Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Эпические и эзотерические мотивы в эстетике йоги

Рубрика: Теория

Два главных народных эпоса Индии — это «Рамая­на» и «Махабхарата». Оба эти произведения содержат идеи, сходные с идеями йоги, и служат главными ис­точниками для книг по философии йоги. Их отдель­ные части могут быть названы практическим руко­водством к тренировкам по системе йоги. Эти эпосы, точно так же как пьесы Шекспира, постоянно переос­мысливаются и толкуются по-новому; их части инсце­нируются, и многие люди знают, наизусть отрывки из них. Эти интерпретации пользуются большой попу­лярностью: так, например, инсценировка «Махабхараты», поставленная Питером Бруком, шла в одном из крупнейших английских театров с одновременной трансляцией по телевидению.

«Рамаяна» приписывается поэту по имени Валмики, жившему в VI-V веках до н. э., о котором известно, что он был вором, перевоспитавшим себя с помощью медитации. Главный герой этого произведения — Рама — сочетает в себе высокие моральные качества, самодисциплину и отрешенность от суетного мира. Он, как обобщенный образ аскета, символизирует од­ного из трех верховных индуистских божеств: храни­теля Вселенной — Вишну.

«Махабхарата» также создана в V веке до н. э., хотя так и не была записана вплоть до II века. Речь в ней идет о войне между двумя народами — родом Пандавов и родом Кауравов, — которая разразилась в начале первого тысячелетия до нашей эры. Князь Идхиштира, один из пятерых сыновей Пандавов, обма­ном лишенный всего своего имущества, изгоняется из своих владений вместе со своими братьями. Через тринадцать лет они возвращаются, чтобы отомстить и отнять власть над их страной у могущественного ти­рана, царя Дриштараштры и его сыновей. Сыновья Пандавов после восемнадцати дней свирепой битвы одерживают победу. Это предание следует расцени­вать не только как память об ужасах прошлого: ее можно воспринимать в символическом смысле, как изначальную борьбу между добром и злом.

«Махабхарата» имеет огромную ценность еще и из-за того, что в нее входит «Бхагавад-Гита» (песнь Бога), которую можно рассматривать как отдельное произведение. «Бхагавад-Гита» — это один из важней­ших для эстетики йоги текстов, написанный в форме разговора между Богом Кришной, одним из воплоще­ний Вишну, и князем Арджуной, одним из братьев Пандавов. Связь между духовными целями и конкрет­ными действиями вполне очевидна в этом разговоре, в ходе которого Кришна открывает Арджуне пра­вильные пути к полноценной и осмысленной жизни в мире, одновременно указывая на необходимость «отре­шения от суетности» и все вытекающие из этого пре­имущества. Главная тема этого произведения — как жить в мире, обладая сознанием Бога.

Помимо этого, «Махабхарата» включает в себя часть под названием «Мокша-Дхарма», также относя­щуюся к теории йоги. Речь в ней идет об очищаю­щей диете и умении управлять своим дыханием, о раз­личных препятствиях на пути человеческого разума к высшей духовности, таких как злоба, сомнения и страх; она предостерегает от различных заблуждений на пути развития духа и подготовки его к перевопло­щению. «Мокша-Дхарма» также включает в себя практические советы по технике концентрации вни­маниями достижению спокойствия рассудка вне зави­симости от внешних воздействий.

В то же самое время продолжает развиваться лите­ратура «Упанишад». В V веке до н. э. было написано одно из важнейших произведений под названием «Катхака Упанишад». Оно является первым по-насто­ящему имеющим отношение к йоге произведением; в нем рассматривается глубинная, неотъемлемая сущ­ность человека и делается заключение, что эта сущ­ность — истинное естество человеческой личности, и человеку следует неутомимо работать над собой для того, чтобы подчинить этому естеству все остальное.

Прочие «Упанишады», написанные в это время, по­священы медитации (Шветашватара), достижению единства со своей истинной сущностью путем исполь­зования энергетических каналов (Майтраяния) и произношения священного слова «Ом» (Мандикуйя).


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.