Санный спорт
Рубрика: Виды спортаСани являются соревновательным видом спорта и включены в программу зимних олимпийских игр. Народное катание на санях является средством активного отдыха.
На специально разработанных спортивных санях спортсмен должен преодолеть с максимальной скоростью встроенную в лед санную трассу с определенным количеством виражей. Занятия санным спортом способствуют становлению характера, развитию силы воли, реакции, умения концентрировать внимание, смелости, решительности, готовности помочь другому, целеустремленности. Историческое развитие. Еще в давние времена люди использовали гладкую поверхность снега для перевозки тяжелых грузов и для собственного быстрого передвижения. На использование саней в этих целях ссылаются уже хроники XV в. в Скандинавии. Родиной спортивных саней можно считать альпийские страны. В 1883 г. на трассе Давос-Клостер в Швейцарских Альпах состоялись первые «саночные гонки», в которых участвовали саночники из 8 стран.
В начале XX в. санный спорт получил широкое распространение в Австрии и Германии. В 1911 г. был создан Международный клуб саночников.
После первой мировой войны спортивное оборудование постоянно совершенствовалось. Арматура из стальных полозьев и спортивные сооружения, оснащенные по последнему слову техники, позволили увеличить скорость спуска; сани превратились в соревновательный вид спорта.
Международная федерация санного спорта (ФИЛ) была создана в 1957 г. В настоящее время в нее входят около 30 национальных федераций; ГЕРМАНИИ является членом-учредителем. ФИЛ проводит ежегодно чемпионаты мира (с 1955 г.) и Европы (1914 г. и с 1928 г.). С 1964 г. санный спорт входит в программу зимних олимпийских игр. Материальное обеспечение. Санные трассы. Существуют искусственные и естественные санные трассы. Искусственные трассы-трассы с искусственно надстроенными виражами из бетонных, каменных или деревянных креплений. При температуре ниже нуля они укрепляются талым снегом или ледовым покрытием. Искусственная ледяная санная трасса в Оберхофе оборудована холодильными агрегатами и гарантирует проведение соревнований даже при неблагоприятных погодных условиях. На искусственных санных трассах проводятся международные соревнования. В соответствии с Международным уставом санного спорта предусмотрено наличие по меньшей мере 1 левого виража, 1 правого виража, 1 поворота трассы под острым углом, 1 виража в виде S, 1 лабиринта и 1 прямой. Трасса должна показывать перепад высот от 9 до 11% максимально. Длина трассы для одноместных саней (мужчины) составляет 1000 м, для одноместных саней (женщины) и двухместных саней-700 м. (Длина трассы вверх больше не ограничена.) Основание трассы в ширину должно составлять от 1,40 м до 1,60 м. С линии старта сани должны начать спуск без чьей-либо помощи. Уклон трассы должен быть таким значительным, что позволяет пройти ее в положении сидя. Современные искусственные санные трассы снабжены электронной хронометражной установкой, которая обеспечивает фиксирование промежуточного времени. При проведении вечерних заездов обязательно используется освещение. Естественные трассы легко сооружаются для состязаний народно-спортивного характера. На них нет специально сооруженных виражей. На них проводятся соревнования только национального уровня.
Известные санные трассы, на которых проводятся международные соревнования, находятся в ГЕРМАНИИ: Шписсбергская санная трасса во Фридрихроде (длина 1430 м, перепад высот 10%), Вадебергская трасса в Оберхофе (длина 1876 м, перепад высот 9%), Лин- денбергская трасса в Ильменау (длина 1500 м, перепад высот 11,8%), Гранцландская трасса в Обербе- ренбурге (длина 1000 м, перепад высот 11%), Фих- тельбергская трасса в Обервизентале (длина 1062 м, перепад высот 11%) и искусственная санная трасса в Оберхофе (длина 1033 м, перепад высот 9,2%). В других странах: Крыницкая трасса в Крынице Здрой, Польша (длина 1500 м, перепад высот 11%), Кульстатбергетская трасса в Хаммарстранде, Швеция (длина 1250 м, перепад высот 10%), Путцен- вальдская трасса в Имсте, Австрия (длина 1040 м перепад высот 11,9%), искусственная олимпийская санная трасса в Иглсе, Австрия (длина 1220 м, перепад высот 8,5%), олимпийская трасса в Виллар- де-Лан, Франция (длина 1020 м, перепад высот 11%), искусственная санная трасса в Кёнигсзее, ФРГ (длина 1300 м, перепад высот 16%), Боксвиз- ская трасса в Ханенкле, ФРГ (длина 1370 м, перепад высот 11%), Винтербергская трасса, ФРГ (длина 1100 м, перепад высот 9,5%). Все перечисленные выше трассы, за исключением трасс Ваде- бергской, Линденбергской и Гренцландской, имеют осветительные установки для проведения заездов в вечернее и ночное время.
