Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Йога в Европе

Рубрика: Теория

Сегодня европейцы встречают йогу с большим эн­тузиазмом. Столетия, прошедшие со времен колони­зации Индии, сделали много для проникновения «заморских» идей в Европу. Видный индийский фило­соф и собиратель преданий Свами Вивекананда во время своего путешествия в Европу в XIX веке вы­нес идеи йоги на суд европейского общества. Анг­лийская королева Виктория проявила к йоге живей­ший интерес и уговорила йогов, входивших в состав делегации, продемонстрировать их замысловатые позы.

Однако действительно широкое распространение йога получила только после того, как в 1950 году видный индийский наставник Свами Сивананда по­слал в Европу для распространения идей йоги свое­го ученика Свами Вишнудевананду. Время было вы­брано правильно. Идея вселенской духовности входи­ла в моду вместе с интересом к возможностям са­мореализации и оздоровлению организма и сознания. Йога стала идеальной системой, сочетавшей в себе все эти черты, и 60-70-е годы были отмечены нео­бычайным ростом популярности йоги.

Другими наставниками, оказавшими влияние на преподавание йоги в Европе, стали Иенгар с его от­точенной школой поз и Десикачар, разработавший сочетание противоположных поз и свою систему дыхательных упражнений. Работы Прамахамсы Йога- нанды (в особенности его книга «Автобиография йога») также вдохновили многих европейцев на за­нятия йогой. Многие другие наставники основали ряд школ, упражнения в которых сводились к меди­тации и элементарным основам Хатха-йоги.

Ушли в прошлое те дни, когда занятия по системе йоги означали посвящение всего себя упражнениям по странным и чудодейственным методикам, требовавшим изоляции от внешнего мира, от своих ближ­них и друзей. Сегодня единственная форма отдаления от обычной жизни — это несколько часов, проведен­ных на занятиях в клубе любителей йоги один-два раза в неделю. Но это не говорит о том, что совре­менное учение йоги вырождается. Если древняя муд­рость Востока способна добраться, например, до при­городных районов Англии, то это говорит о том, что кто-то в ней действительно нуждается и что она продолжает играть такую же важную роль, как и раньше. Умение расслабляться, достигать состояния гармонии разума, укреплять здоровье — все это мо­жет быть главной целью современного приверженца йоги. Но древнее учение, смысл которого в объеди­нении энергетических систем внутри нас и Вселен­ной вокруг нас, все еще не утратило своей актуаль­ности. И мы, усердно и последовательно занимаясь йогой, получаем собственное представление об этих целях в той мере, в которой наше время и наше об­щество позволяют нам это сделать.

Все разновидности йоги имеют одну и ту же цель — наиболее полную реализацию всех возмож­ностей человеческого духа, находящихся за предела­ми материального мира. Но в наше время йогой за­нимаются люди, ведущие очень разный образ жизни, поэтому йога предлагает много вариантов, чтобы мы могли выбрать один, подходящий именно для нас. В классической йоге различают четыре основных разновидности:

— Карма-йога — усердная работа над собой;

— Бхакти-йога — вера и фанатичная преданность учению;

— Джнана-йога — познание себя и мира;

— Раджа-йога — йога развития сознания.

Эти четыре вида делятся на множество подвидов, и разные школы дают эту классификацию по-разному. В качестве образа жизни эти разновидности вряд ли подходят для современных условий. Занятия, совер­шенствующие дух и тело, требуют слишком большой отдачи, а фанатизм в вере может поставить нас вне общества. Фундаментальные идеи, стоящие за каждой из этих разновидностей, так или иначе начнут прони­кать во все аспекты нашей жизни. Поэтому, вместо того чтобы всецело отдаться тому или иному учению, как это делали последователи йоги в древности, мы постараемся повнимательнее взглянуть на современ­ную комбинацию всех этих разновидностей и на то, как такая комбинация подойдет к нашему собственно­му образу жизни.

Древняя классификация разновидностей йоги дей­ствует до сих пор, но между разными типами йоги нет жестких границ. В действительности существует мно­жество взглядов на место каждого вида в учении йоги. Некоторые представляют себе, что эти виды — ступени, по которым следует подниматься последова­тельно, каждый раз решая все более сложную задачу на пути самосовершенствования. Другие говорят, что эти виды взаимосвязаны друг с другом, и верный по­следователь учения должен заниматься по всем этим системам одновременно. Третьи, в свою очередь, утверждают, что необходимо сделать выбор или, еще лучше, позволить своему наставнику выбрать наибо­лее подходящую для вас разновидность йоги на осно­вании изучения вашей личности.

Какой же выбор мы имеем сегодня? Этот сайт опирается главным образом на Хатха-йогу — систе­му физических упражнений и поз. Однако и другие виды йоги добрались до нас. Если вам это действи­тельно необходимо, сегодня вы сможете найти на­ставников, специализирующихся на пении гимнов, на концентрации разума, на воспитании в себе преданности учению йоги, одним словом, на совершенствовании духа, а не тела. Важнее всего ощутить целост­ность этого учения, какой бы системы мы при этом ни придерживались. Этому невозможно научить — это можно только почувствовать. Все системы, каж­дая по-своему, влияют на ваши дела. Вам дается воз­можность выбрать тот вид занятий, который вам нра­вится и наиболее соответствует вашему образу жиз­ни. Но все эти виды объединяет одно — поиск изна­чальной мудрости и контакта с самим собой.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.