ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ
Рубрика: Методики спортивной деятельностиСоревнование как средство тренировки. Соревнования помогают контролировать и развивать спортивные результаты. В соревновательном периоде соревнования являются основным средством развития спортивного результата. В соревнованиях проявляется тренированность каждого спортсмена. Кроме того, спортсмен накапливает соревновательный опыт, закрепляет и совершенствует технику и постепенно готовится к наивысшему соревновательному результату. Соревнования следует проводить на протяжении всего года; они должны способствовать решению задач, намеченных для каждого этапа тренировки. Поэтому их вид и форма должны выбираться применительно к определенной задаче; требования должны возрастать систематически. К важнейшим соревнованиям года (спартакиада, национальные и международные чемпионаты, олимпийские игры) спортсмен должен выйти на уровень своих лучших достижений. Непосредственная подготовка к соревнованиям. Нужно, чтобы каждое спортивное соревнование было для спортсмена шагом вперед по пути развития результата. Для этого необходима тщательная подготовка, в процессе которой особое внимание нужно уделять следующим моментам:
Четкая постановка цели. Спортсмен должен понимать, каково общественное и личное значение каждого конкретного соревнования и каковы стоящие перед ним цели. Юный спортсмен должен прежде всего постичь роль соревнований в развитии его спортивных результатов.
Ориентация на соперника. Тренер и спортсмен должны как можно раньше получить информацию о сильных и слабых сторонах соперника, чтобы спортсмен реально оценил свои шансы и разработал рациональную тактическую концепцию. Привыкание к соревновательному снаряду. Непривычные снаряды и спортивные сооружения на соревнованиях могут оказать отрицательное влияние на результат. Своевременное привыкание к ожидаемым особенностям соревнований укрепляет уверенность в своих силах и в победе. Адаптация ко времени соревнований. Работоспособность в течение дня подвержена колебаниям. Существенное влияние на нее оказывают привычки, которые сложились под влиянием системы рефлексов. В связи с этим перед важными соревнованиями следует по возможности придерживаться такого режима дня (например, на подготовительных тренировочных сборах), который соответствовал бы распорядку дня соревнований. При этом следует учитывать и квалификационные -соревнования, которые нередко организуются в необычное время дня. Психологическая подготовка. Перед каждым соревнованием спортсмен должен обладать оптимальной психической готовностью. Для этого необходимо длительное и целенаправленное педагогическое воздействие. Прежде всего спортсмена нужно приучить к самостоятельности, чтобы на соревнованиях он мог обходиться без тренера. Его нужно воспитывать таким образом, чтобы он серьезно относился к любому противнику и реально оценивал свое поведение. Убежденность спортсмена в том, что он правильно тренировался и обладает хорошей работоспособностью, укрепляет его веру в свои силы. Этому способствует прежде всего систематическое планирование соревнований-по возрастанию степени трудности. Кроме того, необходимо убедить спортсмена в том, что именно соревнование с равным или даже более сильным соперником наилучшим образом развивает работоспособность. Нагрузка перед соревнованиями. Непосредственно перед соревнованиями объем и интенсивность тренировки также должны быть большими, если этому не препятствуют травмы или какие-либо иные серьезные обстоятельства. В любом случае нужно внимательно следить за тем, чтобы в последние 14 дней перед важными соревнованиями у спортсмена не происходило накопление «остаточного утомления». Основным принципом построения недельного цикла является высокая нагрузка в сочетании с оптимальным отдыхом. Следовательно, последнее напряженное тренировочное занятие следует проводить за 2-3 дня до начала соревнований. В оставшиеся дни объем нагрузки нужно сократить настолько, чтобы спортсмен мог полностью восстановиться за несколько часов.
Размещение спортсменов, прибывших на соревнования. Время отъезда нужно выбирать таким образом, чтобы к началу соревнований спортсмен мог в полной мере отдохнуть после дороги. Следует, по возможности, избегать ночных переездов. Для этого сопровождающий и тренер должны заранее договориться о маршруте, времени отъезда и средствах транспорта. Места размещения участников соревнований должны отвечать следующим требованиям: тишина ночью, не нарушаемая уличным шумом или гостиничной суетой; соответствие всем нормам гигиены; строгое соблюдение договоренности о времени завтраков, обедов и ужинов. Поведение перед соревнованиями. Соблюдение режима дня и ритма тренировки, обусловливающих нормальное утомление, оказывает благоприятное влияние на предстартовое состояние. Неопытные и легко возбудимые спортсмены нередко в течение нескольких дней перед соревнованиями страдают бессонницей. В таких случаях иногда можно прибегать к легким снотворным средствам. В вечер, предшествующий соревнованиям, спортсмены не должны ложиться спать раньше обычного времени, чтобы не нарушить сна. После обсуждения тех или иных вопросов всей командой нужно попытаться отвлечь спортсменов от мыслей о предстоящих соревнованиях, организовав для них какое-либо культурное мероприятие, беседу на интересующие их темы, прогулку и т. д. Самым лучшим средством регуляции предстартового возбуждения являются самоконтроль и воспитательное воздействие. Соревновательный опыт помогает нормализовать это состояние.
