подготовка детей осу­ществляется в соответствии с единым планом учебно-воспитательной работы. Физическое воспи­тание в детских садах ведется в форме спортивных занятий (1-2 раза в неделю) и в форме ежедневных физических упражнений. Как правило, занятиями, в которых принимает участие вся группа, руково­дит воспитатель. Ежедневные физические упражне­ния должны хорошо укладываться в распорядок дня: например, их целесообразно проводить во вре­мя пребывания на свежем воздухе или во время прогулок. Игры и музыкальные занятия также за­ключают в себе множество возможностей для фи­зической активности детей.

При любых организационных формах составле­ние групп по возрастному принципу дает более благоприятные предпосылки для систематического и эффективного физического воспитания, чем соста­вление смешанных групп. Поэтому группы делятся на: а) младшие группы-возраст детей 3-4 года; б) средние группы-4-5 лет; в) старшие группы- 6-7 лет.

Учебный материал и методика обучения. Учебный материал складывается из разнообразных форм ос­новных движений: ползания, лазания, ходьбы (включая балансирование), прыжков, бега, ловли, метания, толкания, вытягивания, размахивания и кувырков. В дополнение к этому используются специальные упражнения для укрепления мышц ступней и туловища, упражнения на ловкость, а также задания на отработку чувства ритма и реакции.

Методика обучения должна соответствовать по­знавательной способности детей. Новые упражне­ния показываются и объясняются, что, помимо своей основной задачи, расширяет словарь детей и формирует их способность правильно понимать указания; однако представление о движении дети получают только тогда, когда выполняют упражне­ние сами. При первых попытках наибольший эф­фект дает практическая помощь или речевые сиг­налы.

К указаниям по выполнению движений и поста­новке задач можно прибегать лишь в том случае, если детям понятны употребляемые понятия; по­этому такая форма руководства занятием более широко используется в старших группах.

Соревнования в форме игр или сдачи зачетов представляют собой сильный стимул к физической деятельности для детей старшего дошкольного воз­раста.

Выполнение упражнений организуется таким обра­зом, чтобы заняты были все дети, поскольку ожи­дание. ведет к беспорядку в группе. Пригодными формами работы являются: совместное выполне­ние упражнений, выполнение упражнений по груп­пам, упражнения с партнером или индивидуальная работа. Упражнения и игры по желанию — самые распространенные формы физической активности вне рамок обязательных спортивных занятий.

Простейшие формы построения облегчают орга­низацию выполнения упражнений. Дети знакомятся с такими формами построения, как линия, ряд, круг и «кучка». В соответствии с принципом целесо­образности спортивное занятие делится на введение, основную часть и заключительную часть. В вводной части дети частично удовлетворяют свою потребность в движении. Основное место здесь отводится упражнениям для всей группы, ос­нову которых составляют перемещения в простран­стве. Наибольшей популярностью у детей поль­зуются бег, подскоки (галоп) по кругу с трениров­кой реакции и сменой направления.

Наиболее подходящим средством подачи сигна­лов является бубен. Это позволяет воспитателю ча­стично подключиться к выполнению упражнений, что особенно необходимо в младших группах. Звон бубна может служить также и вспомогательным средством обучения. В основной части отрабаты­ваются преимущественно те основные движения, для выполнения которых предусмотрены относи­тельно большие снаряды или специальные сооруже­ния. Наиболее целесообразной . формой работы в основной части занятия является параллельная работа групп с дополнительными заданиями. В одной группе могут одновременно заниматься от 8 до 10 детей. На каждую тренировочную трассу должно приходиться столько дополнительных зада­ний, чтобы это позволило занять всех детей. В ка­честве дополнительных заданий подбираются уже освоенные упражнения (например, проползание под препятствиями, балансирование), которые хорошо согласуются с упражнениями на главном снаряде. В заключительной части игры или соревнова­тельные формы создают эмоциональную кульмина­цию, завершающую занятие. Продолжительность спортивного занятия может составлять в младших группах 45 мин, в старших-60 мин.

Снаряды и сооружения в гимнастических залах и на спортивных площадках пригодны для физического воспитания дошкольников. Специально для до­школьников разработаны многоцелевые снаряды, сетка для прыжков со стойками, стойки для на­кидывания обручей и т. д.. На открытом воздухе широкие возможности для тренировки предста­вляют лестницы, откосы, ящики для песка и бревна для балансирования. Для обучения дошкольников можно разносторонне использовать также и тради­ционные гимнастические предметы. Они могут слу­жить не только для выполнения упражнений, но и для разметки тренировочной трассы; с их по­мощью можно осложнять выполнение упражнений и таким образом добиваться улучшения результа­тов.