Спортивные сани. Со времени возникновения спортивных саней постоянно предпринимаются попытки для увеличения безопасности и повышения скорости спуска путем дальнейшего их совершенствования. К числу наиболее популярных саней прежних лет относятся деревянные сани «Давос» и стальные сани «Леобенер». В первых-специально огороженное место для одного спортсмена гарантировало устойчивость (стабильность). Они были изобретены на рубеже нашего века и не являлись явно выраженными спортивными санями. Их можно встретить в достаточном количестве и сейчас. Сани «Леобенер» — металлические сани из гнутых стальных труб. В 1930-х гг. они использовались в качестве спортивных саней. Эта модель саней встречается сейчас весьма редко и для спортивных состязаний считается непригодной. Пятикратный чемпион Европы М. Титце сконструировал сани для спортивных соревнований, которые получили название «сани Титце». С этого времени началось производство современных моделей саней, сконструированных специально для спортивных состязаний. Позже наиболее распространенные модели- это названные именами изобретателей спортивные сани «Гассера» и «Вайснихта». Мировой уровень определяют сконструированные в Нидервизе спортивные сани «Олимпияблиц», которые выдержали испытание на многих международных соревнованиях. Эта модель экспортируется во многие страны.
Конструкционные и ходовые качества спортивных саней отвечают в настоящее время высоким требованиям состязаний. Они характеризуются плоской аэродинамической конструкцией и имеют сверхтвердые и наклонно расположенные стальные полозья. Вставленные в деревянные полозья стальные кронштейны устанавливаются в подвижном положении в резиновые манжеты для того, чтобы сделать сани гибкими, лучше управляемыми без касания земли. Поперечная упряжка (ремень) не прикрепляется. Полозья скользят только по внутреннему ребру и имеют в зависимости от состояния трассы и состояния радиусов виражей в направлении движения небольшой изгиб. Спереди и сзади они приподняты кверху. Этот полозный выступ (сдвиг) можно переставлять в полозьях с помощью стальных болтов. Точная установка следа (расстояние между обоими полозьями) и хорошо подготовленные опорные поверхности стальных полозьев гарантируют хорошее скольжение и точность следа. На стальных кронштейнах и на переднем выступе полозьев в проушины установлены поперечины. Сиденье, сплетенное из ремней, гарантирует уверенное положение саночника на санях.
Одежда. В снаряжение саночника входят: защитный шлем, гоночные очки, гоночный костюм, защитный пояс, наколенники и налокотники. По регламенту соревнований защитный шлем обязателен. Все остальные предметы снаряжения можно рекомендовать в целях безопасности. Гоночный костюм должен плотно прилегать к туловищу спортсмена и не пропускать воздух. Необходимы также специальные очки с широким обзором. Правила. Все национальные соревнования проводятся по регламенту национальных федераций, но могут проводиться также в соответствии с международными правилами. Олимпийские состязания, чемпионаты мира, Европы, а также чемпионаты Европы среди юниоров, Кубок наций и традиционные гонки ФИЛ проводятся по международным правилам.
Размер саней и инструкции. Спортивные сани должны быть двухполозными. Вес одноместных саней не должен превышать 22 кг, двухместных саней-24 кг. Прикрепление груза к саням разрешается до установленного максимального веса. Максимальная ширина колеи составляет 45 см. Не разрешается прилаживание к саням различного рода устройств для управления и торможения. Не разрешаются маскировочные покрытия на спортивных санях, которые скрывали бы отдельные части тела или все тело саночника со всех точек обозрения. Разрешена обшивка (облицовка) саней под сиденьем. Она не может быть шире саней и не должна выдаваться вперед, дальше концов полозьев, и назад, через плечи саночника. На двухместных санях это требование распространяется на саночника, сидящего за рулевым. Запрещено смазывание полозьев и обработка их другими химическими средствами. Температура полозьев на старте любого соревнования не должна превышать разницы в +5°С с окружающей температурой. С февраля 1975 г. разрешена сбалансировка веса для легковесных саночников (женщины меньше 85 кг, мужчины менытте 95 кг). Этот дополнительный груз ограничен максимально до 10 кг у мужчин и до 8 кг у женщин, но он может составить только 50% действительного недовеса (например, недовес спортсмена с весом 85 кг до свыше указанной границы-95 кг-составляет 10 кг. Дополнительный груз в таком случае может равняться 5 кг). Дополнительный груз в форме свинцового ремня подвешивается к телу как балласт.