Подготовка к старту. Существуют несколько видов непосредственной подготовки к старту; кроме того, различают общую и специальную подготовку. Непосредственная подготовка к старту должна обеспечить оптимальную предстартовую реакцию, а также создать физический, психический и технический настрой спортсмена на соревнования. Физиологической подготовкой достигается улучшение функций сердечно-сосудистой системы, т.е. как можно большее поглощение кислорода. Кроме того, должен активизироваться обмен веществ, повыситься температура мышц конечностей и их эластичность. Рациональная предстартовая подготовка настраивает организм на предстоящее напряжение и ослабляет или же полностью устраняет отрицательные последствия мертвой точки.
Двигательная подготовка направлена на активизацию условных двигательных рефлексов, лежащих в основе автоматизированного движения. Поскольку для такой активизации необходимо сделать несколько повторений, прежде чем движение станет плавным и ритмичным, перед соревнованиями наряду с общими упражнениями следует выполнить и соревновательное упражнение.
Психическая подготовка. Спортсмены испытывают перед стартом различные психические состояния, и при выборе упражнений следует исходить из индивидуальных особенностей этого состояния. Если спортсмен сильно возбужден, то он пытается снять излишнее напряжение путем успокаивающих упражнений. Для спортсменов-флегматиков, склонных к заторможенности перед соревнованиями, годятся преимущественно быстрые упражнения. Иногда предстартовое состояние зависит и от характера соревнований. Спортсмен чувствует себя относительно спокойно, если ему предстоит соревноваться с противниками, которых ему уже удавалось победить, причем победить с хорошим отрывом. Перед соревнованиями с сильными незнакомыми противниками или же с теми, от которых спортсмен уже потерпел поражение, нередко возникает слишком большое возбуждение. Для подобных случаев нет схемы, позволяющей нормализовать возбуждение. Если аналогичные состояния возникают перед соревнованиями всякий раз, то необходимо четко выполнять программу предстартовой подготовки, которая затем будет осуществляться в процессе тренировки.
Общая подготовка к старту. В большинстве случаев это бег, подскоки и гимнастические упражнения, не требующие большого напряжения. Начальная интенсивность очень низка и нарастает постепенно. Цель общей подготовки состоит в том, чтобы повысить готовность организма к нагрузке, расслабить мышцы и, насколько это возможно, улучшить подвижность.
Специальная подготовка к старту. Здесь на первом плане соревновательное упражнение и соответствующие ему специальные упражнения. В процессе специальной подготовки нужно установить оптимальное соотношение между структурой и силой соревновательных движений, с одной стороны, и работой центральной нервной системы-с другой. Интенсивность упражнений постепенно снижается. В зависимости от вида спорта этот вид подготовки называют настраиванием на бег, плавание, гимнастику и т. д. Предстартовая подготовка проводится в течение 30-50 мин. Продолжительность подготовки зависит от погоды, специфики вида спорта, тренированности спортсмена и других обстоятельств. Бывают случаи, когда тренированные спортсмены «ломаются» в ответственных соревнованиях, и это обстоятельство дает основания предположить, что подготовка была неверной или недостаточно индивидуализированной (если не выявлены какие-либо другие причины).
Перед соревнованиями по спортивным играм, требующим быстрой реакции, специальная подготовка должна проводиться в игровой ситуации. Это благоприятно сказывается в первую очередь на начале игры, когда благодаря повышенной быстроте реакции, точности обработки мяча и тактически целесообразным действиям могут быть созданы преимущества, определяющие исход игры.
Тактический план является основой хорошей соревновательной тактики и направляет тактические действия и поведение спортсмена. План должен быть простым; в нем следует отметить все основные тактические моменты. Реальный план можно составить только на основе точного анализа собственных сильных и слабых сторон и преимуществ и недостатков противника. В плане нужно пояснить, как можно использовать слабость противника, как помешать ему проявить все свое мастерство, не нарушая правил соревнований, и как наилучшим образом реализовать собственные сильные стороны. Для этого необходимо правильно оценить спортивную форму противника. О ней можно судить по результатам предыдущих соревнований; их следует тщательно проанализировать. Нужно учитывать также возможное влияние на результат специфических условий соревнований: состояния соревновательного спортивного сооружения, погоды, особенностей соревновательной дистанции. Чем обширнее сведения о сопернике, тем точнее может быть тактический план. Особое значение имеют следующие частные моменты: Морально-волевые качества. Следует выяснить, легко ли деморализовать противника и заставить его отойти от основной тактической линии. Далее нужно установить, каким образом можно сломить сопротивление противника и хватит ли у членов своей команды самообладания, силы воли, веры в собственные силы и решимости на то, чтобы осуществить смелый тактический план.