Физическое воспитание в общеобразовательных шко­лах. Спортивные занятия в школах по своему со­держанию и методам направлены на то, чтобы главным образом посредством тренировки двига­тельных качеств и воспитания двигательных навы­ков увеличить функциональные возможности моло­дого человека и сформировать у него потребность в спортивной деятельности. При этом формирова­ние и совершенствование двигательных качеств и двигательных навыков происходит в диалектиче­ской взаимосвязи с другими учебно-воспитательны­ми задачами. В соответствии с возрастными груп­пами процесс обучения делится на младшую, среднюю и старшую ступени.

Физическое воспитание на младшей ступени. Осу­ществление основной задачи школьного спорта — общая физическая подготовка всех школьни­ков — начинается с 1-го класса путем проведения ре­гулярных и обязательных спортивных занятий. Действующие учебные планы, содержащие четкие и детально разработанные положения, в особенно­сти в той части, которая касается младших классов, полностью соответствуют этой основной задаче.

Сегодня работоспособность учащихся младшей ступени выше, чем была прежде. По росту и массе тела современные мальчики и девочки младших классов значительно превосходят своих ровесников, живших в начале века. То же самое можно сказать и об объеме знаний и умений школьников, которые обучаются в соответствии с современными концеп­циями. Улучшение условий жизни в социалистиче­ском обществе обусловило существенное улучшение физического развития детей. Следствием этого, в частности, является повышение физической рабо­тоспособности, которую следует развивать в про­цессе физического воспитания, предъявляя более высокие требования.

Новейшие исследования говорят о целесообраз­ности комплексного развития физических качеств у учащихся младшей ступени, т.к. это оказывает благоприятное влияние на формирование функцио­нальных возможностей детей. Представляется воз­можным также и развитие регламентированной ос­новной выносливости, потому что в этом возрасте дети обладают хорошей приспособляемостью и бы­стро восстанавливаются. Соблюдение установлен­ного порядка-построение в начале урока, рапорт учителю, порядок в раздевалке, ношение чистой и единообразной спортивной одежды, вниматель­ность при выполнении упражнений в сочетании с формированием стойкого интереса учащихся к ре­гулярным физическим упражнениям — способствуют воспитанию характера и воли. Достижения лучших спортсменов возбуждают у детей стремление к улучшению результатов.

Физическое воспитание на средней и старшей ступе­нях. Физические качества — быстроту, силу, вынос­ливость, ловкость и подвижность — следует разви­вать в комплексе и по возможности равномерно. Этот процесс составляет основу для полноценного функционирования всех органов и систем. Он ведет к постоянному совершенствованию физической ра­ботоспособности школьника. Наряду с основными двигательными навыками необходимо развивать также и спортивные навыки, которые соответ­ствуют процессам движения спортивной техники. Следовательно, между двигательными качествами и двигательными навыками существует диалектиче­ская взаимосвязь.

В процессе физического воспитания учащиеся должны также получить теоретические знания об общественном значении физической культуры и спорта, о тренировке, о гигиене тела и одежды, о вреде алкоголя и никотина, об оказании первой помощи, о режиме дня и организации досуга в вы­ходные дни и во время каникул, о правилах сорев­нований и игр, а также об организации соревнова­ний. Воспитательная задача спортивных занятий состоит в том, чтобы пробудить и закрепить у де­тей любовь к спортивной деятельности, чтобы во­спитать в них чувство тесной связи со своим спор­тивным обществом. Выполнение нормативов спор­тивного значка «Готов к труду и защите Родины» свидетельствует о том, что школьники готовы по­вышать свою физическую работоспособность на благо социалистического общества. Постоянно под­ражая спортсменам-олимпийцам, они стремятся к все более и более высоким результатам. Воспитание в спортивном коллективе формирует социаль­ное мышление и социальное поведение учащихся. Физическое воспитание на занятиях по другим учебным дисциплинам. Физическое воспитание осу­ществляется и на занятиях по всем другим учебным дисциплинам. Так, например, на уроках истории изучаются связи между спортом и политикой в раз­личные исторические периоды, что помогает уча­щимся правильно понимать физическую культуру как общественное явление с позиций классового ха­рактера общества. На уроках биологии школьни­кам разъясняют влияние физических упражнений на развитие, укрепление и улучшение функций всех ор­ганов и систем молодого организма.

