Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Устройства мироздания согласно философии йоги. Пуруша, Атман, Брахман, Ишвара, Пракрити, Гуны

Рубрика: Теория

Согласно учению йоги, мироздание представляет собой сложную иерархическую структуру, состоя­щую из многих компонентов. Некоторые из них бу­дут перечислены ниже.

Пуруша (или Пуруса)

Понятие «Пуруша» часто переводят как «лич­ность», но это не та личность (с маленькой буквы), из черт которой состоит индивидуум. Пуруша — это личность «с большой буквы», ничем не ограниченная форма бытия, принадлежащая всей Вселенной. Ее можно описывать многими словами, такими как «вселенская мудрость», «чистое сознание», «душа», «дух», «бесконечная энергия», «знание» и, наконец, «абсо­лют». Это — то состояние, которого пытается до­стичь всякий, кто занимается йогой — состояние ис­тинной духовной самореализации.

Во многих философских системах, о которых было упомянуто выше, это состояние личности рас­сматривается как нечто оторванное от повседневного мира. Сам Патанджали затруднялся в определении этого понятия, потому что, в самом деле, довольно сложно объяснить процесс перехода личности из обычного состояния в состояние Пуруша. Однако как личность, находящаяся в стадии Пуруша, так и весь окружающий мир имеют одну незыблемую со­ставляющую: вселенский разум, играющий роль свя­зывающей их силы.

В прочих школах йоги Пуруша рассматривается как часть человеческого бытия и личностного опыта. Эти школы ставят своей главной целью устранение всевозможных ограничений и стирание границ между личностью и миром для того, чтобы стало возможным познание внутреннего мира человека и окружающего его мира как единого целого. В более по­здней традиции понятие «Пуруша» стало связываться со вселенским началом — деятельной ипостасью сознания.

Понятие «Пуруша» можно истолковать как «изначальную вселенскую материю», чистую энергию, существовавшую до создания мира. Все остальное — лишь производные этой чистой энергии, оставленной на волю случая и, таким образом, подверженные А «разложению». Возможность связи с этой первона­чальной чистотой составляет основу духовной фило­софии йоги.

Атман

Некоторые школы разделяют высшую Личность на несколько ипостасей. Их общее название — Атман; это понятие более гибко и более применимо к человеческой личности, чем Пуруша. Эти ипостаси имеют больше общего с человеческим сознанием и в полном смысле слова отвечают за него.

Атман также можно описать как психологическое состояние человека, что делает это понятие более доступным для осознания. Однако в некоторых фи­лософских школах Атман является синонимом Пуру­ша. Вступая в контакт с Атманом, заключенным в нашей собственной личности, мы можем открыть себе дорогу к изначальному и общему состоянию мира Пуруша, включающему в себя все частные про­явления.

Брахман

Понятие «Брахман» аналогично понятию «Атман», однако между ними все же есть некоторая разница. Брахман — это состояние божественного озарения, наивысшего сознания. Опять-таки, это понятие очень тесно соотносится с понятием «Пуруша», хотя Брах­ман представляет собой более определенную «выс­шую личность», во многом сходную с европейским представлением о Боге. Эта «высшая личность» оп­ределяет все состояния и законы мира вещей.

И все же понятие «Брахман» не следует представ­лять себе как фигуру создателя, наблюдающую за своим творением. Брахман способен присутствовать в материальном мире, не являясь, однако, его частью; при этом он не обязательно оторван от него. Так же как и Атман, Брахман легче поддается осознанию, нежели такое всеобщее и потому неопределенное по­нятие, как «Пуруша». Мы можем представить себе «высшую личность» как вне, так и внутри нас самих.

Ишвара

Согласно классической индийской философии Ишвара — это, строго говоря, одно из названий «Твор­ца» (то есть Брахман). Ишвара может создавать, на­блюдать свое творение, а затем разрушать его. Это понятие наиболее близко к нашему представлению о Боге, а само слово можно перевести как «повели­тель». Как и понятие «Бог», Ишвара является предме­том поклонения.

Также Ишвара характеризуется как одна из со­ставных частей бесконечности. Патанджали пред­ставлял себе Ишвара разновидностью Пуруша, един­ственным в своем роде состоянием вечности, под­властным воздействиям извне.