Спортивная форма. В видах спорта с повышенными требованиями к выносливости нужно прежде всего оценить стойкость противника и решить, стоит ли попытаться преодолеть его, развив высокий начальный темп или же, наоборот, высокий темп в конце соревнований.
Техника. Владение техникой имеет решающее значение для рационального использования тактических ситуаций. Нужно выяснить, не ухудшается ли техника при очень быстром темпе соревнований или при утомлении и нельзя ли исказить технику противника, навязав ему высокий темп, например, в фехтовании, боксе, теннисе.
Дошкольное физическое воспитание охватывает детей с 3 лет до поступления в школу. Большой процент этих детей посещает детские сады, где практикуется плановое физическое воспитание.
Разработана программа физического воспитания для детей ясельного возраста; эта программа осуществляется в яслях.
Цель дошкольного физического воспитания. Систематическая физическая подготовка способствует повышению физической работоспособности дошкольников и, следовательно, лучшей подготовке будущих первоклассников к разнообразным требованиям школы.
В связи с этим необходимо, чтобы организм детей укреплялся всесторонне, чтобы они приобретали соответствующие возрасту умения и навыки основных движений бега, прыжков, метаний и т. д., чтобы в них поддерживалась потребность в физической активности.
Регулярная физическая деятельность, при которой требования нарастают соответственно возрасту и систематически, повышает сопротивляемость детского организма, активизирует кровообращение и обмен веществ и предупреждает дефекты осанки. Однако исправлением дефектов осанки должен заниматься врач, который прибегает к специально подобранным физическим упражнениям. В результате тренировки основных движений (ползания, ходьбы, лазания, бега, прыжков, метаний, ловли, притягивания, отталкивания, качения) увеличивается количество движений, которые дети умеют выполнять ; это в значительной степени обогащает игру на воздухе. Несколько более сложные упражнения с предметами и всевозможные соревнования включаются в дошкольное физическое воспитание наряду с традиционными детскими играми.
Хорошая реакция, координация движений, ловкость, быстрота и выносливость — вот те качества, которые будут нужны первокласснику в повседневной жизни, в частности для правильного поведения на улице и в учебе.
Коллективные физические упражнения оказывают сильное воспитательное воздействие. Для многих дошкольников детская спортивная группа- это первый большой коллектив. Они учатся считаться с другими, помогать другим, с уважением относиться к успехам других детей. В соревновании со сверстниками развивается здоровое честолюбие. В детском коллективе страх или хвастливость удается устранить путем квалифицированного вмешательства педагога быстрее, чем при индивидуальном воспитании.
Организация дошкольного физического воспитания.
В детских садах и детских домах физическое воспитание является неотъемлемой составной частью общего воспитания. Физическая подготовка детей осуществляется в соответствии с единым планом учебно-воспитательной работы. Физическое воспитание в детских садах ведется в форме спортивных занятий (1-2 раза в неделю) и в форме ежедневных физических упражнений. Как правило, занятиями, в которых принимает участие вся группа, руководит воспитатель. Ежедневные физические упражнения должны хорошо укладываться в распорядок дня: например, их целесообразно проводить во время пребывания на свежем воздухе или во время прогулок. Игры и музыкальные занятия также заключают в себе множество возможностей для физической активности детей.
При любых организационных формах составление групп по возрастному принципу дает более благоприятные предпосылки для систематического и эффективного физического воспитания, чем составление смешанных групп. Поэтому группы делятся на: а) младшие группы-возраст детей 3-4 года; б) средние группы-4-5 лет; в) старшие группы- 6-7 лет.
Учебный материал и методика обучения. Учебный материал складывается из разнообразных форм основных движений: ползания, лазания, ходьбы (включая балансирование), прыжков, бега, ловли, метания, толкания, вытягивания, размахивания и кувырков. В дополнение к этому используются специальные упражнения для укрепления мышц ступней и туловища, упражнения на ловкость, а также задания на отработку чувства ритма и реакции.
Методика обучения должна соответствовать познавательной способности детей. Новые упражнения показываются и объясняются, что, помимо своей основной задачи, расширяет словарь детей и формирует их способность правильно понимать указания; однако представление о движении дети получают только тогда, когда выполняют упражнение сами. При первых попытках наибольший эффект дает практическая помощь или речевые сигналы.