Контроль и оценка результатов в форме словесной характеристики и отметки являются важной состав­ной частью школьного физического воспитания, они служат основой для планирования и организа­ции физического воспитания и спортивной подго­товки, для определения уровня развития физиче­ской и спортивной работоспособности, а также для понимания поведения учащихся. Оценка-педагоги­ческое средство стимулирования и побуждения к сознательным действиям; она должна быть объективной и учитывать уровень подготовленно­сти отдельных учащихся и школьных классов. Кон­троль за результатами в школьном физическом во­спитании следует рассматривать как специфический вклад в характеристику личности в целом.

По окончании учебы в политехнической школе, расширенной общеобразовательной школе, в про­фессиональной школе или же в школе фабрично-за­водского обучения учащиеся должны сдать экзамен по спорту. Кроме того, в каждом классе в соответ­ствии с требованиями учебного плана проводится контроль за результатами на основе систематиче­ски нарастающих требований по каждому виду спорта, предусмотренному учебным планом, а так­же по так называемым основным упражнениям. Критерии и масштабы для выведения оценок пре­подавателем спорта указаны в «Рекомендациях по оценке успеваемости школьников в обязательном физическом воспитании». Годовая оценка выводит­ся как среднее арифметическое из контрольных оце­нок по видам спорта и по основным упражнениям, полученных в течение всего учебного года. Поведе­ние ученика оценивается преподавателем на основа­нии наблюдений за ним в различных ситуациях, и это позволяет составить более полную характери­стику личности ученика.

Экзамены и контрольные испытания в выпускных классах представляют собой единое целое. На осно­ве контроля за результатами, регулярно проводив­шегося на протяжении всего учебного года, препо­даватель выставляет отдельные оценки по спор­тивным дисциплинам, указанным в учебном плане. Среднее арифметическое этих оценок составляет предварительную оценку. Испытания по спорту как составная часть выпускных экзаменов или экзаме­нов на аттестат зрелости включают бег на 100 м, прыжок в высоту или в длину, толкание ядра и ме­тание булавы (девочки: толкание ядра или метание булавы) и бег на выносливость. За каждый резуль­тат в соответствии с количеством набранных очков выставляется оценка: «1»-за 39 очков, «2»-за 33 очка, «3»-за 25 очков и «4»-за 18 очков. Средняя величина дает экзаменационную оценку. Однако оценка за год имеет двойную значимость. Поэтому для определения окончательной оценки предвари­тельная оценка удваивается, суммируется с экзаме­национной оценкой, а полученный результат делит­ся на три. Получение золотого, серебряного или бронзового спортивного значка положительно сказывается на оценке (например, ученик в конеч­ном итоге получает оценку 1, если по арифметиче­ским подсчетам ему должна быть выставлена окон­чательная оценка 2, но он стал обладателем золотого спортивного значка). Учащийся должен уметь плавать, иначе он сможет получить только оценку «хорошо» (4). В процессе контроля за ре­зультатами учащийся, в соответствии со своими возрастными возможностями, должен продемон­стрировать уровень своей спортивной и физической работоспособности. Оценка «удовлетворительно» (3) соответствует среднему, результату для данного возраста.

Контроль и оценка результатов дают учащимся возможность следить за развитием собственных ре­зультатов и побуждают их к самостоятельной ра­боте. Контроль и выставление оценки, в процессе которых преподаватель отмечает улучшение ре­зультатов, оживляют ход занятий, способствуют изменению отношения учащихся к физической куль­туре и спорту в положительную сторону и таким образом помогают приобщению их к спортивной деятельности в дополнение к обязательной школь­ной программе.

Спортивная подготовка в высших и специальных средних учебных заведениях как составная часть учебно-воспитательной работы со студентами дол­жна вносить существенный вклад в формирование социалистической личности. Целью спортивной подготовки студентов является: оптимальный уро­вень развития физической и спортивной работоспо­собности, психическая и физическая подготовлен­ность к спортивным занятиям несколько раз в неделю, знание функций физической культуры и спорта при социализме, которое позволит студен­там отвести физической культуре и спорту должное место в их трудовой деятельности и общем укладе жизни.

Спортивная подготовка в учебных заведениях осуществляется в процессе обязательного физиче­ского воспитания и активного отдыха студентов, содержание которых взаимосогласованно. Спортивные занятия являются обязательными для всех студентов дневных отделений. Они проводятся 1-2 раза в неделю в течение всего периода обучения. Соответственно функциям спортивной подготовки студентов спортивные занятия проводятся по груп­пам, составленным по уровню результатов. Ком­плектование групп осуществляется на основе про­верки физической работоспособности студентов и их спортивной подготовленности.