Дисциплины. На национальных и международных соревнованиях предусмотрены старты на одноместных санях (для мужчин и женщин) и на двухместных санях (только для мужчин). Состязания на одноместных санях состоят из 4 заездов, на двухместных санях-из двух заездов. Оценивается каждый из этих заездов. Время, показанное в каждом заезде, суммируется. Победителем становится тот, у кого в итоге самое лучшее время. Женщины и мужчины на двухместных санях стартуют по укороченной трассе. На олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы в соревнованиях ФИЛ возраст участников должен составлять полные 16 лет. На чемпионатах мира и Европы допускаются от страны 4 одноместных экипажа (мужчины), 2 одноместных экипажа (женщины) и 2 двухместных экипажа; на олимпийских играх-3 одноместных экипажа (мужчины), 3 одноместных экипажа (женщины) и 2 двухместных экипажа.
Техника. Способ движения значительно усовершенствовался в последние годы в связи с развитием и усовершенствованием спортивных саней. Способ движения включает старт, положение тела саночника, технику управления санями и колею.
Старт имеет большое значение для начального ускорения. Он происходит посредством выведения саней за стартовые ручки на наклонную поверхность. После этого тотчас же спортсмен принимает нужное положение.
Положение спортсмена на санях типично для современного санного спорта. Оно развилось из ранее принятого на международных состязаниях седа верхом. Это положение (на спине) в настоящее время является общепризнанным. Его преимущество состоит в том, что посредством более благоприятных аэродинамических условий допускается более ускоренное время спуска. Спортсмен сидит непосредственно за передним кронштейном, и его лопатки (при образцовом положении) должны лежать на обоих задних концах поперечин. Г олова немного приподнята вперед для лучшего обозрения. Высококвалифицированные саночники мчатся по трассе, как правило, без обозрения. Ноги вытянуты, и носки ног указывают направление движения. Они находятся по обеим сторонам выступов полозьев в несколько расслабленном состоянии. Одной рукой спортсмен держит ремень, в то время как другой рукой он держится за кронштейн или станину.
Техника управления.
Старая техника управления санями не применяется на международных соревнованиях в настоящее время. При тяговом управлении по льду за санями скользит трехметровая штанга для управления. Такое управление не разрешается на международных соревнованиях, но оно еще используется в Норвегии. При ножном управлении нога, находящаяся на стороне виража, ставится на лед и все тело перемещается внутрь.
Ручное управление было раньше очень распространено. Спортсмен носил специальные кожаные перчатки и рукой, находившейся на стороне виража, касался льда. Легкого давления на лед достаточно, чтобы изменить направление движения саней. Современная техника управления характеризуется тем, что ни ноги, ни руки не касаются поверхности льда. В основу этой техники положено движение всего тела спортсмена, причем для маневрирования используются различные движения рук, ног и других частей тела. С помощью оттягивания ремня вправо или влево (в зависимости от желаемого направления) передний выступ движется назад-вверх, что вызывает перемещение опоры в заднюю часть полозьев. Одновременно другая нога прижимает внутрь выступ другого полоза. Опорная поверхность этого полоза соединяется в передней части с ледовой поверхностью. При прохождении виражей выступ этого полоза сцепляется дополнительно со встроенным сходом колес и влияет на вращательный момент и эффективность схода. Дополнительно с перемещением массы тела на полоз, находящийся на стороне виража, сани меняют направление движения.
Саночники ГЕРМАНИИ представили впервые на Олимпийских играх 1976 г. в Инсбруке усовершенствованную технику управления санями. Руки вытянуты вдоль тела спортсмена, причем управление осуществляется лишь давлением ноги, находящейся снаружи от виража, и перемещением массы тела. Колея. Под колеей понимается линия, по которой пытается следовать спортсмен с момента старта через виражи до финиша. С помощью колеи можно найти по возможности короткий путь от старта до финиша.