К указаниям по выполнению движений и постановке задач можно прибегать лишь в том случае, если детям понятны употребляемые понятия; поэтому такая форма руководства занятием более широко используется в старших группах.
Соревнования в форме игр или сдачи зачетов представляют собой сильный стимул к физической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Выполнение упражнений организуется таким образом, чтобы заняты были все дети, поскольку ожидание. ведет к беспорядку в группе. Пригодными формами работы являются: совместное выполнение упражнений, выполнение упражнений по группам, упражнения с партнером или индивидуальная работа. Упражнения и игры по желанию — самые распространенные формы физической активности вне рамок обязательных спортивных занятий.
Простейшие формы построения облегчают организацию выполнения упражнений. Дети знакомятся с такими формами построения, как линия, ряд, круг и «кучка». В соответствии с принципом целесообразности спортивное занятие делится на введение, основную часть и заключительную часть. В вводной части дети частично удовлетворяют свою потребность в движении. Основное место здесь отводится упражнениям для всей группы, основу которых составляют перемещения в пространстве. Наибольшей популярностью у детей пользуются бег, подскоки (галоп) по кругу с тренировкой реакции и сменой направления.
Наиболее подходящим средством подачи сигналов является бубен. Это позволяет воспитателю частично подключиться к выполнению упражнений, что особенно необходимо в младших группах. Звон бубна может служить также и вспомогательным средством обучения. В основной части отрабатываются преимущественно те основные движения, для выполнения которых предусмотрены относительно большие снаряды или специальные сооружения. Наиболее целесообразной . формой работы в основной части занятия является параллельная работа групп с дополнительными заданиями. В одной группе могут одновременно заниматься от 8 до 10 детей. На каждую тренировочную трассу должно приходиться столько дополнительных заданий, чтобы это позволило занять всех детей. В качестве дополнительных заданий подбираются уже освоенные упражнения (например, проползание под препятствиями, балансирование), которые хорошо согласуются с упражнениями на главном снаряде. В заключительной части игры или соревновательные формы создают эмоциональную кульминацию, завершающую занятие. Продолжительность спортивного занятия может составлять в младших группах 45 мин, в старших-60 мин.
Снаряды и сооружения в гимнастических залах и на спортивных площадках пригодны для физического воспитания дошкольников. Специально для дошкольников разработаны многоцелевые снаряды, сетка для прыжков со стойками, стойки для накидывания обручей и т. д.. На открытом воздухе широкие возможности для тренировки представляют лестницы, откосы, ящики для песка и бревна для балансирования. Для обучения дошкольников можно разносторонне использовать также и традиционные гимнастические предметы. Они могут служить не только для выполнения упражнений, но и для разметки тренировочной трассы; с их помощью можно осложнять выполнение упражнений и таким образом добиваться улучшения результатов.
Физическое воспитание в общеобразовательных школах. Спортивные занятия в школах по своему содержанию и методам направлены на то, чтобы главным образом посредством тренировки двигательных качеств и воспитания двигательных навыков увеличить функциональные возможности молодого человека и сформировать у него потребность в спортивной деятельности. При этом формирование и совершенствование двигательных качеств и двигательных навыков происходит в диалектической взаимосвязи с другими учебно-воспитательными задачами. В соответствии с возрастными группами процесс обучения делится на младшую, среднюю и старшую ступени.
Физическое воспитание на младшей ступени. Осуществление основной задачи школьного спорта — общая физическая подготовка всех школьников — начинается с 1-го класса путем проведения регулярных и обязательных спортивных занятий. Действующие учебные планы, содержащие четкие и детально разработанные положения, в особенности в той части, которая касается младших классов, полностью соответствуют этой основной задаче.
Сегодня работоспособность учащихся младшей ступени выше, чем была прежде. По росту и массе тела современные мальчики и девочки младших классов значительно превосходят своих ровесников, живших в начале века. То же самое можно сказать и об объеме знаний и умений школьников, которые обучаются в соответствии с современными концепциями. Улучшение условий жизни в социалистическом обществе обусловило существенное улучшение физического развития детей. Следствием этого, в частности, является повышение физической работоспособности, которую следует развивать в процессе физического воспитания, предъявляя более высокие требования.
Новейшие исследования говорят о целесообразности комплексного развития физических качеств у учащихся младшей ступени, т.к. это оказывает благоприятное влияние на формирование функциональных возможностей детей. Представляется возможным также и развитие регламентированной основной выносливости, потому что в этом возрасте дети обладают хорошей приспособляемостью и быстро восстанавливаются. Соблюдение установленного порядка-построение в начале урока, рапорт учителю, порядок в раздевалке, ношение чистой и единообразной спортивной одежды, внимательность при выполнении упражнений в сочетании с формированием стойкого интереса учащихся к регулярным физическим упражнениям — способствуют воспитанию характера и воли. Достижения лучших спортсменов возбуждают у детей стремление к улучшению результатов.