Группа 1-го уровня. В нее включаются студенты с хорошей и очень хорошей физической работоспо­собностью, показывающие хорошие результаты в том или ином виде спорта. Они принимают уча­стие в тренировке, которая организуется в секциях при высших и специальных средних учебных заведе­ниях, а также выступают в соревнованиях.

Группа 2-го уровня. Студенты, показавшие по ито­гам работы семинара, секции или по итогам учеб­ного года удовлетворительную физическую и спор­тивную работоспособность, зачисляются в группу 1-го уровня. Основу занятий этой группы соста­вляет общая физическая подготовка с упором на один вид спорта, который выбирается с учетом спе­цифики материальной базы данного учебного заве­дения.

Группа 3-го уровня. Студенты с низкой физической работоспособностью принимают участие в спор­тивных занятиях группы 2-го уровня и к тому же обязаны еженедельно посещать дополнительные за­нятия специальных спортивных групп (продолжи­тельность занятия 45 мин.), где проводится вспомо­гательная тренировка. Целью вспомогательной тре­нировки является выполнение минимума требова­ний программы тестирования физической работо­способности студентов.

Реабилитационный спорт. Большое внимание уде­ляется физическому развитию студентов с рас­стройствами здоровья. Студенты с пониженной ра­ботоспособностью, у которых есть соответствую­щая справка спортивного врача, занимаются по особым программам, согласованным со спор­тивным врачом.

Активный отдых является составной частью орга­низации досуга студентов; его цель-физическое со­вершенствование посредством регулярного участия в тренировочно-соревновательном процессе. В учебных заведениях получили преимущественное распространение следующие формы активного от­дыха:

Спортивная самодеятельность студентов. Под этим следует понимать регулярную самостоятельную спортивную деятельность в форме индивидуальной спортивной тренировки на основе заданных про­грамм, а также на организационной основе семина­ров Союза свободной немецкой молодежи или классной работы.

Студенческое соревнование в области военно-спор- тивной подготовки вызвало к жизни разнообразные и многочисленные системы соревнований в учебных заведениях. В соответствии со спортивными тради­циями и местными условиями проводятся турниры, игры по круговой системе и другие соревнования, которые позволяют выявить лучшие спортивные коллективы и лучших спортсменов того или иного учебного заведения.

Детско-юношеский спорт (подготовка спортивного резерва). Всестороннее и гармоническое развитие личности молодого гражданина социалистического общества включает в себя физическое воспитание и спортивную подготовку всех возрастных групп; школьное физическое воспитание, школьный спорт и активный отдых следует рассматривать как еди­ное целое, составные части которого находятся во взаимодействии. Лишь за счет этого можно обеспе­чить достаточный уровень основной физической подготовки, укрепить здоровье и привить спор­тивный образ жизни. Поэтому следует всех детей и подростков привлекать к регулярной спортивной деятельности в свободное время. Это отвечает и их стремлению к разнообразным формам организации досуга и к физической и спортивной активности. В то же время это помогает выявлять и развивать спортивные способности, а затем вовлекать их в тренировочно-соревновательный процесс через дифференцированную систему отбора.

Общие спортивные группы. Содержание и задачи физического воспитания и физической подготовки в общих спортивных группах состоят главным образом в том, чтобы приобщить детей и подрост­ков к регулярной спортивной деятельности, доста­вляющей радость и отдых, и чтобы улучшить их общую физическую работоспособность. Физические упражнения из различных видов спорта исполь­зуются в зависимости от интересов занимающихся и условий для тренировки, причем особый упор де­лается на спортивные игры. Творческая активность школьников проявляется в самостоятельном со­трудничестве; в процессе регулярного участия в тренировочных занятиях вырабатывается привыч­ка к дисциплине и формируется коллективное пове­дение. Школьники, находясь в радостной и за­хватывающей атмосфере спортивной деятельности, ставят перед собой все более и более высокие цели и борются за их осуществление. На первом месте стоит улучшение функциональных возможностей, которое выражается в непрерывном совершенство­вании двигательных качеств. Оно неразрывно свя­зано со стремлением довести развитие спортивных навыков до уровня, превышающего требования обязательных спортивных занятий. Главное место здесь отводится формированию спортивных навы­ков в спортивных играх и в основных видах спорта. Особое внимание следует уделять регулярному уча­стию школьников в соревнованиях, в которых они могут с успехом проявить приобретенные двига­тельные качества и навыки.