С другой стороны, возникшее при управлении трение не может превзойти величину достигнутой экономии времени. Оптимальная колея гарантирует быстрое время заезда.
Подготовка и тренировка. Достигнутые в санном спорте скорости свыше 100 км/час требуют от спортсмена всесторонней физической подготовки, а также специальной подготовки. Основная подготовка базируется на отобранных элементах фундаментальных видов спорта. Специальная подготовка проводится в летнее время на роликовых санях и в зимнее время-на спортивных санях. Специальные виды деятельности и формы использования. Катание на санях является средством развлечения и отдыха для миллионов трудящихся, и прежде всего для детей и подростков. Оно формирует ценные черты характера и волевые качества и содействует укреплению здоровья. Обычные народные санки и склон имеются повсюду. На шоссе и автострадах катание на санях запрещено. Безопасность и дисциплина являются важнейшими условиями в катании на санях. Допускается только такая скорость, которой в состоянии овладеть сам саночник. Торможение осуществляется посредством постановки обеих ног (пяток) на лед. Санная трасса, предназначенная для спортивных саней, не может использоваться для катания на народных санях. Что касается положения тела и техники управления народными санями, то следует использовать те же указания, что и по технике управления спортивными санями (старая техника управления).
Бобслей-скоростной спуск на управляемых санях по специально оборудованной трассе. В бобслее все направлено на то, чтобы команда после мощного разгона сумела преодолеть бобслейную трассу за кратчайшее время. Международные соревнования проводятся на двухместном и четырехместном бобе.
Бобслей требует смелости, решительности и других ценных физических и психических качеств. Наряду со всесторонне подготовленной командой и ее техническим мастерством большое значение имеет усовершенствованный в техническом отношении боб.
Историческое развитие. В начале 80-х гг. XIX в. англичане соединили в Санкт-Морице двое саней. Их пример оказался заразительным, и вскоре уже проводились состязания. Так возник самостоятельный вид зимнего спорта-бобслей. В конце XIX в. швейцарец Ф. Файерабенд изобрел популярный в течение десятилетий стальной боб. Зимой 1903 г. в Санкт-Морице (Швейцария) была открыта первая бобслейная трасса. В Энгельберге и Понтресине также были сооружены бобслейные трассы. Международная федерация бобслея и санного спорта (ФИБТ) была основана в 1923 г. В настоящее время в нее входят более 20 национальных федераций. ФИБТ проводит с 1924 г. (теперь ежегодно) чемпионаты мира и с недавнего времени (также ежегодно) чемпионаты Европы. В 1924 г. бобслей стал олимпийским видом спорта.
Материальное обеспечение. Бобслейные трассы.
В принципе бобслейная трасса соответствует санным трассам. Она представляет собой ледяной желоб, имеет надстроенные виражи и на обеих сторонах трассы надстроенные борта шириной в 1,40 м. Самые популярные трассы имеют длину от 1400 до 1600 м и перепад высот от 9 до 10%. Бобслейные трассы имеют, однако, виражи с большим радиусом закругления, чем санные трассы. Все современные искусственные трассы используются как для соревнований саночников, так и соревнований бобслеистов.
Боб. Распространенное в настоящее время обозначение «боб» является сокращенной формой от английского слова «бобслей». Шасси боба между передней и задней рамами вертикально движутся посредством кардана в продольной оси. Тем самым бобслейные сани лучше входят на виражи, достигают больших скоростей и легче управляемы. Передняя пара полозьев управляется посредством каната или колесного управления. Оба вида управления имеют преимущества и недостатки. На твердых трассах предпочтение отдается канатному управлению; там, где предполагается наличие дыр и мягких трасс, используется колесное управление. Все 2 полоза в отдельности подвешиваются к стержням (осям), которые привинчены к стальной раме. Неровности трассы преодолеваются таким образом легче, и сани легко входят в виражи. К раме крепится бот, в котором размещаются члены экипажа. К нему крепятся подножки, ручки для держания, бугель для отталкивания, капот и тормоз. Капот может быть любой конструкции. Допускаются только ручные тормоза. Следующие технические данные являются обязательными в соответствии с регламентом: двухместный боб: длина 270 см, ширина колеи 67 см, вес 175 кг, ширина полозьев (минимальная) 8 мм, радиус полозьев 4 мм, допустимая нагрузка 200 кг, допустимый общий вес (боб и команда) 375 кг. Четырехместный боб: длина 380 см, ширина колеи 67 см, вес 230 кг, ширина полозьев минимальная 12 мм, радиус полозьев 4 мм, допустимая нагрузка 400 кг, допустимый общий вес 630 кг.