Физическое воспитание на средней и старшей ступенях. Физические качества — быстроту, силу, выносливость, ловкость и подвижность — следует развивать в комплексе и по возможности равномерно. Этот процесс составляет основу для полноценного функционирования всех органов и систем. Он ведет к постоянному совершенствованию физической работоспособности школьника. Наряду с основными двигательными навыками необходимо развивать также и спортивные навыки, которые соответствуют процессам движения спортивной техники. Следовательно, между двигательными качествами и двигательными навыками существует диалектическая взаимосвязь.
В процессе физического воспитания учащиеся должны также получить теоретические знания об общественном значении физической культуры и спорта, о тренировке, о гигиене тела и одежды, о вреде алкоголя и никотина, об оказании первой помощи, о режиме дня и организации досуга в выходные дни и во время каникул, о правилах соревнований и игр, а также об организации соревнований. Воспитательная задача спортивных занятий состоит в том, чтобы пробудить и закрепить у детей любовь к спортивной деятельности, чтобы воспитать в них чувство тесной связи со своим спортивным обществом. Выполнение нормативов спортивного значка «Готов к труду и защите Родины» свидетельствует о том, что школьники готовы повышать свою физическую работоспособность на благо социалистического общества. Постоянно подражая спортсменам-олимпийцам, они стремятся к все более и более высоким результатам. Воспитание в спортивном коллективе формирует социальное мышление и социальное поведение учащихся. Физическое воспитание на занятиях по другим учебным дисциплинам. Физическое воспитание осуществляется и на занятиях по всем другим учебным дисциплинам. Так, например, на уроках истории изучаются связи между спортом и политикой в различные исторические периоды, что помогает учащимся правильно понимать физическую культуру как общественное явление с позиций классового характера общества. На уроках биологии школьникам разъясняют влияние физических упражнений на развитие, укрепление и улучшение функций всех органов и систем молодого организма.
Контроль и оценка результатов в форме словесной характеристики и отметки являются важной составной частью школьного физического воспитания, они служат основой для планирования и организации физического воспитания и спортивной подготовки, для определения уровня развития физической и спортивной работоспособности, а также для понимания поведения учащихся. Оценка-педагогическое средство стимулирования и побуждения к сознательным действиям; она должна быть объективной и учитывать уровень подготовленности отдельных учащихся и школьных классов. Контроль за результатами в школьном физическом воспитании следует рассматривать как специфический вклад в характеристику личности в целом.
По окончании учебы в политехнической школе, расширенной общеобразовательной школе, в профессиональной школе или же в школе фабрично-заводского обучения учащиеся должны сдать экзамен по спорту. Кроме того, в каждом классе в соответствии с требованиями учебного плана проводится контроль за результатами на основе систематически нарастающих требований по каждому виду спорта, предусмотренному учебным планом, а также по так называемым основным упражнениям. Критерии и масштабы для выведения оценок преподавателем спорта указаны в «Рекомендациях по оценке успеваемости школьников в обязательном физическом воспитании». Годовая оценка выводится как среднее арифметическое из контрольных оценок по видам спорта и по основным упражнениям, полученных в течение всего учебного года. Поведение ученика оценивается преподавателем на основании наблюдений за ним в различных ситуациях, и это позволяет составить более полную характеристику личности ученика.
Экзамены и контрольные испытания в выпускных классах представляют собой единое целое. На основе контроля за результатами, регулярно проводившегося на протяжении всего учебного года, преподаватель выставляет отдельные оценки по спортивным дисциплинам, указанным в учебном плане. Среднее арифметическое этих оценок составляет предварительную оценку. Испытания по спорту как составная часть выпускных экзаменов или экзаменов на аттестат зрелости включают бег на 100 м, прыжок в высоту или в длину, толкание ядра и метание булавы (девочки: толкание ядра или метание булавы) и бег на выносливость. За каждый результат в соответствии с количеством набранных очков выставляется оценка: «1»-за 39 очков, «2»-за 33 очка, «3»-за 25 очков и «4»-за 18 очков. Средняя величина дает экзаменационную оценку. Однако оценка за год имеет двойную значимость. Поэтому для определения окончательной оценки предварительная оценка удваивается, суммируется с экзаменационной оценкой, а полученный результат делится на три. Получение золотого, серебряного или бронзового спортивного значка положительно сказывается на оценке (например, ученик в конечном итоге получает оценку 1, если по арифметическим подсчетам ему должна быть выставлена окончательная оценка 2, но он стал обладателем золотого спортивного значка). Учащийся должен уметь плавать, иначе он сможет получить только оценку «хорошо» (4). В процессе контроля за результатами учащийся, в соответствии со своими возрастными возможностями, должен продемонстрировать уровень своей спортивной и физической работоспособности. Оценка «удовлетворительно» (3) соответствует среднему, результату для данного возраста.