Тренировка в детском и юношеском возрасте. Тренировочно-соревновательный процесс является основ­ной формой организации досуга. Основой результа­тов в том или ином виде спорта должны служить разностороннее физическое совершенствование и атлетическая подготовка.

Значение. Спортивная тренировка уже давно зареко­мендовала себя как самая разумная и самая лучшая форма планомерного повышения работоспособно­сти организма. Для детей и подростков, которые обладают хорошим здоровьем и удовлетворитель­ной способностью переносить нагрузки, участие в тренировке и соревнованиях должно стать ос­новным путем физической подготовки; за послед­ние годы уровень высших спортивных достижений в мировом масштабе повышался чрезвычайно бы­стро. Все рекордные результаты являются след­ствием многолетнего и планомерного тренировоч­ного процесса. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время возраст максимальной результа­тивности в большинстве видов спорта наступает раньше и что высокая физическая работоспособ­ность сохраняется дольше, чем предполагалось ра­нее. Несколько лет назад считались недостижимы­ми те выдающиеся результаты, которые сегодня юниоры показывают даже в видах спорта на вы­носливость. Помимо того что система тренировки имеет научную основу, важнейшая причина этого явления состоит, по всей вероятности, в более ран­нем начале планомерной тренировки, т. е. с детско­го возраста.

Систематизация. Во всех видах спорта спортсмен с начала тренировки вплоть до достижения уровня большого спорта участвует в тренировочном про­цессе, который можно разделить на определенные этапы в зависимости от содержания задач и мето­дического построения; на различных этапах перед начинающими и прогрессирующими спортсменами, а также спортсменами высшей квалификации ста­вятся различные (частные) цели; содержание спор­тивной подготовки, задачи тренировки, а также ме­тоды (в особенности те, которые касаются нагрузок и отдыха) тоже различны и соответствуют уровню подготовленности.

Тренировка спортсмена высокой квалификации. На этом (последнем) этапе тренировочного процесса начинается непосредственная подготовка к индиви­дуальному высшему спортивному результату. Спе­циализация тренировочного процесса направлена на совершенствование спортивного мастерства в целях установления абсолютного или личного ре­корда на крупных соревнованиях (на национальных чемпионатах, международных встречах, олимпий­ских играх и т. д.).

Тренировка спортивного резерва. Цель, содержание и задачи ее определяются исходя из намеченных спортивных результатов с учетом возрастных осо­бенностей развития и пола. По своему содержанию и функциям тренировка спортивного резерва пред­ставляет собой большой этап длительного процесса развития спортивного результата. Он охватывает период обучения начинающих, первой фазой кото­рого является основная тренировка; далее следуют фазы начальной специализации и углубленной спе­циализации, предшествующей тренировке спортс­мена высшей квалификации. Для всех фаз обяза­тельно последовательное развитие результата по­средством всестороннего совершенствования атле­тических качеств и подготовки, специфической для данного вида спорта.

В тренировке начинающих упор делается на фор­мирование широкой основы будущих высоких спор­тивных результатов.

Тренировка прогрессирующих нацелена на то, чтобы на заложенной ранее основе спортивного ре­зультата достичь относительно высокого уровня развития тех характеристик, которые являются определяющими для данной спортивной дисци­плины, и, таким образом, создать благоприятные предпосылки для начала тренировки спортсмена высокого класса. Начало тренировки спортивного резерва в значительной степени зависит от характе­ра вида спорта. В технико-композиционных видах спорта тренировка начинающих приходится на воз­раст 6-9 лет. Почти во всех скоростно-силовых ви­дах спорта, в спортивных играх и некоторых едино­борствах тренировка начинается в возрасте 8-10 лет. В видах спорта на выносливость, а также в тех видах спорта, в которых необходимы макси­мальные показатели силы, начало тренировки при­ходится на возраст 10-12 лет. Спортивное плавание в этом отношении представляет собой исключение; в этом виде спорта тренировка начинается уже в 6-летнем возрасте.

Нагрузка и отдых. У детей и подростков суще­ствует характерная взаимосвязь между спортивным результатом и тренировочной нагрузкой. Особенно сильное влияние на спортивную работоспособность оказывают частота тренировочных занятий и вре­менной объем тренировки. Лишь по достижении определенной частоты тренировочных занятий и определенного объема тренировки на первый план выступают другие факторы, обусловливаю­щие уровень спортивного результата.