Пракрити

Пракрити отражает мир таким, каким мы его ви­дим. Можно толковать это понятие как «природу», «сущность», «творение», «самовыражение» и т.д. Его также представляют как воплощение женского нача­ла (это представление особенно характерно для Тан­тра). Несмотря на то что это понятие принято отож­дествлять с бренным материальным миром, Пракрити также вечно и не подвластно разрушению, как и его противоположность Пуруша. Как же это следует по­нимать? Дело в том, что в основе обоих понятий ле­жит одна и та же изначальная чистота Вселенной, но Пракрити имеет одну особенность — способность подталкивать мир к переменам.

Понятие перемен является одним из основных в индуистском учении о смерти и перерождении. Пока мы живем, мы находимся в активной форме суще­ствования — Пракрити. Умирая, мы возвращаемся в его пассивную форму, которая существует вечно. Наша задача заключается в том, чтобы, находясь в стадии жизни, получить представление о том, что та­кое вечность, даже если для этого от нас потребует­ся умение вступать в контакт со сверхъестественной формой сознания. Будучи сами по себе частью при­роды, мы оторваны от когда-то породившего нас ис­точника жизни. Если воспользоваться в качестве примера уже известной нам древнеиндий­ской притчей о трех слепых и слоне, нас можно сравнить с какой-либо частью слоновьего тела — хвостом, ушами или хоботом; но мы должны отда­вать себе отчет в том, что являемся частью некоего целого.

В зависимости от того, как представлять себе со­отношение между Пракрити и Пуруша (видеть в них одно целое или две противоположности), можно под­ходить к классической индийской философии с пози­ций дуализма или, наоборот, монизма. Согласно уче­нию йоги, мы должны выйти за пределы материаль­ного мира Пракрити для того, чтобы достичь един­ства с Вечностью.

Гуны

Гуны — это три основные движущие силы мира Пракрити. Их можно описать как «материю», «причи­ну», «свойство», «энергию», «составные части», «эле­менты» — на наше усмотрение. Когда Пракрити на­ходится в состоянии покоя, Гуны компенсируют друг друга. Когда Пракрити переходит в активное состояние, Гуны сталкиваются между собой, и каж­дая старается взять верх над остальными.

Каким бы словом мы ни определяли Гуны, они, так или иначе, находят свое отражение в реальном мире. Гуна под названием Раджас активна, подвижна, энергична и побудительна. Гуна под названием Тамас пассивна, замкнута, ей свойственны стойкость и спо­собность к сопротивлению. Саттва — это Гуна изна­чального разума. Таков, если можно так выразиться, продольный срез системы Гун, которые, находясь в состоянии равновесия друг с другом, обеспечивают порядок и мир. Эта система придает мирозданию чи­стоту и свет. Наиболее благоприятной, однако, счита­ется ситуация, в которой преобладает влияние Саттва.

Гуны находятся в постоянном и взаимосвязан­ном движении. Они характерны для любого предме­та или явления, начиная от человеческого поведения и заканчивая чувствами, которые у нас вызывают му­зыка, цвет, растения и пища. Можно повнимательнее взглянуть на окружающий мир и убедиться в том, что Гуны активно заявляют о своем существовании даже в нашей повседневной жизни. Например, дети, как правило, руководимы Гуной Раджас, но влияние на них Гуны Тамас может преобладать в том случае, если они больны или чем-либо расстроены. Мы сами также можем переходить из-под влияния одной Гуны под влияние другой в течение одного дня.

Мы будем развивать наше духовное зрение, вни­мательно отмечая и характеризуя с точки зрения теории Гун, наши состояния во все моменты нашей жизни (при этом не осуждая и не оценивая то или иное проявление, а стараясь быть как можно более объективным). Такоё спокойное наблюдение уже само по себе усилит нашу способность концентриро­ваться, то есть позволять Гуне Саттва преобладать в нас. Свойство именно этой Гуны в том, что она, как мы уже говорили, является связующим звеном меж­ду Пракрити и Пуруша, так что чем более явно она будет преобладать в нашей жизни, тем большую возможность контакта со вселенским разумом мы получим.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.