Контроль и оценка результатов дают учащимся возможность следить за развитием собственных результатов и побуждают их к самостоятельной работе. Контроль и выставление оценки, в процессе которых преподаватель отмечает улучшение результатов, оживляют ход занятий, способствуют изменению отношения учащихся к физической культуре и спорту в положительную сторону и таким образом помогают приобщению их к спортивной деятельности в дополнение к обязательной школьной программе.
Спортивная подготовка в высших и специальных средних учебных заведениях как составная часть учебно-воспитательной работы со студентами должна вносить существенный вклад в формирование социалистической личности. Целью спортивной подготовки студентов является: оптимальный уровень развития физической и спортивной работоспособности, психическая и физическая подготовленность к спортивным занятиям несколько раз в неделю, знание функций физической культуры и спорта при социализме, которое позволит студентам отвести физической культуре и спорту должное место в их трудовой деятельности и общем укладе жизни.
Спортивная подготовка в учебных заведениях осуществляется в процессе обязательного физического воспитания и активного отдыха студентов, содержание которых взаимосогласованно. Спортивные занятия являются обязательными для всех студентов дневных отделений. Они проводятся 1-2 раза в неделю в течение всего периода обучения. Соответственно функциям спортивной подготовки студентов спортивные занятия проводятся по группам, составленным по уровню результатов. Комплектование групп осуществляется на основе проверки физической работоспособности студентов и их спортивной подготовленности.
Группа 1-го уровня. В нее включаются студенты с хорошей и очень хорошей физической работоспособностью, показывающие хорошие результаты в том или ином виде спорта. Они принимают участие в тренировке, которая организуется в секциях при высших и специальных средних учебных заведениях, а также выступают в соревнованиях.
Группа 2-го уровня. Студенты, показавшие по итогам работы семинара, секции или по итогам учебного года удовлетворительную физическую и спортивную работоспособность, зачисляются в группу 1-го уровня. Основу занятий этой группы составляет общая физическая подготовка с упором на один вид спорта, который выбирается с учетом специфики материальной базы данного учебного заведения.
Группа 3-го уровня. Студенты с низкой физической работоспособностью принимают участие в спортивных занятиях группы 2-го уровня и к тому же обязаны еженедельно посещать дополнительные занятия специальных спортивных групп (продолжительность занятия 45 мин.), где проводится вспомогательная тренировка. Целью вспомогательной тренировки является выполнение минимума требований программы тестирования физической работоспособности студентов.
Реабилитационный спорт. Большое внимание уделяется физическому развитию студентов с расстройствами здоровья. Студенты с пониженной работоспособностью, у которых есть соответствующая справка спортивного врача, занимаются по особым программам, согласованным со спортивным врачом.
Активный отдых является составной частью организации досуга студентов; его цель-физическое совершенствование посредством регулярного участия в тренировочно-соревновательном процессе. В учебных заведениях получили преимущественное распространение следующие формы активного отдыха:
Спортивная самодеятельность студентов. Под этим следует понимать регулярную самостоятельную спортивную деятельность в форме индивидуальной спортивной тренировки на основе заданных программ, а также на организационной основе семинаров Союза свободной немецкой молодежи или классной работы.
Студенческое соревнование в области военно-спор- тивной подготовки вызвало к жизни разнообразные и многочисленные системы соревнований в учебных заведениях. В соответствии со спортивными традициями и местными условиями проводятся турниры, игры по круговой системе и другие соревнования, которые позволяют выявить лучшие спортивные коллективы и лучших спортсменов того или иного учебного заведения.
Детско-юношеский спорт (подготовка спортивного резерва). Всестороннее и гармоническое развитие личности молодого гражданина социалистического общества включает в себя физическое воспитание и спортивную подготовку всех возрастных групп; школьное физическое воспитание, школьный спорт и активный отдых следует рассматривать как единое целое, составные части которого находятся во взаимодействии. Лишь за счет этого можно обеспечить достаточный уровень основной физической подготовки, укрепить здоровье и привить спортивный образ жизни. Поэтому следует всех детей и подростков привлекать к регулярной спортивной деятельности в свободное время. Это отвечает и их стремлению к разнообразным формам организации досуга и к физической и спортивной активности. В то же время это помогает выявлять и развивать спортивные способности, а затем вовлекать их в тренировочно-соревновательный процесс через дифференцированную систему отбора.