Бобслей-двойка. Размеры.
Одежда. Все бобслеисты должны носить защитные шлемы. Рекомендуется плотно прилегающая одежда и прочные ботинки. В целях безопасности разрешен защитный пояс.
Правила. Победителем соревнований становится тот экипаж, который показал самое лучшее время во всех заездах (общее время). Если позволяют погодные условия, то проводится 4 заезда. На чемпионатах мира и на олимпийских играх каждая страна может заявить на тренировки по 3 двухместных экипажа и 3 четырехместных. В соревнованиях участвуют по два экипажа в каждом виде. Трасса имеет протяженность 1200 м. Перепад высот составляет от 8 до 15%. Ширина трассы должна составлять не менее 1,40 м. Боковые стороны должны иметь высоту по крайней мере 0,5 м.
Техника. В процессе всего заезда решающим является старт. Существуют различные виды старта: на четырехместном бобе самым распространенным является старт четверкой. Все члены экипажа толкают боб и, толкая, бегут с ускорением рядом до тех пор, пока он не приобретет хорошую начальную скорость. Только тогда спортсмены поочередно запрыгивают в машину. При менее распространенном старте тройкой рулевой остается с самого начала сидеть на месте. На двухместном бобе используется обычно двойной старт, который требует еще большей ловкости и сноровки. Уже по старту можно определить, что быстрая, мощная и сыгранная до мелочей, хорошо тренированная команда имеет шансы на успех, т.к. даже самые незначительные ошибки несут с собой потерю драгоценных долей секунд. Если все члены экипажа чувствуют себя уверенно в санях, то от рулевого и от слаженности всего экипажа зависит высокое конечное время. Искусство прохождения виражей заключается в правильной оценке скорости. Если боб входит в вираж слишком высоко и с низкой скоростью, то где-то в середине он скатывается вниз и теряет скорость. Если же боб на очень высокой скорости входит в вираж слишком поздно, то в конце виража он взмывает вверх, часто вырывается из виража или силой приводится в нормальное положение, что снова влечет за собой потерю времени; кроме того, боб начинает буксовать. Таким образом, рулевой должен сохранять спокойствие и правильно оценивать скорость езды. В этом случае команда должна быть хорошо подготовленной и сыгранной. Очень часто боб проходит виражи со скоростью 100-120 км/час. Такие скорости требуют от каждого члена экипажа осмотрительности и хладнокровия. С точки зрения аэродинамики все члены экипажа должны стремиться к нужному положению во время заезда и равномерно ритмичному перемещению тяжести тела.
Скелетон. Историческое развитие. Под скелетоном понимают езду на санях в положении лежа на животе. Этот вид спорта был распространен еще среди канадских индейцев. В 1884 г. были сконструированы специальные низкие гоночные сани, и в 1885 г. сооружена трасса, известная во всем мире как трасса «Креста» в Санкт-Морице. В противоположность канадским трассам она не короткая и прямая, а извилистая, изобилующая виражами и встроенная в сам ландшафт. Каждый год трасса реконструируется. Ее длина-1575 м, перепад высот-135 м. Это позволяет развить местами скорость от 100 до 130 км/час. Трасса «Креста» ежегодно готовится и объезжается в 3 отрезка. Это делается для того, чтобы спортсмены могли постепенно и основательно привыкать к тренировкам. Материальное обеспечение. Вначале для скелетона использовали деревянные сани. Но очень скоро они перестали удовлетворять требованиям, и с 1887 г. стали использоваться низкие гоночные сани с замкнутыми стальными полозьями. Отсюда и название «скелетон», что в переводе с английского означает «скелет», «остов». Масса саней со свинцовым отягощением составляет 50 кг, ширина колеи-38 см.
Снаряжение спортсмена состоит из обшитых металлом перчаток, налокотников и защитного шлема. К ботинкам привинчены скребки, с помощью которых можно уменьшать скорость и управлять санями.
Техника. Искусство вождения состоит в том, чтобы умело вести сани посредством правильного перемещения массы тела. Это требует большой интуиции и тренировки. Удержание саней в правильном направлении облегчается тем, что последние 15 см полозьев вогнуты, это препятствует проскальзыванию.