Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Бхакти-йога – экстаз любви и преданности

Рубрика: Теория

Когда вы в совершенстве овладеете искусством находить верное настроение для работы, привержен­цы теории «последовательного подъема по ступеням» признают вас готовыми встать на ступень Бхакти-йоги. Тогда как Карма-йога прибавляет вам сил для жизни, Бхакти-йога позволяет вам всецело отдаться во власть своих эмоций. Иногда это даже полезно эмоциональным и чувствительным людям, живущим скорее сердцем, чем головой, непосредственным натурам, которых сразу привлечет сила самозабвен­ного служения учению.

Бхакти-йога поначалу может показаться нам слиш­ком непосредственным и неистовым выражением че­ловеческих эмоций. Однако, несмотря на то что она возникла на юге древней Индии, ее основы переклика­ются со многими положениями современной психоло­гии. Бхакти-йога — это одна из самых древних форм йоги, но ее идея о необходимости выражения своих эмоций будет вполне понятна и нам. Живя в совре­менном мире, мы не очень-то хорошо умеем управ­лять своими чувствами, а Бхакти-йога как раз и может помочь нам во всем, что касается нашего духовного роста.

Учение Бхакти-йоги зародилось среди тех, кто от­казался от ведического культа с его жрецами и ритуа­лами. Эти люди начали поклоняться богам, имеющим более определенное лицо, — Вишну и Шиве. Эти боги были представлены как реальные (хотя и мифологи­ческие) существа и расценивались верующими как «материальные воплощения божественного начала».

Главным аспектом этого культа было достижение состояния религиозного экстаза, наивысшей предан­ности учению; в этом состоянии последователи Бхакти-йоги концентрировали свое внимание на бо­жественном образе и пытались с ним слиться, таким образом выходя за пределы своего собственного со­знания. Такое эмоциональное самовыражение, вбира­ющее в себя весь пафос и трагизм любви, было спе­циально направлено на совершенствование духа на пути к духовному преображению. Исповедующие Бхакти-йогу искали прежде всего средств достиже­ния своего высокого идеала, а не стремились просто отречься от обычных человеческих чувств.

В Бхакти-йоге нас больше всего может привлечь именно эта простота выражения человеком своих чувств. Но, на самом деле, окруженная многочис­ленными традициями индийских верований, Бхакти-йога развилась в очень сложную систему, не имею­щую ничего общего с простым самовыражением. Классическая система Бхакти-йоги на сегодняшний день — это определенная последовательность уров­ней самосовершенствования, причем каждый из этих уровней требует от человека полной концентрации и, прежде всего, правильных действий. В IX веке все эти действия были объединены в одну систему, включавшую в себя ритуальные обряды, пение хва­лебных мантр, выражение преданности божественно­му образу и ритуальный транс — прострацию.

В начале пути последователи Бхакти-йоги имеют право на некоторую степень личной заинтересован­ности и энтузиазма. В конце концов стремление ощутить близость к божественному образу — это проявление личного желания последователя. Однако со временем он освобождается от любого проявле­ния своего собственного желания и все больше и больше погружается в состояние неземной боже­ственной любви, простирающейся далеко за пределы его личности. Бхакти-йога имеет много общего с другими религиозно-мистическими течениями. Это суфизм в мусульманстве и хасидизм в иудаизме, в первую очередь отдающие предпочтение выражению религиозных чувств и преданности религиозному учению. Так же как и остальные мистические на­правления, Бхакти-йога никогда не была частью об­щепризнанной ортодоксальной религии.

Прекрасным примером эмоционального самовыра­жения, похожего на самовыражение Бхакти, является библейская Песнь Песней с ее возвышенной поэзией и стремлением прикоснуться к божественной любви.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.