Общие спортивные группы. Содержание и задачи физического воспитания и физической подготовки в общих спортивных группах состоят главным образом в том, чтобы приобщить детей и подростков к регулярной спортивной деятельности, доставляющей радость и отдых, и чтобы улучшить их общую физическую работоспособность. Физические упражнения из различных видов спорта используются в зависимости от интересов занимающихся и условий для тренировки, причем особый упор делается на спортивные игры. Творческая активность школьников проявляется в самостоятельном сотрудничестве; в процессе регулярного участия в тренировочных занятиях вырабатывается привычка к дисциплине и формируется коллективное поведение. Школьники, находясь в радостной и захватывающей атмосфере спортивной деятельности, ставят перед собой все более и более высокие цели и борются за их осуществление. На первом месте стоит улучшение функциональных возможностей, которое выражается в непрерывном совершенствовании двигательных качеств. Оно неразрывно связано со стремлением довести развитие спортивных навыков до уровня, превышающего требования обязательных спортивных занятий. Главное место здесь отводится формированию спортивных навыков в спортивных играх и в основных видах спорта. Особое внимание следует уделять регулярному участию школьников в соревнованиях, в которых они могут с успехом проявить приобретенные двигательные качества и навыки.
Тренировка в детском и юношеском возрасте. Тренировочно-соревновательный процесс является основной формой организации досуга. Основой результатов в том или ином виде спорта должны служить разностороннее физическое совершенствование и атлетическая подготовка.
Значение. Спортивная тренировка уже давно зарекомендовала себя как самая разумная и самая лучшая форма планомерного повышения работоспособности организма. Для детей и подростков, которые обладают хорошим здоровьем и удовлетворительной способностью переносить нагрузки, участие в тренировке и соревнованиях должно стать основным путем физической подготовки; за последние годы уровень высших спортивных достижений в мировом масштабе повышался чрезвычайно быстро. Все рекордные результаты являются следствием многолетнего и планомерного тренировочного процесса. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время возраст максимальной результативности в большинстве видов спорта наступает раньше и что высокая физическая работоспособность сохраняется дольше, чем предполагалось ранее. Несколько лет назад считались недостижимыми те выдающиеся результаты, которые сегодня юниоры показывают даже в видах спорта на выносливость. Помимо того что система тренировки имеет научную основу, важнейшая причина этого явления состоит, по всей вероятности, в более раннем начале планомерной тренировки, т. е. с детского возраста.
Систематизация. Во всех видах спорта спортсмен с начала тренировки вплоть до достижения уровня большого спорта участвует в тренировочном процессе, который можно разделить на определенные этапы в зависимости от содержания задач и методического построения; на различных этапах перед начинающими и прогрессирующими спортсменами, а также спортсменами высшей квалификации ставятся различные (частные) цели; содержание спортивной подготовки, задачи тренировки, а также методы (в особенности те, которые касаются нагрузок и отдыха) тоже различны и соответствуют уровню подготовленности.
Тренировка спортсмена высокой квалификации. На этом (последнем) этапе тренировочного процесса начинается непосредственная подготовка к индивидуальному высшему спортивному результату. Специализация тренировочного процесса направлена на совершенствование спортивного мастерства в целях установления абсолютного или личного рекорда на крупных соревнованиях (на национальных чемпионатах, международных встречах, олимпийских играх и т. д.).
Тренировка спортивного резерва. Цель, содержание и задачи ее определяются исходя из намеченных спортивных результатов с учетом возрастных особенностей развития и пола. По своему содержанию и функциям тренировка спортивного резерва представляет собой большой этап длительного процесса развития спортивного результата. Он охватывает период обучения начинающих, первой фазой которого является основная тренировка; далее следуют фазы начальной специализации и углубленной специализации, предшествующей тренировке спортсмена высшей квалификации. Для всех фаз обязательно последовательное развитие результата посредством всестороннего совершенствования атлетических качеств и подготовки, специфической для данного вида спорта.
В тренировке начинающих упор делается на формирование широкой основы будущих высоких спортивных результатов.
Тренировка прогрессирующих нацелена на то, чтобы на заложенной ранее основе спортивного результата достичь относительно высокого уровня развития тех характеристик, которые являются определяющими для данной спортивной дисциплины, и, таким образом, создать благоприятные предпосылки для начала тренировки спортсмена высокого класса. Начало тренировки спортивного резерва в значительной степени зависит от характера вида спорта. В технико-композиционных видах спорта тренировка начинающих приходится на возраст 6-9 лет. Почти во всех скоростно-силовых видах спорта, в спортивных играх и некоторых единоборствах тренировка начинается в возрасте 8-10 лет. В видах спорта на выносливость, а также в тех видах спорта, в которых необходимы максимальные показатели силы, начало тренировки приходится на возраст 10-12 лет. Спортивное плавание в этом отношении представляет собой исключение; в этом виде спорта тренировка начинается уже в 6-летнем возрасте.