Общие и специальные упражнения. В процессе трени­ровки спортивного резерва следует систематически развивать ту основу, которая в перспективе обеспе­чит высокие спортивные результаты; этой цели слу­жат общие и специальные упражнения при их опти­мальном соотношении. Поэтому на всех этапах тренировки определенное место должно отводиться общеразвивающим упражнениям; доля их тем вы­ше, чем ниже уровень спортивного результата у ре­бенка или подростка. В видах спорта, которые тре­буют высокого уровня развития быстроты н выносливости, доля общеразвивающих упражне­ний должна быть выше, чем в технико-композиционных видах спорта. В единоборствах и спор­тивных играх общефизическая подготовка должна проводиться параллельно с технической подготов­кой. С этой точки зрения следует подходить и к спортивным нормативам. Наряду с соревнова­тельными формами они должны содержать такие общие и специальные параметры результата, ко­торые имеют решающее значение для дальнейшего развития результата и помогают избежать в про­цессе тренировки односторонней и форсированной направленности, не ориентированной на перспек­тивные задачи.

sport_fizkultura_014

Соревнования. Уже в тренировке спортивного резер­ва соревнования играют очень важную роль; они являются незаменимой составной частью самого тренировочного процесса. В соревновании функцио­нальные возможности организма реализуются в бо­лее высокой степени, нежели в условиях трениров­ки. Следовательно, соревнования активизируют функциональную и морфологическую, перестройку организма, что способствует более полному про­явлению физических качеств. Именно в детском и юношеском возрасте соревнования представляют собой стимул к регулярной тренировке. Кроме то­го, соревнования предоставляют хорошую возмож­ность для отбора молодых талантливых спортсме­нов. К сожалению, количество детско-юношеских соревнований продолжает оставаться недоста­точным. Дети и подростки, которые занимаются в школьных спортивных обществах или в спор­тивных обществах при предприятиях, должны еже­годно участвовать примерно в 20 соревнованиях. Эта цифра может быть достигнута за счет се­рийных соревнований, чемпионатов на районном уровне и т. д. Систему соревнований нужно разви­вать таким образом, чтобы она предусматривала достаточное число соревнований для всех детей и подростков в соответствии с их подготовлен­ностью и с учетом специфических особенностей ви­дов спорта.

Отбор молодых талантливых спортсменов. Уровень спортивных результатов во все большей степени определяется теми молодыми спортсменами, ко­торые обладают наибольшими способностями к высшим спортивным достижениям. В связи с этим уже в детском или юношеском возрасте нужно систематически выявлять основные пред­посылки к высокому спортивному результату; с по­мощью соответствующих методов дети и подрост­ки должны подвергаться проверке, имеющей целью определение наиболее перспективных для них видов спорта. Их следует привлечь к занятиям именно этими видами спорта. Проверка детей и подрост­ков, не занимающихся спортом, должна прежде всего помочь выявить индивидов с наиболее высо­кой спортивной (физической) работоспособностью. Вместе с тем нужно отметить тех детей и подрост­ков, которым свойственны благоприятные антропо­метрические показатели, а также высокая быстрота, выносливость и хорошая способность к двигатель­ному обучению. Этих детей и подростков следует подвергнуть дальнейшей проверке (в процессе тре­нировки в школьном спортивном обществе или в спортивном обществе при предприятии) в со­ответствии с требованиями того или иного вида спорта и постараться заинтересовать их подходя­щими для них спортивными дисциплинами.

При последующем отборе детей и подростков, одаренных в спортивном отношении, следует руко­водствоваться следующими критериями: 1. На­сколько высок уровень результатов тренирующихся детей и подростков, проявляющийся в процессе со­ревнований? 2. Высок ли темп развития результа­тов? 3. Насколько сильно влияют на спортивный результат факторы-помехи? 4. Высок ли уровень нагрузки, с которым дети и подростки могут спра­виться, занимаясь избранным видом спорта?

Цели и задачи спартакиад. Спартакиады должны помочь приобщить к регулярной спортивной дея­тельности как можно больше детей и подростков.

В процессе этого движения систематически совер­шенствуется социалистическое воспитание подра­стающего поколения. Планомерно повышается уро­вень результатов; об этом свидетельствуют детско- юношеские рекорды районного, окружного и на­ционального уровней. В то же время на спартакиа­дах осуществляется отбор спортивных талантов. Движение спартакиад вывело в жйзнь многих спортсменов, достигших уровня мировой элиты. Среди них многочисленные чемпионы олимпийских игр, мира и Европы.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.