Нагрузка и отдых. У детей и подростков существует характерная взаимосвязь между спортивным результатом и тренировочной нагрузкой. Особенно сильное влияние на спортивную работоспособность оказывают частота тренировочных занятий и временной объем тренировки. Лишь по достижении определенной частоты тренировочных занятий и определенного объема тренировки на первый план выступают другие факторы, обусловливающие уровень спортивного результата.
Общие и специальные упражнения. В процессе тренировки спортивного резерва следует систематически развивать ту основу, которая в перспективе обеспечит высокие спортивные результаты; этой цели служат общие и специальные упражнения при их оптимальном соотношении. Поэтому на всех этапах тренировки определенное место должно отводиться общеразвивающим упражнениям; доля их тем выше, чем ниже уровень спортивного результата у ребенка или подростка. В видах спорта, которые требуют высокого уровня развития быстроты н выносливости, доля общеразвивающих упражнений должна быть выше, чем в технико-композиционных видах спорта. В единоборствах и спортивных играх общефизическая подготовка должна проводиться параллельно с технической подготовкой. С этой точки зрения следует подходить и к спортивным нормативам. Наряду с соревновательными формами они должны содержать такие общие и специальные параметры результата, которые имеют решающее значение для дальнейшего развития результата и помогают избежать в процессе тренировки односторонней и форсированной направленности, не ориентированной на перспективные задачи.
Соревнования. Уже в тренировке спортивного резерва соревнования играют очень важную роль; они являются незаменимой составной частью самого тренировочного процесса. В соревновании функциональные возможности организма реализуются в более высокой степени, нежели в условиях тренировки. Следовательно, соревнования активизируют функциональную и морфологическую, перестройку организма, что способствует более полному проявлению физических качеств. Именно в детском и юношеском возрасте соревнования представляют собой стимул к регулярной тренировке. Кроме того, соревнования предоставляют хорошую возможность для отбора молодых талантливых спортсменов. К сожалению, количество детско-юношеских соревнований продолжает оставаться недостаточным. Дети и подростки, которые занимаются в школьных спортивных обществах или в спортивных обществах при предприятиях, должны ежегодно участвовать примерно в 20 соревнованиях. Эта цифра может быть достигнута за счет серийных соревнований, чемпионатов на районном уровне и т. д. Систему соревнований нужно развивать таким образом, чтобы она предусматривала достаточное число соревнований для всех детей и подростков в соответствии с их подготовленностью и с учетом специфических особенностей видов спорта.
Отбор молодых талантливых спортсменов. Уровень спортивных результатов во все большей степени определяется теми молодыми спортсменами, которые обладают наибольшими способностями к высшим спортивным достижениям. В связи с этим уже в детском или юношеском возрасте нужно систематически выявлять основные предпосылки к высокому спортивному результату; с помощью соответствующих методов дети и подростки должны подвергаться проверке, имеющей целью определение наиболее перспективных для них видов спорта. Их следует привлечь к занятиям именно этими видами спорта. Проверка детей и подростков, не занимающихся спортом, должна прежде всего помочь выявить индивидов с наиболее высокой спортивной (физической) работоспособностью. Вместе с тем нужно отметить тех детей и подростков, которым свойственны благоприятные антропометрические показатели, а также высокая быстрота, выносливость и хорошая способность к двигательному обучению. Этих детей и подростков следует подвергнуть дальнейшей проверке (в процессе тренировки в школьном спортивном обществе или в спортивном обществе при предприятии) в соответствии с требованиями того или иного вида спорта и постараться заинтересовать их подходящими для них спортивными дисциплинами.
При последующем отборе детей и подростков, одаренных в спортивном отношении, следует руководствоваться следующими критериями: 1. Насколько высок уровень результатов тренирующихся детей и подростков, проявляющийся в процессе соревнований? 2. Высок ли темп развития результатов? 3. Насколько сильно влияют на спортивный результат факторы-помехи? 4. Высок ли уровень нагрузки, с которым дети и подростки могут справиться, занимаясь избранным видом спорта?
Цели и задачи спартакиад. Спартакиады должны помочь приобщить к регулярной спортивной деятельности как можно больше детей и подростков.
В процессе этого движения систематически совершенствуется социалистическое воспитание подрастающего поколения. Планомерно повышается уровень результатов; об этом свидетельствуют детско- юношеские рекорды районного, окружного и национального уровней. В то же время на спартакиадах осуществляется отбор спортивных талантов. Движение спартакиад вывело в жйзнь многих спортсменов, достигших уровня мировой элиты. Среди них многочисленные чемпионы олимпийских игр, мира и Европы.